Святые родники «никольской горы»
Святая «Никольская гора», часто местными жителями называемая еще «Белою горою, находится в р/п Сурское (бывшее с. Промзино). Пожалуй, это одно из самых известных и почитаемых святых мест нашей области. Существует множество легенд и преданий о явлении на горе Святителя Николая, Чудотворца Мирликийского и о обретении после этого его святой иконы. Нет необходимости приводить их все здесь, тем более, что существует, на наш взгляд, более реальное описание давних событий, сделанное в церковных изданиях. Все они очень схожи и разнятся лишь литературной обработкой. Нам кажется уместным привести здесь дословное описание событий одного из них.
В частности, в статье «Повествование о явлении иконы св. Николая Чудотворца в с. Промзино Симбирской губ., в 1552 г., в царствование Иоанна Грозного», опубликованной в 1902 г по «дозволению Московского Духовно-Цензурного Комитета» говорится следующее:
«Икона Святителя Николая, Чудотворца Мирликийского, явилась в с. Промзино, по преданию, при следующих обстоятельствах.
На берега реки Суры набежали как-то Татары. Все ждали конечного разорения. Но, к удивлению христиан, населявших Засурский край, Татары остановились и не трогались с места, и в то же время призывали на помощь Аллаха и неистово вопили. Один из христианских воинов решился узнать, что удерживает врагов на одном месте. Помолясь Богу, он вошел в стан неприятельский, и спросил у врагов Креста Христова: «Что вы стоите здесь и что вам нужно? Нужен ли вам выкуп? или вы хотите проливать кровь христианскую, неповинную?» Враги отвечали ему: «Среди нас лес, вода, а впереди мрак и тьма, а там, вон, на горе крутой, видим мы свет старца, в правой руке его меч, а в левой - ваш храм православный. На той же горе мы видим воина, с грозным огненным лицом, на белом коне, с копием в руках. О, знать прогневался на нас Аллах и пророк наш Магомет! И у нас у всех в глазах смерть и смерть, и нам нет спасения!». Русский воин посмотрел на гору и узрел Святителя Николая. Преклонив колена, воин молил Святителя о защите православных христиан. И бежали Татары от берегов Суры к себе на реку Кубань. На другой день Татар совсем нигде не стало. Так Святитель Николай защитил христиан и сохранил Засурский край от набега безбожных хищников.
Потом на горе Святой обретен был и самый образ Святителя. С тех пор миллионы народа приходят на поклонение чудотворной иконе и тем, которые со святой верою и в сердечном умилении преклоняются пред сим чудным образом, обильною струею льются дары исцеления.
Храни же нас, Святитель Христов и служитель Богу нашему, от врагов всяческих и будь нам в бедах наших покровитель!».
По архивным материалам, приводимым А. Киселевым и И.Кузнецовой в газете Православный Симбирск за 11 мая 2001 г, явление иконы произошло при следующих обстоятельствах. После возвращения в Городище из стана неприятелей воина, собравшись вместе, промзинцы поспешили на Белую гору, где было видение. «Воин, говоривший с неприятелем, ехал на гору впереди всех верхом на коне, а остальные шли за ним. Едва он въехал на вершину горы, как вдруг конь его споткнулся и пал на колени. Воин, не слезая с него, заставил его встать и понуждал идти дальше, но конь упрямился и пятился назад. Воин начал бить коня, но тот, встав на прежнее место, опять пал на колени. Всадник сошел с коня и с удивлением увидел, что он стоит на коленях перед иконой св. Николая Чудотворца, обращенным лицом вверх, наполовину скрытой в земле. Народ с благоговением поднял икону…».
