Беседа 11. Созерцание Вселенского Образа

Арджуна сказал:

11:1. Эти сокровенные слова о Величайшей Тайне Божественного Атма­на Ты поведал мне из сострадания. И этим рассеялось моё неведение.

11:2. О возникновении и исчезновении всех существ услышал я от Тебя, о Лотосоокий! Услышал я так­же о Твоём Непреходящем Величии!

11:3. Таким, как Ты описываешь Себя, о Изна­чаль­ный Великий Господь, я жажду узреть Тебя — Твой Божественный Образ, о Высочайший Дух!

11:4. Если Ты полагаешь, что я достоин видеть Его, о Господи, яви мне Свою Вечную Сущность, о Вла­ды­ка Йоги!

Благословенный сказал:

11:5. Созерцай, о Партха, Мой Образ — столикий, тысячевидный, Божест­­венный, многоцветный, многообразный!

11:6. Созерцай адитьев, васу, рудров, асвин, марутов! Созерцай бесчис­ленные чудеса, о Бхарата!

11:7. Созерцай в Моём Существе, о Гудакеша, всю вселенную — подвижную и неподвижную — со всем, что ты жаждешь узреть!

11:8. Но, воистину, ты не в силах созерцать Меня этими твоими глазами — Божественные очи Я дарую тебе. Воззри же на Мою Царственную Йогу!

Санджая сказал:

11:9. Молвив это, Великий Владыка Йоги явил Ар­джуне Свой Вселенс­кий Образ

11:10. с бессчётными устами и очами, со многими чудесными явлениями, с бесчисленными божественны­ми украшениями, потрясающий многооб­разным бо­же­ст­венным оружием,

11:11. в божественных одеяниях и ожерельях, благоухающий божествен­­ными ароматическими маслами, с обращёнными всюду ликами, всечудес­­ный, пламене­ющий, бесконечный!

11:12. И если бы сияние тысяч Солнц одновремен­но вспыхнуло на небе, такое сияние могло бы похо­дить на славу этой Великой Души!

11:13. В ней Арджуна увидел всю вселенную, раз­делённую на многие миры, но объединённую во­едино в Теле Высшего Божества.

11:14. Тогда изумлённый и потрясённый Ар­джу­на склонил голову перед Божеством и, сложив руки перед грудью, заговорил.

Арджуна сказал:

11:15. В Тебе, о Боже, я вижу «богов», все виды существ: Брахмана-Вла­дыку в чудесной лотосной асане, всех риши и дивных змеев небесных![75]

11:16. С руками, чревами, устами, очами без счё­та — всюду я вижу Тебя — беспредельны Твои проявле­ния! Ни начала, ни середины, ни конца Твоей Славы, о Бес­ко­нечный, Безграничный Господь, не могут узреть мои очи!

11:17. Сияние Твоё, бесконечный Твой Свет вездесущий — с дисками, вен­­цами и скипетрами я зрю! Подо­б­ный пламени, сверкающему как слепящее взор Солнце, стремишь Ты потоки лучей труднозримых!

11:18. Ты — превыше всех моих мыслей, о Непреходящий Господь, Высо­чайшая Цель, Основа вселенной, вечной дхармы Бессмертный Хранитель, Из­веч­ная Душа — таким мыслит ум мой Тебя!

11:19. Ты — без начала, середины и конца! Ты — беспредельный по Силе! Твои руки — без счёта! Слов­но Солнца и Луны — очи Твои! Когда же Лик Твой я зрю — как жертвенное пламя пылает Он и Славою Тво­ею опаляет ми­ры!

11:20. Тобой лишь одним наполняются и Небеса, и Земля, и всё, что незримо простёрлось меж ними! Весь мир триединый пред Тобою трепе­щет, о Могучий, — пред Твоим приводящим в смятение Ликом!

11:21. Себя вручают Тебе «сонмы богов», сложив в бла­гоговейном стра­хе руки! Взывают все к Тебе! Мудрецы и сиддхи поют Тебе славу, сла­гают песнопе­ния, которые звучат, наполняя мир!

