Изменение дает вам новые возможности для преподавания

Меняющиеся потребности взрослых людей создают прекрасные возможности для преподавания. Единственная стабильная вещь в нашей жизни — это изменение. С момента рождения и до самой смерти человек претерпевает изменения. На каждом этапе жизни происходят важные изменения. Исследователи человеческого поведения называют их "задачами роста".

"Задача роста возникает на каждом определенном этапе жизни человека. Успешное ее решение делает человека счастливым и помогает ему успешно справляться с последующими задачами, тогда как неудача повергает его в печаль, делает объектом критики со стороны общества и создает ему трудности при решении возникающих задач.[5] Эти "задачи роста" возникают вследствие взросления, давления со стороны общества, а также обусловлены ценностями и амбициями развивающейся личности. Учитель, который понимает эти задачи роста и видит, как его учащиеся изо всех сил пытаются решить их, в состоянии преподавать таким образом, чтобы укреплять своего учащегося в критические моменты его жизни.

Вот некоторые из задач, с которыми сталкиваются молодые самостоятельные люди, согласно Роберту Хавигхурсту:

1) завершение или продолжение образования;

2) выбор друга жизни;

3) необходимость научиться жить с партнером по браку;

4) создание семьи;

5) воспитание детей;

6) управление семейным бюджетом;

7) успешное начало профессиональной карьеры;

8) принятие гражданской ответственности;

9) поиск близкой по духу социальной группы".[6]

Фрэнк преподает в классе молодых самостоятельных людей. У большинства его учащихся есть маленькие дети. Фрэнк знает, что его учащиеся хотят стать хорошими родителями. Это одна из их основных задач. Поэтому каждую неделю он подбирает для урока такие идеи и факты, которые могут быть полезны молодым родителям. Он цитирует соответствующих авторов и рекомендует полезную литературу. Он рассказывает о собственном опыте и опыте других людей.

Вы можете быть уверены в том, что Фрэнк удержит интерес у своих учащихся. Если нет такого класса субботней школы, который уделяет особое внимание нуждам молодых самостоятельных людей, тогда этим учащимся приходится самостоятельно преодолевать кризисы в своей жизни. Вот одна из причин, по которой люди в возрасте 18—30 лет часто уходят из Церкви.

Если наши учителя субботней школы последуют советам Духа пророчества, то они смогут удовлетворять самые разнообразные потребности учащихся, и намного меньше людей будет уходить из Церкви. "Требуются учителя, способные мудро наставлять людей, имеющих самые разные типы характера". — "Советы учителям", с. 180.

Учителя поступят мудро, если последуют примеру Иисуса. "Он [Иисус] говорил людям об истинах, имеющих отношение и к земной жизни, и к вечности" ("Наглядные уроки Христа", с. 23).

Перед взрослыми людьми среднего возраста также возникают задачи роста. Дети уходят из дома, и приходится вносить коррективы в собственную жизнь. Между супругами начинаются трения, когда происходят биологические изменения. Часто жизненные силы тают буквально на глазах, появляются симптомы старения: ухудшение зрения, менопауза, седина. Понимание этих и других проблем среднего возраста поможет учителю субботней школы служить этим людям, удерживать их внимание и побуждать к изучению Библии.

Пожилые люди, от 65 лет и старше, также должны трудиться над решением определенных задач. Утрата необходимых чувств, потеря прибыльной работы, ощущение своей бесполезности — все это ставит под угрозу чувство собственного достоинства.

Работа очень важна для поддержания у человека чувства собственного достоинства. Ощущение личной бесполезности после выхода на пенсию — самая что ни на есть реальная угроза для многих мужчин и женщин. Большой процент людей, которым перевалило за 65, либо одинокие, либо овдовевшие, либо разведенные. Социальная изоляция и одиночество — главная проблема пожилых людей.

Мы не вправе пренебрегать особыми нуждами этой возрастной группы. Нам надо стремиться понять их, а затем помочь им снять возникшее напряжение. Мы обязаны понимать и восполнять человеческие нужды, как это умел делать Иисус. "Во всякой скорби их Он не оставлял их" (Ис. 63:9).