Достоверно известно из архивных данных, что после явления на горе иконы Николая Угодника, некоторое время она хранилась в построенной по этому случаю деревянной часовенке, а позже была перенесена в Никольский Городищенский женский монастырь (пустынь), основанный в километре от Промзино, у подножия Белой горы. После закрытия монастыря в 1764 году еще долгое время (вплоть до 1810 г) находилась в монастырской Никольской церкви, а затем (после подмыва ее рекой Сурой церковь была разобрана) была перенесена в с. Промзино в Казанскую церковь, где во имя Святителя Николая был освящен придел. Икона представляла собой горельефное изображение на камне (размером примерно 106х71 см) Николая Угодника во весь рост. Левая рука его держит церковь, а правая - меч. «Он потому так изображается, - пишет «Повествование о явлении иконы …», - что во всю свою жизнь всегда защищал св. Церковь Христову от ее врагов, еретиков и хулителей … не простым мечом, но мечом духовным, то есть силою слова Божия, всю жизнь отсекал от Церкви всех, кто дерзал восставать против истины учения Христова». За долгие годы за дар исцеления и благодатную помощь в нуждах, икона была украшена многочисленны ми драгоценными камнями и серебром. В 1932 году икону конфисковали и увезли в неизвестном направлении (предположительно - в Самару). Все часовни были разрушены, а от монастыря не осталось и следа. В советское время пытались снести и саму гору, чтобы прекратить неиссякаемое паломничество верующих к святыне. Однако Господь не допустил такого святотатства. Трактору удалось лишь срыть самую верхушку горы, после чего, перевернувшись, он чудом не слетел с горы, зацепившись за большое дерево. Этот случай, вопреки задуманному партработниками еще больше укрепил в вере в чудесную помощь Святителя Николая, еще больше паломни ков стало собираться на горе в дни его памяти. Особенно много верующих приходит сюда в весенний праздник - 22 мая. Поднима ются пешком, с молитвой небесному Угоднику. После молебна в часовне на горе обязательно берут с собой камушки - считается, что и они помогают в болезнях и нуждах. Многие набирают с собой травки, что растет на горе. Дома заваривают ее и пьют как бесценное лекарство. Удивительно, но на каменистой меловой горе, где никогда никто ничего не сеял, местами растет овес. По преданию, он появился здесь сразу же после явления Николая Угодника и воина с конем, в котором промзинцы в свое время узнали святого Георгия Победоносца. Затем идут на святые роднички к подножию горы - за святой водичкой и в «монастырские» родники, где устроена купальня для желающих искупаться в святой водичке. В настоящее время и на горе, где было явление Святителя, и у подножия горы, и на родниках монастыря стоят вновь построенные красивые часовни.
Случаев чудесной небесной помощи Святителя Николая страждущим такое множество, что их хватило бы на целую книгу. Именно поэтому не только не иссякает поток паломников, но с каждым годом их число становится несоизмеримо больше. В любую погоду, в любое время года, не только в дни памяти Николая Чудотворца, но и в любой день и в любое время суток Белая гора пестрит нарядными по такому случаю христианами, пришедшими сюда за Божией благодатью, за заступничеством и чудесной помощью великого и преславного Чудотворца. Приходят и приезжают сюда не только жители нашей области. На горе можно встретить паломни ков с Украины и Белоруссии, с Дальнего Востока и Урала, с соседней Чувашии и Мордовии, с Москвы и Петербурга, с холодного Архангельска и теплого Краснодара. Не только в нашей стране - весь христианский мир особо почитает и славит Святителя Христова Николая, его память чтится с особенным благоговением и надеждой на помощь Угодника. В редком доме нет его святой иконы, в редкой семье не найдется родного и близкого человека, носящего имя Николая, в редком большом селении или городе нет храма с престолом, посвященном ему. А сколько городов и сел названо его святым именем!
Святому Николаю Угоднику молятся во многих житейских нуждах: об исцелении от разных недугов и болезней, о покровительстве семейного очага и добрых отношениях в семье, за детей, от грусти и уныния, о помощи в бедности и нужде, чтобы пристроить в замужество дочерей, о благополучии в пути и при потере дороги, на море от бури и потопления, в плену у врагов, о заступничестве вдовых и сирот, а также о помощи в разных бедах и несчастиях.
Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
Тропарь Николаю Угоднику:
«Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.»
Величание:
«Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего».
РОДНИК «БОГОМОЛЬНЫЙ»
Находится за селом Тушна Сенгилеевского района в небольшой сырой балке посреди с/х полей.
В роднике явлена икона Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. По рассказам время явления иконы относится примерно после 1750 г.