11:22. И тучи рудров, адитьев, васу и садхьев, вишвов, ас­ви­нов, марутов, предков, гандхарвов, асуров, якшей, «бо­гов» — все, восхищенные, взирают на Тебя!

11:23. Увидев Твой Образ могучий с очами и ртами без счёта, с рядами страх наводящих зубов и грудью обширной, с бесчисленным множеством рук и стоп — увидев то, также, как я, миры все трепещут!

11:24. Как радуга в небе, переливаешься Ты ос­ле­пительным светом — с разверстыми устами и огром­ными пламенеющими очами! Ты пронизыва­ешь мой Атман!... Взираю на Тебя — и иссякает моя сила, уходит мой покой!...

11:25. Подобно огненным сверкающим мечам виднеются ряды Твоих зубов, грозящих из раскрытых стра­шных челюстей. Видя то, не знаю я, куда укрыться мне от вида Твоего! О пощади, Владыка, Прибежище ми­ров!

11:26. Дхритараштры сыновья и с ними множество властителей из разных стран Земли, Бхишма, Дрона и Карна и из враждующих станов обоих весь храбрых витязей цвет —

11:27. все спешно стремятся в отверстые уста Твои! И сверкают в них ряды страх наводящих зубов. Как жер­нова могучие — всех воинов, захваченных меж ними, они дробят, мгновенно превращая в прах!

11:28. Как воды рек стремительно и шумно несутся в великий океан, так ус­тремляются те могучие воины, цари Земли, в Твои отверстые, палящие уста!

11:29. Как моль, неудержимо ускоряя свой полёт, ле­тит в огонь, чтобы по­гибнуть в нём, так и они стремятся в страшные уста, чтобы, исчезнув в них, найти там смерть!

11:30. Всё поглощая впереди и позади и со всех сто­рон, пламя бессчётных Твоих языков испепеляет всех! Наполнено пространство Сиянием Твоим! Пылает мир в огне Твоих всепроникающих лучей, о Господь!

11:31. Твою суть мне открой! Твой вид так безмер­но страшит! Я падаю ниц пред Тобой! Пощади, молю Тебя, о Могучий Господь! Что сокрыто в Тебе — я стре­млюсь познать! Но Твой нынешний образ ужасает меня!

Благословенный сказал:

11:32. Я — Время, что несёт отчаяние в мир, что истребляет всех людей, являя свой закон на Землю. Никто из воинов, которые, готовясь к битве, строятся в ряды, не ускользнёт от смерти! Ты один не перестанешь жить!

11:33. И потому — восстань! И достигай славы сво­ей, одолевай врагов и наслаждайся мощью цар­ст­ва своего! Моею Волею они уже поражены! Ты же дай лишь внешний вид, срази их лишь своей рукой!

11:34. Уже и Дрона, и Бхишма, и Джаядратха, и Кар­на, и все воины, что предстали здесь, — все обречены на погибель. Бейся же без страха, Арджуна! И победа на поле битвы будет твоя!

Санджая сказал:

11:35. Услышав те слова, что произнёс Господь, Ард­жуна, дрожа и прости­раясь ниц, заикаясь от страха, так обратился вновь к Кришне:

11:36. В песнопениях и гимнах славя Тебя, ликуют по праву все миры, взирая на Твоё Величие, о Хришикеша! Сонмы святых простираются перед То­­бою, и разбегаются в страхе демоны!

11:37. И как не почитать Великий Атман, Который превыше Брахмана! О Бесконечный! Господь всех пра­ведников! Всех миров Покровитель! Вечный! Ты — и Бытие, и Небытие, и То, что за ними!

11:38. Из богов нет превыше Тебя! Изначальный! Высочайшее Прибежище всего, что живёт! Тобой проникнута вселенная! О Познаваемый! О Все­ведущий! Она — вселенная — вмещается вся в Образе Твоём!

