Сорокадневный пост и искушение от дьявола
(Мф 4:1-11), (Мк 1:12-13), (Лк 4:1-13)
Повествование о сорокадневном посте Господа Иисуса Христа и о последовавшем за тем искушении Его в пустыне от дьявола имеется у трех первых Евангелистов, причем подробно рассказывают об этом св. Матфей и св. Лука, а св. Марк лишь упоминает об этом кратко, не приводя подробностей.
Главное различие между описанием искушения у Матфея и у Луки в повествовании о втором и третьем искушениях. У Матфея сначала упоминается искушение на крыле храма и только потом искушение на горе. У Луки наоборот. Лука в своём повествовании восходит от грубых искушений к более тонким.
Имеются и другие отличия. Они помогают понять цель искушений. У Луки читаем: "Чтобы камни сии сделались хлебами" (Мф 4:3), Лука же пишет об одном камне. Значит, имеет значение не число камней, а попытка Диавола искусить Спасителя голодом.
По крещении «Иисус возведен был Духом в пустыню» (Мф 4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем.
Св. Афанасий Великий:Что не воспринято, то не уврачёвано.
Cв. Иоанн Златоуст:Иисус, как говорит евангелист, возведен был в пустыню Духом Святым. Так как Христос все делал и терпел для нашего научения, то и теперь попускает Он отвести Себя в пустыню и поставить в борьбу с дьяволом для того, чтобы никто из крестившихся, если бы ему случилось после крещения претерпевать еще большие прежних искушения, не смущался ими, как чем-то неожиданным, но мужественно переносил бы всякое искушение, как дело обыкновенное.
Св. Иоанн Златоуст:Восхотев привлечь дьявола на борьбу, Христос обнаружил пред ним Свое алкание, и когда тот приблизился, Он взял его, и затем раз, другой раз, и третий низложил его с свойственною Ему легкостью…И се ангелы приступиша, и служаху Ему (Мф 4, 11). Пока совершалась брань, Христос не допускал являться ангелам, чтобы этим не отогнать того, кого надлежало уловить.
Блж. Феофилакт:А в гору уходит для того, чтобы по причине пустынности места диавол возымел дерзость и мог приступить к Нему; ибо он обыкновенно нападает тогда, когда видит, что мы одни.
Блж. Феофилакт:Постится столько дней и ночей, сколько и Моисей, и Илия. Если бы постился больше, то воплощение Его показалось бы призрачным.
Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной, по сорокадневному посту на ней Господа. Первым делом Духа Божья, почившем на Иисусе при крещении, было водительство Его в пустыню, чтобы там Он постом и молитвою мог приготовиться к великому служению спасения человечества. Там Он постился 40 дней и ночей, то есть, как по всему видно, все это время совсем ничего не ел и «напоследок взалкал» (Мф 4:2), (Лк 4:2), то есть пришел в крайнюю степень голода и изнурения сил. «И приступил к Нему искуситель» (Мф 4:3). Это был завершительный приступ искусителя, так как, по Луке, дьявол не переставал искушать Господа в течении всех сорока дней (Лк 4:2).
Какой смысл в этом искушении Господа от дьявола?
Придя на землю для того, чтобы разрушить дела дьявола, Господь мог бы, конечно, уничтожить их одним дыханием уст Своих, но необходимо помнить, что дела дьявола укоренились в заблуждениях свободной человеческой души, которую Господь и явился спасти, не лишая свободы, этого величайшего дара Божьего. Человек был создан не пешкой, не бездушным автоматом и не животным, руководимым инстинктом, но свободной и разумной личностью. В отношении к Божеству Иисуса Христа, это искушение явилось борьбой духа зла с Сыном Божьим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков счастья. Это искушение было подобно тому искушению Иеговы, которое позволили себе израильтяне в Рефидиме, ропща на недостаток воды: «Есть ли Господь среди нас или нет?» (Исх 17:7). Так и дьявол начинает свое искушение словами: «Если Ты Сын Божий...» И как о сынах Израиля Псалмопевец говорит, что они искушали Господа в пустыне, так и дьявол искушал Сына Божия с намерением раздражить Его, прогневить, укорить и оскорбить (Пс 77:40-41).
Главным же образом искушение направлено было против человеческой природы Иисуса, на которую дьявол надеялся простереть свое влияние, совратить ее на ложный путь. Христос пришел на землю для того, чтобы основать среди людей Свое Царство — Царство Божье. Два пути вело к тому: тот, о котором мечтали тогда иудеи, путь скорого и блистательного воцарения Мессии как земного царя, и другой путь — медленный и тернистый, путь добровольного нравственного перерождения людей, сопряженный со многими страданиями не только для последователей Мессии, но и для Него Самого. Дьявол как раз и хотел отклонить Господа от второго пути, попытавшись прельстить Его по-человечески, легкостью пути первого, сулившего не страдания, а только славу.
