О неизменности православного исповедания
В прошедшей беседе моей, в день Преображения, если кому случилось слышать ее, я не неблаговременно, как мне казалось, коротко напомнил вам начертание общей программы жизни истиннохристианской, о которой говорил не раз. Ныне так же не неблаговременным нахожу указать вам одно предостережение, – именно, относительно новых учений, которые так плодовиты в наше время. Мысль мою выражу словом апостола: в научения странна и различна не прилагайтеся (Евр. 13,9).
Не думайте, что я взял эту мысль по каким-либо своим соображениям. К ней подал мне повод и, следовательно, обязал остановиться на ней нынешний Апостол, содержание которого всем внушает стоять неуклонно в благовествовании, которое принято исперва от апостолов, в коем спасались и спасаются все спасающиеся. «Я передал вам, – говорит апостол Павел к Коринфянам, – что сам принял; посему, как я проповедывал, и как вы уверовали, – стойте в том, и спасайтесь. Так есть, и иначе быть не может» (1 Кор. 15, 1–11).
В другом месте он ту же мысль выразил так: «думаете вы, что мое слово к вам бывает то ей, то ни? Нет. Верен Бог. Слово наше к вам не бысть ей и ни. – Но что я говорил вам: ей, то – ей и что ни, то – ни. Ибо елика обетования Божия, в том ей, и в том аминь» (2 Кор. 1, 17– 20). Как Бог неизменен, так неизменно слово Его. И так же неизменными в веровании надлежит пребыть и нам всем, принявшим слово от апостолов и преемников их, не аки слово человеческо, но, якоже есть воистину, слово Божие (1 Сол. 2, 13).
Не бывайте убо, братие, преложни к иному ярму, т.е. к иному какому учению, кроме содержимого нами, засвидетельствовавшего и свидетельствующего свою Божественность (2 Кор. 6, 14). Но если бы даже ангел с неба пришел нам благовестить паче, еже благовествовано нам св. апостолами, все в один голос скажем: анафема да будет! (Гал. 1,8), следуя апостолу, который по любви к истине и себя поставил в число сих осуждаемых, если бы почему-либо стал благовествовать иначе, нежели благовествовано.
Да не покажется кому такой приговор слишком строгим. Он в порядке вещей. Учения человеческие по природе своей изменчивы. Это для них и необходимость и благо. Все вокруг нас течет, ничто не стоит – и вещи, и судьбы общественные, и предприятия людские. Странно было бы, если бы кто-либо упорно стоял в одних и тех же понятиях, когда вокруг уже ничего нет, к чему бы можно приложить их. Но не то в деле веры, в сем внутреннейшем отношении духа нашего к Верховному Существу. Здесь как Бог неизменен и неизменна природа наша, так неизменен должен быть и Символ веры. Так это и есть. В раю еще начертан, тотчас по падении, Моисеем, потом облечен в подготовительную форму, а Спасителем совершен, и действуется ныне во всех совестях, искренно к Богу обращающихся. Так есть, и так будет до самого окончания века.
Не составьте против нашей мысли возражения, что некоторое изменение представляется и в Божественном учении, – именно: Моисей дал одно устройство веры, а Спаситель отменил его и дал новое. Но, кроме того, что сие изменение касалось только видимой формы, а не существа, то и другое устройство веры совершено Самим Богом. Ибо знаем, что Моисеови глагола Бог (Ин. 9, 29), а Спаситель Сам есть Бог; поэтому покорность тому и другому обязательна для нас как покорность воле Божией. Так и по существу дела! Богу приближаться и Ему угождать иначе мы не можем как так, как определил и разрешил Он Сам. Бог определил чрез Моисея образ богоугождения и спасения: так все до пришествия Спасителя и спасались и угождали Богу. Пришел Спаситель и отменил Моисеев закон, исполнив или заключив его в Себе, и дал новый закон. Теперь древняя мимоидоша, и быша вся нова, говорит апостол (2 Кор. 5, 17). Теперь нет иного приступания к Богу, иного образа богоугождения и спасения, как тот, который Господом заповедан, апостолами проповедан и содержим св. Церковью.
Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок же дний сих глагола нам в Сыне Своем (Евр. 1, 1, 2). В Сыне Своем говорил к нам Бог в последний раз. Значит, других изменений в Божественном устроении спасения не будет. Что Моисеев закон будет отменен как временный, а вместо его введен новый закон, о сем было предсказано, и все того ожидали. Сам Моисей говорил: Пророка вам воздвигнет Господь, якоже мене, Того послушайте (Втор. 18, 15). Но Спаситель после того, как открыл нам волю Божию, не предуказал никакого изменения, а сказал: Я с вами до скончания века (Мф. 28, 20). Он с нами тогда, когда мы мыслим Его умом, живем Его жизнью, освящаемся Его силою. Значит, как мы теперь веруем, так должно быть до конца мира.