11:39. Ты — и Бог ветра, и Бог жизни, и Бог смерти, и Бог огня, и Бог воды! Ты — и Луна, и Отец, и Прародитель всех существ! Тысячеустая хвала Те­бе! Слава! И Слава! И вновь бесконечная Слава Тебе!

11:40. Все — ниц во прахе пред Тобою! Слава Тебе со всех сторон! Нет ни Силе Твоей границ, ни Власти Твоей нет измерения! Ты всё вмещаешь, ибо Сам Ты и есть Всё!

11:41. И если я, считая Тебя своим другом, по недомыслию восклицал: «О Кришна! О мой друг!», то де­лал я это, не ведая Величия Твоего, беспечно предава­ясь порывам своего сердца!

11:42. И если, отдыхая и шутя, в игре, за трапезой, или в час веселья не проявлял я должной меры почт­ения к Тебе — наедине с Тобой или среди друзей, — мо­лю Тебя: прости мой грех, о Неизмеримый!

11:43. Отец миров и всего, что движется и неподви­ж­но! Достойнейший и славнейший Гуру! Нет ни­че­го, подобного Тебе! Кто превзойдет Тебя? Кому во всех ми­рах соперничать со Славою Твоею?

11:44. Я падаю в благоговении пред Тобой, молю Тебя: соблаговоли быть терпеливым ко мне! Будь мне Отцом, будь Другом мне! Как любящий к возлюб­ленной — будь так терпим ко мне!

11:45. Я видел Твою Славу, до меня не зримую никем! От радости и стра­ха трепещет моя грудь. Молю Тебя: прими былой Твой вид! О, пощади, Гос­подь богов, Прибежище миров!

11:46. Я жажду видеть прежнего Тебя в сверкаю­щем венце и с царственным жезлом в руке! Яви любимый и знакомый образ Твой! Сокрой невыносимое для смертного сторукое явление Твоё!

Благословенный сказал:

11:47. Арджуна! Милостью Моей ты познал тот высочайший и вечный Мой Образ, что раскрывается лишь в Йоге, лишь в слиянии с Атманом. Из окружающих те­бя людей его никто не ведал никогда.

11:48. Ни милосердия дела, ни знание Вед, ни при­ношение жертв, ни под­­виги аскетов, ни знаний глубина — ничто не в силах раскрыть тот сокровен­ный Мой Образ, что видел ты.

11:49. Смущение своё и ужас погаси, не бойся, что узрел ты Мой страш­ный Образ! Забудь свой страх! Воз­весели свой дух! Воззри на облик Мой, зна­­­комый для тебя!

Санджая сказал:

11:50. Молвив эти слова, Кришна снова явил Свой обычный облик и уте­шил потрясённого Арджу­ну. Великий принял снова Свой кроткий вид.

Арджуна сказал:

11:51. Вновь созерцая Твой кроткий челове­чес­кий образ, я прихожу в се­­бя и возвращается моё естест­вен­ное состояние.

Благословенный сказал:

11:52. Этот Образ Мой, который ты познал, очень трудно увидеть. Воис­тину, даже «боги» постоянно жаждут узреть Его!

11:53 Не может никто увидеть Меня таким, как видел ты, хотя бы и знал он все Веды, и предавался аскетическим подвигам, и приносил подаяния и дары.

11:54. Одной лишь любви доступно такое созерцание, о Арджуна! Лишь любви дано созерцать Меня в Моей сокровенной Сути и слиться со Мной!

11:55. Тот, кто делает всё (только) для Меня, для кого Я — Высшая Цель, кто любит Меня, кто свободен от привязанностей, недоступен вражде, — тот при­ходит ко Мне, о Пандава!

Так в достославных упанишадах благословенной Бхагавад-Гиты, науки о Вечном, Писании йоги, гласит одиннадцатая беседа между Шри Кришной и Арджуной, именуемая:

Созерцание Вселенского Образа.

