Владыка Максим (Новакович) Богословское обоснование, смысл существования и миссия Епархии рашко-призренской в изгнании
Прекращение литургического и административного общения с публично высказавшимся экуменистом -Патриархом Иринеем
На самом деле, в Епархии рашко-призренской и косовско-метохийской в изгнании, в новейшей несчастливой обстановке внутри Сербской Православной Церкви, прекращение литургического и административного общения, согласно упомянутом правилу 15 Двукратного цареградского Собора, относится к Патриарху Иринею и ко всем ему подчиненным епископам которые косвенным образом или активно поддерживают его еретическое исповедание веры и его дела. Здесь подчеркиваем следующее: Церковь как богочеловеческий организм не можем сводить к человеческой или математической логике, ибо такая логика сегодня может привести нас прямо в две опасные крайности. Сегодня нужно глубокое рассуждение согласно сути и духу совокупного святоотеческого Предания, т.е. согласно естественном смысле Святых Догматов и Святых Канонов Православной Церкви.
Одна крайность, это нехватка ощущения ответственности за сохранение Веры православной и целого святоотеческого Предания, лучше сказать полное равнодушие в отношении еретического исповедания и деятельности Патриарха Иринея и остальных епископов-экуменистов, и следовательно, пребывание в ложном послушании Патриарху и таким епископам под отговоркой ложного мира и иллюзорного единства в Церкви. Эта крайность является плодом поверхностного, фольклорного воцерковления, тяготении к материальным вещам, нехватки истинной глубокой православной набожности, православного сознания и совести.
Другая крайность это утверждение что из-за вероотступничества предстоятеля Сербской Православной Церкви в ересь впала совокупная няша Поместная Церковь, и что каждая церковная община, каждый верующий который ходит в храмы в которых косвенно или прямо поминается Патриарх Ириней, являются еретическим, т.е. еретиком, даже те верующие которые никогда не слыхали об экуменизме.
Обе эти крайности толкают нас к пропасти. Святые Отцы учат нас о среднем, царском пути, о пути который Иудеям соблазн и Грекам сумасшествие, и поэтому является тяжелым, ибо такой путь соблазн тем которые придерживаются только внешнего, обрядного единства в Цервки под отговоркой мирского спокоя, сумасшествие тем которые стараются бороться за Веру только на фоне своей человеческой логики и разума, а не богочеловеческого духа. В этом смысле надо повторить вместе с Апостолом Павлом что мы имеем ум Христов (1. Кор 2, 16).
Средний путь в этой ситуации – это не поминать Патриарха Иринея и епископов экуменистов, отказаться от литургического и административного общения с ними, но не говорит что из-за них некоторых совокупная Сербская Православная Церковь впала в ересь. Нецелесообразно вполне отвергнуть всех тех которые, из-за нехватки воцерковленности, ознакомленности и понимания в отношении опасности ересы которая поглощает Сербскую Православную Церковь, или из-за нехватки пожертвования сопротивляться ереси, продолжают посещать храмы в которых поминается Ириней. Таких членов Церкви надо, с рассуждением, после ознакомления причин на основе которых они до сих пор ходят в такие храмы, предупреждать и открывать им горизонты Веры, поднимать уровень их православного сознания о необходимости открытой борьбы и сопротивления пастырям меняющим Веру и Предание. Это надо делать исключительно аргументами, набожным примером и молитвами для них. Каждый другой способ не является естественным для истинных православных борцов за Веру, а гневных людей которые маскируют свою слабость ярости и гнева под отговоркой обороны Веры. Они забывают апостольские слова о том что – гнев человека не творит правды Божией (Иак 1, 20).
Конечно, мы клирики не можем быть в общении с экуменическим клириками сербской и остальных Поместных Церквей, ибо клирикам “больше дано“ и от них больше и ожидается, т.е. ожидаем упомянутое прерывание литургического и административного общения с Патриархом и остальными епископами экуменистами, согласно правилу 15 Двукратного цареградского Собора, пока не дождемся их раскаяния и отступления от ереси.