Сего ради Он учредил Церковь, коей врата адова не одолеют (Мф. 16, 18), и узаконил, что кто Церковь преслушает, будет как язычник и мытарь, т.е. погибший.
Итак, до самого скончания века мы не должны ожидать никакого нового откровения. Что же потому должно думать о том, кто пришел бы и стал уверять нас, что он приносит нам от Бога новое откровение? Мы должны почесть его лжецом и обманщиком. Если бы даже он говорил, что ангел или какой-либо дух говорит ему, – и тогда надо с твердостью отвергнуть его, не допуская в себе раскрыться духу пытливости или каким льстивым надеждам. Един Господь, едина вера, едино крещение (Еф. 4, 5), учит апостол. Какой еще иности в вере и богоугождении ожидать, желать и принимать нам?! И какая нужда нам слушать всякого встречного, тем паче, когда он иного Иисуса, иной образ спасения проповедует, его же не проповедали апостолы, или иного духа предлагает принять, коего не принимали доселе, или к иному благовестию склоняет, коего не было слышно прежде (2 Кор. 11, 4)? Какого еще нужно учения, когда то, которое мы содержим, так спасительно и так многообразно доказало свою спасительность?! К сему может располагать только праздное желание перемены. Послушайте, что о сих духах, проповедниках новых учений, пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов: Возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия, и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов, егоже слышасте, яко грядет, и ныне в мире есть уже (1 Ин. 4, 1, 2, 3). На это решительное слово апостола не нужно других объяснений. Одно только надо пояснить, что значит исповедывать Иисуса Христа, во плоти пришедшего? Это значит исповедывать, что мы пали в прародителях, так что сами собою восстановиться не могли. Единородный Сын Божий и Бог, второе лице Пресвятыя Троицы, воплотился ради нас, и, пострадав плотью, оправдал нас пред Богом, и благодать Св. Духа нам заслужил, которою, приемля верою чрез Таинства во св. Церкви, мы освящаемся и получаем силу жить по Духу Христову, в исполнении Его заповедей, ради Коего чаем нескончаемой, блаженной жизни в будущем. Вот что значит исповедывать Иисуса Христа, во плоти пришедшего. Если какой дух начнет что-либо проповедовать отлично от сего, тот не от Бога, а есть дух антихристов.
Заметьте особенно следующие пункты: 1) Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек в едином лице. Следовательно, дух, не исповедующий Иисуса Христа истинным Богом, отвергающий Божество Его, есть антихристов. 2) Спасение наше состоит в освящении. Освящение получается благодатью Св. Духа, приемлемою верующими в Таинствах и возводящею нас к святости. Кто предлагает иной способ очищения, освящения и усовершенствования, тот антихристов. 3) Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века после того, как Господь придет во второй раз и рассудит живых и мертвых. Чтоб кто самочинно не чаял в этот, может быть, долгий промежуток времени каких-либо дивных приключений с собою, повторения, например, явления своего в числе живущих на земле. Апостол резко определяет: лежит человеком единою умрети, потом же суд (Евр. 9, 27). Одна каждому смерть, стало быть, одно и рождение. Мысль апостола такова: дан тебе срок жизни сей, спеши им пользоваться во спасение свое, не чай другой подобной жизни.
Умрешь ты однажды; по смерти твоей произнесен будет суд над тобою, и участь твоя решена навсегда. Какой дух иначе будет проповедовать и обещать другое рождение и другую смерть, тот антихристов. Всех таковых духов не слушайте, и, если дойдет до вас слово кого-либо из таковых, смело можете произносить о нем суд словом апостола, что это дух антихристов, и прибавлять к сему суду и апостольское решение: анафема да будет.
Долгом я счел сказать вам сие, братие и отцы, в предостережение против подходящих к нам учений, да не како, якоже змий Еву прельсти лукавством своим, тако истлеют разумы ваша от простоты (2 Кор. 11, 3). Не бывайте же младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения (Еф. 4, 14). Но тверди бывайте, непоступни (1 Кор. 15, 58). Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся (1 Кор. 16, 13).
И Бог истины, мира и любви будет с вами. Аминь.
11 августа, 1863 года.
