ЛЕКЦИЯ № 16. Религиозная эсхатология

Понятие эсхатологии

Все варианты эсхатологических учений (учений о Конце Света) имеют сходные черты. Как правило, наступление Конца Света свя­зывают с приходом Мессии (Спасителя, Последнего Посланника) — Иисуса Пантократора (в христианстве), Махди (в исламе), Майтре-йи (в буддизме), Калки (в индуизме), Саошьянта (в зороастризме), Машиаха (в иудаизме). Мессия приходит, чтобы победить Зло и совершить Страшный Суд. Фоном Страшного Суда является гло­бальная катастрофа — всемирный потоп, мировой пожар и прочие вселенские катаклизмы, посредством которых мир очищается от всего греховного и порочного. После очищения — мир вновь воз­рождается.

Наиболее полно в мировой религиозной литературе эсхатоло­гия изложена в «Розе Мира» русского мыслителя, мистика и визио­нера Даниила Андреева.

Царство Антихриста

Следуя за христианским Апокалипсисом, Даниил Андреев пре­дрекает неизбежное воцарение Антихриста, где-то в начале XXIII в. Это царствование продлится 100—150 лет. В результате его сфор­мируется «дьяволочеловечество». Даниил Андреев характеризует его следующим образом: «Не так уж трудно представить себе духовный портрет тех поколений, которые окажутся почти единственными насельниками Земли к XXIV столетию. С глазами, привыкшими с младенческих лет к повседневным зрелищам самого изощренно­го разврата, с умом, направленным лишь на изыскание новых и новых видов чувственного наслаждения либо на окончательное опустошение природы, с совестью, заглушенной столетней пропо­ведью аморализма, с ростками высших движений души, до корня вытоптанными общественным глумлением, с сознанием, выхоло­щенным от малейших догадок об иных ценностях и об иными иде-121

алами озаренных эпохах, эти несчастные уже к годам своей моло­дости будут являть собой не людей, а страшные и жалкие на них карикатуры. Молодость сделается для них тем возрастным рубежом, когда изведано уже все возможное, тело уже изношено, а душа смертельно пресыщена, и существование длится лишь по инер­ции. Так будут сходить поколение за поколением, умирая на Земле, в миры Возмездия, эти миры, подобно кухням ада, будут клубить­ся, как никогда, густыми, жирными, неиссякаемыми клубами гав-ваха (тонкоматериальное излучение человеческих страданий, кото­рое восполняет убыль жизненных сил демонических существ — Святое Писание). Никакие мировые войны, революции и репрес­сии, никакие массовые кровопролития не могли бы породить гав-ваха в таких количествах, напитать им демонические полчища до такого невообразимого разбухания».

Катастрофа наступит неожиданно для князя Тьмы и вопреки его абсолютной вере в свою безграничную победоносность и свою без­наказанность. Суть катастрофы будет заключаться в том, что князь Тьмы внезапно начнет проваливаться сквозь все слои преисподних, прорежет, как молния, миры Возмездия, Магмы, Ядро и выпадет на лишенное времени Дно Галактики, откуда нет выхода до скон­чания времен.

Катастрофа в нашем мире разразится наглядно, на глазах у мно­гих живых людей, в момент одного из самых пышных апофеозов анти-Логоса. Потрясенным толпам это событие предстанет так, как будто тело этого существа, только что пребывавшее в неуязви­мости, вдруг начнет терять видимую плотность и медленно превра­щаться как бы в туман. При этом властелин мира внезапно уразу­меет происходящее и поведет себя так, каким его не видал никто и никогда: в нездешнем отчаянии, крича неистовым голосом, он начнет хвататься за что попало, метаться, выть, как зверь, и так посте­пенно, на протяжении часа, исчезнет из глаз людей.

Апофеоз Зла

Гибель того, кто безраздельно властвовал над человечеством свыше ста лет, самая необычайность, непостижимость этой гибе­ли вызовут среди населения земного шара смятение небывалое, никаких прецедентов не имеющее. Чем единовластнее будет царс­тво Антихриста, тем больше станет похоже человечество после его гибели на колесо, из которого вырвана ось, спицы рассыпаются во

все стороны, а обод устремляется бессмысленными зигзагами куда попало, без управления и цели.

Рассыпающиеся спицы — это элита антихриста, служившая передачей его воли народным массам. Сначала именно к ней по инерции и перейдет власть. Но вместо единства между ее крупней­шими деятелями и группами начнется яростная грызня. Этому вза­имопожиранию в общественных верхах будут соответствовать в мас­сах беспорядочные завихрения разнузданных страстей и брожение умов, оставшихся без авторитетного руководства.

Скоро эти взрывы страстей перерастут в стычки разных клик, мгновенно возникших везде полубандитских обществ и просто разъяренных толп. Все связанное с именем погибшего подверг­нется неистовому глумлению и уничтожению со стороны той самой черни, на моральное растление которой он потратил свою жизнь.

Неизвестно, сколько лет продлится этот период — от гибели князя Тьмы до смены эонов, во всяком случае, — недолго, и к концу его общество на поверхности Земли погрузится во всеобщий хаос. Некоторые зоны воочию превратятся в то, что теперь называется лунным ландшафтом. Другие захлестнутся хлябями анархии, борь­бы всех против всех. В третьих возникнут местные тираны, кото­рые сумеют ухватиться за некоторые технические изобретения, позволяющие контролировать поведение масс; иные из этих тира­нов даже встретят поддержку среди разных слоев как единственная сила хоть как-нибудь цементирующая общество. Наконец, в зонах четвертого типа наступит полный экономический развал и стреми­тельный технический регресс. Разобщенные человеческие ячейки вернутся к примитивным способам добычи средств существования. Общая панорама безмерно омрачена тем, что моральный уровень с самого начала этой эпохи будет столь низок, каким он не бывал даже в доисторические времена.

Не при антихристе, а именно через два-три десятилетия после него разгул Зла на поверхности Земли достигнет своего апогея. В природе начнутся необъяснимые явления, внушающие ужас, как предвестия какой-то космической катастрофы, еще не бывавшей и, может быть, завершающей. Только ничтожная горстка устояв­ших, рассеянных по всем концам земли, поймет эти явления. Они поймут, что свыше двух тысяч лет спустя после Голгофы Планетар­ный Логос вошел, наконец, в Свою полную силу, достаточную для того, чтобы совершить преображение земли. Будет подан знак, что наступает время соединения всех оставшихся в живых братьев

Света в одной точке на поверхности земли. Преодолевая все пре­пятствия, сто или двести верных соберутся воедино, и последний из верховных наставников возглавит их. В Откровении Иоанна Богослова это место названо «Армагеддон».

Наши рекомендации