Молитва в конце молебна в день открытия училища
Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Сам благоволивши преуспевать возрастом и разумом и благодатию у Бога и людей и во время Твоего на земле служения спасению нашему повелевши невозбранно приступать к Тебе малым детям, благослови детовоспиталище сие, во славу имени Твоего устроенное, и утверди его в роды и роды, умудри тех, коим вверяется воспитание, разверзи умы воспитываемых к принятию спасительных учений и сердца их благонравием украси. Ангелов Твоих хранителей посли, да вселяют в сердца их всякое благопомышление и благорасположение, от всякого же вредного приражения, могущего укрыться от ока назирающих, охраняют и ограждают во дни и в нощи, да тако и видимо, и невидимо питаемы и руководствуемы безвредно возрастут и плод доброго жития и благих дел христианских принесут Пресвятому имени Твоему, Матерь Божия Пречистая! Тебе ведом путь спасительного воспитания, Тобою пройденный; Тебе ведом труд воспитания, Тобою понесенный! Помоги нам, молимся Тебе! В объятиях Своих носившая Христа Господа, обыми детища сии невидимыми объятиями Твоими и всем нам милостива буди! Тебе посвятили мы храм сей. Тебе дерзаем вверить и училище наше. Приими его под милостивый материнский покров Свой! Посещай, вразумляй, охраняй, предотвращай, – да Твоею помощью благоуспешно и Богоугодно совершается здесь всегда святое дело христианского воспитания детищ, предназначаемых в помощницы делателям в вертограде святой Церкви Сына Твоего, Господа нашего, Иисуса Христа, – Емуже со Отцем и Св. Духом честь и слава во веки веков. Аминь.
11 февраля 1865 г.
13. О построении внутреннего в себе храма,
с напоминанием, что это не делает, однако ж,
излишними храмы внешние
Благодарение Господу, вложившему в нас желание и подавшему нам способы обновить храм сей – ведомо вам, сколько нужен был такой храм, ведомо также и то, как свыше сил наших было удовлетворить сей нужде. И вот, однако ж, все уровнял Господь: дело спелось и так скоро пришло к концу, к общему всех нас утешению. Слава Тебе, Господи, благодеющему нам не по достоинству нашему.
Когда только началось храмоздание сие, помню, был ход с Боголюбовскою иконою Божией Матери. Проходя мимо, я мысленно поручал Владычице Богородице начатый труд и молил Ее, скорую всем и во всем помощницу, благопоспешить нам душеспасительно совершить его во славу рождшегося от Нея Господа и Ея Самой. Веруем, что эта незаслуженная благопоспешность устроения храма сего есть плод Ея материнского о нас попечения, и понуждаемся благодарение принести и Ей, Пречистой Владычице Богородице, – несмотря на худобу нашу, не лишившей нас Своей помощи.
Не могу умолчать и об избранных орудиях Божией к нам милости – наших благодетелях. Благодарю всех, кои помогали нам достоянием, трудом и советом. Господь да воздаст вам вместо земных – небесная, вместо временных – вечная, и да благословит Он вас во всех собственных ваших трудах и начинаниях. В каждое богослужение будет возноситься здесь усердная о всех к Богу молитва, которая, верим, веры ради вашей, не будет бесплодна для вас.
С такими чувствами принимаем мы храм сей, как дар Божий. Но самый храм не для нас одних. Он есть ваше паче достояние, чем наше. Почему благодарим, видя в нем себе дар, пользование же им не можем не простирать на всех вас, а вследствие того, не можем не пригласить вас воспользоваться им достойно дара и Дарователя. Полагаю, что вы все не иначе и располагаетесь и не к этому только, но и ко всякому другому храму. Не считаю, однако ж, излишним восстановить вашу о том память и разогреть рачение.