В 12-ю неделю по Пятидесятнице
11. Увещание стоять в православной истине,
несмотря на наплыв ложных воззрений
Се совершено последнее мое у вас служение, и последнее мое к вам обращаю слово. Недолго я наслаждался любовью вашею, но и за то благодарение приношу Господу и доброте вашей, за эти недолгие дни покойной среди вас жизни. Всеправящая десница Божия, сведши нас вместе, так сочетала души, что можно бы и не желать разлучения. Но как Тому же Господу угодно было так положить на сердце тем, в руках коих сии жребии перемен, то надобно благодушно покориться определениям Божиим. Ибо это и значит ввергать участь свою в руки Божии – самое безопасное хранилище и самое мощное носило. Потому, как сам я говорю, так и вас прошу произнести от сердца: буди воля Божия!
Аз убо теку по писанному о мне; вас же предаю Богови, и слову благодати Его, могущему наздати и дати вам наследие во освященных всех (Деян. 20, 32). Слово благодати ведомо вам. О чем и была наибольшая забота моя, как не о том, чтоб необинуясь сказать вам всю волю Божию (Деян. 20, 27)?
Благодарю вас от сердца, что за немощь плоти моей вы не уничижили немощного слова моего, но усердно внимали слышанному. Ваше внимание утешало и ободряло меня. И молю Господа, да сохранит Он в вас навсегда сии искренние ваши чувства к своим пастырям, коих свидетелем был и я в краткое время служения моего среди вас.
Вы ведаете, что никогдаже в словеси ласкания быхом к вам (1 Сол. 2, 5). Потому не заподозрите мою искренность, если приложу к вам слово Господа о внимательных к своему пастырю овцах, кои глас Его слышат... и по Нем идут, яко ведят глас Его (Ин. 10, 4). Но вместе не оскорбитесь, если изъявлю заботливое желание, да будет также всегда приложимо к вам и последующее слово Господа: По чуждем идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа (Ин. 10, 5).
С сего священного места вы никогда не услышите чуждого гласа. Кем бы он ни был издаваем, но всегда будет глас Божий, глас Господа Пастыреначальника. Пастыря вам всегда будет воздвизать Господь по сердцу Своему: того послушайте.
Гласы чуждые идут отинуды. Вы их встретите на стогнах града, на вечерях веселия, в приятельской откровенности верхоглядной учености, а то и в открытой беседе лицемерного самохваления убеждением подозрительным, в возгласах немного думающей письменности, богатой на слова, в смелых заявлениях нездраво учившегося и нездраво ученого юношества, в притязаниях многовидевшей и многослышавшей космополитности, в требованиях худо понятых прав ума и свободы, – и не говорю уже о множестве всякого рода новизн заграничного всеведения.
Я вполне уверен, что вы не поддадитесь никаким кривотолкованиям. И напоминаю о сем только для того, чтоб в случае молчания не подумал кто, что бывает время, когда можно послабить лжи и отказаться от здравомыслия. Чаще приводите себе на память предостерегательные советы св. апостолов – о различии Духов, аще от Бога суть, об уклонении от суесловий и прекословии, о неувлечении лестью суетных словес и проч. Тверди бывайте, братие, и непоступни, чтоб и с места вас сдвинуть надежду всякую потеряли покушавшиеся на то.
Я не пророк, чтоб, подобно апостолу, мог сказать вам, что по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада, – или что – от вас самех востанут мужие глаголющии развращенная, еже отторгати ученики в след себе (Деян. 20, 29, 30). Всякое, однако ж, время и особенно нынешнее – таково, что никак не излишне предостеречь вас словами апостола: блюдитеся от псов... блюдитеся от сечения (Флп. 3,2). Исполняется уже то, что предвидел св. Петр: и в вас будут лживии учители, иже внесут ереси погибели, и искупльшаго их Владыки отметающеся, приводяще себе скору погибель. И мнози последствуют их нечистотам, ихже ради путь истинный похулится (2 Пет. 2, 1, 2). Пришло время, когда многие здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом (2 Тим. 4, 3). Сие то и побуждает меня просить вас, братие, не дети бывайте умы: но злобою младенствуйте, умы же совершении бывайте (1 Кор. 14, 20). Твердо храните преданное вам учение, уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименнаго разума: о немже нецыи хвалящеся, о вере погрешиша (1 Тим. 6, 20, 21). Никтоже вас да льстит суетными словесы (Еф. 5, 6). Не ходите вслед других народов, кои, несмотря на хорошую о них молву, ходят в суете ума их, помрачени смыслом, суще отчуждени от жизни Божия, за невежество сущее в них, за окаменение сердец их (Еф. 4, 17, 18).
