Предостережение от увлечений новизнами
На пятидесятилетний юбилей
С. -Петербургской духовной академии
2. Полное начертание православной истины
и указание уклонений от него
Во имя Бога, в Троице поклоняемого – Отца и Сына и Св. Духа, приветствую вас, Богом мне вверенная паства, апостольским приветствием, в желании благодати и мира. Благодать вам и мир да умножатся, – как два источника всякого блага душевного и телесного: да исполняется ум ваш ведением Бога и всякой истины, от Него исходящей, с соответственными тому чувствами и расположениями; сердце ваше да разверзается к братолюбию и всякому благотворению, и все начинания ваши да обращаются ко славе Единого Бога... воздуха благорастворение, земли плодородие и все, ко временному вашему благоденствию потребное, да дарует вам щедродательная милость Божия, аще благоволит.
О всем сем – непрестанная к Богу грешная молитва моя. Ибо мы уже не чужие друг другу. В час наречения, аще не ведая вас, я уже вступил в общение с вами, дав обет Богу и св. Церкви вам принадлежать заботою, трудами и даже сею жизнию. В равное возмездие сотворили, как полагаю по уверенности в христианской совести вашей, нечто подобное и вы, определили себя на внимание и – в нужном случае – на послушание моему немощному слову и делу по вере в любви. А ныне сей взаимный союз, основанный на взаимном самопожертвовании, освящен приношением бескровной жертвы, пожершемуся за нас Господу, от Коего ради сего и да изыдет всякое благословение на наше начавшееся сопребывание. С сей минуты у нас и добро и зло общи, и это не на время только, но и на вечность; ибо сопребывание сие, хотя началось во времени и на время, но запечатлено характером, выходящим за пределы времени, потому что, будучи сопряжено со взаимными обязательствами, свыше определенными, и в день суда оно послужит в оправдание или осуждение наше. В этом довольно, кажется, побуждения к тому, чтоб ходить нам друг пред другом, как пред лицем Бога, со всем вниманием и добросердечием, со взаимными благожеланиями, в молитве друг о друге и во взаимном друг другу содействии, со страхом и трепетом свое спасение содевая.
Думаю, впрочем, что нет нужды раскрывать пред нами взаимные наши обязательные отношения. Вы уже не в первый раз вступаете в них; а мне позвольте напомнить о них себе самому про себя. Об одном только считаю нужным предложить вам с некоторою подробностию на первый раз, именно: начертать образ здравого учения христианского, которому надобно внимать, яко светильнику, сияющему во тьме человеческих мнений и заблуждений, и которому я буду следовать в моем посильном служении слову истины. Выслушайте, что исповедую, чему учить и веры во что искать буду по долгу пастырства, и по сему судите, кто наш и кто чужд нам, с кем общаться и кого убегать должно, чему следовать и чего удаляться надобно. Не новое что и не свое будет предложено, а то, что издревле предано нам, как св. закон веры и неизменное правило жизни. Так исповедую, что Бог, единый по существу, есть троичен в лицах – Отец, Сын и Дух Святый, и что сии Три не имена суть одного и того же лица и не названия разных действий того же лица; но три ипостаси единого Божества. Так исповедывать заповедала святая Церковь, так и буду учить и таковой веры буду искать от всех по долгу пастырства.
Исповедую, что сей Триипостасный Бог всесовершенный, по свободной воле Своей, без всякой внутренней или внешней какой-нибудь необходимости, в шесть дней, единым словом Своим сотворил мир сей, не изливаясь в мир и не сливаясь с ним, а пребывая в Себе целым и неизменным, хотя вездесущ есть и все исполняет. Так заповедует исповедывать св. Церковь, так и учить буду и такой веры по долгу буду искать от всех.
Исповедую, что всеблагий Бог, сотворив мир, не оставил его на произвол судьбы и не оковал узами неумолимой какой-то необходимости, как учит неверие и суемудрие; а с тою же свободою и властию, с какою сотворил его, с тою же и правит им и благостынно печется о всякой твари, паче же разумной, все свободно направляя к благим целям Своим, не стесняясь законами естества, которые сами суть не что иное, как выражение Его же воли, потому всецело подлежат Его свободному распоряжению и изменению там, где сего требует Его беспредельная премудрость. Так исповедывать заповедует святая Церковь, так буду учить и такой веры буду искать от всех.