Прежде всего, пользуясь голодом, который мучил Иисуса как человека, дьявол попытался убедить Его использовать Свою Божественную силу для того, чтобы избавиться от этого тягостного для каждого человека чувства голода.
Св. Иоанн Златоуст: Аще Сын еси Божий, рцы, да камение сие хлебы будут. Не сказал: если алчешь; но: аще Сын еси Божий, думая обольстить Его похвалами. Об алкании он умалчивает, чтобы не показалось, что он выставляет это Ему на вид и хочет уничижить Его. Не постигая величия действий, относящихся к домостроительству спасения, он почитал это за постыдное для Иисуса. Поэтому он льстит Ему и коварно напоминает только о Его достоинстве.
Указывая на камни, которые и по сию пору в этой местности хранят форму хлеба, он говорит: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф 4:3), (Лк 4:3). Дьявол надеялся, что соблазнившись этим однажды, Иисус будет и впредь поступать так же: оградит Себя легионами Ангелов от толпы врагов, сойдет с креста и призовет Илию на помощь (Мф 26:53, 27:40,49), и тогда дело спасения человечества крестными страданиями Сына Божья не осуществилось бы. Богочеловек, превративший воду в вино для других и чудесно умноживший хлебы, отверг этот лукавый совет словами Моисея, сказанными относительно манны, которой в течении 40 лет Бог питал Свой народ в пустыне: «Не одним хлебом жив
будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор 8:3), (Мф 4:4), (Лк 4:4). Под «всяким словом» здесь надо понимать благую волю Божью, промышляющую о человеке. Господь творил чудеса для удовлетворения нужд других, а не для Своих Собственных: если бы Он при всех Своих страданиях, вместо того, чтобы терпеть их, прибегал к Своей Божественной власти, Он не был бы примером для нас. Повторяя это чудо часто, Он мог бы увлечь за Собою всех людей, требовавших тогда «хлеба и зрелищ,» но эти люди не были бы надежны для основываемого Им Царства Божья; цель Его была такова, чтобы люди шли за Ним свободно по слову Его, но не как рабы, увлекаемые легкостью обладания земными благами.
Потерпев поражение с первым искушением, дьявол приступил ко второму: повел Господа в Иерусалим и, поставив Его на крыло храма, предложил: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф 4:6), (Лк 4:9-10).
Св. Иоанн Златоуст:Почему к каждому искушению он прилагает: аще еси Сын Божий? как бы говорит: напрасно Бог назвал Тебя Сыном Своим, Он ввел Тебя в обольщение этим даром, если же это не так, то покажи нам божественную Свою силу.
То было предложение поразить чудом воображение людей, напряженно ожидающих прихода Мессии, и таким образом легко увлечь их за собой. Но, конечно, это было бы бесплодно для нравственной жизни людей, и Господь отверг это предложение словами: «Написано так же: не искушай Господа Бога твоего» (Мф 4:7), (Лк 4:12). Эти слова произнес Моисей израильскому народу (Втор 6:16). Иисус Христос имел в виду, что не следует без необходимости подвергать себя опасности, испытывая чудодейственную силу всемогущества Божия.
Тогда дьявол приступает к третьему искушению, показывая Иисусу с высокой горы «все царства мира и славу их, и говорит Ему: Всё это дам Тебе, если падши поклонишься мне» (Мф 4:8-9), (Лк 4:6-7).
Блж. Феофилакт:чувственно показал все царства в призраке
Дьявол развернул перед взором Иисуса картину всех царств земли, над которыми, действительно, господствовал он, как дух злобы, показывал Ему, какими силами и средствами в этом мире располагает он для борьбы с Богом, пришедшим на землю спасти человека от его власти. Очевидно, он надеялся на то, что эта картина смутит человеческий дух Иисуса, поселит в душе Его страх и сомнение в возможности осуществить великое дело спасения человечества. Действительно, что может быть страшнее картины мира, добровольно предавшегося во власть дьявола? Дьявол хотел этим сказать: «Ты видишь мою власть над людьми? Не мешай мне жить и господствовать над ними и впредь, а за это я готов поделиться с Тобой моей властью, стоит Тебе только вступить в союз со мной. Только поклонись мне, и Ты будешь тем Мессией, которого ждут евреи.» Конечно, в этих словах дьявол обещал Иисусу чисто внешнюю власть над людьми, только внешнее господство над ними, сохраняя за собой господство внутреннее, духовное. А это как раз то, чего и не хотел Господь, учивший, что Он пришел не для внешнего господства, не для того, чтобы Ему служили как земным владыкам (Мф 20:28), и что Царство Его не от мира сего (Ин 18:36), Царство это — чисто духовное. Поэтому Господь словами Второзакония (6:13) отгоняет дьявола от Себя: «Отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф 4:10). Этим Иисус хочет показать, что Он не признает власти сатаны над миром, потому что вселенная принадлежит Господу Богу, и Ему единому подобает поклонение на ней.
