От природной прямоты — к святой смелости
Вигглсворт родился в графстве Йоркшир в Англии, в нескольких милях от города Бредфорда. Йоркширцы слывут народом мрачным, хмурым, но при этом беспримерно прямолинейным, - и в этом отношении Смит Вигглсворт был истинным йоркширцем! И что еще более важно, его уверенность в Боге в совокупности с природной прямотой переросла в то качество его характера, которое по праву можно назвать «святой смелостью». Он так боялся Бога, что не страшился никого из людей. У него было то бесстрашие, о котором Бог говорил Иеремии (см.: Иеремии 1:8), и «крепкий лоб», как у Иезекииля (см.: Иезекииля 3:8-9).
Некоторые люди принимали его дерзновение за высокомерие, однако на самом деле за этой смелостью скрывалось глубокое смирение, которое держало его в полной зависимости от Господа. Он отлично знал, что без Бога не способен ни на что, и старался никогда не забывать об этом.
Когда он проводил Пасхальную конференцию в Престоне, административном центре графства Ланкашир, он собрал всех спикеров и вкратце рассказал им о том, чего он ожидает от этой встречи. Во время его проповеди на конференции Святой Дух изливался так обильно, что какой-то человек, сидевший на балконе, пришел в такое возбуждение, что прямо посреди служения начал громко говорить на иных языках.
Взглянул на него, Вигглсворт с расстановкой произнес:
— Эй, вы там, наверху! Замолчите! Когда я проповедую, вы не должны говорить на языках. Я люблю молиться на языках больше, чем любой из вас, но когда кто-то другой проповедует, вы не имеете права перебивать его.
Он был приверженцем свободы в Духе, но в то же самое время считал, что в доме Божьем все должно быть «чинно и благопристойно».
На той же конференции во время дневного служения Вигглсворт проповедовал сотням служителей. Внезапно он остановился и произнес такие слова:
— Бог показал мне, что на этом собрании присутствуют люди, одержимые бесом сексуальной нечистоты. Кто бы вы ни были и где бы ни находились в этом зале, поднимитесь со своих мест.
Я не мог поверить, что он открыто бросил людям такой вызов, даже не попросив всех присутствующих склонить головы. Сидя на сцене, я плакал, видя, как люди по всему залу поднимались со своих мест - молодые парни и девушки, мужчины и женщины средних лет и даже седовласые старики. Он принялся молиться за них, указывая поочередно на каждого из них пальцем. Молодой человек в партере, за которого Вигглсворт молился, поднял руки к небу и радостно закричал: «Я свободен! Я свободен! Хвала Богу, я свободен!».
Вигглсворт был очень крепким, коренастым мужчиной, хотя и не высокого роста. Однажды Бог использовал его физическую силу в сочетании с его святой смелостью, чтобы противостать колдовству.
Вигглсворт проводил служение в длинном и узком конференц-зале, главный вход в который находился как раз посередине, с левой стороны. Люди сидели на раздвижных скамьях. По словам самого Вигглсворта, как только он начал проповедовать, то почувствовал какую-то скованность в духе.
— Я начал кричать, но это не помогало, — вспоминает Вигглсворт.
— Я снял пиджак, но и это не помогло. Я спросил Отца, что происходит, и Он показал мне целый ряд людей, сидящих на скамье возле входа. Они держались за руки, и я сразу понял, что это спиритисты, которые пришли с целью сорвать собрание.
Итак, я сошел со сцены и пошел по проходу, при этом не переставая проповедовать. Оказавшись возле спиритистов, я наклонился, ухватился обеими руками за край скамьи, рванул ее вверх и приказал: «Убирайтесь отсюда, демоны!». Сидящие скатились со скамьи на пол, затем вскочили на ноги и шмыгнули за дверь. Они не просили меня молиться за их освобождение, поэтому я не мог изгнать из них бесов. Я прогнал их с собрания вместе с их демонами. В тот вечер у нас больше не было никаких проблем.
