История после потопа (Быт. 9-10)
– ст.2-3 гл.9: «Почему Бог узаконил вкушение мяса? Когда создал только человека, Бог даровал ему плоды земные, повелев питаться семенами и древесными плодами; после же потопа награждает его большими средствами к наслаждению, повелев закалать в жертву и есть животных, летающих по воздуху, плавающих в водах, и земноводных, одну напасть, отражая другой, и меньшим врачуя большее. Ибо, предвидя, что впадшие в крайнее безумие будут все обоготворять, Бог, чтобы прекратить нечестие, дозволяет употреблять животных в пищу, потому что дело малоосмысленное поклоняться тому, что употребляется в пищу. Для этого-то одних животных называет нечистыми, а других – чистыми, чтобы, гнушаясь одними, как нечистыми, не обоготворяли их, а другим не поклонялись, употребляя их в пищу».
– ст.13 гл.9: Как объяснить то, что радуги в небе до потопа не было? Как известно, радуга образуется при отражении и преломлении прямого солнечного света на капельках воды в воздухе. То, что до потопа в небе такого не происходило, скорее всего, говорит о том, что на Земле был совершенно иной климат. Этот климат создавался пароводяным куполом, окружавшим Землю до Потопа. Для образования радуги требуется два важных условия: во-первых, прямой солнечный свет, и, во-вторых, мелкие капельки влаги, взвешенные в воздухе. И здесь мы можем допустить, что либо землю окутывал пар, в котором не появлялось больших сквозных пространств позволявших пройти лучам солнца и создать световой спектр, либо наоборот - в атмосфере отсутствовали взвешенные капельки воды в солнечное время дня.Если последнее верно, то радугу до потома можно было наблюдать не на небе, а, например, в брызгах, создаваемых водопадами. Поэтому не исключено, что Ною это явление было уже знакомо и до Потопа, а после Потопа он мог впервые наблюдать его не в миниформате вблизи земли, а на небе.
– ст.20-24 гл.9: «Почему Ной, впав в упоение, не был укорен за это? Произошло это от неопытности, а не от невоздержания. Ной, первым из людей выжав сок из виноградного плода и не зная, не только в какой мере, но и как употреблять этот напиток, не зная, что прежде нужно растворить, а потом уже пить, подвергся усыплению. Не было же ничего необыкновенного в том, что он обнажился, потому что и ныне обнажаются иные сонные, когда сон отнимет чувство. Присоединившееся же ко сну опьянение еще более извинительным делает обнажение».
– ст.9 гл.25: В чем же заключался грех Хама? Казалось бы, формально говоря, Ной был виноват: в обнаженном виде лежал среди своего шатра - так мог, по крайней мере, оправдать себя Хам, - не так ли? А он просто пошел и сообщил братьям: "Пойдите, посмотрите, что делается". И, тем не менее, это, казалось бы, такое невинное деяние навлекло на него проклятие. Дело в том, что Хам нарушил фундаментальную заповедь, хотя она еще не была сформулирована. Почитание отца восходит к богопочитанию. Не случайно Христос сказал: "..и отцом не называйте никого на земле, потому что один у вас Отец, который на небесах" (Мф. 23:9) - этим Он не запрещал, по-видимому, называть папу папой, но учил помнить, что собственно земное отцовство собой изображает и откуда происходит человек. Вспомним родословие Господа Иисуса Христа у евангелиста Луки, который возводит его до Адама и дальше до Бога. И вот этот фундаментальный принцип богопочитания, который выражается через почитание отца, здесь нарушается. Грех Хама повторен иудеями, глумившимися над распятым Сыном Божьим.
«Почему, когда пал Хам, понес на себе проклятие сын его? По прекращении потопа все сделались причастниками Божественного благословения, поэтому Ной посчитал дерзостью произнести проклятие на сделавшегося причастником Божественного благословения. По этой-то причине наложил проклятие на сына его. В наказании же видна справедливость. Поскольку сам, будучи сыном, согрешил против отца, то и наказание принимает в проклятии своего сына. Сверх того, должно принять во внимание и то, что если бы подвергся проклятию сам Хам, то наказание простерлось бы на весь его род». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с.)
– ст.27 гл. 9: В этом благословении толкователями усматривается предсказание о новозаветной Церкви, поскольку Сим явился родоначальником семитских народов и, в частности, народа еврейского, из которых и была составлена Церковь ветхозаветная. Под вселением Иафета в шатры Симовы понимается толкователями именно приход язычников, других народов, не евреев, и вступление их в Церковь, которая здесь изображается под этими шатрами Симовыми.
– ст.21 гл.10: «Евер [евр. эвер, "проходящий", т.е. кочевник, или "пришедший с той стороны"]: сын Салы, отец Фалека и Иоктана (Быт. 10:24 и след.). Предок различных семитских народов (Быт. 10:21,25-30; 1 Пар. 1:18-25). В Чис. 24:24, вероятно, в образе Евера поэтически изображен Израиль. Первоначально Евер жил за Евфратом, т.е. в Месопотамии (Ис. Нав. 24:2). В Лк. 3:35 Евер упомянут среди предков Христа» (Библейский словарь Брокгауза).
Слово иври (еврей) образовано от корня аин-бет-реш. В отношении его этимологии существуют несколько предположений: а) оно произошло от имени внука Шема, Эвера, от которого ведет свою родословную Авраѓам; б) оно произошло от слова авар, что означает «перешел». Имеется в виду Авраѓам, который был родом из города Ур Касдим (Ур Халдейский) и перешел реку, чтобы прийти в страну Кнаан. Позднее, словом иври стали называть всех евреев. Примечательно, что сиро-халдейское слово “еври” означает то же, что латинское “passah”, от которого происходит слово Пасха.