Книга Велеса» — «Священное Писание» славян

«Книга Велеса» —открывает перед нами духовную Вселенную древних руссов. Каноническое издание этой книги вышло в пере­воде и с пояснениями известного славяноведа А. И. Асова («Книга Велеса». Санкт-Петербург, «Политехника», 2000). Эта книга была вырезана на буковых дощечках новгородскими жрецами в IX в. н. э. «Книга Велеса» описывает историю славян и многих иных наро­дов Евразии от времени Прародителей (XX тысячелетие до н. э.), вплоть до IX в. н. э. Она вобрала в себя опыт многих тысячелетий духовных исканий, борьбы, побед и поражений многих народов, населявших Евразию. «Книга Велеса» — единственное сохранив­шееся до наших дней священное писание Европы. От священных книг древних греков и римлян: «Рапсодической Теогонии» Орфея, от сочинений Мусея, от «Сивиллиной книги» осталось немногое. Античные мифы и священную историю мы знаем не по первоисточ­никам (священным книгам), а по переложениям древних авторов. Сохранился скандинавский эпос, собранный в XIII веке, песни скальдов: «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда». От священных книг друидов остались лишь поздние ирландские сказания и «Книга Фериллт», на основании которой Дуглас Монро издал книги по друидической магии: «21 урок Мерлина» и «Утерянные книги Мер­лина», вышедшие на русском языке в издательстве «София». В этом ряду «Книга Велеса» занимает особое место, так как это жреческая книга, следовательно, ее текст — древнейшая традиция Европы. И не только Европы. (Подчеркнем еще раз, что свое повествование она ведет с XX тысячелетия до н. э.). Рассказы о прародине «Книги Веле-са» родственны с рассказами из древнеиндийских Вед и древнеи-ранской авестинской литературы. Сказания «Книги Велеса» о пра-38

родителях сходны и с библейскими легендами о патриархах. Эта книга дает возможность изучить основы древнеславянской веди­ческой эры и ощутить дух древнеславянской культуры.

Надэтнические религии

По мере развития социально-имущественного неравенства, раз­рушения племенного коллективизма, становления государствен­ных образований и распространения письменностей, в отдельных регионах формируются новые сложные религиозные учения и куль­ты, постепенно приобретающие надэтнический характер: ведизм (древнейшая религия Индии), буддизм (и ламаизм как его тибето-монгольская ветвь), зороастризм, христианство, ислам. Новые религии, отвечавшие духовным исканиям людей на сломах исто­рии, проникнутые жаждой религиозного идеала, с растущим вни­манием к личностному и индивидуальному, обладали огромной притягательной силой. Они становились духовным началом, спо­собным объединить многие народы.

Новые религии обладали книгами, в которых содержалось Откровение Бога, переданное людям через пророков, а также уче­ние о Боге, о мире, вере, спасении. Книги, вмещавшие Открове­ние, почитались священными (сакральными). Сакральный (от лат. sacer, sacri — священный, святой; магический; таинственный) — священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу (обря­ду).

Нередко сакрализировался и язык, на котором было написано Откровение. Сама закрепленность новых религий на письме, в свя­тых книгах, на языке необычном, непохожем на обиходную речь, была мощным фактором убеждения и в глазах древних людей при­давала учениям надежность, истинность, а может быть, и вечность.

Вокруг новых религий, их священных вероучительных книг, апостолов, которые обращались не к одному «своему» племени, а к людям разных племен, постепенно складываются надэтниче-ские культурно-религиозные миры, выходящие за пределы этни­ческих и государственных объединений: индуистско-буддийский мир Южной Азии, конфуцианско-буддийский мир Дальнего Вос­тока, зороастризм на Ближнем и Среднем Востоке, христиан­ство, ислам. Три самые крупные надэтнические религии — буд­дизм, христианство и ислам — принято называть мировыми религиями.

В Средние века именно культурно-религиозные миры (а не государства и не этнические общности) определяют политическую карту мира. Каждый такой мир включает множество этносов, объе­диненных одной религией, общим надэтническим языком своего вероучения и общей книжно-письменной культурой. В те време­на конфессиональные различия между группами населения обла­дали большей значимостью, чем различия этнические, языковые или государственные. Не случайно большинству войн (в том числе гражданских и династических) приписывали религиозный харак­тер — достаточно вспомнить о крестовых походах, войнах католи­ков и протестантов, газавате.

Наши рекомендации