Норвежский проповедник Арни Даль рассказал мне о служениях, которые Смит Вигглсворт проводил в Норвегии. Один проповедник, говоривший только шепотом из-за состояния горла, вышел вперед, чтобы Вигглсворт за него помолился.
Выслушав этого человека, евангелист сказал:
— Послушай, дружище, если бы ты занимался бизнесом и делал все возможное, чтобы разрушить свою компанию, а затем пришел просить меня помолиться о том, чтобы Бог благословил твой бизнес, я не стал бы этого делать. Я посоветовал бы тебе пересмотреть свои методы ведения бизнеса и поставить компанию на правильное основание, и только тогда согласился бы помолиться за тебя. Итак, что проку от того, что я попрошу Бога исцелить твое горло, если ты и дальше будешь уничтожать его, крича до хрипоты? Если ты пообещаешь использовать свой голос должным образом, я помолюсь за тебя.
Проповедник пообещал щадить свои связки, и тогда Вигглсворт помолился за него. Как рассказал мне Даль, этот человек был полностью исцелен и впоследствии действительно научился проповедовать без надрыва.
Свидетельство доктора Милдред Серджинт из города Лейкенхита, что в Суффолке, освещает еще одну сторону святой смелости брата Вигглсворта. Ниже дословно приведен ее рассказ (материал использован с ее разрешения):
В 1933 году я проводила евангелизационную кампанию вместе со Смитом Вигглсвортом на острове Мерси, в графстве Эссекс на юго-востоке Великобритании. За день до окончания кампании он сказал мне:
— Завтра вечером я буду проповедовать, а ты возьми на себя всю остальную часть собрания. Выбери, какие гимны мы будем петь, поприветствуй людей, сделай все остальное, а я буду только проповедовать.
Я потратила много времени, выбирая гимны и отрывки из Писания, которые собиралась прочитать в начале служения. Я чувствовала себя причастной к чему-то очень важному, ведь Вигглсворт был великим человеком. Мне было только двадцать три года, ему — семьдесят четыре.
На следующий день, в воскресенье, едва мы приехали на служение, он сразу выскочил на сцену. Он всегда носил очки на кончике носа и смотрел поверх них.
— Сейчас мы споем гимн, — сказал он, и все это сделали.
— Сейчас мы помолимся, — сказал он и начал молиться.
— Сейчас мы споем еще один гимн, — снова сказал он, после чего добавил: — А сейчас мы прочитаем небольшой отрывок из Писания, — и вынул из кармана Новый Завет.
Он, наверное, забыл, что я должна была вести служение и делать все, кроме проповеди, подумала я. Но я не буду напоминать ему об этом.
— Давайте споем еще один гимн, — продолжал он.
Мы запели гимн, И когда зазвучали последние две строчки последнего припева, он повернулся ко мне со словами:
— А сейчас ты будешь проповедовать.
У меня будто земля ушла из-под ног. По сей день не могу вспомнить ни слова из той своей проповеди.
Позже он сказал мне довольно сурово:
— Ну, я тебе еще задам! Я еще научу тебя уму-разуму, вот увидишь!
— Почему? — спросила я. — Что я такого сделала?
— Дело не в том, что ты сделала; а в том, чего ты не сделала.
Когда я спросила, что он имеет в виду, он объяснил:
— Когда возникнет какая-нибудь неожиданная ситуация, ты не сможешь куда-нибудь убежать, чтобы подготовиться.
Божье дитя всегда должно быть готово. Когда поезд, в котором я еду, останавливается на станции хотя бы на пять минут, и я подхожу к окну, люди, узнав меня, подбегают к поезду и на перебой спрашивают: «У вас есть для нас Слово от Бога?». — «Конечно, у меня есть Слово от Бога», — отвечаю я. У Божьего ребенка всегда должно быть Слово от Бога. Ты должна всегда быть готова, девочка моя. В неожиданной ситуации ты не сможешь куда-нибудь убежать, чтобы подготовиться. Ты должна всегда быть готова.