Владыка Максим (Новакович) Богословское обоснование, смысл существования и миссия Епархии рашко-призренской в изгнании
јул 26, 2016
Господь Христос, Краеугольный камень (Дея. св. Ап. 4,11) и Основание (1. Кор 3, 11) нашей Веры, нашего спасения, нашего благословствования, нашей Церкви, принес свою науку упавшему людском роду, но этим Своим прибытием в этот мир, он нам принес и даровал самое дорогое от всего дорогого – Самого Себя. Он Сам есть наше спасение; Он Сам Премудрость и Логос Божий – источник всяческой мудрости и богословия; Он Сам есть Глава Церкви, а Церковь есть Его Тело. Через Церковь Свою, благодатью Своей, Он является доступным только крещеным и правоверным людям через святые Таинства и святые Добродетели. Этим ясно что и спасение является доступным только для таких людей. Почему только для крещеных и правоверных? Объясняют нам следующие Его слова: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ио 14, 6). К Отцу Небесному можно прийти только через Христа, к Христу можно прийти и во Христа облечься святым крещением только в православной вере и в Церкви православной. Поэтому Христос, как учредитель Церкви Божьей, высылая своих святых учеников и Апостолов в этот мир, сказал и приказал им: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мт 28, 19-20).
Очевидно и то что Христос обитает в Церкви Своей на все времена – эта истина содержится в обещании Христа, т.е. в Его словах: и се, Я с вами во все дни до скончания века и подтверждено словом: Аминь. Однако, видим что эти слова относятся только к этим принявшим святое крещение, державшим все что Он приказал, значит, не кусочек Его науки, а все. Церковь есть Церковь именно благодаря Христу внутри нее, а Церковь принадлежит Христу только если сохраняет Его совокупное Предание, в совокупной евангельской, апостольской и святоотеческой полноты этого Предания. Следовательно, залог того что Церковь есть Церковь Христа, и того что Церковь вообще является Церковью, как видим, это целостное, всецелое, существенное сохранение науки Христа во всей ее богочеловеческой полноты; сохранение апостольского Предания, которое нам передано преемниками Апостолов и наследниками Святых Отцов и учителей Церкви Божьей. Согласно словам отца Иустина Челийского: Церковь – это Богочеловек Христос продолжен через все века и всю вечность,[1] и именно через истинную православную Веру Христос обитает в Церкви благодатью Своей через века. О том что всецелое, а не частичное, сохранение залога православной Веры имеет решительное значение, свидетельствуют нам и следующие слова св. Фотия Цареградского: Действительно необходимо чтобы мы все сохраняли все, прежде всего это что относится к вопросам Веры, в отношении которых даже малейшее отступление является смертным грехом.[2] Еще его биограф нам напоминает что мы, подобно этому святому, должны с усердием бороться за “любовь истины“, чтобы не вписаться в число тех о которых святой Апостол пишет что они не приняли любви истины для своего спасения (2. Фесс. 2,10). Отсюда происходит утверждение о том что Церковь является Церковью, местом общения с Богом и источником спасения, только в случае если у нее полнота божественной науки Христа и апостольского, святоотеческого Предания.