Вышний не в рукотворенных храмах живет. Сам, однако, узаконил устроять для Себя храмы рукотворенные и обетовал, что будут очи Его в них, чтобы видеть молящихся, и уши, чтобы внимать молитвам их. И это, конечно, не того ради, чтобы неистинным оказалось, что Он не в рукотворенных храмах живет; но того ради, чтоб указать, что если Он и являет в них особое Свое присутствие, то не ради их самих, а ради тех, в коих чает чрез них устроить Себе храмы нерукотворенные. Храмы устрояются, чтобы чрез них и в них научить нас самих созидаться в жилище Божие духом, в храме духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом (1 Пет. 2, 5). К этому направлен и самый образ устроения храмов и все, что потом в них совершается, и внимательному чтителю и посетителю храмов не трудно исполнить на себе и в себе их значение, преложив видимое на невидимое, вещественное на духовное, внешнее на внутреннее.
Здесь, в видимом храме, есть тело храма или вместилище, и в невидимом внутрь нас храме надо так устроить. Здесь есть престол – и там надо его воздвигнуть. Здесь есть жертвы – и там следует совершать их. Здесь есть совершитель их – и там надо ему быть. Вообще, что есть здесь, тому надо отобразиться внутри, – и вот это есть преимущественный долг и устроителей, и чтителей, и посетителей храмов.
Тело внутреннего храма духовного есть совокупность христианских истин или догматов. Как шатер, простер над нами Господь видимое небо, и мы все, и все твари земные объяты им, как пространным вместилищем. Подобное нечто устрояется и в духе того, кто, истину за истиною усвояя, взойдет, наконец, в полное зрение всего о нас Божественного смотрения. Будет он зреть Бога, в Троице поклоняемого, все сотворившего и о всем промышляющего, и нас в Господе Иисусе Христе, спасающего благодатию Св. Духа для блаженства вечного, в Царствии Его – нескончаемом по кончине мира сего, и всерадостном обновлении всей твари, и будет над ним Триипостасный Бог, сюду и сюду – промыслительные и искупительные Божественные учреждения, позади горькое состояние нас падших, впереди – блаженная будущность, в настоящем – труд в самоисправлении для открытия себе входа в райские обители. Войди во все сие размышлением, глубоким исследованием и убеждением, и в духе твоем, как сие необъятное небо, распрострется созерцание Бога и вещей Божественных, и образуешь в нем постоянное для Невместимого вместилище.
Кто сделает это, будет иметь храм в себе, со всем его украшением и принадлежностями. Войди теперь в него и священнодействуй. Но для сего нужно стяжать святое святительство и престол водрузить, потом заготовить жертвы духовные и начать приносить их. Святое святительство стяжешь, когда, пожершись сам Богови, приимешь в Божественных таинствах благодатное озарение, укрепление и освящение.
Святый престол водрузишь в самой глубине или средине сердца, когда возбудишь и укрепишь нераскаянную готовность себя самого и все дела свои посвящать Господу и усердное рвение помышлять и делать одно Ему угодное, всего же Ему неугодного избегать, не щадя живота. Жертвы заготовишь, когда стяжешь такую чувствительность и подвижность сердца на Божественное, что при всяком сознании твоих отношений к Богу будут сами собою свободно исторгаться из него святые чувства, стремления и расположения.
После сего дерзновенно приступи и на сем престоле возноси сии жертвы духовные, благоприятные Богу, Иисусу Христу. Судя по тому, как и каким предстанешь ты пред лице Божие, сердце твое даст соответственное движение, которое, как дым из кадильницы, взыдет на небо жертвою благоприятною. Это будет-то жертва хвалы, когда ум погрузится в благоговейное созерцание беспредельного величия и совершенств Божиих, – то жертва благодарения, когда сердце исполнится ощущением неисчетных благодеяний тебе Божиих, – то жертва правды и милости, когда воля устремит желания твои но всей широте Божиих заповедей, – то неуничижимая Богом жертва сокрушения и смирения сердечного, когда совесть пред Божиею правдою начнет обличать твои недостоинства и падения, – то жертва самоотвержения и самоозлобления, когда ревность к Богу потребует от тебя всесторонней чистоты и предначертанного тебе совершенства, – то жертва всесожжения, когда, и душу и тело Богу предавши, будешь ты, как кто-нибудь иным опоясанный и не по хотению своему ведомый, и хотети и деяти только о благоволении Божием.
