Тианской веры нашей, 8 страстей
ТЕОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ХРИС-
ТИАНСКОЙ ВЕРЫ НАШЕЙ, 8 СТРАСТЕЙ,
ДОБРОДЕТЕЛЕЙ ПРОТИВ СТРАСТЕЙ,
10+2 ЗАПОВЕДЕЙ ГОСПОДА НАШЕГО,
БЛАЖЕНСТВ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ГОСПОДА
НАШЕГО, ТЕОРИЮ НУЖНО ЗНАТЬ ВСЕГДА.
ТЕОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ
ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ
ПРЕДИСЛОВИЕ К МОЛИТВОСЛОВУ О
ПРАВОСЛАВНОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЕ.
ГЛАВНЫХ СТРАСТЕЙ, С
ИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ И
ОТРАСЛЯМИ, ПРОТИВНЫЕ
ГЛАВНЫМ ДОБРОДЕТЕЛЯМ.
БОЛЕЕ ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ
КАЖДОЙ СТРАСТИ ПО НОМЕРУ.
Страсть первая – Чревообъядение или Чревоугодие.
Страсть, противная Добродетели первой, Воздержанию.
Объядение и пъянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение и лакомство, всякое нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, её жизни и по-коя, из чего составляется самолюбие, от которого – нехране-ние верности к Богу, к Церкви, к добродетелям, к людям.
Страсть вторая – Любодеяние. Страсть,
Противная Добродетели второй, Целомудрию.
Блудное разжение, блудные ощущения, пожелания, по-ложения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, бесе-да с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в осо-бенности осязания, в чём дерзость, погубляющая все добро-детели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные, естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блуд-ные, противоестественные.
Страсть третья – Сребролюбие. Страсть,
Противная Добродетели третьей, Нестяжанию.
Любление денег, пристрастие к деньгам и вообще иму-щества, движимаго и недвижимаго. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обогащению. Мечтание о богат-стве. Опасение старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупова-ние на его промысел. Пристрастия или болезненная излиш-няя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любление по-дарков. Присвоение чужого. Лихоимство, то есть лихва (взят-ки, прибыль через обман). Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающемся. Воровство. Разбой.
Страсть четвёртая – Гневливость. Страсть,
Противная Добродетели четвёртой, Кротости.
Вспыльчивость, принятие гневных помыслов; мечтания гнева об отмщении; возмущение сердца яростию; помраче-нию ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударения, толкания, убийство(ва). Памятозло-бие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.
Страсть пятая – Печаль. Страсть, противная
Добродетели пятой, Блаженному Плачу.
Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за всё случаю-щееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от Креста Нашего, покушение сойти с Креста Нашего.
Страсть шестая - Уныние. Страсть,
Противная Добродетели шестой, Трезвению.
Леность ко всякому Доброму Делу, в особенности к мо-литвенному. Оставление Церковнаго, домашнего (келейна-го) правила. Оставление непрестанной молитвы и душепо-лезнаго чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Не-брежение, неблагоговение. Праздность. Излишнее успокое-ние сном, лежанием и всякаго рода негою. Перехождение с места на место. Шутки. Празднословие. Кощунство, Скверно-словие. Оставление Поклонов и прочих Телесных Подвигов. Забвение своих грехов. Забвение 12 Заповедей Христовых и 9 блаженств Евангельских. Нерадение о спасении. Отсутствие Страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.
Страсть седьмая – Тщеславие. Страсть,
Противная Добродетели седьмой, Смирению.
Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и ис-кание земных и суетных почестей. Любление красивой одеж-ды, вещей, экипажей, прислуги. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Пристрас-тие к наукам и искусствам, гибнующего сего века, искание успехов в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои, сокрытие их перед людьми и Отцом Духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничиже-ние ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Бессо-вестность. Нрав и жизнь бесовские.
Страсть восьмая – Гордость. Страсть,
ГЛАВНЫХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ С ИХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ И ОТРАСЛЯМИ,
КОТОРЫЕ ЕСТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ
ГЛАВНЫМ ГРЕХОВНЫМ СТРАСТЯМ.
ДОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ ПО НОМЕРУ.
Добродетель первая – Воздержание, противоположная Страсти первой, Чревообъядению или Чревоугодию.
Удержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина, пива. Точ-ное хранение постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя её.
Добродетель вторая – Целомудрие, проти-
БЛАЖЕНСТВ ЕВАНГЕЛЬС-
КИХ ГОСПОДА НАШЕГО.
ТЕОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ХРИС-
ТИАНСКОЙ ВЕРЫ НАШЕЙ, 8 СТРАСТЕЙ,