По преданию вскоре после покорения царем Иоанном Грозным Казанского царства в 1552 многие татары не пожелавшие принять русское подданство рассеялись по деревням в местах глухих, среди леса, в горах и оттуда делали нападения на близлежащие села. К югу от села Тушны в верстах десяти в местности, именуемой тушнинцами «Тюбяк», среди леса было четыре разбойничьих становищ, одно называлось «Кудеяров городок» по имени Кудеяра, слава о похождениях которого распространилась далеко за пределы Симбирской губернии. Разбойники отсюда совершали нападение на Тушну и жители для защиты от них построили на горе за селом «Маяк» и поставили шест, который опускали при приближении разбойников. Жители видели этот сигнал и готовились к нападениям. Одно время сторожа на маяке стали замечать, что разбойники, не доезжая до села, неожиданно останавливались, и возвращались в спешке и замешательстве назад. Так как это повторилось несколько раз на одном и том же месте, то жители решили это место осмотреть. А это было в четырех верстах от села около оврага у большой березы, из которого вытекал ключ, называемый ныне «Богомоль ным». У Березы была обнаружена икона Параскевы Пятницы. Предание гласит, что разбойники дойдя до оврага и березы, внезапно все были поражены слепотою. Березу, у которой явилась икона, помнят многие старожилы. Рядом построили часовню, которая разрушилась от свалившейся на нее березы во время бури. Когда ее свалило бурей, ее разобрали на щепки богомольцы. Но корни от нее долгое время сохранялись на дне колодца. На месте прежней построили новую обширную часовню. В нее по деревянным трубам была проведена из колодца вода, которая фонтаном выбивала из креста около самой иконы. Икона была небольших размеров (по архивным данным - 8 вершков в высоту и 6 вершков в ширину). Святая Параскева изображена во весь рост с крестом в правой руке, а в левой держит хартию, на которой написан Символ веры. Икона была обложена серебряной вызолоченной ризой, чеканной работы и вставлена в киот с изображением чудес Св. Параскевы Мученицы. Хранилась в церкви Михаила Архангела в Тушне. Икона почиталась как чудотворная. В церковных книгах приходского храма были записаны многочисленные чудеса от иконы, но в пожаре 1812 г сгорели и храм, и документы. В настоящее время ее местонахождение неизвестно. После революции часовню разрушили, родник неоднократно заливали мазутом, перекапывали, засыпали, но «побороть», к счастью, так и не смогли. В 50-60-е годы на церковные праздники выставляли кордон милиции, чтобы не пропускать к роднику паломников.
Празднуется престол (в данной местности) в десятую пятницу по Пасхе. До сих пор к роднику на престольный праздник стекается очень много богомольцев.
Память Великомученице Параскеве, нареченной Пятнице совершают также 10 ноября (нов.стиль).
«Матушке Параскеве», - как ласково зовут ее в нашей местности, - молятся о хороших женихах и об исцелении детей, о разрешении безчадия и о покровительстве семейного очага, о добрых отношениях в семье и о покровительстве в сельхозработах, о даровании дождя и о помощи при громе и молниях, и во всех, во всех житейских и семейных нуждах…
Тропарь святой Великомученице Параскеве, нареченной Пятнице:
«Премудрая и всехвальная Христова мученице Параскево, мужескую крепость приемши, женскую же немощь отвергши, диавола победи и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите, аз бо, радующиеся иду ко Христу, Жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
РОДНИК «ПАРАСКЕВЫ МУЧЕНИЦЫ»
Родник «Параскевы Мученицы» находится на окраине села Комаровка Новоспасского района. Родник представляет из себя неглубокий колодец, который располагается под полом в маленькой деревянной часовне. Вода непроточная.
Источник назван в честь явленной в нем иконы Святой Великомученицы Параскевы Пятницы.
О событиях, произошедших несколько веков назад, нам поведала местная жительница (бабушка Мария Г.) . Эту историю ей рассказала ее мама, которая, в свою очередь, узнала об этом от своих предков.
В те времена в селе Комаровка была большая красивая церковь, освященная в честь Крещения Господня. При храме служили несколько священников. «Тогда все набожные были, в церковь ходили часто, - говорит баба Маня, - на праздники святили воду в роднике». В один из таких светлых дней, а было это на Десятую Пятницу по Пасхе, священники с изумлением и радостью обнаружили на дне родника икону. Подошли поближе, - она и ушла. Стали отходить - снова появилась. И так несколько раз. Сколько ни пытались достать икону - все тщетно, так она и не далась им в руки. Расстроились, конечно, но что поделаешь, значит Богу не угодно.
