Воспитание нравственной свободы и нравственного характера

Конечно, только идеально-добрую свободу можно назвать истинной или нравственной свободой. Эта свобода есть задача нашей жизни. Отличительная черта этой свободы состоит в неуклонном стремлении человека к добру. Ясное сознание нравственной свободы возможно только при чистой нравственной жизни. Если бы человек достиг того состояния, когда для него уже невозможно делать выбор между добром и злом, и он направлял бы себя единственно к добру, то он был бы вполне свободен. О такой именно свободе говорит Иисус Христос: “Если пребудете в свете Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина (которою должна руководиться воля человека) сделает вас свободными” (Ин. 8:31-32). Только во Христе Иисусе и чрез Христа человек становится истинно свободным, получая чрез духовное возрождение все необходимые силы. “Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете,” — говорит Иисус Христос (Ин. 8:38). Так же учит апостол Павел: “Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти” (Римл. 8:2). Наоборот, творящий грех, по учению Св. Писания; есть несвободный человек, а раб: “всякий делающий грех, есть раб греха,” — говорит Христос (Ин. 8:34). И Господь пришел на землю для того, чтобы освободить людей (от власти греха) и сделать их свободными чадами Божиими. В послании к Римлянам апостол воссылает благодарение Богу за то, что римские христиане, “бывши прежде рабами греха, (обратившись) стали послушны тому образу учения, которому предали себя” (Римл. 6:17).

Чем меньше человек грешит и чем больше он определяет себя к добру, тем более он становится свободным. Только во всецелом подчинении добру сохраняется истинно-нравственная свобода и достигается ее сущность.

Но почему же, спрашивается, осуществление человеком своего назначения или, что то же, стремление человека к добру и к Богоуподоблению, называется свободной, а следование его злу и греху — рабством? — На этот вопрос ответ должно дать такой: свобода, как мы знаем, есть сила самоопределения человека из своего существа, подчинение самому себе, а не стороннему чему; но по существу своей природы человек есть образ Божий и назначение его Богоуподобление. Следовательно, когда человек стремится к добру и Богу, то он определяет себя из своего истинного и первоначального существа, он живет, так сказать, в своей настоящей сфере, и свободен, истинно свободен. Напротив, когда он “творит грех,” когда он уклоняется от Бога и предается злу, тогда он определяет себя не по своей истинной природе, но по чуждому ей началу, посторонней власти, так как грех или зло — чуждо Богозданной природе человека. Зло заставляет человека насильно делать то, что он ненавидит и не делать того, что он хочет: “не еже бо хощу, доброе сие творю, но еще не хощу, злое сие содеваю,” — говорит Апостол о греховном человеке. Зло является в человеке какой-то внешней, независящей от него, роковой силой, лишающей его свободы и подчиняющей законам физической необходимости. Нравственное же добро, напротив, дает человеку ощущение истинной свободы, свободы от греха. Добро, доставляя нам нравственное удовлетворение, отвечает сущности нашей природы и не является насилием для последней. Таким образом, только существование добра служит залогом и показателем нравственной свободы.

Воспитание такой нравственной свободы образование нравственного характера; сообщение воле и жизни нравственно-доброго направления — и есть задача земного подвига человека-христианина. Эта задача требует от человека постоянных усилий и неустанной борьбы с греховными влечениями. В этой борьбе христианин постепенно восходит от силы в силу и достигает такой крепости и нравственного совершенства, которая в начале казались ему недостижимыми. Апостол Павел сравнивает христианина с бегущими на ристалищах атлетами. Как эти последние задавались целью получить земной венец и все усилия употребляют для того, чтобы не уклониться на пути к цели и поскорее достигнуть ее, так должен поступать и христианин, задавшийся целью получить венец небесный. Здесь важно, чтобы человек не успокаивался на достигнутом, не ослаблял своих усилий, подобно великому апостолу языков, который говорил о себе: “Я не почитаю себя достигшим, а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе (Филип. 3:13-14). Конечно, усилия человека могут быть действенны только при условии благодатной помощи Божией.

Вопросы к 1-й главе для повторения.

1. Библейское воззрение на природу человека.

2. Существенные признаки или качества души человека.

3. Какие необходимые условия нравственной деятельности?

4. Что такое сознание и самосознание?

5. Каким должно быть христианское самосознание?

6. Святитель Тихон Задонский о христианском самосознании.

7. Что такое свобода воли?

8. Свобода, как второе необходимое условие нравственной деятельности.

9. Какие вообще существуют виды свободы воли?

10. Что такое естественная свобода? Что такое нравственная свобода?

11. Какие три состояния нравственной свободы?

12. Что такое формальная или психологическая свобода? Свидетельства Св. Писания о бытии такой свободы в человеке.

13. Какие свидетельства человеческого опыта и самосознания о свободе человеческой воли?

14. Неправильные мнения о свободе выбора.

15. В чем состоит учение детерминистов? Под влиянием каких побуждений действует, по их мнению, человек? Свободен ли в действительности человек по взгляду детерминистов?

16. В чем неправильность мнения детерминистов? Какое значение для нашей воли имеют мотивы? Всегда ли человек действует под влиянием сильнейшего мотива?

1. В чем противоречит детерминизм учению Божественного Откровения и общехристианского опыта?

17. В чем состоит учение индетерминистов? Как воля, по их мнению, относится к мотивам (побуждениям)?

18. В чем неправильность мнения индетерминистов? Подтверждается ли их учение человеческим опытом? Могли ли быть устойчивыми отношения между людьми, если в действительности было бы так, как учат детерминисты относительно свободы воли?

19. Что такое реальная свобода? Как и когда переходит формальная свобода в реальную?

20. Виды реальной свободы. Какая реальная свобода стала больше утверждаться в человечестве после грехопадения первых людей? Как говорит об этом апостол Павел?

21. Реально-добрая свобода у христианина после обращения к Богу и возрождения в таинстве крещения.

22. Реальная свобода как переход к истинно-нравственной (идеальной) свободе. Как это совершается чрез повторение подобных действий?

23. Что такое идеальная нравственная свобода? Ее виды.

24. Воспитание какой свободы есть задача жизни христианина?

25. Св. Писание об истинно-нравственной свободе.

26. Почему стремление человека к добру и к Богоуподоблению называется свободою?

27. О воспитании нравственной свободы и нравственного характера.

Литература

М. Олесницкий, проф. — Нравственное Богословие, глава I, §9—11.

Свящ. М. Монстров — Уроки по христианскому православному нравоучению. Изд. 2. СПб., 1914, гл. III, стр. 12-20.

Свящ. В. Бощановский — Жизнь во Христе. Серг. Посад., 1913. Урок второй (стр. 13-18).

Амвросий, архиеп. Харьковский. Свобода совести.

Полн. собрание проповедей, т. 2, стр. 34-46. См. Сборник “Свет во тьме.” СПб., 1903.

Преп. Ефрем Сирин — Творения, часть 5-ая. Изд. 4-е. Тр.-С.Л. 1900.

Гл. 146 — О свободной воле человека, стр. 24-33. Гл. 160 — О непостоянстве человеческой воли (стр. 194-196).

Наши рекомендации