Если б кто, недоумевая, спросил: чего же нам держаться? – скажу вам то, что всегда говорил: возьмите православный катехизис, изучите его, напечатлейте в уме и сердце истолкованные там истины и держитесь их неуклонно. С сим не многословным, но многообъятным знанием вы будете просвещеннее всех просвещенных и мудрее всех мудрых, и смело отвергнете всякое учение, противное ему.
И сие есть преимущественное завещание, которое предаю вам, или паче повторяю завет св. Божией Церкви, всегда в ней хранимый и передаваемый из рода в род. Пусть лукавые человеки преуспевают на горшее, прельщающе и прельщаеми. Вы же, имея сей образ здравых словес, пребывайте в том, чему научены и что вверено вам (2 Тим. 1, 13; 3, 14), чтоб и когда не сый у вас, услышу, яже о вас, всегда мог я утешаться тем, яко истиною стоите во едином дусе, и единодушие сподвизающеся по вере благовествования, и не колеблющеся ни о едином же от сопротивных (Флп. 1, 27, 28).
Таковыми быть в отношении к вере молю вас. Относительно добродетели не требуете, да кто учит вас. В сем отношении я хотел бы сказать: пребудьте таковыми, какими преимущественно я знаю вас. Но, опасаясь недоумительных колебаний скромности вашей, приведу вам на память некоторые заключительные уроки апостольских посланий.
Молю убо вас, братие, словами апост. Павла к Римлянам, предоставите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше: и не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим. 12, 1, 2). Ненавидяще злаго, прилепляйтеся благому: братолюбием друг ко другу любезни: честию друг друга больша творяще: тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе: упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе, требованием святых приобщающеся, страннолюбия держащеся. – Благословляйте гонящая вы: благословите, а не клените. Да будет вам радоватися с радующимися, и плакати с плачущими (ст. 9–15). Ни единому же зла за зло воздающе, помышляюще добрая пред всеми человеки. Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте (ст. 17–18). Ни единому же ничимже должни бывайте, точию же любите друг друга (Рим. 13, 8). Не осуждайте: вси бо предстанем судищу Христову, где кийждо нас о себе слово даст Богу. Не ктому убо друг друга осуждаем: но сие паче судите, еже не полагати претыкания брату, или соблазна (Рим. 14, 10, 12, 13). Отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему: зане есмы друг другу удове. Гневайтеся и не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем. Трудитесь, делая своими руками благое, да имате подаяти требующему. Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших: но точию еже есть благо к созданию веры, да даст благодать слышащим. И не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления. Всяка горесть, и гнев, и ярость, и клич, и хула, да возмется от вас, со всякою злобою (Еф. 4, 25–31). Блуд же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас, якоже подобает святым: и сквернословие, и буесловие, или кощуны, яже неподобная, но паче благодарение. Якоже чада света ходите... во всякой благостыни и правде и истине: искушающе, что есть благоугодно Богови. И не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся Духом: глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных: воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви (Еф. 5, 3–4; 8–10; 18–19). Над всеми же сими стяжите любовь, яже есть соуз совершенства: и мир Божий да водворяется в сердцах ваших, в оньже и звани бысте... Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости, учаще и вразумляюще себе самех... и все, еже аще что творите словом или делом, вся во имя Господа Иисуса Христа, благодаряще Бога и Отца тем (Кол. 3, 14–17). Знайте труждающихся у вас, и настоятелей ваших о Господе, и наказующих вы: и имейте их по преизлиха в любви за дело их: мирствуйте в себе... Вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем. Блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст: но всегда доброе гоните и друг ко другу и ко всем. Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1 Сол. 5, 12–18).
Прочее же, братие моя, елика суть истинна, елика честна, елика праведна... елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляйте... И Бог мира будет с вами (Флп. 4, 8, 9).
Это вторая половина завещания моего. Остается приложить и к вам слова апостола Павла, сказанные им возлюбленному ученику своему Тимофею: засвидетельствую пред Богом, и Господем Иисус Христом, и избранными Его Ангелы, да сия сохраниши без лицемерия, ничесоже творя по уклонению (1 Тим. 5, 21).
