Быть простым значит быть «без примеси» от вражьего духа.
С теми, кто «сын диавола» (Деян. 13:10), «семя змея» (Быт. 13:15), нужно быть «разумными, как змеи». Понимать и остерегаться всех ухищрений змея – это значит «блюсти (выслеживать, подстерегать) голову змея» (Быт. 3:15), не воевать с ним на вещественном плане, не дискутировать, не ввязываться ни в какую полемику, но помыслы от него не принимать, каинитянских подходов остерегаться.
Самый простой способ, каким каинитяне входят в общение с сынами Божьими – давать...
Давать своих женщин, приобщать к цивилизации, увлекать прогрессом, вовлекать в бизнес, ссужать деньги... Царь Содома сказал Авраму: «имущество возьми себе» (Быт. 14:21).
При всех подходах каинитян главное для них, чтобы мы имели с нимиобщуюдолю: в помыслах, в интонациях, в искусстве, в женах, в прогрессе, в богатстве. Если есть общая доля с ними [7] – «нитка или ремень от обуви» (как говорит Аврам), «пыль» на ногах прилипла (говорит Христос), то через нитку, через пылинку может пройти и «голова змея». Аврам поговорил с царем Содома и остался «без примеси» от каинского духа – прост, как голубь.
3. Однако самый изощренный способ действия каинитян не подкуп – и не кредит, и не сочетание подкупа и кредита, – а когда они действует без корысти. Ведь «с добрыми чувствами» подошел царь Содомский к Авраму (св. Ин. Златоуст). Так узнаем, что –
каинитяне могут искренне предлагать нам добро, могут являть совершенно непритворно добрые чувства...
На этом мы и горим: зло не принимаем, добро принимаем – от каинитян. Это качество называется... доверчивость. Есть вера в Бога, и тогда мы сыны Божии. И есть доверчивость без разбора (неразборчивость), тогда мы даем чужому духу «примешиваться» к нам, теряем неуязвимость от змея.
По-доброму так Содомский царь обратился к Авраму. «По-человечески» почему бы не уважить царя? – Не захотел Аврам «по-человечески» иметь с ним отношение. Это – мудрость, Аврам действительно «выслеживает» враждебный дух, умеет, по слову Господа, «блюсти (выслеживать) голову змея» (Быт. 3:15).
Если со стороны посмотреть на разговор Аврама с царем Содома (с бытовой, психологической, даже политической точки зрения), то они по-соседски поговорили – и разошлись: один великодушно предложил, другой великодушно отказался... А за этими политкорректными отношениями стоит духовная вражда самого острого свойства («вражду положу между семенем змея и семенем жены»). Аврам показывает, что
духовная вражда не переходит в агрессию (в бытовом, психологическом, политическом плане), потому что от агрессивности каинитяне крепнут.
Аврам показывает, что с «лукавыми» (это каинитяне, содомляне) не спорить надо и не обличать…надо уметь с ними разойтись. Почему не надо спорить? Потому что Каин – «стенающий», а каинитяне – говорливы, и начни с ними разговаривать, ты уже на их территории.
Верующий человек, он в вере находчивый, а каинитянин – в слове находчивый. Им главное вступить с тобой в общение…
С каинитянами надо уметь: если ведешь переговоры, не вступать в общение… поступать как отец наш Аврам – проявить недоверчивость.
П |
осле того, как Аврам проявил проницательную разборчивость и такую мудрую недоверчивость, ему предстоит взойти на новую ступень веры… Авраму предстоит откровение, которое продлилось больше суток. Что это было?
После этих слов было слово Господне к Авраму в видении (ночью)[8], говорящее...
Быт. 15:1
«После слов слово». ― «Слово»: давар rbd, ∙Áma. Еврейское давар означает и «слово», и «дело» («событие, происшествие»)[9]. Какие-то такие произнес Аврам слова, что после этих слов Само Слово Божье говорило с ним: это было «слово глаголющее». Говорило Слово: ∙Áma lšgwn, девар лэмор rmal rbd – слово (чтобы) говорить.
Слово Божиеговорящее было в видении Авраму. Никаким телесным чувством Откровение не воспринимается.
Видение со словом, данное Авраму будет в высшей степени значительным. Обозначение такого рода видений в ТМ редко: это называется махазе hzxm [10].
В последовательности событий жизни Аврама наступил новый этап: его видение – это
новая форма Откровения: Бог вступает в беседу с праведником… Аврам начинает отвечать Богу[11].
Эта беседа произошла после каких-то слов, сказанных Аврамом («после этих слов было слово Господне Авраму»). Аврам проявил какое-то качество, важное в ряду других добродетелей, и вслед за этим (сколько времени, может быть, лет прошло, мы не знаем) было ему слово от Бога. Какие были последние слова Аврама, после которых ему было слово от Бога? – То был его разговор с царем Содома, суть которого: Бог свидетель, нитки не возьму от тебя (Быт. 14:21 сл.)
Еще раз оценим этот факт духовной жизни. Недоверчивость может быть важным духовным качеством. В Евангелии Нафанаил был недоверчивым: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46).