Исповедую, что мы, будучи сотворены для всегдашнего общения с Богом и неизменного в Нем блаженства, в прародителях наших нарушением Его заповеди отпали от Него, навлекли на себя праведный гнев Его и подпали временному наказанию и вечному осуждению, и что потому всякое видимое и испытываемое, нами зло внутреннее или внешнее не есть естественное наше состояние или следствие нашей ограниченности, а есть прямой плод греха, наказание, только милостию Божиею обращаемое в очистительное нам орудие, под условием веры, покаяния и смиренной покорности воле Божией. Так исповедывать заповедует св. Церковь, так буду учить и такой веры буду искать от всех.
Исповедую, что движимый любовию Господь, не терпя, чтоб любимое Его творение – человек погибал в сем бедственном положении, благоволил низойти на землю, принять на Себя человеческое естество, страданием и смертию удовлетворить правде Божией, и, по воскресении, вознестись на небо, и, седши одесную Бога и Отца, снова открыть человеку свободный доступ к живому Богообщению.
Исповедую, что все восстановительные Божественные силы, яже к животу и благочестию, положены Господом во св. Его Церкви как единственной врачебнице нашей и действуют в ней Духом Святым, чрез св. таинства и другие освятительные учреждения, над всеми, с отверстым верою сердцем приступающими к ним,.. и что другого способа к принятию благодатных сил нет и быть не может, что бы ни замышляли и как бы иначе ни мечтали одуховляться некоторые мечтательные умы.
Исповедую, что всякому ищущему спасения нужно первее всего покаяться с решимостию не грешить более, хотя бы это стоило жизни; затем приступить к таинствам для получения благодати в укрепление слабых на добро своих естественных сил, далее идти посильно путем заповедей Христовых, среди всех освятительных учреждений и молитвований Церкви, существенно необходимых для возгревания в нас духа благодати, под влиянием подвигов самоотвержения к умерщвлению страстей, пока, наконец, достигнем в светлую область бесстрастия и чистоты, в сию меру возраста исполнения Христова.
Исповедую, что начавшие сим путем, вступая в общение с Богом, вступают вместе с тем и в общение с невидимым миром – ангелами и всеми святыми, прежде их Богу угодившими, и, прибегая к их заступлению, получают благовременную от них помощь, паче же всех от Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – всесильной нашей Заступницы и Ходатаицы.
Исповедую, что за грех первородный душа разлучится с телом действием смерти и пребудет в сем разделении до будущего воскресения и суда, – или питаясь надеждою вечного блаженства, если следовала во всем воле Божией, или томясь страхом вечных мук, если противилась заповедям Господним.
Все сие исповедую всею душею, всем сердцем и всем помышлением моим, потому что так исповедывать заповедует св. Церковь... Так и учить буду и такой веры буду искать от всех...
И вот я намеренно очертил вам все наше исповедание, чтобы возобновить в мысли вашей светлый лик веры нашей, указал путь, которым заповедано нам идти, и намекнул на те распутия, на которые уклоняются, иные по недостатку учения, другие по учености, худо направленной. И да избавит вас Господь от сих уклонений! Все изображенное мною не ново! Держитесь сей старой веры, как держались ее отцы наши, и за то оставили нам ясные следы своей богоугодности; от них же есть и так усердно чтимый вами и славимый всею православною Россиею Сергий Радонежский, которого ныне память совершается. Бегайте новин в делах веры и благочестия и блюдитеся от этих лживых пророков, которые приходят в одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы, – проразумевайте ложь, кроющуюся в привлекательных словах льстецов, ищущих растлить вас под видом доброжелательства.
Я разумею всех неправомыслящих и неправоходящих не по немощи, а по упорству, с желанием привлечь и других на свою сторону, – разумею...
не верующих во Св. Троицу и думающих, что Отец, Сын и Св. Дух не суть лица единого Божества, а суть имена одного лица;
отвергающих Божественное творчество и промыслительность и думающих, что мир со всеми в нем тварями самослучайно произошел и правится сам собою;
не верующих в падение человека и бедственное состояние наше иным образом объясняющих;
не верующих во св. Церковь как единую врачебницу, вмещающую в себе все восстановительные для нас силы, и св. ее таинства и освятительные средства считающих простыми обрядами без внутренней силы;
мечтающих освятительную силу Божией благодати получить каким-то сокровенным, невидимым способом, а не тем, какой предлагается св. Церковью;
не признающих нужными подвижничества и всех дел самоотвержения, льстя себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мира;
чуждающихся общения со святыми и презорливо отвергающих их ходатайство и заступление, равно как пагубные действия духов злобы поднебесных;
не признающих духовности души, ее бессмертия, будущего воскресения тел наших и вечного воздаяния всем нам по делам нашим;
явных и тайных нарушителей уставов св. Церкви Божией, не считающих нужным соблюдать посты, исповедываться, причащаться, не чтущих св. праздников и дней воскресных или, вместо должного их чествования, предающихся неразумным увеселениям и забавам;
с дерзким самооправданием не хранящих чистоты до брака и верности супружеской по браке; вымышляя, вместо Богом благословенного, иной какой-то способ сожития;
вообще всех, увлекающихся и увлекающих неукротимым своеволием в образе мыслей и правилах жизни.