Хочу верить, что и сохраните. Но будущее кто ведает и изменение сердца человеческого кто предугадать может? Почему в моих благожеланиях вам, не имея сил утвердить неизменность в вас ваших добрых расположений и не ведая, чем предотвратить могущие произойти в вас случайные изменения, обращаюсь к самому надежному средству – Божией помощи, покрову и заступлению. Предаю вас Богови и слову благодати Его, могущему наздати и дати вам наследие во освященных всех. Сам Бог мира да освятит вас всесовершенных во всем: и всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится (1 Сол. 5, 23). Сего ради преклоняю колена моя ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа... да даст вам по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша... да исполнитеся во всяко исполнение Божие (Еф. 3, 14, 16, 17, 19).
Когда так будет в вас, обретено будет вами Царство Божие, которое внутри вас. А когда обретете сие царство, всяк соделается обладателем и того, что прилагать Господь обетовал ищущим и обретающим его, говоря: ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам. Да приложит убо вам Господь счастье на счастье, довольство на довольство, здоровье на здоровье. Да благословит домы ваши, и чад, и домочадцев ваших. Да благопоспешит вам во всех делах и начинаниях ваших; воздуха благорастворение и земли плодородие да подаст и всякою милостию Своею да обогатит вас на всех путях жизни вашей.
Остается сказать и еще одно слово: простите. Вы ведаете, каков я был у вас. По мере сил моих я заботился являть себя исправным, но как человек мог ошибаться и падать. Простите Господа ради, если кого оскорбил чем, онеправдовал или соблазнил. Некогда все мы предстанем пред судилищем Христовым и должны будем дать отчет за сей, хотя краткий, срок наших взаимных отношений. Очистим убо себе взаимным всепрощением. Простите меня, а мне и прощать некого и нечего, ибо кроме добра ничего не видел от вас и в вас.
Прошу не оставлять меня и в молитвах ваших к Господу, да поможет мне новое поприще без порока прейти, неискушенну от злых.
Приимите, наконец, от меня и обычное, но многознаменательное благословение: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа буди со всеми вами (2 Кор. 13, 13). Аминь.
18 августа, 1863 года.
На прощание с тамбовскою паствою
12. Что значит в православном христианстве –
тещи и неподвижну быть
Первое совершив с вами священнодействие, первое мое обращаю к вам слово. И что скажу вам? Если б говорить все, что можно и желательно, то и конца не было бы собеседованию. Дадим лучше свободу течению мыслей, и что изберется из многого, то возьмем себе в урок на память о нынешнем дне.
Се всеправящая десница Божия указует мне пастырское среди вас служение и дает вам во мне пастыря, а мне в вас – паству. Благословим Господа, так благоволившего о нас! Что до вас, то вы, конечно, не имеете других осязательных побуждений к благодарению, кроме общей заповеди – о всем благодарить. Я же в новом моем назначении вижу особенную ко мне милость Божию, по преизбытку немощей моих умножающую благодать свою на мне. Ведая долгое во Христе пребывание новой моей паствы, великие труды, подъятые ею в служении Господу, а паче великие Божии дары, излиянные на нее в прославлении святых ее мужей, в нетленных мощах, чудотворных иконах и неоднократно бывших чудесных благодеяниях Божиих, я вхожу как бы в рай благодати, как бы в готовое жилище Божие и исполняюсь благонадежием на скорую помощь мне в подъятии трудов пастырства. Теперь пусть немощна молитва моя, ее восполнят просиявшие здесь святые, ныне на небе у престола Божия предстоящие, кои, обычно о вас молясь, и меня да примут под милостивый покров свой. Пусть не богат я мудростью деятельною, – ее заменят долголетним опытом установившиеся среди вас спасительные порядки жизни. Пусть бессильно слово мое к созиданию душ ваших, – вместо его будут назидать вас долгие ряды предков ваших, сильных в вере и благочестии, громче всякого слова проповедующих о спасительном пути. Приводя все сие на память, как не возблагословлю Господа, вступая в небезответное духовное общение с вами! Говорю впрочем так, братие, не затем, чтоб, сложив все орудия доброго пастырствования, предаться покою, но затем, чтоб, чувствуя под собою утвержденную почву, дерзновеннее вступить в дело и благонадежнее действовать. Ибо кто бы и куда бы ни был послан в земных паствах, всегда к нему может идти, как указание цели, слово апостола Павла к Титу: да недокончанная исправиши (1, 5). Я должен принять на себя сей урок, и приемлю. Не подразумевайте, однако ж, в сем слове самонадеянных обещаний. Все от Бога – и начинание и исполнение. Ему в молитвах предадим души наши, Его мановениям внимая и от Него чая укрепляющей помощи, без жаления, однако ж, и своих сил. Это закон одинаково неотложный и для меня, и для вас.
