О значении храма для жизни христиан
Если бы собрать воедино души всех, здесь находящихся, и всех тех обвесть одним взором, то, при всем разнообразии лиц и состояний, при всем различии помышлений и расположений, нельзя бы не увидеть одного общего всем и во всем отпечатлевающегося чувства радости и духовного веселия о сооружении храма. И такого храма! В этом с нашей стороны должная дань благочестивому усердию и терпеливому труду храмосозидательницы[1] – дань свободного духа, невольно, однако ж, исторгаемая. И, действительно, зная, что значат храмы Божии в христианском житии, нельзя не исполняться особенными удовольствием, когда видишь их воздвигаемыми попечительного о своем спасении и о спасении других любовию; нельзя не изъявить благодарения Господу, вложившему мысль и помогшему; нельзя остаться непризнательными и к тем, кои вняли внушению и не щадили труда и достояния в исполнении. Такими чувствами да венчается нынешнее наше торжество и наше в нем участие!
Но, братие, этим одним ограничиваться нам не должно. Покой утешения собственно приличен только жертве любви. Чтоб и нам, не приносившим здесь такой жертвы, достойно внити в тот же покой, приложим и со своей стороны иного рода жертву – жертву готовой покорности воли Божией, какая открывается в сооружении храмов среди христиан и для христиан, потому что с сим сопряжены известные, налагаемые на нас обязательства, которые возобновлять в совести должны мы всякий раз, как участвуем в подобном нынешнему торжестве или совершаем воспоминательное о нем празднество.
Хочу напомнить вам о сих обязательствах. Не думаю, чтобы для вас нужно было пространное о том слово, когда вы и сами являете себя столь усердными ко храму. Потому ограничусь кратким указанием значения для нас храмов и того, к чему сие значение обязывает нас.
Что значит для нас храм? Храм для нас есть то же, что сердце для тела. Это прообразовала еще древняя скиния, которая всегда находилась внутри народа, – в пути ли были Израильтяне или стояли станом. Там и здесь колена Израильтян всегда располагались вокруг скинии так, что она точно составляла средоточие или сердце народа. Зачем такова скиния – сень грядущих благ? Затем, чтобы научить нас таковыми иметь храмы, в коих истиною действуется то, на что скиния только указывала. Утвердим же внимание свое на сей мысли и пойдем вслед нее.
В сердце живо отражается всякое движение, состояние и действие нашего тела. Бодренность и дремота, крепость сил и слабость, здоровье и болезнь, льгота и тягота и проч. – все вообще отражается в сердце и вызывает с нашей стороны соответственные тому действия. Не то же ли самое есть между нами и храм? Всякая наша нужда духовная не отзывается ли в храме и не вызывает ли из него соответственных действий? Смотрите: печален кто – идет в храм петь параклисис Богородице; радость получил – идет туда же воспеть благодарное молебствие; дом надо строить – из храма берется благословение; колодезь вырыть – тоже; дождя нужно – храм ходит по полям, чтоб привлечь дождь с неба; болезнь постигла – Церковь приходит ходатайствовать о выздоровлении; родилось дитя – оно возрождается к новой жизни в храме; согрешит кто – очищается от скверны в храме; новая семья зачинается – она сочетавается в храме; в путь собирается кто – напутствуется молитвами в храме; умер кто – тело его провожается на покой в недра земли из храма, а о душе его возносится ходатайственная молитва в храме, и проч., и проч. Вообще нет ни одного значительного дела, которое бы совершалось, как следует, по-христиански, помимо храма или без соприкосновения с ним. Как нитями какими прикреплены мы к храму. К нему привлекаемся всякий раз, как зачинаем что новое, и из него уже исходим на дело свое. Так, осязательно верно, что храм есть истинное средоточие или сердце нашей христианской жизни.