Видите теперь, кто наш и кто не наш, на чьей стороне истина и где ложь. Уклоняйтесь, же от зла и творите благо. Св. ап. и ев. Иоанн Богослов, видя пагубу от появления лживых учителей в стаде Христовом, с одной стороны, возбуждал бдительность верующих, указывая на сие появление их, с другой – научал разузнавать лживость их учения внутренним духовным помазанием. Находясь несколько в подобных обстоятельствах, и мы обращаем к вам слова того же апостола: возлюбленные, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир... (1 Ин. 4, 1). Ныне антихристи мнози быша... кои от нас изыдоша, но не быша от нас (1 Ин. 2, 18, 19). Спросите, как узнавать их и их учение? По начертанию истины, нами предложенному, или по мудрому правилу, предложенному св. Игнатием Богоносцем: держитесь законного пастырства и никогда не отпадете от истины. Ибо пастыри и учители даны Церкви Пастыреначальником и Главою Ее Господом – к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова... да не бываем младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечества, в коварстве козней льщения (Еф. 4, 12, 14).
Бог же Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, да даст вам Духа премудрости и откровения, в познание Его: просвещенна очеса сердца вашего, яко уведети вам, кое есть упование звания Его, и кое богатство славы достояния Его во святых, и кое преспеющее величество силы Его в нас верующих по действу державы крепости его (Еф. 1, 17, 18, 19). Аминь.
5 июля 1859 года.
При вступлении
на Тамбовскую паству
3. Указание, что у нас и исповедание веры, и правила жизни,
и благодатное освящение, и пастырское руководство те же самые, какие учреждены Господом чрез апостолов,
и увещание не уклоняться от сего
В первое мое с вами общение не нахожу лучшего слова, с каким бы обратиться к вам, как то, которое всем нам ныне предложено в Апостольском чтении от лица св. апостола Павла. Не многословен содержащийся в нем урок, но многозначителен, и особенно для всех нас утешителен, удостоверяя нас, что путь, которым идем, и образ жития и действования, коим чаем спастися, суть те самые, кои прописаны и указаны еще апостолами, следовательно, столько же истинны, сколько истинен Сам Бог. В этом вы сами убедитесь, если вместе со мною проследите содержание нынешнего Апостола.
Здесь св. апостол Павел, похвалив Колоссян за то, что одни из них, оставя иудейские мечты, а другие – еллинские заблуждения, сделались христианами, указывает потом, что им как христианам надлежит делать, как поступать и как вести себя... И именно:
1. Облецытеся, говорит, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, прощайте, если кто имеет что на другого, мир да водворяется в сердцах ваших, благодарни бывайте... над всеми же стяжите любовь, яже есть соуз совершенства, т.е. апостол указывает свойственные христианам чувства и расположения, равно как и соответственные им дела.
2. Далее присовокупляет: слово Христово да вселяется в вас богатно. Слово Христово, т.е. учение о Господе нашем Иисусе Христе, – как Он, един сый Святыя Троицы, пришел на землю, чтоб спасти нас падших, как воплотился, учил, чудодействовал, страдал... воскрес, вознесся на небо, сел одесную Бога-Отца и ниспослал Св. Утешителя Духа на св. апостолов, и ими основал и учредил на земле св. Церковь, и вообще – слово Христово есть все учение христианское. Да вселяется в вас богатно, т.е. да исполнит ваш ум, чувство, волю, все существо ваше...
3. Наконец, внушает апостол: исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви. Псалмы, пения и песни духовные означают весь чин молитвований и последований церковных: св. таинства, порядок повседневных служб и все освятительные действия и молитвы, совершаемые в Церкви законным священством.
Сведите все сие воедино – и выйдет, что св. апостол Павел как бы так сказал Колоссянам: вот вы стали христианами, смотрите же, твердо держите учение Христово, или исповедание св. веры и, укрепляясь благодатию Божиею, подаемою в св. таинствах и возгреваемою священнодействиями и молитвованиями церковными, идите неуклонно путем заповедей Христовых под руководством законных пастырей и учителей.