Через некоторое время один пастух гнал мимо источника стадо овец. Зашел на родник утолить жажду. Увидел в нем икону… и без особого труда вытащил ее. Вот так обычному простому человеку и «далась» в руки большая святыня. Икону сразу же поместили в местную церковь, выделив ей особое почетное место. На роднике, где явилась икона, построили часовню с большим иконостасом. Долгое время икона Святой Великомученицы Параскевы прожила в храме, помогая в бедах и нуждах не только местным жителям, но и прихожанам из окрестных сел.
В 60-е годы прошлого века начались всем известные «гонения на церковь». Не избежал трагической участи и храм в Комаровке. Все иконы однажды погрузили «валом» на обычный грузовик и увезли в село Троицкий Сунгур. Явленная икона попала к председателю сельсовета. В начале ее хотели разломать и сжечь, как это сделали со всеми иконами, которых не удалось спасти в то «смутное» время, но Бог уберег - просто зарыли в землю. Уборщица, работавшая тогда в сельсовете, тайно, сильно рискуя, откапала ее, и забрала к себе домой. У нее она и находится по сей день. (Но, к сожалению, доподлинно неизвестно та ли эта икона, которая явилась в роднике или же очень древний список с нее).
Из церкви сначала сделали клуб. Купола разбирать вот только долго никто не соглашался. Наконец, нашелся-таки один «смельчак», который взялся «за дело», но работу так и не смог завершить - его вскоре парализовало. Многие списали это на дело случая. Однако трагическая судьба преследовала всякого, кто поднимал руку на храм Божий. Так, у заведующего клубом вся семья «с ума сошла». Никто друг друга не признает. Один удавился по непонятным никому причинам, другой сильно напился и больше не проснулся, остальных постигла не менее печальная участь. Бога не побоялись, не почитали его - вот Он и наказал. Всех, кто растаскивал бревна «на сарай, да на баню», настигла справедливая кара: все эти люди потом долго не жили.
Поскольку в селе сейчас церкви нет, верующие ходят молиться в часовенку у родника. Каждый год на 10-ую Пятницу по Пасхе привозят сюда икону Святой Параскевы из Троицкого Сунгура. Приезжают к святому источнику и православные из других сел, едут даже из г. Сызрани, и из г. Самары умыться, водички набрать, помолиться Святой Параскеве. Служат здесь и молебны «на дождь», которые раньше всегда заканчивались обильным ливнем. Только вот последние несколько лет это не помогает. Раньше, говорят, без особой нужды в часовню к роднику не заходили - боялись. А сейчас местная молодежь, не боясь Бога, устраивает в часовне гулянки с танцами! Какая уж тут помощь….
Но, тем не менее, святая водичка до сих пор обладает целебной силой. Наша проводница охотно рассказала нам о своем случае чудесного исцеления: Вначале 80-х годов ее сильно забодала корова. Было много повреждений, глаза чуть не лишилась. Долго лежала без сознания. Состояние было тяжелым, но в больницу так и не пошла, только молилась и умывалась святой водичкой из родника Параскевы. Решила, что будет, то будет, надеясь лишь на милость Господа. Так с Божьей помощью и вылечилась. Через год у бабушки обнаружили опухоль, подозревали - злокачественную. После операции назначили облучение. А было это как раз на «Явленную». «Просила Пресвятую Богородицу, чтоб не умереть в больнице, чтоб отпустили домой службу отстоять, - рассказывает бабушка, - хотя в больнице с этим очень строго, все-таки отпустили. Бог помог! С той памятной службы на роднике прошло более 20 лет. Болезнь ушла - как и не было». До сих пор благодарит бабушка Богородицу и Великомученицу Параскеву за свое чудесное выздоровление, и каждый день умывается святой водой из источника, поэтому, считатет, в свои 75 лет читает без очков.
Поблагодарив бабушку за интересный рассказ и набрав с собой водички, мы поехали в с. Троицкий Сунгур к хранительнице иконы Святой Параскевы.