Затем доктор Серджинт рассказала мне об одной из самых больших, по ее мнению, ошибок в своей жизни — когда она не решилась применить в жизни то, чему научилась от брата Вигглсворта. Одна женщина принесла к ней мальчика, который никогда в жизни не ходил. Когда доктор Серджинт молилась о нем, она ясно почувствовала, что Господь прикоснулся к малышу, и сказала об этом его матери, но та не поверила, потому что никаких явных проявлений того, что произошло чудо, не было.
После молитвы мальчик сказал:
— Мама, я хочу ходить.
Но мать схватила его на руки, бормоча себе под нос:
— Когда-нибудь, мой дорогой, ты будешь ходить, обязательно будешь.
Доктор Серджинт тогда не обличила мать мальчика в неверии. Она призналась мне, что в тот момент ей не хватило смелости сделать это. Позже она поняла, что не была духовно готова к этой ситуации. Она должна была взять власть в свои руки и приказать матери поставить ребенка на пол и позволить ему хотя бы попытаться сделать несколько шагов самостоятельно. Она сказала мне, что брат Вигглсворт часто говорил: «Знаете, нельзя относиться к дьяволу снисходительно. С ним нужно обходиться жестко. Все, что вы говорите ему, вы должны говорить серьезно. Будьте готовы приказать ему выйти из человека. И не нужно повторять ему что-то дважды, ведь если вы это сделаете, он поймет, что в первый раз вы не были уверены в том, что говорили. У вас должно быть достаточно смелости, чтобы во имя Иисуса приказать дьяволу выйти из человека. Во имя Иисуса он обязан повиноваться вам».
Когда Смит Вигглсворт отправился проповедовать Евангелие на Ближний Восток, его гидом в Иерусалиме оказался известный миссионер Том Кемп. Кемпу было известно, что Вигглсворт однажды сделал со своим переводчиком — правительственным чиновником, в совершенстве владевшим арабским языком. Этот человек, очевидно, был одержим бесом, что вносило определенную скованность в служение. Евангелист не мог этого стерпеть и решил немедленно разобраться с бесом. Прямо посреди проповеди он начал говорить следующее: «Один парализованный человек обратился ко мне за помощью, и я схватил его вот так...». С этими словами он резко повернулся, схватил переводчика за горло и закричал: «И я сказал бесу: «Освободи его, отпусти его немедленно!».
Дух Божий наполнил переводчика, и тот получил освобождение.
Позже Вигглсворт рассказывал: «С того момента служение наполнилось таким невероятным духом свободы, какого не ощущал за всю свою жизнь».
В ранние годы пятидесятнического движения в Великобритании было не так-то много образованных и грамотных проповедников.
Да, они знали Бога лично, но не знали элементарных правил грамматики!
Для одной верующей супружеской пары это стало настоящим камнем преткновения. Эти супруги хотели рассказать одной своей знакомой из аристократической семьи замечательную истину о том, что Святой Дух может жить внутри каждого верующего во всей Своей полноте. Но они боялись, что аристократку отпугнут необразованные проповедники. И вот наконец у них появилась прекрасная возможность пригласить ее на конференцию, где проповедовали о крещении Святым Духом. Служения проходили недалеко от их дома, и основными спикерами там были заявлены двое благочестивых проповедников, получивших блестящее образование.
Аристократка пошла с супружеской четой на служение и услышала хорошую проповедь, но, к ужасу ее друзей, в зале присутствовал Смит Вигглсворт. В какой-то момент служения он поднялся на сцену и сказал, что у него есть Слово от Бога. Он произнес это Слово в присущей ему простоватой манере.
По пути домой супруги долго не решались узнать мнение своей знакомой о конференции, но в конце концов один из них это сделал, и ее ответ удивил их.
— Мои дорогие, мне показалось, что первые два спикера проповедовали слишком скучно, а вот старик... В нем есть что-то такое, что и я хотела бы иметь.
Помазание Святого Духа излилось на его слова вне зависимости от его манеры проповедовать и небогатого словарного запаса.