Вот вам храм нерукотворенный со всеми принадлежностями его: и с престолом, и со священниками, и с жертвами. Устройтесь так и приимете обетование Божие, что храм сей ваш никогда уже не будет пуст. Ибо тогда к вам будет относиться слово Господа: к нему приидем, и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23).
И такой-то храм желателен и любезен Богу. Полагаю, что вы знаете меру, до какой надо простирать ревность свою о духовности. Боюсь, однако же, не пришел бы кто от слов моих к мысли, что если существо дела в сих храмах нерукотворенных, то рукотворенные храмы составляют излишек, ненужный и стеснительный. Скажу, из опасения сего, про случай: начните только созидаться в жилище Божие духом, и сами тотчас увидите, что без внешних храмов никакого не будете иметь успеха в созидании внутренних. Нужно будет ведение истины, а она здесь проповедуется; нужна будет благодать Божия, а она здесь получается в таинствах; нужно будет опытное руководство, а оно преподается служителями видимых алтарей. Да и самая мысль о созидании в себе жилища Богу здесь западает на сердце, – здесь потом зреет и крепость получает – прийти к исполнению. В христианстве все постигается опытом. Самое дело уравнивает все неровности и умиряет кажущиеся противоречия. В слове же мы говорим о духовном из опасения, не остановился бы кто на одном вещественном; а потом от духовного опять обращаемся к вещественному из другого опасения – не возмечтал бы кто одухотвориться без всяких видимых пособий. Как плоть носящих, плотски руководит нас Бог к духовному. Господь может посещать души и невидимо; благоволил, однако, воплотиться и видимо с человеки пожити. Может Он прямо душе сообщать сокровенные внушения Свои; благоволил, однако ж, в слово человеческое облечь и письмени человеческому предать Свои Божественные истины. Может Он без посредств действовать на сердце; благоволил, однако ж, учредить видимые таинства для сообщения Своей невидимой благодати. Кто сколько-нибудь знает устройство естества человеческого, поймет, как целесообразны и для совершенства нашего необходимы такие порядки Божественного о нас смотрения. Как тело наше живет, принимая со вне стихии и перерабатывая их в себе, как душа наша принимает совне опыты – свои и чужие, и, усвояя их себе размышлением и деятельностью, является многосведущею и многоумеющею, так для развития и усовершенствования жизни духовной благоприятное представляют поприще видимые храмы со всем в них бывающим, где дух человека, принимая Божественные стихии, восходит от силы в силу – по образу Создавшего его.
Так, братие, приглашаем вас созидаться в жилище Божие духом; но как все Божественные силы, потребные к тому, положены в храмах Божиих, то не можем не пригласить вас участвовать в них, подражая пророку Давиду, который, сколько ни был духовен, говорил, однако ж, о себе: едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни, вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его (Пс. 26, 4). Но и это опять того ради, да даст вам Господь... силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша (Еф. 3, 16). Аминь.
2 февраля 1866 г. На освящение Крестового
Христорождественского храма, при архиерейском
доме, во Владимире.