Так это есть.., таковыми и должно нам всегда в сердце своем признавать свои храмы и соответственно тому держать себя или действовать в отношении к ним. Нечего бы и говорить об этом, когда все прямые христиане и сами собою всегда так действуют; но не все христиане суть прямые христиане. У кого есть в сем отношении какие уклонения, тому нынешнее наше церковное торжество напоминает, что как без сердца нельзя жить телу, так нельзя христианину жить по-христиански без храма и всего, что совершается в нем. Целость сердца в теле есть условие в жизни. Поразите сердце, и – тотчас смерть. Не должно ли то же сказать и о храме? Да! Не поражайте храма суемудрием и своеволием, иначе умрете духом. Здесь разумеется не вещество храма. Вещественный состав его нередко стареет, сгорает, разрушается, а принадлежащие храму, несмотря на то, все еще остаются живыми духом. Но вознеситесь немного повыше сих вещественных сводов или проникните немного глубже сего вещественного состава храма – и увидите, что оно так есть. Хотя того, что в храме – не стареющегося и не умирающего, – поразить насмерть никак нельзя; но кто касается того острием суемудрия или своевольного уклонения инуды, тот сам себя поражает и сам себе самочинием причиняет смерть. Посмотрите на тех, кои чуждаются храмов, и разоблачите их внутреннее настроение! Отчего это холодом веет от них, как от могилы? Оттого, что жизнь их духовная или сокращена, или совсем погашена отсечением себя от храмов и всего чина их. Тут разумеются не одни молокане и раскольники, но и – еще паче – люди суемудренники, которые, под предлогом какой-то очищенности понятий, высятся над сими, непростыми, впрочем, зданиями и всем, что в них. Да не будет таковых между нами! Правда, утешительно быть уверенным, что не в частных случаях сила, но в духе и настроении; но ко всем ли идет такая оговорка? Утешительно и то, что, пока стоят храмы, есть надежда уразумения смысла их и обращения к ним не разумеющих и не хотящих разуметь; но все же, пока сие сбудется, последние стоят на стороне гибнущих. А об этом как не жалеть? Скажет кто: разве они не живут? Живут, но как живут? Что за жизнь у того, кто не принимает живительных стихий оттуда, где исходища жизни?
Из сердца исходят и действием его расходятся по телу живительные стихии в крови. К сердцу приходит кровь, не способная поддерживать жизнь, отжившая; а из сердца исходит уже живая кровь и разносит оживление по всему телу. То же делает с нами и храм. В житейском быту, в продолжение дней рабочих, собираем мы, по невнимании к себе, недобрые мысли, чувства и расположения, кои, подобно крови отжившей, тяготят и мертвят душу. Побывавши же в храме, в воскресенье или в праздник, – побывавши, как следует, – выходим оттуда совершенно новыми, как бы освеженными. Другие уже после того бывают мысли в голове, другие чувства и расположения в сердце. Все в душе переделывается тем, что действуется, читается, поется и внушается в храме. Для внимательного здесь какое богатство святых помышлений в слове! Сколько примеров святости в изображениях! Сколько разительных напоминаний в действиях! Принимая все сие вседушно, он освежает тем свое внутреннее, как освежается вышедший на свежий воздух после целонощной духоты, и облегчается там, как облегчается восходящий все выше и выше от земли. Вот отчего св. пророк Давид ублажал живущих в доме Божием, и сам особенную чувствовал радость и веселие, когда говорили ему: в дом Господень пойдем! Надобно, однако ж, знать, что сие оживление и обновление в храме не достаются даром. Надо быть особенно настроенным к тому: надо расположить себя к пребыванию в храме со страхом, ко вниманию и собранности, к принятию отверстым верою сердцем всех готовых здесь небесных влияний. У кого нет таких расположений, тот и в храме – как не в храме; потому ничего не получит там, что мог бы получить, если бы пребывал в нем, как следует.
Довольно, думаю, и этих черт сходства храма и сердца! Так ли расположены к храму все мы, присущие здесь, – об этом пусть каждому скажет собственная его совесть. Со своей стороны напомню только, что нынешний день освящения храма обязывает нас вникнуть в свои отношения ко храму, поверить их и поправить, если что вкралось неисправное. Не пренебрегайте сими обязанностями и не считайте их малозначительными. Храм – символ христианства и место благодатных средств Божиих. Кто отчуждается от храма, тот стал вне притоков благодати и состоит в опасности засохнуть. Блаженны, напротив, преданные храму и всему, что в храме. Они скоро уподобляются древу, насажденному при исходищах вод, всегда приносящему обильные плоды.
Вот что судил я сказать вам ныне – кому в урок, кому в напоминание, кому в утверждение в правилах, в которых и сами они пребывают уже неуклонно по доброму расположению сердца и свободному избранию духа, ограждаясь от колебаний и возникающих недоумений своими опытами благих от того последствий.
В заключение же снова приглашаю всех вас воздать благодарение Господу о совершении сего храма! Да благословит его всещедрая благостыня и потрудившихся в созидании его, и благословение сие да пребудет в роде их из поколения в поколение! Аминь.
7 сентября, 1860 г. На освящение храма,
в селе Ольшанке Борисоглебского уезда