Как побудить свой класс учиться
Наши нужды являются мотивами наших поступков. Голод заставляет нас принимать пищу. Одиночество требует общения с людьми. Потребность в знаниях побуждает нас стремиться к образованию. У каждого человека есть мотивы.
Билл - бизнесмен и уважаемый член церкви. Когда наступает суббота, он редко приезжает к началу субботней школы. Он чувствует себя слишком изможденным после тяжелой трудовой недели. Постоянное недосыпание он компенсирует в субботнее утро. Но Билл также нуждается в общении, вдохновении; ему еще и еще раз хочется ощутить, что он принадлежит к семье родственных душ. Чтобы восполнить эти потребности, Билл испытывает побуждение поехать в церковь на богослужение.
Елена всегда присутствует в субботней школе. Она получает удовольствие от учебы и говорит, что прекрасно себя чувствует во время занятий. Но как только начинается урок, ее мысли принимаются бесцельно блуждать и она отвлекается на другие темы. Есть ли у нее побуждения? Да, она с удовольствием приходит на занятия, но у нее нет мотивации учиться.
Учитель видит Елену, ее устремленный на него взор, и полагает, что она учится. Но он заблуждается. Присутствовать не значит внимательно слушать. Библейского обучения не будет, если учащийся не испытывает побуждения изучать Библию.
Сможет ли учитель побудить Билла посещать занятия, а Елену учиться? Это серьезный вопрос и одна из основных причин написания данной книги. Увязывание библейских истин с жизненными нуждами - мощный мотивирующий фактор. Если учащийся почувствует, что его нужды удовлетворяются, он начнет внимательно слушать и учиться. Именно для этого Бог и наделил нас определенными потребностями - чтобы побуди нас искать Его.
Психолог Авраам Мэслоу расположил человеческие нужды в порядке их приоритета, начав с простейших, а затем переходя к более сложным:
Физиологические - потребность в еде, воде, сне, физических упражнениях и т. д.
Потребность в безопасности — уверенность, стабильность, свобода от страха и т. д.
Потребность быть кому-то нужным — любовь, супружество, семья, друзья и т. д.
Чувство собственного достоинства — личные достижения, самоуважение, общественное положение, уважение со стороны окружающих.
Самореализация (реализация своего потенциала) – потребность развивать свои возможности.
Эстетические потребности — восхищение красотой порядком[4].
Наставник, который пытается распознавать у своих учащихся перечисленные потребности и старается удовлетворить их, завладеет вниманием слушателей и будет стимулировать их обучение.
Учитель знает, что Дэн, член его класса, вот уже шесть месяцев является безработным и, скорее всего, испытывает потребность в безопасности и чувстве собственного достоинства. Учитель делится с Дэном библейскими обетованиями о том, что Бог восполнит наши материальные потребности. Он также вправе привести в пример личные опыты, которые могут оказать его подопечному большую помощь. Преподаватель может также поговорить с Дэном наедине и связать его с нужными людьми.
В классе для молодых, но самостоятельных людей учитель знает, что у Элейн есть проблема — она слишком низкого мнения о себе. В ходе урока он может найти библейские цитаты и с их помощью убедить учащихся в том, что каждый человек представляет для Христа большую ценность. Если Элейн высказывает какую-то мысль, учитель найдет время сказать ей, что ее мысль имеет важное значение для всего класса. Тем самым учитель поможет этой девушке понять, что она важна для окружающих и для Бога.
Учитель, понимающий потребности своих учащихся и помогающий удовлетворять их, всегда сумеет успешно наладить процесс обучения.
Таким же методом пользовался Иисус. Он всегда чутко отзывался на человеческие нужды — духовные, материальные или физиологические. Христос сочувствовал людям, выслушивал их сетования, исцелял недуги больных и насыщал голодных. Неудивительно, что они так жадно слушали Спасителя. Вот почему Его учение так резко и кардинально изменяло их жизнь.
Иисус — величайший Учитель, которого когда-либо знал наш мир. Именно по этой причине мы в нашей книге обращаем столь пристальное внимание на Его методы.
Учитель — это своего рода торговец. Его товаром является истина. Но чтобы достойно представить свой товар, ему надо для начала пробудить у людей любопытство и интерес, а затем умело поддерживать его.
Многие взрослые люди потеряли ценное качество, присущее детям,— любопытство почти ко всему. Но какая-то искра у них еще осталась. Учитель должен пытаться из малой искры разжечь сильное пламя. Если он в этом преуспеет, его учащиеся начнут учиться с поразительной скоростью. Пробуждение любопытства — важный фактор мотивации учебного процесса.