Еп. Кассиан (Безобразов):В трех пустынных искушениях Господь отверг служение материальным ценностям, — искушение хлебом, искание мирского могущества, — искушение властью, и торжество мессианской идеи на путях не любви, а духовного насилия, — искушение чудом. Эти три возможности вновь и вновь вставали перед Господом в дни Его земного служения. Их отвержение в искушении и было, для Евангелистов, как бы осмыслением всего Его служения, — осмыслением в аспекте отрицательном: чем не было и не могло быть служение Христово.
Св. Иоанн Златоуст: Как же Лука говорит, что дьявол окончил все искушение (Лк 4, 13)? Мне кажется, что он, упомянув о главных искушениях, сказал: все, потому что в этих искушениях заключаются и все другие. В самом деле, источниками всех бесчисленных зол являются следующие три порока: служение чреву, тщеславие, чрезмерное пристрастие к богатству.
Согласно Евангелисту Луке, дьявол оставляет Иисуса Христа «до времени» (Лк 4:13), потому что вскоре он опять начинает искушать Господа через людей, строя всевозможные козни.
Блж. Феофилакт:Слова: "отошел от Него до времени" имеют такой смысл: диавол нападает на Господа двумя чувствованиями, - удовольствием и скорбью; удовольствием он напал на Господа, например, на горе; а отступил от Него до времени, то есть до времени Креста, ибо тогда намеревался напасть на Него скорбью.
Крещение и искушение стоят всегда вместе. Крещение это символ погребения.
Антоний Сурожский: "Не смотря на всю торжественность крещение троекратное символизировало погребение".
Важно указание Евангелиста Марка на то, что в пустыне Иисус «был со зверями» (Мк 1:13). Ему, как Новому Адаму, дикие звери не смели вредить, признавая в Нем своего Повелителя. Есть мнения, что эта добавка много значила для римских христиан, которые рисковали оказаться на арене цирка брошенными на растерзание диким зверям.
Первые ученики Христовы
(Ин 1:35-51)
После искушения дьяволом Господь Иисус Христос вновь направился на Иордан к Иоанну. Между тем, накануне Его возвращения, Иоанн дал новое торжественное свидетельство о Нем перед фарисеями, но уже не как о грядущем только, а как о пришедшем Мессии. Об этом рассказывает лишь один Евангелист — Иоанн. Иудеи прислали из Иерусалима к Иоанну священников и левитов спросить, кто он, уж не Христос ли? Ибо по их представлениям, крестить мог только Мессия-Христос. «Он [Иоанн] объявил и не отрекся, и объявил, что я не Христос» (Ин 1:20). На вопрос, кто же он тогда, не пророк ли, он сам называет себя «Гласом вопиющего в пустыне» (Ин 1:23) и подчеркивает, что крещение его водой, как и все его служение только подготовительное, и чтобы отстранить от себя все вопросы, в заключение своего ответа торжественно объявляет: «Среди вас стоит Некто, Которого вы не знаете. Он-то идущий за мною, но Который стал впереди меня» (Ин 1:26-27), Он выступает на служение Свое после меня, но имеет вечное бытие и Божественное достоинство, а я недостоин даже «Развязать ремень обуви Его» (Ин 1:27). Это свидетельство было дано в Вифаваре — там, где к Иоанну массами стекался народ.
«На другой день,» то есть уже в другой раз, после сорокадневного поста и искушения дьяволом, Иисус вновь приходит на Иордан к Иоанну, и тот, увидев Его, говорит всем: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29); и удостоверяя, что это и есть Крестящий Духом Святым Сын Божий, так как: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» (Ин 1:32).
Христос идет к Иоанну, чтобы тот засвидетельствовал народу о Его мессианском достоинстве.
Свидетельство о Христе:
- как об Агнце Божием
- как о Крестящем Духом Святым
- как о Сыне Божием.