14. Отображение в душе устройства скинии,
в чаянии сподобиться и обетования, данного скинии
Ныне завершаем мы освящение храма нашего. Отныне он является во всех частях совершенным, к радости духовной всем соучастникам нашего торжества. Хочу воздать за труды молитвы благожеланием апостольским: Бог мира да освятит вас всесовершенных (во всем): и всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится (1 Сол. 5, 23). Не подумайте, однако ж, что я прицепляюсь только к слову, нет – к этому располагает меня соответствие наших храмов со скиниею ветхозаветною, устроенною по образцу, Богом начертанному, и соответствие устройства скинии с устройством естества нашего. Скиния была дом Божий. И мы определены быть жилищем Богу. Бог, начертывая план для скинии, так определил устроить ее, что в сем устройстве отобразил и то, как надлежит нам настроиться во всех частях естества своего, чтобы стать жилищем Бога. Три части имела скиния, а потом храм, Соломоном устроенный, двор, святая и святая святых. Три части имеет и естество наше – тело, душу и дух. Если мы сии части естества своего настроим так, чтобы они соответствовали значению тех частей скинии, то и мы сами в себе станем скиниею Богу, в которую Он поселится и в которой благоводительно поживет. Коротко укажу вам, что именно вследствие сего должно быть в нас. Внешнюю часть скинии составлял двор. Внешнюю часть нашу составляет тело. Двор имел особые места для закалания жертв, бассейн для омовения их, жертвенник для принесения жертв, словом, он совмещал все потребности для жертвоприношения Богу. И наше тело есть совокупность потребностей, кои сами по себе направлены к поддержанию жизни; но как жизнь сия должна быть вся посвящена Богу, то самое удовлетворение потребностей телесных может быть так устроено, что сим будет постоянно совершаться приятное Богу жертвоприношение. Почему св. апостол заповедует: представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови (Рим. 12, 1). Как жертва требует смерти, то в другом месте он приближает к нашему понятию сие жертвоприношение тела нашего так: умертвите уды ваша, яже на земли (Кол. 3, 5). Этим одним словом апостол высказал следующее: бери всякий член и умерщвляй – и будешь жертву Богу приносить. Возьми зрение и слух и умертви уединением; возьми язык и умертви его молчанием; возьми вкус и умертви его воздержанием, а то сухоядением и горькоядением; возьми потребность сна и умертви ее бдением; возьми потребность покоя и отдыха и умертви ее трудом. Так, труд, бдение, пост, молчание, уединение, чистота и проч. – вот жертвы, Богу на дворе плоти нашей приносимые. Кто сделает так, тот тело свое поставит в соответствие со двором скинии, по Божию начертанию устроенной, и чрез то сохранит его непорочным в пришествие Господне: ибо те, кои распинают плоть свою со страстьми и похотьми, Христовы суть (Гал. 5, 24).
Вторую часть скинии составляло святое, в котором был семисвечный светильник, стол с хлебами предложения и фимиамник. Вторую часть нашего естества составляет душа. Хочешь поставить душу в соответствие с тою частью скинии, которая именовалась святая, сделай так, чтобы душа со своими способностями похожа была то на семисвещный светильник, то на стол с хлебами предложения, то на фимиамник.
Светильнику соответствуют в душе те способности, кои занимаются познанием истины, и их точно семь: воображение, память, понимание, суждение, исследование, наведение, созерцание и обозрение. Сделай так, чтобы все сии силы своим содержанием и образом действий походили на лампадки, кои не стыдно поставить в алтаре, – и образуешь в себе семисвещный светильник. Воображай только святое, чистое, небесное; память наполни словом Божиим, деяниями Господа и святых; понимай всегда, как Господь заповедал, апостолы предали и св. отцы научили; в суждениях не преступай положенных пределов; в исследованиях – высших себя не ищи и, что не по силам, не истязуй, – в наведениях не позволяй ничего противного Божественному откровению; в созерцаниях на все смотри оком св. Божией Церкви. Настройся так – и возжешь в душе семисвещный светильник.
Что стол с хлебами предложения во святом, то деятельная сторона души – воля со своими разнообразными желаниями, расположениями и делами. Чтобы она вполне соответствовала хлебам предложения, надобно, чтобы она преисполнена была добродетелей и святых расположений, каковы в отношении к Богу суть: ревность о Богоугождении и славе Божией, исповедничество, покорность воле Божией и терпение; в отношении к ближним – уважение, благотворение, честность, миролюбие; в отношении к себе – воздержание, бережливость, смирение, трудолюбие. Настройся так – и будет у тебя стол с 12 хлебами – 12 расположениями, соответственно 12 направлениям движений воли – сим порождениям, или коленам, ее деяний.
