Средства выполнения этой задачи

К ним прежде всего относятся мои книги. Подсобные средства или инструменты важны в любом ремесле, но особенно в преподавательской работе. Вашим главным орудием является Библия. Но в каком переводе? Рынок наводнен десятками разных переводов.

Я полагаю, что каждому учителю субботней школы следует иметь три или четыре современных перевода, чтобы более точно определять, о чем именно идет речь в том или ином отрывке. Выбирайте такие переводы, которые вернее всего передают буквальное значение оригинального текста, отдавайте им предпочтение перед более "динамичными", толковыми или перефразирующими переводами. Последние открытия в области археологии и филологии помогают нам установить подлинный смысл Писаний. Для серьезных исследований следует избегать переводов типа "Слово жизни".

Я дорожу учительским вариантом квартального пособия для взрослых. В нем дан превосходный материал в помощь учителям, сформулировано много хороших вопросов, помогающих изучать, анализировать и обсуждать Библию.

Вторым по значимости моим инструментом является Симфония.

В нашей Церкви самым ценным учительским инструментом после Библии являются произведения Духа пророчества. Сначала тщательно изучите Слово. Изучите отрывок, который предлагается к данному уроку, разберите контекст, просмотрите важные слова по Симфонии, а затем переходите к Духу пророчества, чтобы еще глубже вникнуть в суть вопроса и получить помощь. Серия "Конфликт веков", "Свидетельства для Церкви", "Наглядные уроки Христа", "Служение исцеления" и другие вдохновенные книги подобны золотой жиле истины для учителя субботней школы.

Хороший библейский словарь — важная часть вашей библиотеки. Вполне возможно приобрести "Библейский словарь адвентистов седьмого дня". В "Библейском комментарии адвентистов седьмого дня" вы найдете многочисленные варианты истолкований трудных мест, комментарии и выдержки из Духа пророчества по всем текстам Библии. Хороший библейский атлас также является важным пособием для учителя субботней школы.

ПРИДЕРЖИВАЙТЕСЬ ОСНОВНОЙ ЛИНИИ

Во многих отношениях процесс преподавания и обучения напоминает разветвленную железнодорожную магистраль. У железной дороги много подъездных, боковых и запасных путей, а также коротких веток до близлежащих населенных пунктов. Однако большая часть перевозок осуществляется по основной линии. Хорошее преподавание подобно железной дороге. Существует множество заманчивых боковых путей, которые хочется исследовать. Но профессиональное преподавание придерживается "основной линии" — центральной истину урока. Это не значит, что учитель не может затрагивать другие родственные вопросы, желая восполнить конкретные нужды слушателей. Святой Дух может направить учителя к тем мыслям и текстам Писания, которых нет в уроке. Никогда не отвергайте с ходу вопрос или комментарий только потому, что он не имеет непосредственного отношения к уроку. Человек вправе говорить о своей острой нужде. Можно уклониться от главной темы, чтобы восполнить эту нужду, кратко разобрать вопрос, а затем вновь вернуться на "основную линию".

Я пытаюсь сосредоточиться на "одной большой идее" урока. Мешанина из мыслей и теорий, как бы хорошо она ни стимулировала разум, не будет способствовать успешному обучению. Чтобы материал был понят и остался в, памяти, его необходимо укрепить родственными идеями.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИСТИНА

Первое, что я делаю в процессе подготовки к уроку, это выявляю "одну большую идею" урока. Помните, мы обязаны "браться за великие темы" ("Евангелизм", с. 151).

Каждый удар молотка должен глубже вгонять гвоздь. Каждый текст, иллюстрация, наглядное пособие, обучающий прием и любое обсуждение должны напоминать удары молотка, все глубже и глубже загоняющего центральную идею урока в сознание учащихся. Это помогает слушателям запомнить главную мысль урока.

Как выявить центральную истину? Определяя ее для себя, я размышляю над уроком в целом. На что в первую очередь он обращает наше внимание? Проходит ли через весь урок одна главная мысль? Что можно узнать о главной идее урока из заголовка? Процесс обнаружения центральной истины (известный как синтез) для меня очень важен потому что он является основой моего преподавания. Если все время помнить о центральной истине, то легче будет не уклоняться от "основной линии".

Центральную истину надо ясно и кратко изложить в одном предложении. (Это первый пункт в плане урока, изложенного в конце главы). Я всегда фиксирую центральную мысль, а затем тщательно раскритиковываю ее. Обычно я должен переписать ее несколько раз, чтобы правильно сформулировать. Это помогает мне "отладить" мое мышление. Расплывчатое мышление учителя приведет к тому, что в голове учащегося воцарятся полный туман и хаос.

Джон Сисемор говорит, что центральная истина должна быть представлена в виде "законченной, всеобъемлющей формулировки, которую можно использовать, оценивать и записывать". Он предлагает несколько способов проверки точности центральной истины:

"1. Отражена ли в этой формулировке суть библейского отрывка к данному уроку?

2. Изложен ли в этой формулировке основной принцип библейской истины?

3. Отражены ли в данной формулировке интересы, проблемы или нужды нашего современника?

4. Приемлет ли ваш класс такую формулировку?"1

Описанный выше процесс нелегок, но чем больше я упражняюсь в нем, тем легче он становится и творит чудеса для всех учителей субботней школы, применяющих его. Это своеобразный ключ, позволяющий открыть урок.

МАКРО-МИКРО-МАКРОПРИНЦИП

Доктор Джек Данхэм в своем "Пособии по системному преподаванию для взрослых" предлагает использовать центральную истину, или ключевую мысль, как он ее называет, в реальном преподавании. Чтобы помочь учащимся запомнить ключевую мысль урока, Д. Данхэм рекомендует изложить ее в самом начале урока в классе субботней школы.

Далее урок разбивается на составные части, включающие подробное его обсуждение. В конце урока ключевая мысль снова излагается в качестве заключения или практического вывода. Вот классическая иллюстрация древнего педагогического принципа: "Скажите учащимся, что вы собираетесь им сказать; скажите им это; а затем скажите, о чем вы только что рассказали им". Ведя урок субботней школы под названием "Он привлекает нас", я следующим образом применил вышеописанный принцип. Ключевая мысль или центральная истина (макро) была сформулирована так: "Распятый Христос привлекает к Себе всех людей посредством Святого Духа, чтобы искупить их и общаться с ними". Подтемы или разбивка (микро) говорят о том, как и при каких обстоятельствах Он привлекает нас:

1. Он привлекает нас как Свет.

2. Он привлекает нас как Агнец.

3. Он привлекает нас посредством Святого Духа.

4. Мы можем быть привлечены ко Христу только на Божественных условиях.

Определив центральную истину, мы затем обсудили четыре подтемы. В конце беседы я снова повторил центральную истину, но уже синтезированную.

Я обнаружил, что связность и непрерывность изложения урока серьезно помогают учащимся запоминать основные мысли и применять полученные знания к своей повседневной жизни. Как граненый алмаз отражает свет от многих плоскостей, так и правильно подготовленный и изложенный урок открывает красоту центральной истины с самых разных углов зрения.

Наши рекомендации