Взгляды исследователей на отношение святителя Григория Нисского ко всеобщему восстановлению
Святитель Григорий Нисский во всех своих произведениях рассматривает вопросы о жизни после смерти, о том, что есть душа, как после ее исхода из тела сохраняется ипостась человека, как произойдет воскресение тел, что есть Царство Божие и тому подобные вопросы. Многие из них мы рассмотрели в других главах этой книги.
Среди таких эсхатологических тем есть и учение о так называемом всеобщем восстановлении. За несколькими исключениями почти все, кто изучал учение святителя, пришли к выводу о том, что он в этом вопросе находился под влиянием Оригена. Они утверждают, что святитель не принимает всех его взглядов по этому вопросу, потому что отрицает реинкарнацию, циклическое движение душ, но в учении о всеобщем восстановлении с умеренностью следует за воззрениями Оригена. Они говорят, что таким образом святитель Григорий Нисский положительным образом говорит о восстановлении.
Мы рассмотрим в общих чертах впечатления различных исследователей от воззрений святителя Григория на этот вопрос, а потом исследуем, соответствуют ли истине их выводы. В их работах приводятся, разумеется, подлинные слова святителя, но понимаются они зачастую неправильно, потому что для правильного понимания их нужно поместить в достоверные рамки. Как мы увидим впоследствии, в вопросе о всеобщем восстановлении святитель Григорий мыслит не так, как приписывают ему некоторые его исследователи. Действительно, чтобы постигнуть учение святителя, нужно обладать соответствующими ключами понимания и включать его слова во все церковное Предание.
Главная цель человека, по святителю Григорию, – его обожение. Только с этой точки зрения мы должны рассматривать спасение человека. Но для достижения этой высшей цели нужно пройти через очищение, обязательное для человека. Очищение может быть достигнуто в настоящей жизни. Но некоторые люди не смогли его достичь здесь, и оно будет продолжено в иной жизни. Конечно, святитель Григорий Нисский не принимает реинкарнации, благодаря которой, как считает Ориген, продолжается очищение человека, но, говоря об очищении, он допускает, что оно продолжается и после смерти.
Очищение после смерти достигается посредством очистительного или очищающего огня, носящего терапевтический характер. Муки ада носят такой же терапевтический характер, что означает, что они не вечны. Однажды ад перестанет существовать. Души входят в вечность после своего очищения, которого одни достигают в настоящей жизни, другие – после смерти.
Очищение и спасение достигается благодаря любви и человеколюбию Божиим. Бог как человеколюбивый наказывает человека, чтобы обновить его.
Многочисленны блага, истекающие из очищения. Природа человека обновляется, отвергая все фальшивое и чуждое, прилепившееся к ней.
Будет уничтожена и сама смерть, зло исчезнет, и все подчинится Богу. С особой силой он говорит об исчезновении зла. Зло, по святителю Григорию, не является какой-то сущностью, а лишением блага. Зло обречено на гибель. А все, что погибает, не является нерожденным. Именно по этой причине зла, в сущности, нет, но есть качество зла. Поскольку качество не составляет сущности, постольку и зло не есть сущность.
Это означает, что зло не вечно, а носит лишь временный характер. Не может рожденное и обреченное на гибель зло пересилить Благо и Нетление – Бога. Следовательно, когда-нибудь зло, не являющееся сущностью, будет упразднено. Истощание и упразднение зла не ущемляет свободы человека, потому что тогда человеческая свобода будет сильнее благого Бога и Его силы, ибо сможет продлить шествие зла в вечности. Зло, следовательно, однажды иссякнет.
Не только очистятся души людей, и зло будет уничтожено, но даже диавол подчинится Богу, что означает, что он спасется. Искупление Христово в конечном итоге будет спасительным и для диавола. Христос воспринял человеческую природу и умер на Кресте, а диавол, заглотнув плоть Христову, как рыба заглатывает крючок, был вынужден отдать те души, которыми обладал. Так смерть Христа оказалась спасительной и для диавола.
Исследователи святителя Григория Нисского замечают, что во всей его богословской системе существует много противоречий. Первое противоречие, которое желает смягчить святитель Григорий, заключается в том, как «вынужденное» очищение и восстановление всех людей и даже диавола согласуется со свободой как человека, так и диавола. Другое противоречие в том, что хотя он говорит об упразднении зла и окончательном спасении всех людей, но в своих трудах говорит о вечности геенны. И как, принимая всеобщее восстановление, на котором настаивал Ориген, он одновременно не принимает круговорот душ или так называемое перевоплощение, связанное с очищением души и восстановлении всех.
У меня складывается впечатление, что именно в этих так называемых «противоречиях», замеченных исследователями святителя Григория Нисского, заключается непонимание исследователями учения святителя, а также подлинное понимание его тезисов. Нужно внимательно рассмотреть эти «противоречия», чтобы увидеть, какова точка зрения самого святителя Григория на всеобщее восстановление.
Конечно, есть и такие исследователи, которые пытаются увидеть подлинные предпосылки учения святителя Григория и показать, что святитель Григорий не следует воззрениям Оригена. Всего этого мы коснемся в следующей главе, где постараемся очертить рамки богословия святителя Григория Нисского, потому что считаем, что к нему относятся несправедливо. Нужно восстановить и имя святителя Григория Нисского в связи с так называемой теорией восстановления.
У меня нет таких иллюзий, что здесь мы полностью раскроем тему. Однако будут отмечены самые важные места, могущие служить наиболее показательными для понимания учения святого[276].