Об Агнце
В (Ис 53:4-12) содержится мессианский образ ветхозаветной жертвы. Потому и Иоанн Креститель называет Христа Агнцем Божием. Слово Агнец употреблено с определённым артиклем, который указывает на конкретного Агнца, единственного в Своём роде. Прилагательное Божийпритяжательное. Его употребление указывает на принадлежность Этого Агнца Богу, на то, что Сам Бог предназначил Его на заклание. В этом указание Иоанна на грядущие Страсти.
О Крестящем Духом Святым
Иоанн Креститель определяет всё служение Иисуса Христа как крещение Святым Духом.
О Сыне Божием
(Ин 1:34) на греческом языке наглядно свидетельствует о Божественном достоинстве Иисуса Христа, на котором делает акцент Иоанн Креститель. Я видел и продолжаю видеть. Я свидетельствовал и продолжаю свидетельствовать (исходя из грамматических форм греческого языка).
На другой день, уже после личного свидетельства о пришедшем Мессии, Сыне Божьем, взявшем на Себя грехи мира, Иоанн вновь стоял на берегу Иордана с двумя своими учениками, когда Иисус опять проходил вдоль берега. Увидев Господа, Иоанн снова повторяет о Нем те же слова: «Вот Агнец Божий.»Называя Христа Агнцем, Иоанн относит к Нему замечательное пророчество Исайи, где Мессия представлен в виде овцы, ведомой на заклание, агнца, безгласного перед стригущим его (Ис 53:7). Следовательно, основная мысль этого свидетельства Иоанна в том, что Христос есть жертва, приносимая Богом за грехи людей. Но в словах Иоанна о Иисусе «Который берет на Себя грехи мира» (Ин 1:29), эта великая живая Жертва представляется и Первосвященником, Который Сам Себя священнодействует: берет на Себя грехи мира и Сам приносит Себя в жертву за мир.
Последовали – пошли за Ним, но не стали ещё Его учениками.
Ин 1:38-39. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, - что значит: учитель, - где живешь? 39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
Речь идет не столько о последовании, сколько о пребывании с Ним. "где живешь?" – это неточный перевод. Точнее: где пребываешь? (Ин 1:39). Ученики пребывали с Ним. Важно, что в (Ин 15:4) использован тот же самый глагол [1. ждать, ожидать; 2. оставаться, пребывать, жить, быть]. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне (Ин 15:4). Пребывание – это духовное единение с Мессией, Который идёт путем Агнца, путем Страстей, путем крови, ученики идут этим путём, пребывая во славе Иисуса Христа.
Оба ученика Иоанна, услышав это свидетельство Божественности Иисуса, на этот раз последовали за Ним туда, где Он жил, и пробыли у Него с десятого (или, по-нашему, с четвертого по полудни) до позднего вечера, слушая Его беседу, все более вселявшую в них непоколебимое убеждение, что Он и есть Мессия. Одним из учеников этих был Андрей, а другим — сам Евангелист Иоанн, никогда не называющий себя при повествовании о тех событиях, в которых он лично участвовал. Возвратившись домой после беседы с Господом, Андрей первым возвестил о том, что он и Иоанн нашли Мессию; он так и сообщает это своему брату Симону: «Мы найти Мессию, что значит: Христос.»Таким образом Андрей был не только Первозванным учеником Христа, каким его и принято называть, но он и первым из Апостолов проповедовал Его, обратил и привел к Нему будущего первоверховного Апостола. Когда Андрей привел ко Христу своего брата, то Господь, воззрев на него Своим испытующим взглядом, нарек его Кифою, что значит «камень,» то есть Петрос по-гречески, или — Петр.
На другой день после посещения Андреем и Иоанном Христа, Он возжелал идти в Галилею и призвал следовать за Собой Филиппа, а тот, найдя своего друга Нафанаила, пожелал привлечь и его, сказав: «Мы найти Того, о Котором писали Моисей в законе и
пророки, Иисуса, сына Иосифа из Назарета.» Однако, Нафанаил возразил: «Из Назарета может ли быть что доброе?» По-видимому, Нафанаил разделял общий со многими иудеями предрассудок, что Христос, как царь с земным величием, придет и явится во славе среди высшего иерусалимского общества; кроме того Галилея пользовалась тогда весьма дурной славой среди иудеев, и Назарет, этот маленький городок, который нигде не упоминается в священном писании Ветхого Завета, казалось, никоим образом не мог быть местом рождения обещанного пророками Мессии. Филипп, между тем, не посчитал нужным опровергать предрассудок друга и предоставил тому самому убедиться в истинности его слов, сказав: «Пойди и посмотри.»
