Свобода и своеволие. Тайна любви
В этой простой, на первый взгляд, ситуации раскрывается глубокая богословско-философская проблема взаимоотношения Божьего всемогущества и всеведения со свободой человека, а также с тем, что может быть названо философией любви и свободы.
Всемогущий и Всеведующий Бог знает заранее, что Каин все же убьет Авеля, оставляет ему возможность раскаяния. Вместе с тем, Он не пресекает Своим всемогуществом этого злодеяния, иначе человек, по сути дела, был бы лишен того, что Бог Сам ему даровал – свободы. Этот дар таит в себе возможность даже и сознательного противодействия воле Божьей. Он лишь предупреждает Каина, взывая к нему, как к родному, но уже стоящему на краю пропасти, сыну. Этот призыв Бога к душе Каина, призыв любящего Отца к готовому на преступление сыну, обращен, в сущности, ко всем людям как добрым, так и злым (Мф. 5:45).
– ст.6-7: Это фраза внеисторична и неумолкаемо звучит и по сей день для каждого человека. Каждый потомок Адама, будь он по натуре похож либо на Авеля, либо на Каина, может отказаться от намерения совершить зло. Эти слова Бога очень напоминают те приточные поучения, с которыми Христос обращался к простому народу. Особенно Его указание на возможность покаяния даже тогда, когда Суд Божий, казалось, уже свершился, как это видно на примере с жителями Ниневии (Мф. 12:41).
Так в тексте четвертой главы выясняется тайна человеческой свободы. Еще раз повторяем: Всемогущий Бог мог бы лишить Каина возможности убить брата. Но Он не подавляет свободу, а лишь взывает к совести Каина. Если рассуждать на святоотеческом языке, то прилог возник в душе и манит к себе. Он буквально у дверей, человек еще в силах отогнать его. Если он не отгоняет его, то уже не Бог, а сам человек лишает себя дара истинной свободы, поскольку он уже не властен над собой и покорился силе греха. Такова особенность этой главы. Здесь раскрывается тайна свободы в душе человека - и свобода мышления, и свобода желания, и свобода окончательного выбора решений, и, наконец, совершения поступков, даже до сознательного противодействия Богу.
В «разговоре» Бога с Каином в кратчайшей форме показаны все возможности использования человеком своей свободы (так, в сущности, на основе одного этого текста должен был бы разрешаться и древний спор между блаженным Августином и Пелагием об отношении благодати Божией и свободы человека). Если Бог предупреждает Каина от совершения греха, то это означает, что предвидит реальную возможность послушания. Здесь явно показывается, что всякий человек, даже с такими задатками, как у Каина, может стать праведником. Здесь нет никакого предопределения Богом одних людей ко спасению, а других к гибели, или признания виновности всех людей за грех прародителей. Но здесь же возникает и чрезвычайно трудная проблема о взаимоотношении всемогущей воли Божьей с человеческой свободой. Вспомним, что Иисус Христос пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9:13).
Считаем за лучшее поместить здесь выдержки из поучений митрополита Сурожского Антония (Блума): Поистине, с начала веков две воли противостоят одна другой: воля Божия, всемогущая и всесозидающая, и воля человеческая, ничтожная и неспособная к самовластному творению, но тем не менее обладающая возможностью роковой властью отказаться от всего и, невзирая на свою бесконечную слабость, воспротивиться воле Божественной. Дар свободы положен в самую основу отношений между Творцом и творением. Но понятие о природе свободы не вполне совпадает с нашим обычным опытом. После грехопадения свобода человека определяется как возможность выбора между бытием в Боге, то есть жизнью, соответствующей как призванию, так и естественному влечению человеческой природы, - и между отступлением от Бога, то есть смертью, являющейся следствием отрицания и отказа от этого призвания. Такая свобода уже несет в себе печать греха.
Свобода, по существу, есть не что иное, как возможность беспрепятственно следовать глубинному зову своего естества и тем самым осуществлять призвание, назначенное Творцом.
Путь без Бога
Вернемся к тексту четвертой главы. Вслед за обращением Бога к Каину следует повествование о самом братоубийстве (ст. 8). Каин зазвал Авеля в поле. Само слово поле есть символ простора, где нет тесноты, ведущей к вражде, где никто не мешает жить другому. Но Каин даже в широком поле совершает братоубийство.
Грех Каина страшнее, нежели грех прародителей. Это видно из того, что Бог не проклинал Адама за совершенный грех. Над человечеством не тяготеет общего проклятия. Грех прародителей описывается в Книге Бытия как грех слабости человеческой природы, как грех ложного понимания свободы, обольщения возможностью самообожения. Грех Каина уже ближе к греху человекоубийцы диавола, и оба они подвергаются проклятию.