Святые Отцы эту истину хорошо знали и она для них была главным направлением и вдохновлением их пастырской деятельности и служения в Церкви. Без сохранения совокупного написанного и ненаписанного Предания Церкви, а особенно истинных Догматов Веры православной, нет ни Церкви, ибо св. Максим Исповедник говорит: Господь назвал Соборной Церковью правильное и спасительное исповедание Веры, из-за чего и Петра, который хорошо исповедовал (Мт 16, 18), назвал блаженным.[3] Здесь конечно речь идет об исповедании спасительной истинной православной Веры, которая в себе содержит и представляет Самую Истину – Христа. Христос есть Истина, как Он Сам о Себе свидетельствует (Иоан 14,6). Этой Истины можно прийти только через истинную Веру, т.е. истинное учение о Боге. Следовательно, Истина через которую поступаем в Истину-Христа – это неложная, неизмененная, догматичная, святая Вера православная. Вне этой Истины нет Истине-Христа, нет Церкви, нет спасения. Об Истине и истинности Христа и евангельской науки Христа Сам Господь говорит:
свидетельство Мое истинно (Иоан 8,14);
Пославший Меня есть истинен (Иоан 8,26);
Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Иоан 18, 37);
Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина (Иоан 17,17);
Об этом и святые Апостолы свидетельствуют:
потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине (Еф 5, 9);
Наконец, братия мои, что́ только истинно… о том помышляйте (Флп 4, 8);
… познали благодать Божию в истине (Кол 1, 6);
Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца (2. Посл. Иоанна 1, 4);
Для меня нет бо́льшей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине (3. Посл. Иоанна 1, 4);
Поэтому святой Фотий Цареградский, пишущий послание несчастному и хвастливому папе Николе, подчеркивал что: Нет ничего более приятного чем Истина.[4] Один из великих современных православных богословов, архиепископ Аверкий (Таушев) (1906-1976) в этом смысле добавляет: Итак, отсюда должно быть каждому совершенно ясно, что Христианство есть, прежде всего, религия Истины, принесенной на землю Сыном Божиим от Отца Своего Небесного (Ин. 12, 49). И Духа Святаго Господь Иисус Христос обещал послать Своим ученикам не для чего-либо другого, как именно для того, чтобы Он, Дух Истины, наставил их на всякую истину (Ин. 16, 13). Вот эта Божественная Истина и есть самое главное в христианстве, это — самая сущность христианства, которой каждый христианин и должен дорожить превыше всего на свете — до готовности, если понадобится, и умереть за нее, что мы и видели на примере безчисленных мучеников, исповедников и Святых Отцев Церкви, неустанно боровшихся с лжеучителями-еретиками, так или иначе отступившими от этой Истины.[5] Эта Истина о которой пишет архиепископ Аверкий находится только у тех епископов, священников и верующих, которые являются правоверными, а правоверные только те которые недвусмысленно придерживаются этой целостной Веры, эту Истину исповедуют и проповедуют согласно учением святых Апостолов и святых Отцов, сохраняют эту Истину, ее защищают и стараются жить в ней и по ней. Жизнь в Истине отеческой Веры это религиозная жизнь. Так, правоверные только набожно исповедующие благочестивую и истинную святую Веру православную, живущие набожно в ней. Из-за этой насущной важности и значения сохранения святой православной Веры и жизни в ней, Святые Отцы, как свою самую святую задачу и цель, перед собой всегда имели сохранение истинных Догматов святой Веры православной и совокупного Предания Церкви. Таким своим поведением они нам указали не только путь спасения и истинного служения Богу и Церкве, но и обязали нас поставить перед нами выше и впереди всех целей и задач именно эту светлейшую и высшую цель – сохранение святой православной Веры. Главная строительная сила Церкви через века происходила из этого служения и старания Святых Отцов за чистоту и истинну православной Веры. Это была их главная цель и мишень. Не случайно именно все эти боговдохновенные святоотеческие деяния, написанные на фоне своей евангельской Истины и апостольской смелости с целью защиты православной веры во временах угрозы, являются самым стойким фундаментом на котором Церковь учреждена, сохранена и построена через века.
Продвижение любой другой цели выше и впереди этой и такой, является грубой ошибкой пастырского назначения каждого церковного сановника и священника, и не способствует укреплению Церкви, но ее обрушению. Как в истории, так и сегодня, мы видим эту закономерность на самом деле. Ибо если у нас исчезнет этот единый правильный и серьезный подход Вере и Церкви, приходим в опасность сделать грубую ошибку, не только в отношении пастырского служения и жизни Церкви, но и в возможности сбиться с дороги наших Святых Отцов и пойти в сторону открытого предательства Веры православной. Это в конце значит удаление и отпадение от этой Веры, т.е. отпадение от Церкви и Христа.