ОБУЧЕНИЕ - ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ

Младенец делает первые неуверенные шаги.

Ребенок заучивает наизусть стих из Библии.

Школьник решает математическую задачу.

Человек склоняется на колени, чтобы принять Иисуса Христа как своего Спасителя.

Отец разговаривает со своим ребенком.

Мать плачет на свадьбе своей дочери.

Пожилой человек соглашается с тем, что его годы подходят к концу.

Представители всех перечисленных групп учатся, ибо учеба означает развитие, столкновение с чем-то новым. Это изменение. Иисус описал данный процесс так: "Сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе" (Мк. 4:28). Он не обсуждал проблемы сельского хозяйства. Он говорил о людях в их развитии.

Образование - это "гармоничное развитие физических и умственных способностей человека с ранних лет его жизни, а также духовное развитие" ("Воспитание", с. 13).

"И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего" (Рим. 12:2).

Учеба в субботней школе является частью процесса искупления. "Воспитание и искупление — в высочайшем смысле одинаковые понятия..." ("Воспитание", с. 30). Бог хочет искупить всего человека — его ум, помышления, чувства, установки и поведение. Если обучение в субботней школе проходит так, как это угодно Богу, то обязательно произойдут изменения в знаниях, чувствах и поступках человека. Вы и ваши учащиеся станете новыми людьми во Христе. В этом и состоит смысл учебы!

ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ПОДГОТОВКА К НЕМУ

Планируют все, но нам особенно важно качество планирования. Для примера возьмите архитектуру: заложенное в проекте впоследствии осуществляется строителями. Так и с преподаванием. Планируя новый дом, получаешь большое удовольствие; не менее приятно планировать преподавательскую работу и ее конечный результат — знания учащихся.

Я много лет преподавал в субботней школе в классе для взрослых, прежде чем сделал открытие: от плана урока зависит, будет ли обучение успешным. Чтобы действительно шел процесс обучения, надо планировать урок и готовиться к нему. Я обнаружил, что тщательное планирование и усиленная молитва делают преподавание не тягостным, а радостным. Вот почему я с удовольствием рассказываю о методах планирования в данной главе. Если их добросовестно применять, то они могут оживить ваш класс!

Однако должен признать, что поначалу некоторые из этих методов и приемов казались мне громоздкими и неуклюжими. Теперь же я не могу преподавать без них.

Я хочу, чтобы вы познакомились с учебным планом (его образец вы найдете в конце главы). Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с ним. Я обнаружил, что эта форма — один из самых полезных инструментов в моей работе. Составление учебного плана — пожалуй, важнейшая часть вашей подготовки.

Учебный план для учителя — что карта для путешественника или чертежи для прораба. Я обнаружил закономерность: если придерживаться данной формы, то на уроке будешь чувствовать себя более уверенно. Учебный план помогает подобрать подходящий метод для конкретного урока и соотнести урок с нуждами учащихся. Планирование помогает успешно проводить урок и системно использовать время, отведенное для занятия в классе.

Некоторые учителя ничего не планируют. Они усердно изучают материал урока, молятся и полагаются на вдохновение. Думаю, вы согласитесь, что этого недостаточно.

В течение многих лет мои планы урока состояли из нескольких идей или иллюстраций, нацарапанных на полях моего же пособия. Теперь такой план представляется мне слишком расплывчатым.

В хорошем плане урока тщательно и подробно расписывается все, что учащемуся надо сделать и открыть для себя. Хороший план урока включает в себя подробно сформулированную главную истину урока, перечень нужд учащихся, цель урока и метод привлечения и удержания внимания. Он также содержит способы вовлечения учащихся в фактическое изучение Библии и предложения по поводу того, как помочь учащимся применять данную истину в своей жизни.

В главах со второй по четвертую мы будем говорить о важных элементах учебного плана. В данной главе мы ограничимся:

• Способами настроить свое сердце на нужную волну

• Практическими предложениями по изучению Библии или иных материалов

• Различными учебными материалами и пособиями

• Способами удержания учащихся в рамках урока

• Способами выявления и запоминания центральной истины урока.

Наши рекомендации