Фимиамнику соответствует в душе сердце со своими чувствами. Чтоб оно вполне походило на фимиамник скинии, надо, чтоб оно исполнено было – все – нравственно-религиозными чувствами, коим нет числа; именно – чувствами страха Божия, благоговения, благодарения, радости о Духе Святе, сокрушения, сострадания и сорадования, самоуничижения, отрешения от всего и проч. Настройся так – и будешь иметь фимиамник в сердце, на коем утром и вечером, при совершении молитвы, или и во всякое время от мыслей благих, или дел Богоугодных будет возжигаться святое чувство и восходить к Богу, как благоуханное курение.
Когда успеешь так упорядочить душу с умом, волею и сердцем, устроишь в себе святое по плану, начертанному Господом, будешь прославлять Бога в душе своей (1 Кор. 6, 20), как заповедал апостол, будешь стяжевать ее или спасать, как указал Господь, – и совершенною сохранишь ко пришествию Господню.
Третью часть скинии составляет святое святых. Третью часть естества нашего составляет дух. Хочешь, чтобы дух твой в тебе был то же, что святое святых в скинии, – образуй его по значению вещей, находившихся во святом святых, – и получишь желаемое. Святое святых содержало в себе златую кадильницу и ковчег завета, в коем хранились: стамна с манною, жезл Ааронов прозябший и скрижали завета, поверх ковчега херувимы славы осеняли очистилище и сообразовывали место, в коем Бог изрекал Свои определения. Что, думаете, должно соответствовать им в духе нашем? Прежде всего – вера, надежда и любовь; вера, с неба низводящая и в сердце напечатлевающая успокоительные, мир и отраду разливающие истины; надежда, безотрадную землю – юдоль плача – расцвечивающая чаянием и предсказанием нескончаемых благ на небе; любовь, совмещающая в себе единое исполнение всего закона и составляющая в нас Богоначертанную скрижаль. Преобразуясь в них своим сознанием и свободою, дух сосредоточивается в молитве, возносится горд, как дым от златой кадильницы, и оттоле привлекает Божественное осенение, в коем Бог печатлеет Свои руководительные Богопреданному духу внушения или изрекает ему Свои определения. Возбуди все сие в духе твоем и возведи к совершенству – и будет твой дух – святое святых естества твоего.
Вот как все части естества своего поставим мы в соответствие с частями скинии и духовное значение их отобразим в себе. Когда достигнем сего, тогда и на нас Господь будет смотреть, как на скинии, и то, что обетовал скинии, перенесет на нас, избравши нас в жилище Себе. Тогда и о каждом из нас можно будет сказать: се скиния Божия с человеки.
Припомнив все, что говорил я теперь, иной может подумать: вот одни имена. Точно, одни имена, но не пустые слова. Я намеренно хотел пересказать вам все сии имена, чтобы под один обзор подвесть весь сонм обязательных для нас добродетелей.
Человек есть великое творение и действительно бывает таковым, но только тогда, как является совершенным во всех своих частях. Есть свои совершенства у тела, свои совершенства в душе, свои – в духе. Совершенства сии суть добродетели, и именно добродетели телесные, душевные и духовные, как указано пред сим. Если поставить их все в ряд, то они составят лествицу, одним концом утверждающуюся на земле, а другим упирающуюся в небо. Это будет подобие лествицы Иакова, о коей сказано, что Господь утверждается на ней. Так утверждается или покоится Господь и на том лице, которое полно всех добродетелей, которое всякую свою силу и способность украшает свойственною им добродетелью. Вот почему, когда св. апостол говорил о всесовершенстве тела, души и духа, то вместе помянул и о том, что в ком бывает сие, того освящает Бог мира Своим присещением или в нем освятительно почивает Бог.
Сию-то полноту совершенств, или, паче, сей-то покой Бога в нас, или наше упокоение в Боге, и поставим целию ревнования, на память об освящении храма сего, в котором отныне милостиво благоволит Господь являть особое Свое присутствие и Свое благоволительное приближение к нам – все для того, чтоб и нас возвесть в ближайшее с Собою общение. Да будет убо со всеми нами благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа. Аминь.
3 февраля 1866 г. На освящение придела в честь
Иверской иконы Божией Матери, в Крестовом
храме архиерейского дома, во Владимире
Конец и Богу слава!
[1] Ее прев. Веры Николаевны Воейковой.