Между тем есть и общие начертания действий, кои сами собою теснятся во внимание и всегда, тем паче в подобных нынешнему случаях. Их много можно перечислить. Не буду, однако ж, обременять вашего внимания многим; укажу главнейшее и нужнейшее.
Приводя себе на память вашу испытанную любовь к пастырям, нахожу в том опору моей надежде на искреннее общение между нами и призываю вас сохранить навсегда обычный ваш дух любви и мира. Мир и любовь всех вас между собою и со мною да водворяется в сердцах ваших, свидетельствуясь не доброжелательством только друг другу и сочувствием, но и содействием и всяким взаимно помоганием. Будем терпеть друг друга, уважать в каждом достоинство и человеческое и паче христианское, снисходить немощам, и во всем не своих сил искать, но паче дружних смотрять. Паче же всего единодушии да будем и единомудренни (Флп. 2, 2), стоя во едином дусе и единодушие сподвшающеся по вере благовествования (Флп. 1, 27) и тщащеся блюсти единение духа в союзе мира (Еф. 4, 3), дабы единодушно едиными усты славить Бога (Рим. 15, 6), ибо един Господь, едина вера, едино крещение: един Бог и Отец всех (Еф. 4, 5, 6). Да не будут убо в нас распри, разделения, рвения, ереси, стязания и словопрения, но да тожде глаголем вси и будем утверждени в том же разумении и в той же мысли (1 Кор. 1, 10; 3, 3; 6, 10; Гал. 5, 20; 1 Тим. 6, 4).
Так все вместе, единясь в мыслях и чувствах, мы составим из себя крепкий сосуд, в который благонадежнее будет изливать Господь щедроты Свои. И мы будем посему как древо при исходищах вод, напояемое благодатию Божиею для обильнаго плодоприношения.
Далее, пребывая в таком единодушии и единомудрии, взаимно поощряя друг друга и взаимно друг другу помогая, будем, братие, с усердием простираться в предняя по силе нашей. Напоминаю о сем из опасения, не расслабели ль вы как-нибудь от долгого пребывания в том же роде действования. Хотя христианство само есть образ жизни полнящий, а не истощающий, возбуждавший, а не томящий, но как немощь естества нашего изобретательна на уклонение от должного, то, не духом времени увлекаясь, а слову апостола внимая, долгом считаю возбудить вашу ревность, приглашая: гоните со усердием к почести вышнего звания, восходите от силы в силу и обновляйтесь непрестанно в себе, задняя забывая и в предняя простираясь, чтоб можно было сказать, что и в вас древняя мимоидоша, и се быша вся нова (Флп. 3, 13, 14). Но, братие, тако тецыте, да постигнете. Непрестанно устремляясь вперед, помните и другое слово апостола: стойте, неподвижни пребывайте. Есть люди, кои, не постигая сего союза неподвижности в христианстве с обязательным для христиан стремлением вперед, впадают в ошибку, пагубную для них и опасную для других. Вместо того чтоб в стремлении в предняя себя обновлять по образцу христианства, они хотят само христианство поновлять по своим прихотям, не себя ему подчиняя, а его к себе применяя. Оставаясь теми же, они мечтают, будто идут вперед и другим содействуют к тому посредством разных отмен и изменений в христианских порядках и в законах св. Церкви Божией. Порядок требует, чтоб устроение нас, заповедуемое христианством, оставалось неизменным; мы же подходили к нему, обновляясь и изменяясь, по образцу его, в себе. А они не себя хотят изменять, а христианство, – и тем портят все дело, подрывая всякую возможность к действительному нашему совершенствованию.
Христианство, предлагая нам образец высокого совершенства, подает к тому и все должные средства. Оно есть лествица, возводящая на небо, путь, ведущий в живот, врачевство, исцеляющее все немощи наши и несовершенства. Лествица сия уже утверждена и многих возвела на небо. Не перестраивать ее нужно, а восходить по ней. Путь сей уже испытан: он прост, для всех виден и верен. Было бы неразумно тратить время и труды на проложение нового пути или на исправление по-своему уже проложенного. Пролагая новый путь, можно, по близорукости, направить его в пагубу, а переустрояя – только испортить, наделавши рытвин и перекопов. Идти надо по указанному пути, а не вопить без смысла: не лучше ли сюда пойти, не лучше ли туда уклониться, праздно вперив очи, кто весть куда, или бесполезно бегая взад и вперед. Врачевство христианства пред целым светом доказало и доказывает свою целительность на всех, кто пользуется им без всяких суемудрых умничаний. Было бы непростительною ошибкою покушаться отменить из его целительных составов то одно, то другое, то третье. Рецепт сей на небе составлен и исполняется из небесных веществ. Покушаясь его поправить, земнородные самонадеянно берут на себя дело, совершенно превышающее силы их, и пагубное. Не исправлять лекарство, а пользоваться им надо в простоте веры, чтоб оздравиться его целительною силою. Понятно теперь вам, что значит в христианстве стоять и тещи.