Вот чему учил апостол Колоссян!.. Но ведь это то же самое, что и теперь действуется в нас, то же самое, чем и мы чаем спастися. Ибо смотрите, что мы творим?.. Молимся дома и в храмы Божии собираемся для молитвы, освящаемся таинствами и приемлемую в них благодать возгреваем церковными священнодействиями... То есть мы ревнуем о том, чтобы исполниться Духом, глаголюще себе, по Апостолу, во псалмех и пениих и песнех духовных.
Далее, и дома частно, и в храмах торжественно изъявляем исповедание св. веры, читая Символ веры, который есть сокращение всего учения христианского; слушаем и читаем слово Божие и отеческие писания, читаем другие душеспасительные книги и сами размышляем об истинах спасения... То есть, что мы делаем? Заботимся о том, чтоб слово Христово вселялось в нас богатно.
Наконец, в жизни посильно печемся о том, чтоб быть кроткими, смиренными, щедрыми, мирными, любовными... Печемся, то есть, исполнить сердце свое чувствами и расположениями христианскими, какие указаны апостолом и какие пространно излагаются в учении о заповедях десятословия и заповедях блаженственных.
Следовательно, тот образ исповедания веры, который мы содержим, тот образ жизни, которым водимся, тот образ освящения, который приемлем, – вообще, путь спасения, коим течем, – есть тот самый, который водворен на земле апостолами и от них друг-другоприимательно дошел до нас и среди нас пребывает без всякого изменения – без прибавления и убавления.
Какое великое утешение! Стало быть, неложна надежда спасения, коею питаемся, нелицемерно дерзновение пред Богом и людьми, коим мы воодушевляемся, необманчиво чувство правоты нашей, коим исполняемся! Воздадим же благодарение Господу, так о нас благоволившему, воздадим благодарение за то, что мы и рождаемся и воспитываемся и состареваемся в недрах единой св. Церкви, содержащей полную истину, Им Самим на землю принесенную... без особенных с нашей стороны усилий,.. воздадим благодарение и за эту уверенность, что стоим в истине, что идем прямым путем, что неложен образ спасения, коего держимся... Ибо, братие, на земле нет утешения более того, какое подает убеждение, что единый истинный Бог (кроме Которого нет другого бога) есть наш Бог, что сей Бог благоволит нас считать Своими людьми, Своими сынами и дщерями... и что мы образом своего исповедания, своей жизни и благочестия не оскорбляем Его, а благоугождаем Ему, не отходим от Него, а более и более приближаемся к Нему...
4. Сознавая же все сие, положим себе законом свято хранить св. веру, нами исповедуемую, содержа неизменными и образ исповедания, и образ освящения, и образ жития, нам Церковию предписанный, не поддаваясь тем, кои имели несчастие отпасть от нее, заблудиться и закоснеть в сем заблуждении, тем, у которых не только недостает освятительных таинств и молитвований, но и самое исповедание веры не истово – как молокане, и тем, у которых хотя исповедание веры и не совсем испорчено, но которые, не приемля истинного священства, сами себя лишают св. Таинств и, следовательно, благодати Божией, коей нельзя получить иначе, как чрез таинства – каковы раскольники. Ибо ни те, ни другие не содержат истинного образа спасения, указанного всем нам апостолом...
5. Но оставим их благости Божией, моляся о них, да просветятся умы их, омраченные ложью, и умягчатся сердца их, ожесточенные упорством в заблуждении... Сами о себе паче и паче попечемся, чтоб, и содержа истинный образ спасения, не оказаться нам неспасенными, т.е. будем свято исполнять все необходимое для спасения... Ибо бывает же, что иной лежит в доброй врачебнице и не лишен должного попечения, а однако же не уврачевывается... Отчего? Оттого, что не все сполна и не все, как должно, исполняет, что предписывает ему врач... Так может случиться и с нами,.. что, принадлежа истинной Божией Церкви, сей единой врачевательнице нашей,.. не получим исцеления немощей душевных и, следовательно, не спасемся, когда не станем исполнять всего, что предписывается Церковью, – и исполнять так, как предписывается... Что пользы, что иной пред глазами имеет чистый кладезь, а для утоления жажды берет воду из другого, мутного и нездорового, источника?.. И нам не будет пользы, если, превитая во дворе дома Божия – св. Церкви, где обильная источается вода спасения, семью потоками изливаясь на всех, – мы не будем пользоваться ею, а обратимся к другим кладенцам, – сокрушенным и безводным или содержащим гнилую воду... Что же именно сотворим? То, что заповедал апостол: содержа св. исповедание веры и укрепляясь благодатью Божиею, подаемою в Таинствах и возгреваемою священнодействиями и молитвованиями церковными, будем ходить по заповедям Евангелия и уставу св. Церкви под руководством законных пастырей и учителей – ходить неуклонно, без опущений и прибавлений, без лености и ложных извинений... в простоте сердца, как пред Господом-Сердцеведцем, все видящим и за все имеющим воздать сторичным воздаянием.