Пусть речь Вигглсворта и не была особо изысканной, но зато он был человеком слова. Однажды он пообещал некоему молодому человеку прийти к нему на помощь в случае необходимости. Некоторое время спустя юноша прислал евангелисту телеграмму, где сообщал, что ему действительно нужна помощь. За свой счет Вигглсворт отправился с Западного побережья Америки на Восточное, оставив огромные толпы людей ради того, чтобы помочь малочисленной, разрозненной группке верующих. А все потому, что он не мог нарушить данное им слово.
Вигглсворт просил Бога помочь ему никогда не преувеличивать, но говорить все так, как это есть на самом деле. Знавшие его люди не раз слышали, как он в качестве иллюстраций к своим проповедям приводил примеры из своего собственного обширного опыта. Но никогда они не слышали, чтобы он «привирал». Он никогда не преувеличивал и не искажал фактов.
Говорят, что как-то одна женщина пришла к известному евангелисту Дуайту Л. Муди и попросила помолиться о том, чтобы Бог избавил ее от привычки все преувеличивать.
— Не называйте то, что вы делаете, преувеличением, — ответил Муди. — Называйте все вещи своими именами, ведь преувеличение — это та же ложь.
Именно так Вигглсворт относился к людям, которые приукрашали произошедшие с ними события, чтобы потрясти публику.
Он всегда был откровенен, когда речь заходила о количестве прихожан в церкви, считая недопустимым добавлять имена людей в списки членов церкви, чтобы произвести на кого-то впечатление.
Он часто цитировал отрывок из Книги Деяния 2:47, говоря: «Обратите внимание на то, что Бог ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. Если Бог прибавит их к вашей церкви, они будут для вас благословением, но если вы сами попытаетесь «прибавить» к числу прихожан вашей церкви тех, кого Бог не прибавил к ней, у вас будут неприятности. Я предпочел бы, чтобы Бог строил мою церковь, добавляя к ней одного человека за другим, чем чтобы полгорода присоединились к ней за один день».
Он также очень критично относился к людям, занимающим в церкви руководящие посты. Однажды мы возвращались домой из церкви, в которой он проповедовал по приглашению, как вдруг он сказал:
— Пока эта женщина сидит у них за фортепиано, в этой церкви не будет пробуждения.
Пианистка был одаренной, но властной женщиной. Она руководила поклонением со своего табурета, стоявшего возле фортепиано. Позже я поделился с пастором тем, что сказал мне о ней Вигглсворт, но он не принял его слов. Та женщина просидела за фортепиано еще двадцать пять лет, и в этой церкви так никогда и не зажглась хотя бы искорка пробуждения.
В Смите Вигглсворте не было ни малейшего притворства. Он был дерзновенным и прямолинейным, мечтая очистить Церковь от любой фальши. Его сердце томилось по пробуждению; он знал, что очищение и послушание просто необходимы для того, чтобы Божье присутствие и сила излились на Церковь.
Глава 4.
Сострадающее сердце
За грубоватыми манерами и просторечием Вигглсворта всегда скрывалось сострадающее сердце. Находясь в гостях у одного миссионера в стране, которая в то время еще носила название Палестина, он разговорился с дамой из высшего света, считавшей, что люди, подобные ей, обладают превосходством над всеми остальными. Вигглсворт же, со своей стороны, защищал простых людей из рабочего класса.
Когда спор стал слишком оживленным, служитель остановился и сказал: «Мне нужно помолиться». Со слезами на глазах он начал молиться за единство между простыми людьми и аристократами, и позже эта дама призналась Тому Кемпу: «Когда я увидела слезы на его глазах и почувствовала, что его сердце переполнено состраданием к бедным и нуждающимся, я поняла, что он действительно Божий человек. Мое отношение к нему полностью изменилось».