– ст. 9: И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой! Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
Только теперь перед нами предстает подлинная натура Каина: злая, завистливая, бессердечная и лживая. Только теперь мы понимаем, почему Бог отверг жертву Каина.
«Почему, когда согрешил Адам, первым скончался Авель праведный? Богу угодно было слабым соделать основание смерти. Ибо если бы первый умер Адам, то смерть имела бы опору, первым мертвецом прияв согрешившего. Но поелику первым прияла она умерщвленного неправедно, то ненадежное имеет основание». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с.)
– ст. 10-12: И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
Вот когда Бог впервые произносит проклятие на грешника. Это наказание за братоубийство. С тех пор из этой притчи слова кровь, кровопролитие становятся классическими для обозначения как самого убийства, так и отвращения к нему.
– ст.13-15: И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. Трудно объяснить, что означает это знамение, которое было наложено на Каина. Наша «Толковая Библия» не дает ясного ответа, что представляет собой это таинственное знамение. По всей вероятности, здесь имеется ввиду запрет кровной мести. «Само определение Божие было знамением, воспрещающим умертвить его, и само трясение членов делало его заметным и явным». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с.39). «Печать Каина (Быт. 4:13-16). Господь не осуществляет немедленного возмездия "кровь за кровь". Это значит, что отказ от зла и насилия должен совершаться людьми свободно, а не только из страха перед карой. Однако изгнанный из среды людей скиталец (земля Нод - от слова "над" - изгнание) требует внешней охраны от возможных убийц. Некоторые толкователи полагают, что "знамение" Каина - это знак принадлежности к племени, которое провозгласило закон кровной мести ("кто убьет Каина, тому отмстится всемеро" - ст. 15). Таким образом, среди этих суровых сынов пустыни нравственные устои строятся не на повиновении воле Бога, а на страхе человеческого отмщения. Соответственно выражения "в язву мне" и "в рану мне" в 23 стихе 4-й главы означают "в отмщение за рану, мне нанесенную". (Мень Александр, прот. Исагогика. Ветхий Завет.ПДУ. 2002.с.).
Мы не можем понимать этот текст о «разговоре» Бога с Каином в буквальном смысле. «Разговор» этот очень напоминает такое же обращение Бога к Адаму в раю как до грехопадения, так и после него. Ни Адам, ни Каин не могли видеть Бога при таком «разговоре», иначе нам пришлось бы отступить от непреложной истины, что Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18).
– ст. 14: «Так всякий, вносящий грех в мир, инстинктивно чувствует, что он подлежит тому же злу по закону возмездия, какое он внес в общество». (Властов). Кого же боялся Каин? Самым разумным и правдоподобным ответом на это будет то предположение, что он боялся мщения со стороны всей фамилии своего отца как настоящей, так и будущей. Возможно допустить, что даже ко времени братоубийства Каина, относимого к 130 году (а согласно переводу 70-ти – 230 г.) жизни прародителей, семья их не исчерпывалась только двумя этими, названными в Библии сыновьями, а состояла и из других сынов и дочерей (Быт.5:4)» (Толковая Библия. Изд. А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988. Книга 1. с.29).
– ст. 16: И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. В этой фразе предрекается то, что впоследствии будет названо секуляризацией, то есть освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии (как это слово трактуется в словаре). Поэтому более правильно было бы перевести на русский - ушел Каин от лица Господа.
Вся жизнь Каина и его духовных потомков будет теперь протекать не перед лицом Господа, а в отдалении от Него. Человек освобождает себя от опеки Бога. Он не будет более выслушивать неприятные ему слова: У дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. Его прельстят слова искусителя: Сами будете как боги, знающие добро и зло. Зачем спрашивать Бога, если человек может не от Бога, а сам узнать, что для него добро и что зло. Теперь пойдет Каин уже своим путем, а не тем, который записан в свитке книжном для человека, как образа и подобия Божьего на Земле. Он будет творить не волю Божью, как творил ее добровольно Христос, а то, что выгодно и хорошо будет лишь ему самому.
Вся отчаянная трагичность отхода Каина от лица Божьего состоит в том, что она распространилась не только среди тех, кто, так сказать, открыто отступил от Бога и утерял веру в Него. Самое страшное в том, что колоссальное число людей, выслушав слова Бога: У дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним, не предпринимают явных шагов, свидетельствующих об уходе от Бога, но, оставаясь формально пред лицом Господа, фактически отходят от Него в душе все дальше и дальше. История христианских народов, даже искренне и настойчиво заявлявших о своей преданности Богу, полна братоубийственных войн и насилия, совершенных в манере Каина. Это и есть самое страшное, о чем пока умалчивает Откровение, записанное в четвертой главе.