Вот о чем судил я напомнить любви вашей и вашему благочестию в первый мой к вам приход, – напомнить только... ибо уверен, что все то не иначе издавна содержите все вы... и сим образом печетесь посильно жительствовать и спасать души свои,.. напомнить для того только, чтоб, по Апостолу, сим напоминанием возгреть сердца ваши с неослабною ревностию продолжать совершаемое течение, – молясь Щедродавцу Богу, чтоб, начав в вас дело Свое, Он и совершил е... и представил вас чистыми и неповинными в день Христов, во славу всесвятого имени Своего. Аминь.
1 сентября 1859 г.
В городе Моршанске, в соборе
4. Истинное исповедание христианское состоит в том,
чтоб исповедать Иисуса Христа Богом вседушно – умом,
волею и сердцем, и где нет сего, там арианство
Ныне св. Церковь воспоминает св. отцов, прославившихся твердостью исповедания веры в Божество Господа нашего Иисуса Христа, защищавших сей догмат и утвердивших его на Первом Вселенском Соборе. Предлагаются вниманию нашему и чествованию св. отцы для того, чтобы их ревностью воодушевить и нас стоять до крови за Божество Господа и Спасителя нашего и с мужеством вооружаться против всего, что восстает против Него. Как же мы можем выполнить в настоящее время сие внушение матери нашей – Церкви?
Известно вам, что богохульно проповедовал нечестивый Арий? Он проповедовал, что Спаситель наш не есть истинный Бог, хотя величал Его самыми высокими титлами. Такое учение стремилось уничтожить самое христианство как единственный путь ко спасению. Ибо если Спаситель не Бог, то нет нам спасения. За тем и воплотился единородный Сын Божий и Бог, что премудрость Божия не находила иного удобнейшего способа к нашему спасению. Мы – едино с человечеством Господа Иисуса Христа; человечество в Господе ипостасно соединено с Божеством Его и в Нем с Триединым Богом. Верующие становятся едино тело с Господом, и как Господь един с Богом, в Троице поклоняемым, то и все верующие чрез Него входят в единение или приискреннее общение с Триипостасным Богом. В сем состоит вся тайна спасения! Аз во Отце, говорит Господь к ученикам, – и вы во Мне. Почему молился ко Отцу: да вси едино будут: Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут.
Так видите, что, отвергая Божество Господа и Спасителя нашего, Арий покушался уничтожить самое необходимое звено в цепи воссоединения нас с Богом, оставляя нас в прежнем мрачном отдалении от Бога, или, что то же, с Евангелием в руках он хотел подрывать основания христианства.
Вот отчего и восстали против него тогда все, повсюду ревновавшие об истинном спасении святые отцы, – все, которые самим делом желали содевать спасение, а не мудрствовать только о нем. Этим они показали и нам пример, – тоже своим образом, – в наших обстоятельствах всячески защищать Божество Господа и Спасителя нашего и вооружаться против всего, что противно ему. Ибо много врагов у Господа, – или у спасения нашего, – и было и есть. Арианство гласное давно исчезло; но негласное ходит по миру христианскому и собирает себе жертвы из круга невнимательных к делу спасения, – больше же всего из круга тех, кои слишком много доверяют себе самим. Прошу вникнуть в следующие мысли: Исповедающие Божество Господа всем существом своим поклоняются Ему яко Богу, – поклоняются своим умом, своею волею и своим сердцем, вносят Его в свою внутреннюю храмину и посаждают Его, как на херувимах, – на всех силах своего духа, так что сии последние никакого движения не имеют иного, как то, которое дает им восседящий на них Господь. В этом существо исповедания Господа и Спасителя нашего Богом, а не в одном устном прочитывании: верую и во единаго Господа Иисуса Христа и т.д. Можно, и читая сие, быть внутренне – по настроению своего духа – арианином... Итак, исповедуя Божество Господа, надо иметь Его Богом ума, Богом воли и Богом сердца. Ум имеет Богом Господа, когда беспрекословно приемлет все, принесенное Им на землю и чрез апостолов проповеданное учение... Если у кого Господь есть Бог для ума, то как может он не только говорить, но и помышлять что противное ясному Его учению? Когда Бог говорит, тварь молчаливо должна принимать слово Его в закон себе. Итак, если кто не принимает чего из учения христианского, или принимает не все, или, принимая что, суемудрствует о том, – того ум не признает Христа Богом – недугует арианством. Не то сие значит, чтоб противно было Господу знать и другое что, кроме христианского учения, а то, что христианское учение должно стоять во главе и руководить всем. Усвой себе сие учение и с ним иди в область всех других познаний, отвергая все несогласное с ним. Кто действует так, тот истинно поклоняется Господу умом, яко Богу; кто иначе – тот арианствует.