Наш церковный офис в те дни располагался в моем доме, и брат Вигглсворт часто отрывал меня от работы, прося, чтобы я помог ему молиться за людей, присылавших письма с молитвенными нуждами. Перед молитвой он зачитывал мне письма, коротко комментируя тяжелые случаи, которые особенно привлекли его внимание. Затем он начинал молиться, и нередко его ходатайства сопровождались сильным криком и плачем - он плакал от сострадания к людям, которых никогда в жизни не встречал лично.
Я стал невольным свидетелем проявления этого сострадания и тогда, когда меня пригласили проповедовать на Пасхальной конференции в Престоне. Это была одна из самых больших пятидесятнических конференций во всей Великобритании. Многие приглашенные на нее спикеры были всемирно известными проповедниками, а я в то время, как служитель, делал первые шаги. Из-за этого и многого другого я испытывал сильный стресс.
Вигглсворт почувствовал это еще перед первым моим служением, когда мы находились в комнате для спикеров. Как только другие проповедники вышли, чтобы занять места на сцене, он повернулся ко мне и очень ласково, по-доброму сказал:
— Брат, вы проповедуете сразу после меня, и я - с помощью действия через меня Святого Духа — сейчас открою перед вами в молитве дверь для проповеди настолько широко, насколько это возможно.
Он положил руку мне на плечо и помолился за меня.
Через десять минут я уже стоял на сцене и обращался к людям со своей первой проповедью на этой конференции в совершенной свободе Святого Духа.
Эстер Хортон, жена нашего близкого друга-пастора, рассказала нам о таком случае:
Я привезла свою подругу, страдающую ревматическим артритом, на проповедь брата Вигглсворта. После проповеди он попросил всех больных выйти вперед, чтобы он мог за них помолиться. Из-за своего тяжелого состояния моя подруга все еще оставалась в конце зала, тогда как другие люди уже успели выйти вперед, к сцене.
Вигглсворт, взглянув в зал и увидев, что моя подруга безрезультатно пытается добраться до сцены, велел ей остановиться.
— Сестра, — обратился он к ней, — испытание вашей веры, как драгоценное золото. — И, повернувшись к собранию, продолжил: — Нам даже не нужно молиться за нашу сестру. Она получает исцеление прямо сейчас.
В его голосе слышалось сострадание. Во время молитвы он начал плакать, и исцеляющая сила Иисуса излилась на мою подругу. Ей и впрямь не пришлось выходить к сцене, чтобы получить исцеление, зато она выбежала вперед со свидетельством, что Бог ее исцелил.
Сейчас, когда я пишу эти строки, мне вспоминается другой случай, который на первый взгляд вовсе не кажется проявлением сочувствия. На одном большом и значимом собрании, проводимом Смитом Вигглсвортом, приглашенный спикер, только что возвратившийся с миссионерского поля, проповедовал очень напряженно. И чем дольше он говорил, тем более нервно и надрывно звучали его слова, так что атмосфера в зале стала просто невыносимой. С каждым его словом слушатели чувствовали себя все более и более неловко.
Тогда Вигглсворт поднялся, стал позади спикера и тихо прошептал ему на ухо:
— Сядьте, брат, потому что своими словами вы убиваете и себя и нас.
Затем, повернувшись к собранию, он сказал:
— Мы споем гимн, пока наш брат успокоится.
Когда песня закончилась, он сказал проповеднику:
— Теперь продолжайте, только поспокойнее.
Спикер, очень благочестивый человек, наполненный благодатью, принял исправление Вигглсворта и извлек ценный урок из этого происшествия, отнесясь к нему как к откровению свыше: «Я восхищаюсь состраданием и властью брата Вигглсворта — состраданием и к проповеднику, и ко всему собранию!».
Бог наполняет нас сочувствием не так, как мы наполняем бензином двигатели наших автомобилей. Он изливает его на нас с избытком, когда мы исполняемся Святым Духом и непрерывно пребываем в присутствии Иисуса. Вот что значит быть наполненным Богом. Вигглсворт постоянно молился о том, чтобы Господь освободил его от самого себя и наполнил Своим Духом. Главной движущей силой его сострадания была способность наполняться теми же чувствами, которые имел Христос.
Глава 5.