Бабушке Марусе 94 года! Но чувствует она себя хорошо, сама все делает по дому, потому что каждый день прикладывается к иконе Великомученицы (и это несмотря на то, что икона располагается почти под самым потолком). «Я залезаю к ней потихоньку и прикладываюсь, - говорит бабушка, - икона меня оберегает и здоровье дает. Недавно ногу ломала - и ничего, все срослось, как у молодой. Параскева помогла. До сих пор тоненькую иголочку ниткой вздеваю без очков и память у меня отменная - все помню! Вот только хочется водички с родника - хоть капельку бы…». Для бабушки Маруси святая икона единственная надежда и спасение. Супруга своего она недавно схоронила, родственники живут далеко. На праздники икону возят к роднику в Комаровку, но на постоянное «место жительства» бабушка икону не отдает: «Вот умру, икона сама куда захочет уйдет». Еще бабушка Маруся рассказала нам одну историю, произошедшую 3 года назад: «Случилось это накануне Введения Господня. У меня тогда еще старик живой был. Лежим мы с ним поздно вечером, на икону смотрим. И вдруг ни с того ни с сего у иконы загорелась лампадка! Сама! И так: то погаснет, то опять сама загорается. Мы встали с ним ночью, плакали, молились.
Такое в моей жизни впервые. Я никому об этом не говорила, но вам решила рассказать. Вдруг завтра умру, так никто и не узнал бы».
Прощаясь, мы отдали бабушке всю водичку с Комаровского родника. Для нее это бесценный дар, а нас, Бог даст, дороги еще не раз приведут в с.Комаровку, к родничку, где когда-то Святая Великомученица Божией милостью явила свой образ.
Посетив эти места через три года в 2005 году, мы узнали, что бабушка Маруся тихо скончалась зимой этого года на 97 году жизни. Царствие ей Небесное! Икону Параскевы Мученицы забрала к себе ее дочь.
Святая Великомученице Параскево, моли Бога о нас грешных!
Святой Параскеве Пятнице молятся о хороших женихах, о покровительстве семейного очага, о добрых отношениях в семье, о разрешении безчадия, об исцелении детей, о даровании дождя, о покровительстве сельскохозяйственных работ, во время сеяния и жатвы хлебов, об избавления от опасности во время града или грома.
Тропарь святой великомученице Параскеве, нареченной Пятнице:
«Премудрая и всехвальная Христова мученице Параскево, мужескую крепость приемши, женскую же немощь отвергши, диавола победи и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите, аз бо, радующиеся иду ко Христу, Жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша».
Кондак, глас 3
«Всесвятое и непорочное мучение принесши, яко вено пречестное, безсмертному Жениху Христу, ангельское ликостояние возвеселила еси и победила еси демонския козни. Сего ради тя честно верою чтим, мученице Параскево, многострадальная».
РОДНИК «ТИХОНА КАЛУЖСКОГО»
Родник «Тихона Калужского» находится в 1,5 километрах от села Кадышовка Павловского района. Располагается в широколиственном лесу у подножия склона заросшей балки. К роднику через лес ведет широка протоптанная дорожка, свидетельствуя о том, что святой источник часто посещается паломниками. Чем дальше спускаешься к роднику, тем сильнее ощущение приятной прохлады, навеянное и чистым лесным воздухом и, прежде всего, благодатью святого места.
Впервые увидев родник, мы были приятно удивлены тем, что он хорошо обустроен. По всем правилам гидротехники сооружен железобетонный сруб, сделан каптаж, вода вытекает из специальной трубы изготовленной из пищевого пластика. Имеется даже навес над источником. Рядом стоит большой деревянный крест. Далее родник впадает в небольшой ручей. В нескольких метрах этот же родник вытекает из-под земли. Вода очень холодная даже в самую жаркую погоду не превышает 8оС тепла и слега кисловатая на вкус. Водичка приятно освежает и как бы придает больше силы и заряжает положительной энергией. Можно часами любоваться красотой окружающего леса, но время от времени дают о себе знать комары и другие насекомые, поскольку место достаточно сырое с очень влажной почвой.
