Создание семейных классов субботней школы
Как создать "семейный класс"? Помимо посещения учащихся вашего класса на дому очень важно быть радушным и дружелюбным во взаимоотношениях с людьми. По возможности лично приветствуйте каждого подопечного. Если вы не можете всех поприветствовать во время занятия, подойдите к ним либо до, либо после субботней школы. Уделите особое внимание робким. Сделайте все возможное, чтобы приветить их и пообщаться с ними после субботней школы или богослужения.
Если вы как учитель поставите себя на место учащихся и будете учиться вместе с ними, это поможет вам создать семейный класс. Другими словами, учитель должен считать себя не авторитетной фигурой, а учащимся руководителем.
Обратите внимание на следующее высказывание, описывающее правильное и неправильное поведение учителя: "Они [учителя] слишком высоко поднялись по лестнице, чтобы радушно, с нежной любовью и глубокой, неподдельной заинтересованностью протянуть руку помощи. Им следует спуститься вниз и всем своим поведением сказать учащимся: "Я никогда больше не буду стоять так высоко над вами. Давайте подниматься вместе, и мы увидим, как много можно приобрести от совместного изучения Писаний... Давайте учиться вместе... задавая вопросы, вы можете формулировать новые для меня мысли. Разные способы выражения изучаемых нами истин озарят наш класс светом... Не колеблясь, делитесь своим пониманием предмета. Свет озарит нас, когда мы будем в кротости и смирении Христа учиться вместе"" ("Советы родителям, учителям и учащимся", с. 436).
Радушный учитель, благосклонно относящийся к своим учащимся, проделает долгий путь по созданию семейной атмосферы в классе. Учитель должен быть готов показаться слабым и уязвимым человеком. Учитель, не отказывающийся делиться своими христианскими опытами, как радостными, так и печальными, отдает свое человеческое тепло и показывает, как он ценит своих учащихся. Я обнаружил, что доверие порождает доверие. Если я могу сказать: "У меня есть одна проблема...", то учащиеся также снимут свои маски и будут искренними и откровенными с другом.
План из шести пунктов, написанный на первой странице справочника вашего класса, придуман не просто ради статистики; скорее это ряд советов по поводу того, как проявить внимание к людям. "Кто присутствует? Кто отсутствует? Кто сегодня у нас в гостях?" Он помогает знакомить гостей с присутствующими и свидетельствует о том, субботней школе есть дело до людей.
1. Поприветствуйте и представьте всех гостей.
2. Сделайте короткий миссионерский призыв, обращая внимание на цель класса. Положите свое пожертвование в конверт, а затем передайте конверт другим членам класса. Попросите кого-то подсчитать пожертвования.
3. Самостоятельно ведите журнал посещаемости и поручайте учащимся посещать всех отсутствующих: как тех, кто ходит регулярно, так и перспективных членов. Кто-то должен еженедельно обязательно посещать любого отсутствующего учащегося.
4. Вдохновляйте на ежедневное изучение урока. Спрашивайте: "Кто из присутствующих следует плану ежедневного изучения урока?" Отметьте число таких людей в свободной графе.
5. Сообщите классу о сумме собранных пожертвований. Сравните ее с намеченной целью.
6. Соберите отчет рядовых членов о их деятельности. Каждый заполняет собственную карточку. Это время не должно превышать двух минут.
Я обнаружил, что если каждую неделю несколько минут уделять такого рода заботливому служению, то создается хорошая атмосфера для обучения и "семейный класс". В этом также помогают фразы типа: "Джордж, твоя жена уже выписалась из больницы?" "Мы рады, что семья Маршен снова с нами после отпуска. Как вам понравилась поездка?" "Кто-нибудь получал весточку от семейства Грегори? Вот уже вторую субботу их нет с нами. Кто вызовется позвонить им?" "Мы передаем Сью открытку с пожеланиями выздоровления. Пожалуйста, подпишите ее".
В семьях родители заботятся о детях. Если ребенок пропал, они не успокаиваются до тех пор, пока он не будет найден.
Однажды утром, когда я посещал заинтересованных людей, приходивших на евангельскую кампанию, я пришел в одну семью, в которой было двенадцать детей, от грудного ребенка до девочки-подростка.
"Кого из них вы больше всего любите?" — спросил я у матери.
Она с любовью осмотрела свою семью, а затем задумалась и сказала: "Ну, мне кажется, того, кто или болен, или потерялся, или попал в беду".
Я никогда не забуду, какой любовью светилось лицо этой женщины. Каждый ребенок был для нее особенным и драгоценным. Как вы думаете, она переживала, когда кого-то недосчитывалась? Именно такая забота создает в "семейном классе" атмосферу, подобную бальзаму для сердца. Такая атмосфера освобождает ум для накопления знаний. Учащиеся могут быть искренними и открытыми друг с другом, потому что между ними существует доверие. А доверие позволяет делиться чувствами на более глубоком уровне. В таком классе всегда будет идти оживленная беседа, потому что все непринужденно делятся своими мыслями.