Беседа 13. «Поле» и «Знающий поле»

Арджуна сказал:

13:1. О пракрити и пуруше, а также о «поле» и «Зна­ю­щем поле», о мудро­сти и обо всём, что необходимо по­знать, — это хотел бы я услышать от Тебя, о Кешава!

Благословенный сказал:

13:2. Это тело, о Каунтея, именуется «полем». Того, кто знает его, мудре­цы называют «Знающим поле».

13:3. Узнай Меня как «Знающего поле» во всех «по­лях». Истинное знание «поля», а также «Знающего поле» — это именуется Мною мудростью, о Бхарата!

13:4. Каково это «поле», какова его природа, как оно изменяется и отку­да оно, а также кто Он и какова Его Сила — это ты услышишь теперь кратко от Меня.

13:5. На разные лады воспевали это мудрецы в раз­ных гимнах и вещих словах Брахмасутры, исполнен­ной разума.

13:6. Знание великих элементов[77], индивидуальных «я», ума, а также Непроявленного, одиннадцати индрий и пя­ти «пастбищ» индрий,

13:7. смирение, честность, незлобивость, всепро­ще­ние, простота, слу­же­ние учителю, чистота, стой­кость, са­мо­обладание,

13:8. бесстрастное отношение к земным объектам, а также отсутствие эго­­из­ма, проникновение в суть стра­дания и зла новых рождений, старости и болез­ни,

13:9. отсутствие «земных» привязанностей, свобода от порабощённости де­ть­­ми, женой или домом и посто­янное душевное равновесие среди же­лан­ных и нежеланных событий,

13:10. непоколебимая и чистая любовь ко Мне, без­раздельная тяга к избав­лению от праздного общения с людьми, пребывание в самодостаточности[78],

13:11. постоянство в духовном поиске, уст­рем­лён­ность к постижению ис­тинной мудрости — всё это признано истинным; остальное — неведение!

13:12. Открою тебе то, что должно быть познано, что, будучи познанным, при­водит к Бессмертию: то — Безначальный Высочайший Брахман, находящийся за пределами бытия и небытия (существ).

13:13. Всюду имея руки и ноги, глаза, головы и уста, всеведущий — Он пре­бывает в мире, обнимая всё.

13:14. Обладающий всеми ощущениями, не имея ор­ганов чувств, не име­ю­­щий привязанностей ни к чему, но поддержива­ю­щий все существа, сво­бод­ный от трёх гун и пользу­ю­щийся гунами,

13:15. вне и внутри всех существ, пребывающий в покое и всё же дей­ст­вующий, не­уловимый по своей тонкости, всегда близкий и всё же в невыразимой дали — таков непреходящий Он!

13:16. Не разделённый среди существ и всё же сущий порознь в каждом, Он познаётся как Помо­щ­ник всех. Он обнимает Собою всех и направляет в раз­ви­тии.

13:17. О Нём, о Свете всего светлого, говорится, что Он находится вне пределов тьмы. Он — Мудрость, Цель всякой мудрости, мудростью постига­е­­мая, пребывающая в сердцах всех!

13:18. Таковы «поле», мудрость и предмет мудрости в кратком изложении. Познав их, преданный Мне ученик постигает Мою Суть.

13:19. Познай, что и пуруша, и пракрити одинаково не имеют начала. Познай также, что продвижение по гу­нам происходит благодаря существова­нию в пра­к­ри­ти.

13:20. Пракрити рассматривается как источник воз­ни­к­новения причин и следствий. А пуруша является ви­новником вкушения приятного и неприятного.

13:21. Пребывая в пракрити, воплотившаяся пуруша обязательно слива­ется с гунами, возникшими на пра­к­рити. Привязанность к той или иной гуне есть причина её рождений в хороших или дурных условиях.

13:22. Наблюдающий, Поддерживающий, Всепри­ни­мающий, Всевышний Владыка, а также Божественный Атман — так именуется в этом теле Высочайший Дух.

13:23. Кто таким образом познал пурушу, пракрити и три гуны, тот — в каких бы условиях он ни был — не подлежит более рождению!

13:24. Медитируя в Атмане, некоторые познают из Атмана Атман. Другие (познают Атман) через санк­хья-йогу. Третьи (идут к этому) через карма-йогу.

13:25. Также и те, которые не ведают обо всем этом, но, слыша от других, искренне поклоняются, — и эти так­же выходят за пределы пути смерти, приобща­ясь к тому, что слушали!

13:26. О лучший из Бхарат! Знай, что всё суще­ст­ву­ю­щее — неподвижное и движущееся — происходит от взаимодействия «поля» и «Знающего поле»!

13:27. Кто видит Высочайшего Господа, не погиба­ю­щего в погибающем и равно пребывающего во всех существах, — кто так видит, тот видит истинно!

13:28. Кто действительно видит Ишвару равно пре­бывающим всюду, тот уже не сможет сойти с истинного пути!

13:29. Тот, кто видит, что все действия исполняются лишь в пракрити, Атман же остаётся в покое, — тот, воистину, видит!

13:30. Когда он постигает, что многообразное бытие существ коренится в Едином и исходит от Него, — тогда он достигает Брахмана.

13:31. Вечный и не связанный пракрити Божест­вен­ный Атман, хотя и пре­бывает в телах, но не действует и не подвергается воздействию, о Каунтея!

13:32. Как вездесущая пустота не смешивается ни с чем по причине своей тонкости, так и Атман, пребывающий в телах, не смешивается ни с чем.

13:33. Но, подобно тому, как Солнце освещает землю, так и Владыка «поля» озаряет всё «поле», о Бха­ра­та!

13:34. Кто очами мудрости видит эту разницу между «полем» и «Знающим поле» и знает процесс ос­во­бо­ж­дения индрий от пракрити — тот прибли­жается к Выс­шей Цели!

Так в достославных упанишадах благословенной Бхагавад-Гиты, науки о Вечном, Писании йоги, гласит тринадцатая беседа между Шри Кришной и Ар­д­­жуной, именуемая:

«Поле» и «Знающий поле».

Наши рекомендации