Воля имеет Господа Богом, когда беспрекословно подклоняет выю свою под иго спасительных Его заповедей или когда терпеливо и благонадежно идет путем спасения, который учрежден Господом и Спасителем, не изобретая в самонадеянности своих самодельных путей. Мы с вами выясняли однажды, в чем состоит сей путь. Повторю вам: прияв Божественные силы в таинствах и возгревая их чрез все священнодействия Церкви, иди, при свете веры, путем заповедей под руководством пастырей, – и спасешься. Кто смиренно подчиняется сему спасительному игу, – тот поклоняется Спасителю яко Богу, кто действует иначе, – тот арианствует. Не то сие значит, чтоб только и дозволительно было нам что ходить в показанном чине. Нет. Но настрой свое внутреннее по показанной программе, и потом – действуй под ее освящением и под ее руководством во всех кругах, где можешь действовать, – в семействе, в торговле, в воинствовании, в гражданской службе, везде, где хочешь, – только не позволяй себе нарушить того чина, который Господом положен как закон для нас и как условие спасения нашего. У кого есть такое настроение, тот искренно исповедует Спасителя Богом; у кого нет – тот арианствует.
Сердце имеет Господа Богом, когда, всецело прилелившись к Нему, Им единым услаждается, – и кроме Его – только тем, что носит явный отпечаток Его лика, Его свойств, Его благоволения и особенной близости... Вы уже догадываетесь, к чему это ведет. Господь обитает в Церкви. Церковность есть облачение Его, есть след вони Его... Сердце, любящее Господа, здесь только и находит сладость и покой... Услаждается пением только духовным, живописью духовною, действованием духовным, т.е. священнодействиями; поэзиею духовною, т.е. церковными песнями... Тут – рай того сердца, которое Господа имеет Богом своим. Не то сие значит, чтоб нам непозволительны были никакие удовольствия – эстетические или даже телесные... Нет. Непозволительно только отрывать сердце от Господа и прилеплять его к чему-либо, кроме Его. Настрой сердце свое так, чтоб оно находило истинное – ублажающее – услаждение только в вещах Божественных и во всем боголепном учреждении церковном на земле, и потом смотри, какие удовольствия укрепляют и возвышают сие услаждение, те принимай и вкушай, а какие ослабляют его и погашают, те отвергай. Кто так действует, тот имеет Господа Богом сердца своего; а кто иначе – тот арианствует.
Такой урок предлагает нам ныне св. Церковь. Она внушает нам: поклоняйтесь Господу Иисусу Христу яко Богу умом вашим, – и не понимайте иначе вещей, как так, как Он изобразил в Божественном учении Церкви, или – согласно с тем и по руководству того. Поклоняйтесь Ему яко Богу волею, – и не учреждайте себе другого порядка жизни, как тот, который Им учрежден, – во спасение наше. Поклоняйтесь Ему яко Богу сердцем, – и не находите вкуса ни в чем, кроме Его и Божественных вещей, кои суть след Его. Помните, братие, что в христианстве главное не слово звучное и не внешнее дело, а внутреннее настроение. Господь есть Бог для нас, – когда Он есть начало для наших познаний Своим учением, начало для наших предприятий – Своими заповедями, и начало для наших эстетических удовольствий – благообразным устроением Церкви. У кого нет сего – тот арианствует, для того Господь – не Бог. Если не Бог, то и не Спаситель. А кому Иисус Христос не Спаситель, тот есть жертва погибели и подлежит осудительному определению 318 Богоносных Отцев, бывших на Первом Никейском Соборе, – хотя внешне и принадлежит к Церкви Божией. Аминь.
