Пророчества епископа Игнатия Брянчанинова
Брянчанинов долгое время пребывал в монастыре недалеко от Петербурга. Однако при стяжании духа в иноческих обителей, Брянчанинов не только в мире, но и в монастырях обнаружил алчность, корыстолюбие, лицемерие монахов и священников. В связи с этим это не сломило его дух, посвятив всю свою жизнь борьбе, прежде всего, восстановлению правды Божьей в храмах и монастырях. На протяжении всей своей религиозной жизни неотступно вёл активную духовную войну с фарисейством в храмах и в иноческих обителях.
Епископ Брянчанинов живя среди разнузданных религиозных лиц, погрязших в фарисействе, это и послужило написанию множество его обличительных, предупреждающих и пророческих книг: «В помощь кающемуся», «Слово о смерти», «Слово о человеке», «Письма о подвижнической жизни», «Аскетическая проповедь» и др.
Характерно, что имея дружеские отношения с царской семьёю, государственные правители зачастую брали читать его книги. Что соответственно царская семья прекрасно знала о грядущих скорбных событиях, которые грядут на российскую землю за грехи человеческие. Однако при всём этом императорская семья и чиновники при разумении всего, не сочли необходимым предпринять попытки исправить удручающее гибнующее положение в российском обществе. Ниже представлены всего лишь незначительная часть пророчеств епископа Брянчанинова и его обличительных высказываний в адрес российского духовенства и правительства.
Характерно, что все литературные труды Игнатия Брянчанинова (из-за содержания в них нелицеприятной критики гибельного положения религиозной российской жизни, и безнравственного государственного правления) из-за синодальной цензуры были запрещены к публикации. Впервые труды Брянчанинова в полном содержании были опубликованы лишь в 1915 году!
«Живем в ужасное время: в преддвериях развязки всему».
«Наше время — время тяжкое для истинных христиан по всеобщему охлаждению народа к вере и благочестию... Свершается предречение Писания об отступлении от христианства народов, перешедших к христианству от язычества. Общая безнравственность приготовляет отступничество в огромных размерах... Нынешним подвижникам предоставлен путь скорбей, как внешних, так и внутренних, как самый благонадежный...».
«Настал глад слова Божия! Ключи разумения у книжников и фарисеев! — Сами не входят и возбраняют вход другим! Христианство и монашество при последнем издыхании! Образ благочестия кое-как, наиболее лицемерно, поддерживается; от силы благочестия отреклись, отверглись люди! Надо плакать и молчать. — Ничем наружным не связываю тебя. Делай, что признаешь за лучшее для своих обстоятельств: на всем, что ни предпримешь с благою целью, буди благословение Божие!..».
«Проехал я довольно пространства, видел людей набожных посреди мира и в монастырях. Эти люди ныне крайне редки и то с весьма малым знанием, а иные со смешанными понятиями... Оскудело истинное духовное знание и духовные наставники. Нечто иные понимают не хуже нашего брата, - да учение их какое-то непросветительное, все кругом ходят, а в двери не попадают, - словно в жмурки играют».
«Отступление начало совершаться с некоторого времени очень быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные».
«Здание Церкви, колеблемое давно, может поколебаться внезапно и сильно. Некому остановить падение. Сосуды Духа иссякли окончательно. Страшно подумать, кому вверено настоятельство над душами».
«Человечество не будет видеть своего бедственного положения в нравственном и духовном отношениях; оно, напротив того, будет трубить о своем преуспеянии, будучи ослеплено преуспеянием в вещественном развитии для времени и земли, отвергнув развитие христианское для духа, для вечности, для Бога».
Падение облечено во все виды торжества; человекоугодие, лицемерство, тщеславие — во все виды добродетели. Обман, темная прелесть, носят личину духовного, небесного. Любовь душевная, часто порочная, прикрыта наружностью любви святой; сладость ложная, мечтательная, выдается за сладость духовную.
«В наш век, гордый своим преуспеянием, большинство человеков, провозглашающее себя и христианами и делателями обильнейшего добра, устремилось к совершению правды падшего естества, отвергнув с презрением правду евангельскую. Это большинство да услышит определение Господа: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Матф.15:8-9).
Делатель правды человеческой исполнен сомнения, высокоумия, самообольщения; он проповедует, трубит о себе, о делах своих, не обращая никакого внимания на воспрещение Господа (Матф.6: 1-18.); ненавистью и мщением платит тем, которые осмелились бы отворить уста для самаго основательного и благонамеренного противоречия его правде; признает себя достойным и предостойным наград земных и небесных».
«Точно! Гляжу на мир, — вижу: сети диавола умножились, в сравнении с временами первенствующей Церкви Христовой, умножились до бесконечности. Умножились книги, содержащия лжеучение; умножились умы, содержащие и сообщающие другим лжеучение; умалились, умалились до крайности последователи святой Истины; усилилось уважение к добродетелям естественным, доступным для иудеев и язычников.
«Зараженные «мнением» о достоинствах своих, особенно о святости своей, способны и готовы на все казни, на всякое лицемерство, лукавство и обман, на все злодеяния. Непримиримой враждой дышат они против служителей истины, с неистовой ненавистью устремляются на них, когда они не признают в прельщенных состояния, приписываемого им и выставляемого на позор слепотствующему миру «мнением». «Бог прославляется для прославления себя, как был прославлен Фарисеем (Лук.18:11). Одержимые «мнением» по большей части преданы сладостратию, несмотря на то, что приписывают себе возвышеннейшие духовные состояния…».
«Из этого рода прелести возникли пагубные ереси, расколы, безбожие, богохульство. Несчастнейшее видимое последствие его есть, неправильная, зловредная для себя и для ближних деятельность — зло, несмотря на ясность его и обширность, мало примечаемое и мало понимаемое. Случаются, с зараженными «мнением» делателями молитвы, и несчастья, очевидны для всех, но редко, потому что «мнение», приводя ум в ужаснейшее заблуждение, не приводит его к исступлению, как приводит расстроенное воображение».
«Убойся лицемерства, во-первых в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно – в характере времени…».
«Страшное бедствие – отсутствие в человеке истинного Богопознания: оно принимает дела диавола за дела Божии».
«Покаяние для ожесточенного сердца – невозможно: надо, чтобы сердце смягчилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Когда обымется и преисполнится сердце милостию: тогда только оно делается способным к покаянию; тогда только, покинув осуждение ближних, оно может обратиться к самовоззрению, а, спасительно осудив себя, приложить к язвам своим врачевство покаяния».