Долгое время не удавалось нам разузнать об истории родника святого Тихона Калужского и о явленной иконе, так как было это очень давно, и очевидцев событий давно уже нет в живых, а их родственники по истечении многих лет не сохранили в памяти рассказы предков. Не один год наша экспедиция приезжала в село Кадышовку, чтобы добыть по крохам хотя бы какую-нибудь информацию. Очень интересные сведения сообщил нам отец Михаил, настоятель храма Покрова Богородицы в р/п Павловка.
Родник назван в честь преподобного святого старца Тихона Калужского, хотя доподлинно неизвестно, являлась ли сама икона в данном роднике или нет. Удивительно очень похожий родник (и даже окружающая местность!) есть при монастыре в Тихоновой пустыни (недалеко от Оптинской пустыни), что в Калужской области. Именно в том роднике в свое время и явилась чудотворная икона Тихона Калужского, которая в настоящее время хранится в этом монастыре. Сам преподобный долгое время жил в скиту и основал вышеупомянутую пустынь. В честь подвижнического подвига старца родник был назван его именем.
Что же касается родника у с. Кадышовка, то до сих пор остается загадкой, была ли там явлена икона или было только видение святого Тихона. В храме, где служит о. Михаил есть список с иконы из монастыря Тихона Калужского. А в самой Кадышовке в настоящее время действующего храма нет - он был разрушен во времена гонений на церковь. Судя по останкам, он был удивительно красив!
Святой родник обладает большой чудотворной силой исцелять различные заболевания в особенности болезни глаз. Ещё задолго до революции в соседних селах свирепствовала эпидемия инфекционной глазной болезни. В то время ни антибиотиков, ни других эффективных лекарств не было, и многие люди навсегда теряли зрение и даже погибали от неизлечимого заболевания. И только те, кто верил в Бога, просили у него помощи и отправлялись к святому источнику Тихона Калужского в надежде на исцеление. Каждый день, умываясь его водичкой они со слезами молились преподобному Тихону об избавлении от смертельного недуга. Самые отчаянные жили около родника неделями, невзирая на погоду и другие бытовые неудобства. Молитвы страдальцев были услышаны, болезнь отступила. Домой паломники вернулись уже здоровыми людьми. После этого многие верующие стали приезжать к роднику за исцелением от различных глазных недугов. А в день памяти Тихона Калужского (29 июня - новый стиль) каждый год стали совершать паломничества к роднику из близлежащих сел.
Святая вода преподобного старца лечит также психические заболевания и помогает от беснования. Отец Михаил рассказал об одном из таких случаев:
Один из молодых жителей села вдруг стал замкнут, перестал разговаривать с людьми. Его родственники начали замечать, что с психикой у него что-то ненормально. Однажды он признался своей бабушке, что постоянно слышит какие-то голоса и видит страшные лица: «А когда ты молишься, бабушка, они начинают смеяться и вылетают в окно. Мне тогда легче становится». Отец Михаил исповедал парня, причастил, а потом по его благословению тот поехал на родник Тихона Калужского облился святой водой, попил водички. По милости Божией стал нормальным человеком. Только через полгода бабушка рассказала, что было после этого. По приезду домой ночью парня сильно вырвало (из него вышел какой-то черный ком) и с тех пор все видения прекратились навсегда.
Известен также случай, когда одного молодого раба Божиего полностью исцелил родник от серьезного психического заболевания (до того он долго и безуспешно лечился в ульяновском диспансере им. Карамзина).
Родник помогает многим. Не случайно у родника всегда паломники. В день нашего приезда к роднику приехали из р/п Павловка умыться водой, набрать ее домой как большую святыню. На наш вопрос как водичка помогает, уклончиво ответили: «Помогает всем, кто верит, от многих хворей и бед спасает. Всё по вере даётся!» Сколько раз мы слышали это около многих святых родников! Всё по вере! Не потому ли раньше Бог чудес являл нам больше? Сколько чудесных исцелений, явлений можно было встретить в каждом селе. Слабеет наша вера, а с ней и помощь Божия дается теперь видимо реже. Но, дай-то Бог, чтобы с каждым годом она укреплялась и все больше людей, особенно молодых, чтили православные традиции и тогда будут не страшны нам никакие беды и напасти.
Святой преподобный Тихоне, моли Бога о нас!
Святому Тихону молятся об избавлении от грусти и уныния, об исцелении от глазных болезней и беснования.