Так и поступайте. Содержите христианство все, как оно есть и хранится в Церкви Христовой, и твердо стойте в нем, не покушаясь изменять или отменять что в нем, а себя непрестанно совершенствуйте по образцу его, всячески заботясь достигнуть той меры, какую оно всем указывает, целясь его целительностию, со тщанием теча, куда оно ведет, и неленостно восходя, куда возводит.
Но при сем, братие, пришло мне на мысль другое уклонение от правды, не менее пагубное, которое тоже считаю не неуместным оговорить. Иные погрешают относительно того, как должно пребывать неподвижным в христианстве, по заблуждению включая в область неизменного устроения нашего спасения и то, что привзошло в благочестивую жизнь христиан, по потребностям изменчивого времени, по ненамеренным ошибкам или по намеренному злоупотреблению, не замеченному и не предотвращенному в свое время. Они походят на тех, кои, находясь при дороге прямой и истинной, запутались в прилипчивую траву и вертятся на одном месте, в обольщении думая, что совершают важное и для себя и для других дело, а тяжесть ненужных уз и сопряженных с тем неприятностей считая ценными в очах Божиих подвигами веры и благочестия. Они сами себе заграждают путь и сами себя томят голодом и жаждою, изобретая непитающую пищу и ненапояющую воду, в виду истинного дома премудрости, в коем уготована обильная трапеза, предлагающая истинное брашно и истинное питие. Лишая себя таким образом истинно животворных сил и питательных соков, они неподвижно стоят и чахнут. Не прилепляйтесь к таковым, и тем паче не ходите вслед их. Эти образ благочестия имеют, силы же его отвергаются (2 Тим. 3, 5); а первые скорее суть облацы безводныя, от ветр преносимыя, хотя и может казаться, что они несут благотворное орошение.
Так, не уклоняясь ни надесно, ни нашуе, идите царским путем, указанным св. Православною Церковию, яже есть столп и утверждение истины.
Вот к чему мы пришли. И ненамеренно будто в слове нашем обозначились начала верования и жизни христианской. Это и полагаю я в основание, на котором потом буду назидать, если Господь не оставит меня Своею благодатною помощью. Помогите и вы мне вашим вниманием к слову моему и вашим послушанием. Конечно, вы уже так давно стоите в вере, что, может быть, не требуете, да кто учит вы, довольны суще и других научить; но это не снимает с меня обязанности говорить, а с вас обязанности слушать. Я беру на совесть опасливое слово апостола: горе мне, аще не благовествую, и постараюсь по силе моей сказывать вам всю волю Божию, а вы постарайтесь узнать сию волю и, узнавши, исполнять во всей широте предписания и по всей силе вашего усердия, да будете овцы гласа пастырева слушающии и по нем идущии, а я на деле пастырь, глашающий своя овцы по имени и изгоняющий их неленостно на пажити слова и благодати. Даруй, Господи, чтоб от вас никогда не была отнята похвала усердного внимания и послушания, как от меня – непрерывного учения и руководства.
В заключение помолимся, братие, да благословит Господь сие новое лето нашей жизни и да дарует нам во взаимном внимании друг ко другу дружелюбно пройти уреченное нашему сожитию время во славу Божию и общее всех нас спасение.
Покров Матери Божией, молитвы всех святых, зде почивающих, да осеняют нас и, непрестанно согревая, да возбуждают на труды и укрепляют в них. Аминь.
1 сентября, 1863 г.
При вступлении на владимирскую паству
13. Прочность благоденствия государства
не в благонравии только, но и в Православии
Празднуем ныне святителю и чудотворцу Николаю, скорому всех помощнику во всех нуждах, скорбях и теснотах. Да призрит он на нас свыше, и от престола славы Божией, молитвою испросив, к нам да ниспослет утешительное, просветительное и руководительное во всем осенение благодати Божией. Это потребно и нам, а тем паче наследнику Всероссийского престола, благоверному государю цесаревичу Николаю Александровичу, – надежде нашей и отечества. Молясь о здравии и спасении его, ныне, в день тезоименитства его, чего другого лучше и пожелать ему? Когда будет над ним осенение свыше, – все будет, будет слава его, яко полудне, а потом престол его, яко дние века.
