Какие же они – мадонны тамплиеров?
1. Все эти статуи и их святилища непременно связаны с одним из трех монашеских орденов – тамплиеров, бенедиктинцев, цистерианцев, имевших единого патрона – святого Бернара Клервоского.
2. Все оригинальные Черные Мадонны созданы не позднее XIII века. На сегодняшний день их насчитывается немногим менее пяти десятков.
3. Все Мадонны примерно одного размера – высотой около 70 см и основанием 30×30 см. Французский ученый Жан Бонвин отмечает, что «они были сделаны по одним специфическим стандартам».
4. Фигуры изображаются в положении называемом «величие»: Мария сидит на троне, с низкой спинкой и держит на коленях Младенца. Трон этот называется «Престолом мудрости» или кафедрой. (Возможно, поэтому средневековые соборы называли «cathedral».) Взгляды их не опущены скромно долу, а устремлены вперед в некую отдаленную точку. На лицах читается не сострадание (как на более поздних изваяниях), но небесное величие и благородная отстраненность. На языке средневекового символизма эта поза означает, что Мария – есть трон Иисуса, колени Ее – Престол Мудрости.
5. Изваяния всегда размещаются в местах, где были языческие капища Матери Богини, святые источники или священные камни дохристианских культов.
6. Даже когда для «Нашей Госпожи» строился целый собор, она всегда находилась в тайном месте – в подземной крипте или в специально затемненной нише в соборе.
7. Скульптуры Мадонн вырезали либо из фруктовых деревьев, либо из кедра, чья древесина ценилась очень высоко. Для XI-XIII веков это был вовсе не характерный материал, поскольку такая древесина имела важное символическое значение. Фруктовое дерево символизировало смерть и возрождение, а также творческие силы. Кедр считался деревом пророческим и был связан с легендой об Исиде и Осирисе.
8. Статуи Черных Мадонн всегда располагались на путях паломничества. Дороги вели либо к святилищу, либо к городу Сантьяго де Компостела – главному пилигримскому пути средних веков.
9. Предания, связанные со статуями непременно имеют отсылку к Востоку – к Святой Земле или ее соседям: Египту, Сирии, Эфиопии и т.д. О многих говорят, что они были вырезаны или хотя бы раскрашены евангелистом Лукой и принесены в Европу крестоносцами (чаще всего королевской крови). Жак Хайнен предполагает, что эти детали были придуманы, как способ легитимизировать изображения. Ведь если статуи пришли из колыбели христианства и даже связаны с именем евангелиста (хотя и вызывают в памяти образы языческие), это серьезный аргумент в глазах ортодоксальной церкви.
10. В легендах, окружающих Черную Мадонну, всегда говорится о чудесах, которые она совершает: спасает жизни «трех крестоносцев или трех заключенных в Египте или трех моряков». Ей часто приписывают способность воскрешать мертвых младенцев, хотя бы на время необходимое для их крещения. В Черной Мадонне видят покровительницу беременных женщин и врачевательницу бесплодия.
11. Поклонение Черной Деве включает необычные ритуалы, не имеющие объяснения в рамках католической традиции. Например, в разных местах перед статуями принято сжигать колесо, обмывать их вином или переносить их с торжественной процессией к камню вне церкви. Черным Мадоннам подносят и возжигают перед ними зеленые свечи.
12. Ко всем этим статуям официально прилагается титул – Альма Матер, «Благородная Мать».
13. Лицо Мадонны черное всегда, руки ее – почти всегда. Случалось, что статую вырезали из светлого дерева, а лицо и руки Мадонны изготавливали из другой породы – черными.
Именно такие статуи во множестве появились в Европе во времена владычества тамплиеров – их глубоко почитали, к ним совершали паломничества.
Следует, однако, заметить, что орден храмовников, как любая крупная религиозная организация был неоднороден и помимо внешнего – экзотерического культа имел собственное тайное (или эзотерическое) учение, объяснявшее черный цвет и подлинное значение этих Мадонн.
Что скрывали тамплиеры?
О том, что верхушка тамплиеров что-то скрывала, не знали даже сами храмовники. Рядовые члены ордена – бедные рыцари, ремесленники считали себя обычными христианами-католиками, настолько тщательно лидеры ордена умели хранить свои секреты. Реальная сила тамплиеров заключалась в том, что внутренние сословия во главе с великим магистром оставались «еретиками» и гностиками – и считали себя обладателями сакральных знаний о Боге, человечестве и Вселенной, которыми остальные не владели. Структура ордена тамплиеров, согласно данным французских исследователей Жоржа Каггара и Жана Робена, состояла из семи «внешних» сословий, посвященных в малые тайны, и трех «внутренних», которым были открыты великие тайны ордена. Ядро организации составляли 70 тамплиеров. Все они были потомки семьи «Rex deus».
К середине XII века храмовники сделались чрезвычайно богатым и влиятельным орденом, который подчинялся непосредственно Папе. Разумеется, для них было бы самоубийственным посвящать посторонних в тайны своих «альтернативных» учений.
Идейным вдохновителем и разработчиком эзотерической концепции ордена тамплиеров был Бернар Клервоский – один из влиятельнейших деятелей средневековья, впоследствии канонизированный церковью. Он был рожден в Бургундском замке Фонтейн, где в Сан-Варле возле Шатильон-сур-Сен была церковь Черной Девы Шатийонской. Согласно преданию XIV века, он еще мальчиком отведал три капли молока, выступившие из груди Черной Мадонны – это завуалированный способ указать на причастность к тайным традициям. «Три капли молока девственницы» – не что иное, как традиционное название мистической «первичной материи» («materia prima») – исходного материала алхимиков.
Приобщившись к тайным знаниям, святой Бернар постепенно взял на себя духовное водительство тремя крупнейшими монашескими орденами того времени (бенедиктинского, цистерианского и ордена тамплиеров), каждый из которых был посвящен Деве Марии (все официальные документы военно-монашеских Братств, в т.ч и Уставы, упоминали только имя Нашей Госпожи, и создал «огромное многонациональное предприятие», включавшее сотни монастырей.
Святой Бернар посвятил себя исследованию тайных учений. Он основал несколько крупных монастырских центров, где переводили арабские и арамейские тексты, а также рукописи исламских алхимиков из Испании. Сам он написал около двухсот великолепных проповедей о Соломоновой «Песне песней», начинавшейся словами: «Дщери иерусалимские, черна я и прекрасна». Всю жизнь святой Бернар поклонялся Нашей Госпоже, Черной Мадонне и опирался на ее культ.
Чтобы понять, почему Мадонна черная, обратимся к тайному учению, положенному святым Бернаром в основу доктрины тамплиеров. Вернее к той его части, которая касается образа Черной Девы.