– ст. 16: И поселился в земле Нод, на восток от Едема Слово Nod означает скитание. Блаженный Иероним на основе предыдущих слов Бога: Будешь скитальцем - понимает текст в том смысле, что Каин действительно по жизни становится скитальцем (профугус). «Вульгате» вторит французский перевод (Саси). Но масореты, Лютер, а вслед за ними и русские переводчики понимают Нод в смысле географическом, как название какой-то неизвестной страны (в греческом переводе Семидесяти стоит не Нод, а Наид. Здесь таится какая-то загадка. Вряд ли Семьдесят толковников могли изменить смысл, позабыв о том, что Бог обрекает Каина на скитание. Но, может быть, какие-либо уже поздние переписчики этого перевода имели перед собой испорченный экземпляр Торы, в котором стояла укороченная буква N», которую они и приняли за букву Иод. Но, конечно, такое предположение довольно сомнительно, и загадка перевода остается неразрешенной). При более вдумчивом чтении слово скиталец открывает духовный смысл, заключенный в этой мифологеме. Поселился на восток от Едема - это место необходимо сопоставить с тем, что говорилось во второй и третьей главах об Едеме. Там в неразрывной связи стояли три слова: рай, Едем, восток. Но при осуждении Адама говорилось только, что Бог изгнал его из рая Едемского и поставил на востоке Херувима, чтобы охранять путь к древу жизни. Теперь, когда речь идет о Каине, рай уже не упоминается, а остаются только Едем и восток. Почему? Мы мыслим, что рай - это то Царство, которое уготовано Богом для человека еще до создания мира (Мф. 25:34). Теперь человек изгнан из него. Вспомним, что, согласно тексту, рай был в Едеме (Быт. 2:8), следовательно, Едем - понятие более обширное, нежели рай. Едем - это как бы окружение рая. Вообще, сам Едем является только чисто психологическим состоянием (трифи - услада). Здесь попутно возникает вопрос и о том, что представляет собой язычество как широко распространенная форма религиозной жизни человека. Не есть ли оно некая тоска о рае, которого человек лишился по своей собственной вине? Отход Каина от Бога нельзя понимать как потерю религиозности. Все первобытное человечество, живя во многом так, как Каин, все же искало Бога, но не находило Его в Его истинном облике.
Избрав Себе особый народ, в котором Бог провидел возможность хранить, хотя бы и с большими препятствиями, истинную веру, то есть единобожие, Он, по выражению Апостола Павла, попустил всем народам ходить своими путями (Деян. 14:16). В послании к Римлянам Апостол пишет, что многие народы, будучи уверены, что Божество существует, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетилисъ в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся (Рим. 1:21-23).
В тексте четвертой главы, когда речь идет о путях Каина, говорится, что он поселился в земле Нод - земле скитаний, на восток от Едема. Но рай уже не упоминается. Очевидно, Каин тоскует не о рае как месте общения с Богом, а только об Едеме, то есть о наслаждении. И поиски наслаждения теперь всегда будут у него на востоке. Во всей своей жизни он будет искать, прежде всего (на востоке), наслаждения.
– ст. 17: И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
«Кого имел Каин женою (Быт. 4:17)? Очевидно, сестру; тогда не служило это к обвинению, потому что не запрещал сего никакой закон. Сверх того, и невозможно было иначе умножаться роду. Богу же угодно было от одного мужа и от одной жены произвести все племена людей, чтобы, во-первых, как происшедшие от одной четы, знали они тождество естества, а притом, как процветшие от одного корня, жили в согласии. Ибо если и при данном устроении Бога отваживаются люди на тысячи убийств, то на что не отважились бы они, если бы почитали себя происшедшими от разных родоначальников? Поэтому-то Бог создал из земли одного мужа, а от него сотворил одну жену и от них уже наполнил человеческим родом целую вселенную. По этой же причине попустил Он вначале сочетание брата с сестрой; когда же род размножился, воспретил подобные браки как беззаконные. А поэтому вместе с Ноем и с сыновьями его спас в ковчеге и жен их, чтобы сыны их вступали в супружество с двоюродными сестрами». (Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.с.)
При буквальном понимании текста естественно возникает вопрос: может ли один человек, ведя скитальческий образ жизни, построить город? При чисто рациональном подходе к тексту получается неувязка, которая оставалась бы неразрешимой, но законы символической речи говорят, что слово город необходимо понимать не в буквальном смысле, а символически. Город - это попытка прочного устроения спокойной жизни для осуществления тех идеалов, которыми полны сердца людей - по складу души эгоистов и вечных скитальцев в поисках личного счастья. Неудовлетворенные жизнью, они вечно будут строить проекты города - идеального и прочного устроения жизни. И будут действительно стремиться воплощать свои мечты в реальные каменные города, так характерные для цивилизации. И всегда на востоке у них будет стремление не к раю, как Царству Божьему, а только к Едему, то есть к наслаждению.
Такова символика Откровения о Каине и его духовных потомках, отошедших от лица Господа. Далее Откровение рассказывает уже о начале человеческой истории.