Но, братие, участь царственных лиц не такова, как участь лиц частных, и устроение жизни их не то же, что устроение жизни каждого из нас. Частные лица суть сами одни виновники своей участи. Участь царственных лиц и престолов – не от них одних, а вместе от духа, правил и стремлений самого народа. Как часто богоизбранного и боголюбезного царя отъемлет Господь вместе с престолом и царством у народа, который сам себя сделал того недостойным! В сей мысли обращаясь в будущее и молитвенно желая непрерывного ряда престолонаследий в отечестве нашем, нельзя вместе с сим желанием не взять на себя и неотменных обязательств пред лицем всеправящего Промысла, исполнением которых определяется наше достоинство на милости Божий и условливается прочность престолов.
Престол царственный будет у нас непоколебим во веки веков, если мы сами из себя составим нечеловечески прочную, но достойную особенного Божия благоволения и покровительства основу ему.
В пояснение сего укажу вам на скорбную некоторых народов участь, которая гласным судом Божиим определена в наказание за нрав их худой и дела их недобрые. После сего сами уже вы наведение сделаете: не будем таковы, не испытаем и той же участи.
Был народ Вавилоняне. Бог по особенным Своим намерениям дал ему силу, которой никто противостоять не мог. И покорил он под власть свою весь восток. Смиренно воздать бы славу Богу; но он возгорделся до того, что Бога не боялся и людей не страшился. И вот суд, изреченный чрез пророка Исаию, на гордый Вавилон: ты рекл еси во уме твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой... Взыду выше облак, буду подобен Вышнему (Ис. 14, 13, 14)... Ныне же во ад снидеши, и во основания земли... и повержен будеши в горах, яко мертвец... и положу тя пуста, яко возгнездитися в тебе ежем, и будет нивочтоже (Там же, 15, 19, 23). Это и исполнено.
Так Бог гордым противится, смиренным же дает благодать. Смиримся под крепкую руку Божию – и Он не уничтожать, а возносить паче будет нас всегда во славе.
Были Сирияне – народ несильный. Бог благословил их довольством и много раз ограждал безопасностью. Забыли они о Боге Помощнике и вместо Сотворшего их основали все надежды свои на одних союзах с соседними народами. За это Бог прогневался на них, – и вот суд Его чрез пророка Исаию над Сириею и Дамаском, столицею ее: се Дамаск возмется от градов, и будет в падение (17, 1). К сему не будет царство в нем, – и останок Сирян погибнет (3)... Зане оставил еси Бога Спаса твоего, и Господа помощника (10), и возуповали на дела рук своих... народы (8). О люте множеству языков многих. Аки море волнующееся, тако смятетеся .. аки прах плевный (мякина) веющих противу ветра, и яко прах колесный (пыль) в бурю развеет вас гнев Божий по странам, чужим вам (12, 14). Это и исполнилось! Так, братие, тот, кто уповает на людей, как на трость сокрушенную опирается. Отвращает Господь лице Свое от него и предает его в руки падения его. Уповающего же на Господа милость обыдет. Живый в помощи Вышняго в крове Бога небеснаго водворится. Не приидет к нему зло и рана не приближится телеси его. Таков закон и относительно каждого лица и относительно целого народа. Сами видите, что лежит на нас посему.
Были Тиряне – семя купеческо – купцы финикийские. Как сетью осетили они кораблями и колониями все прибрежные страны и стали сильными князьями земли; но, забыв правду в бессердой корысти, начали они потом поглощать чуждое достояние, как пьяница сосет чужую кровь. И вот отмщение праведной десницы Божией неправедному купеческому народу! – Плачитеся корабли Кархидонстии, яко погибе Тир и отведеся пленен. – Кто сия совеща на Тира; – Господь Саваоф совеща разсыпати достояние его и обезчестити славу его. Рука его ктому не укрепеет по морю, разгневляющая царей... Ктому не приложите укоряти и обидети... Возми гусли, обыди град блудница забвенная, добре погуди и воспой плачевную песнь о прежней славе твоей (Ис. 23, 1, 8, 9, 11, 12, 16). Это и исполнилось.
Так, братие, неправда, насилием или хитростью успевающая в онеправдованиях, чуждоприсвоениях, торжествует обычно до времени. Но есть око, блюдущее правую сторону; исполнится мера беззаконий, и суд Божий не закоснит. Так для всякого лица, так и для вс