Проекционные наглядные средства
Эти средства широко используются в образовании и промышленности. Существует множество разновидностей: диапроекторы, эпидиапроекторы, кинопроекторы, слай-допроекторы и темные проекторы — это всего лишь несколько разновидностей. У многих церквей есть свои диапроекторы, эпидиапроекторы, кино- и видеопроекторы. У многих людей есть слайдопроекторы.
Если ваш класс занимается в общем зале вместе с другими классами, то будет трудно использовать проецируемые средства наглядного обучения. Если же вы имеете отдельную классную комнату, то находите время использовать эти средства обучения.
Проецируемый материал привлекает внимание, поддерживает интерес и помогает уточнять идеи. Прежде чем использовать кинофильм или диафильм, учителю следует немного рассказать об этом материале, объяснить его предназначение и предупредить учащихся, чего им следует ожидать. В заключение преподаватель может поинтересоваться: "Что мы выучили? Как увиденное поддерживает наш сегодняшний урок субботней школы? К каким переменам в нашей жизни приведет новое знание?" Позаботьтесь о том, чтобы диафильм или кинофильм был непосредственно связан с вашим уроком и не занимал слишком большую часть от общего времени занятия.
Диафильмы используются все более широко. Существуют самые разнообразные диафильмы продолжительностью от 10 до 12 минут. Это позволяет оставить достаточно времени для дискуссии, учебной деятельности и практических выводов. Оборудование сравнительно недорого и легко управляемо.
Имеются диафильмы на разные темы — происхождение Библии, география, история, воспитание детей и библейские доктрины. Многие диафильмы поставляются в комплекте с описаниями и инструкциями по эксплуатации. В других есть только текст.
Эпидиапроекторы очень популярны по вполне объяснимой причине — они многофункциональны. Пленки можно заготавливать заранее. Накладывая одно изображение на другое, можно получить объемное изображение. Вы можете двигаться от простого к сложному. Учитель имеет возможность рисовать или писать во время беседы и в то же время стоять лицом к классу и наблюдать за реакцией учащихся. Он едва ли в состоянии сделать это, когда пишет мелом на доске или пользуется складной картой. Выдержки из Библии или Духа пророчества можно размещать на экране, тем самым подкрепляя дискуссию.
Но надо не переусердствовать в применении даже очень хороших наглядных средств обучения. Доски и мел, складные карты и эпидиапроекторы не должны быть поводом для чрезмерного увлечения лекционным методом. Сочетайте эти прекрасные средства с дискуссионной и другой учебной деятельностью.
Важно заранее просматривать все фильмы. Это поможет вам встроить фильм в свой план урока. Необходимо установить и отладить оборудование и все подготовить до начала занятия, чтобы не терять драгоценных минут в классе. Помните, технические пособия призваны не только показывать интересные вещи, но и помогать вам закреплять вашу цель обучения. Вот почему так важна дискуссия после показа фильма. Пусть члены класса скажут вам, каким образом данный фильм связан с темой урока и как должна измениться наша жизнь.
Эпидиаскоп позволяет вам брать картины, графики, таблицы и печатный материал и проецировать его на экран. Он полезен тем, что дает возможность проецировать на экран таблицу или картину. Таким образом можно показывать всей группе статьи из периодики и главы из книг. Однако проецировать можно материалы, не превышающие по размерам 25x25 см. Другим недостатком является то, что для проецирования требуется почти полная темнота.
ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПОВОДУ ВАШИХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ
1. Позволяют ли мои наглядные пособия закреплять центральную истину урока субботней школы?
2. Как и где они вписываются в мой план урока?
3. В самом ли деле я использую их для преподавания или просто ради самого показа?
4. Не будут ли эти материалы отвлекать от главной темы моего урока?
5. Используя диафильм или кинофильм, запланировал ли я вступление и рассказал ли классу о своих целях и о том, чего следует ждать от фильма?
6. Сформулировал ли я тщательно свои вопросы, что бы использовать их сразу после показа?
7. Просматривал ли я предварительно данный фильм?