15 мая, 1860 г. В неделю св. отец
Первого Вселенского Собора
5. В день сошествия Святаго Духа
человечество впервые по падении дохнуло Духом Святым
и дышит Им. В Церкви Православной дыхание сие полно,
а у других неполно или совсем отсутствует
Какою светлостью окружила св. Церковь праздник Пятидесятницы! Видим и в песнях, и в образе священнодействий, и в убранстве храмов, домов и даже путей особенные проявления радования. И понятно почему. Это все есть плод радости жизни чрез Духа Святаго о Христе Иисусе, Господе нашем.
И сколько здесь поучительных высоких символов! Из многих остановлю ваше внимание на одном, именно на том, что ныне все заготовляют себе пуки цветов и пахучих трав, которых аромат с усилием вдыхают в то особенно время, когда читаются молитвенные воззвания к Богу, в Троице поклоняемому.
Что значит это очень простое по виду действие? Оно выражает, что сошествие Св. Духа имеет самое близкое сходство с дыханием. И действительно, и первое приятие Св. Духа, и пребывание Его в Церкви, и то, как Он разливается по всему телу Церкви, и как каждым членом ее приемлется, – самым очевидным образом отражается в действии нашего дыхания. Вот а посмотрите, как это!
Сошествие Св. Духа есть первый вздох человечества Божественным Духом. Обратитесь назад и припомните пророчество Иезекииля о поле, полном костей человеческих. Помните, как по слову его совокуплялись кости к костям, как они потом покрывались жилами, плотию и кожею, но духа не было еще в них. И сказано было пророку: прорцы о Духе; и прорекох, говорит, и все ожило. Сие поле костей есть образ падшего человечества, которое, в отдалении от Бога, не имело в себе жизни и было без духа, как говорит апостол. Но милостивый Господь не оставлял его, а приготовлял его к приятию оживления разнообразными промыслительными действиями. Ко времени явления Христа Спасителя оно, можно сказать, совсем было готово приять новую жизнь, – походило на труп цельный, в коем кости совокуплены к костям и покрыты жилами, плотию и кожею... только духа не было в нем. И в Евангелии ясно говорится, что время оживления его уже настало. Оставалось немногое: не у бе Дух Свят, – отчего? – яко Иисус не у бе прославлен. Но вот Господь воскрес, вознесся во славе на небеса... Божественный Дух сошел, и человечество ожило, дохнув Божественным Духом, – это в первый раз, как новорожденное дитя, выходя на свет, в первый раз вдыхает в себя воздух. Апостолы, или вся первая собравшаяся в Сионской горнице Церковь, были только устами, коими приняло человечество сие первое вдыхание Духа.
Но проведем далее сие сравнение. Принятый в дыхании воздух обыкновенно проходит в легкие, – из большего канала все в более и более меньшие, пока дойдет до последних пределов. Приемники живительных стихий воздуха суть легкие, а способ сообщения его живительности есть самое действие дыхания, совершающееся колебанием груди, – или вдыхание и выдыхание. Так и в отношении к Духу Святому. Дохнувши однажды Божественным Духом, род человеческий дышит Им с тех пор непрестанно. Легкие, в коих сие совершается, есть св. Церковь; каналы в легких – это Божественные Таинства св. Церкви и другие освятительные ее действия. Колебание груди – есть годовое движение всех священнодействий Церкви, напр.: Великий пост со всем чином своим, потом пятидесятодневные празднества, далее будет опять пост – и опять светлые дни, и так далее, это точь-в-точь – колебание груди. Так дышит Христова Церковь, или все повсюду верующие христиане. И как христианство – в человечестве, – то все человечество дышит в нем, хотя не все оно причастно животворных действий сего Божественного дыхания.
Причина сему та, что в одной части человечества повреждены органы дыхания, другая – большая не подвергает себя влиянию сего благотворного дыхания. Ибо как для того чтоб дыхание производило все полное свое действие в теле, необходимо, чтоб каналы легких были не повреждены и не засорены, так и для того чтоб Божественный Дух оказывал полное Свое действие, необходимо, чтоб органы, Им Самим учрежденные для сообщения Себя, были целы, т.е. все Божественные Таинства и священнодействия сохранялись в том виде, как они установлены св. апостолами, по внушению Духа Божия. Где повреждены сии учреждения, там дыхание Божественным Духом не полно и, следовательно, не имеет полного действия. Так, у папистов все Таинства повреждены, и искажены многие спасительные священнодействия. Папство – легкое со струпами или загноенное. У лютеран большая часть Таинств и священнодействий отвергнута, оставшаяся искажена и в смысле и в форме. Они походят на тех, у коих согнило три четверти легких, а остальная дотлевает. Близки к ним, но еще поврежденнее – наши раскольники, молокане, хлыстовцы и проч. Все таковые не дышат или неполно дышат; потому суть тлеющие трупы, или чахнущие, как чахнет тот, у коего расстроена грудь.