Беседа 12. Бхакти-йога

Арджуна сказал:

12:1. Кто более успешен в йоге: те ли, которые полностью поглощены лю­бовью к Тебе, или те, которые уповают на Непознаваемое Непроявленное?

Благословенный сказал:

12:2. Те, которые, устремив свой ум на Меня, посто­янно пребывают в преданной устремлённости ко Мне, — те более успешны в йоге.

12:3. Те, которые уповают на Неразрушимое, Неизречимое, Непроявлен­ное, Вездесущее, Непознава­е­мое, Неизменное, Незыблемое, Вечное,

12:4. которые победили свои индрии, которые с ра­вным спокойствием относятся ко всему, которые ра­дуются благу всех, — те также приходят ко Мне.

12:5. Но тяжелее достижение для тех, чьи мысли ус­тремлены на Непроявленное; их прогресс идёт с бóль­шим трудом.

12:6. Тех же, которые отреклись от майи ради Ме­ня и сосредоточились на Мне, всецело отдавшись йоге, о Партха,

12:7. — тех поднимаю Я быстро над океаном рож­де­ний и смертей, ибо душою они пребывают во Мне!

12:8. Устреми свои мысли на Меня, погрузи себя как сознание в Меня — воистину, будешь ты жить тогда во Мне!

12:9. Но если ты не в состоянии сосредоточить свою мысль твёрдо на Мне, — пытайся достигнуть Ме­ня упражнениями йоги, о Джананджая!

12:10. Если ты не способен и на постоянные уп­ражнения — сосредоточь­ся на служении Мне, исполняя лишь те действия, которые потребны Мне, — и ты достигнешь Совершенство!

12:11. Если же ты не способен и на это, то направь­ся к Слиянию со Мной, отрекаясь от личной выгоды в сво­ей деятельности; обуздывай себя та­ким об­разом!

12:12. Знания важнее упражнений. Медитация ва­ж­нее знаний. Но отрече­ние от личной выгоды важнее ме­дитации! Ибо вслед за таким отре­че­ни­ем наступает умиротворенность.

12:13. Тот, кто не испытывает вражды ни к какому существу, кто наст­ро­ен дружелюбно и сострадательно, без «земных» привязанностей и эгоизма, уравновешен­ный среди радости и скорби, всепрощающий,

12:14. всегда удовлетворенный, стремящийся к Еди­нению со Мной, постигающий с решительностью Ат­ман, посвятивший Мне ум и сознание, — тот любя­щий Меня ученик дорог Мне!

12:15. Тот, кто не причиняет страдания людям и сам от людей не страдает, кто свободен от тревог, вос­торгов, гнева, страха, — тот дорог Мне!

12:16. Тот, кто не требует ничего от других, кто чист, знающ, бесстрастен, бескорыстен, кто от­ка­зался от всех начинаний[76], — тот любящий Меня уче­ник дорог Мне!

12:17. Тот, кто не влюбляется и не ненавидит, кто не живёт в печали и не име­­ет корысти, кто поднялся над злом и добром, кто исполнен любви, — тот до­рог Мне!

12:18. Равный к другу и недругу, одинаковый в сла­ве и бесчестии, в теп­ле и холоде, среди радости и скор­би, свободный от «земных» привязаннос­тей,

12:19. одинаково встречающий похвалы и упрёки, немногословный, впол­не довольный всем, что слу­ча­ет­ся, не привязанный к дому, твёрдый в ре­ше­ниях, пол­ный любви — такой человек дорог Мне!

12:20. Воистину, все, разделяющие эту жизнь-да­ю­щую мудрость, исполненные веры, для которых Я — Высочайшая Цель, — эти, любящие Меня, дороги Мне превыше всего!

Так в достославных упанишадах благословенной Бхагавад-Гиты, науки о Вечном, Писании йоги, гласит две­надцатая беседа между Шри Кришной и Ар­д­­жуной, именуемая:

Бхакти-йога.

Наши рекомендации