8. Приготовил ли я до начала занятия все свои пособия и оборудование?
ЗАПЛАТИТЬ ЦЕНУ
Вы должны быть готовы заплатить цену за успешное обучение — найти и использовать надлежащие технические средства. Мы понимаем, что нести в класс наглядные пособия не совсем удобно, но ваши учащиеся по достоинству оценят их, если они используются по делу и помогают возрастанию качества обучения.
Мы завершаем эту главу словами доктора Рея К. Стедмана: "Бог любит наглядные средства. Он рассыпал их по всей земле и развесил на небе. Иисус щедро использовал Божьи наглядные пособия, помогая людям понять духовную истину. "Посмотрите на полевые лилии, как они растут". "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божье". "Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они, обратившись, не растерзали вас". "Вы соль земли" и т. д. Вполне вероятно, что вся природа была создана для того, чтобы проиллюстрировать на физическом, видимом уровне то, что все время происходит в невидимой, духовной сфере. Все это весьма точно выразила в своем стихотворении Элизабет Баррет Браунинг:
"Все на земле о вечности вещает;
Во всех кустах горящих Бог царит.
Но лишь узревшие Его снимают обувь с ног,
А остальные — срывают ягоды с него!"
От теории к практике
Цель: | Научиться сочетать лекционный метод с использованием наглядных пособий и с другими методами. |
Подготовка: | 1. В случае необходимости повторите эту главу. 2. Основательно изучите материал урока субботней школы. 3. С помощью учебного плана: А. Выявите и запишите центральную истину. Б. Перечислите нужды учащихся. В. Запишите цель обучения. Г. Запланируйте что-нибудь для создания на уроке доверительной и теплой атмосферы. Д. Запланируйте способ привлечения внимания. |
Метод: | подготовить план короткой лекции — не более чем на 15 минут — и охватить основные мысли урока. В последние 20 минут занятия используйте другой метод. См. 7-ю главу, в которой описана учебная деятельность в дополнение к лекции. Последние пять минут следует посвятить практическим выводам из урока. Непременно закрепите материал лекции с помощью наглядных пособий. Объявите классу план занятия. |
Оцените: | свои действия в конце урока. |
ГЛАВА 10. РАССКАЗЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ
Если вы хотите удержать внимание слушателей с помощью слов, вам необходимо либо рисовать словесные картины, либо рассказывать истории. Иисус был мастером этого дела. Литературные критики считают притчу о блудном сыне величайшим коротким рассказом за всю историю мировой литературы. Рассказы Христа — это образец простоты, ясности и прямоты. Своими метафорами, сравнениями и вопросами Он завладевал вниманием даже тех, кто не симпатизировал Ему и не хотел Его слушать. Иисус превосходно применял паузы, неожиданные повороты мысли и противопоставления. Он использовал емкие слова и взывал к воображению слушателей. Иисус постоянно пользовался этим методом обучения. "Без притчи не говорил им" (Мф. 13:34). Притча есть образ, иносказание, символ или иллюстрация. Она буквально означает нечто, предназначенное для сравнения.
"Притча" — это литературный прием, в котором короткое повествование, достоверное или вымышленное, иллюстрирует нравственную или духовную истину... У Иисуса притча была мостиком, которым Он вел Своих слушателей по приятной и знакомой тропе от того места, где они находились, туда, где Он желал их видеть, от известного к неведомому, от конкретных фактов к абстрактным истинам, от видимого к невидимому, от земного к небесному.
Притчи были своего рода окном, и Иисус предлагал Своим слушателям выглянуть в это окно и посмотреть на прекрасную небесную истину. Своими притчами Иисус привлекал внимание людей, пробуждал в них интерес и стимулировал любопытство" ("Библейский словарь адвентистов седьмого дня", с. 810).
Было подсчитано, что примерно четверть всех слов Иисуса, записанных Марком, и почти половина слов, записанных Лукой, представляют собой притчи, короткие рассказы или иллюстрации. Большой диапазон иллюстраций, использованных Христом, говорит о качестве Его преподавания.