Однако же не будем обольщать и себя тем, что мы обладаем здравыми орудиями дыхания Божественным Духом, т.е. истинными священными Таинствами и настоящим устроением Церкви. Есть и здесь свои условия для оживления Духом. Смотрите, как. Тогда как свыше воздух сходит в легкие и расходится по ним чрез каналы, другими сосудами снизу восходит туда же отжившая кровь и не жившие еще соки, выработанные из принятой пищи, и расходятся тоже по каналам легких. Будучи наитствуемы здесь животворными стихиями воздуха, сии соки претворяются в живую кровь. Отжившая, мрачная кровь – образ грешников, омрачившихся грехами, а новые соки – это новорожденные или обратившиеся и принявшие оглашение иноверцы или неверные... Те и другие оживляются во святой Божией Церкви, подвергая себя наитствованию Божественного Духа в святых Таинствах. Христиане-грешники лишаются Духа; но говеют, исповедаются, причащаются св. Таинств и снова начинают дышать Божественным Духом. Без дыхания Божественным Духом нет жизни. Как Церковь дышит Духом, так Им должны дышать все мы. Уста, коими приемлется Божественный Дух, или отверзается сердце для приятия Его, есть живая вера; соприкосновение с Ним есть участвование в Таинствах и священнодействиях по уставу св. Церкви: усвоение Его – есть действование по Его внушению, выражаемому в требованиях совести и заповедях евангельских. Кто живет так, тот дышит Духом и оживляется Им. Верное же свидетельство одуховления есть молитва, которую справедливо называют дыханием Духа. Кто хорошо, собранно и тепло молится дома или в церкви, тот дышит Духом...
Молю убо вы, братие, не упивайтеся вином чувственных удовольствий, но паче исполняйтесь Духом: глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви: благодаряще всегда о всех о имени Господа нашего Иисуса Христа Богу и Отцу (Еф. 5, 18–20). Аминь.
22 мая, 1860 г.
В день Пятидесятницы
6. Общий строй жизни, требуемой Православием,
как условие спасения
Осматривая храмы ваши, я видел нелестное усердие ваше приметаться к дому Божию и вашу готовность сердечно общиться со всем, что действуется и кем действуется в них. Это уже одно радует и свидетельствует о живой вере вашей. Но когда притом привожу себе на память преднамерения ваши – то обновлять обветшавшие храмы, то восстановлять упраздненные, но памятные еще обители – то не могу не сказать со апостолом: благодарю Бога моего Иисусом Христом, яко вера ваша так явно возвещается делами пред лицом всех, ведающих вас. Потому далее, желая, подобно тому же апостолу, преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, невольно должен ограничиться одним соутешением – верою общею, вашею же и моею (Рим. 1, 11, 12) и одним изъявлением благожеланий вам.
Так, Господь да благословит труды ваши и начинания ваши, да благоустроит ваше внешнее и да созиждет внутреннее. Верую, что сие сбудется по вере вашей. Ибо многомилостивый Господь не посрамит дел любви и упования вашего. Но вместе не могу скрыть опасений своих: не посмеялся бы враг над простотою веры вашей и, прикрывая распутия благовидностями, не уклонил бы вас на путь неправый, изображая его в уме вашем правым. В сем предположении обязанным считаю напомнить вам некоторые предостережения, годные, впрочем, везде и для всех.
1. В делах благочестия и в трудах Богоугодных не забывайте соразмерять со внешним и внутреннее. Внешнее – это дела, видимо для всех совершаемые; внутреннее – это невидимое для других, но тем не менее ведомое совести и видимое Всевидящему настроение ума и сердца, т. е. образ мыслей, расположений и чувств. Внешнее одно – это листья без плода или цвет без завязи – пустоцвет. Внутреннее одно – если оно возможно – подобно силе паров, неограничиваемых ничем и потому рассеивающихся в воздухе. То же и другое вместе есть древо благосенолиственное, полное жизненных соков и обильное плодами, веселящими взор всех. Таким образом, не молчанием только свидетельствуй всяк свое непротивление вере