Нафанаил, будучи человеком откровенным и искренним, желая исследовать, насколько верно то, о чем рассказал ему друг, сейчас же пошел к Иисусу. Господь же засвидетельствовал простоту и бесхитростность его души, и сказал: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.» Нафанаил выразил удивление, откуда Господь может знать его, видя в первый раз. И тогда Господь, чтобы окончательно рассеять его сомнения и привлечь к Себе, являет Нафанаилу Свое Божественное всеведение, намекнув на одно таинственное обстоятельство, смысл которого был неизвестен никому, кроме самого Нафанаила: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.» Что именно было с Нафанаилом под смоковницей, сокрыто от нас, но по всему видно, что здесь заключена какая-то тайна, о которой, кроме Нафанаила мог знать только Бог. И это откровение настолько поразило Нафанаила, что все его сомнения в Иисусе мгновенно рассеялись: он понял, что перед ним не просто человек, а Некто, одаренный Божественным всеведением, и он тотчас же уверовал в Иисуса как в Божественного Посланника-Мессию, выразив это словами, полными горячей веры: «Равви! [что значит: «учитель»] Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев!» Есть предположение, что Нафанаил имел обычай совершать установленную молитву под смоковницей и, вероятно, в тот раз во время молитвы испытал какие-то особенные переживания, которые ярко отложились у него в памяти и о которых не мог знать никто из людей. Вот, вероятнее всего, почему слова Господа сразу пробудили в нем такую горячую веру в Него как в Сына Божья, Которому открыты состояния человеческой души.
На восклицание Нафанаила Господь обращается уже не только к нему одному, но и ко всем Своим последователям, предрекая: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божьих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.» Под этими словами Господь подразумевает, что Его ученики духовными очами узрят славу Его, что исполнилось древнее пророчество о соединении неба с землей таинственной лестницей, которую видел во сне ветхозаветный патриарх Иаков (Быт 28:11-17), через воплощение Сына Божьего, ставшего теперь «Сыном Человеческим.» Этим именем Господь часто называет Себя; в Евангелии мы можем насчитать 80 подобных случаев. Этим Христос положительно и неопровержимо утверждает Свое человеческое естество и вместе с тем подчеркивает, что Он — Человек в самом высоком смысле этого слова: идеальный, универсальный абсолютный Человек, Второй Адам, родоначальник нового, обновляемого Им через крестные страдания человечества. Таким образом, подобное название нисколько не является лишь уничижением Христа, но вместе с тем выражает Его возвышение над общим уровнем, указывая в Нем осуществленный идеал человеческой природы, то есть такого человека, каким ему надлежит быть по мысли Творца и Создателя его — Бога.
Знамение на браке в Кане Галилейской
(Ин 2:1-12)
О первом чуде, которое совершил Иисус Христос (превращении воды в вино на свадьбе, или «браке,» в Кане Галилейской), повествует только один Евангелист — Иоанн. Это произошло на третий день после выхода Его в Галилею с Филиппом и Нафанаилом. Кана, маленький городок, находившийся в 2-3 часах ходьбы к северу от Назарета, называлась Галилейской в отличии от другой — располагавшейся близ города Тира. Кана Галилейская была родиной Нафанаила.
Иисус был приглашен как обычный человек, как знакомый, по обычаю гостеприимства. Мать Его тоже была там, то есть, по-видимому, прибыла туда раньше. Семья, справлявшая свадьбу, была, вероятно, не из богатых, поэтому во время пира и обнаружился недостаток вина. Пресвятая Дева приняла живое участие в этом обстоятельстве, которое могло испортить чистое удовольствие семейного торжества. Ее душа, полная благости, явила здесь первый пример ходатайства и заступничества за людей перед Своим Божественным Сыном. «Вина нет у них,» — говорит Она Ему, несомненно, рассчитывая на то, что Он окажет этим бедным людям Свою чудесную помощь. «Что Мне и Тебе, Жено?» Не нужно видеть здесь в слове Жено даже и тень непочтительности, — это обычное обращение, принятое на Востоке. В самые тяжелые минуты Своих страданий на кресте Господь так же обращается к Своей Матери, поручая заботу о Ней Своему возлюбленному ученику (Ин 19:26). «Еще не пришел час Мой,» — говорит Господь.
Блж. Феофилакт: "Еще не пришел час Мой", - сказал не потому, будто подлежит зависимости от времени или наблюдает известные часы (ибо как прилично сие Творцу времен и веков?), но потому, что все совершает в приличное время.
Во-первых, Иоанн Златоуст объединяет эти слова по смыслу с такими выражениями, как «Никто же не возложил на него руки, так как не пришел час Его» и т.д. Таким образом, час Иисуса Христа есть час Его Страстей. Мысль Спасителя невольно была прикована к последнему часу.
Во-вторых,Богородица милосердует: «Вина нет у них», – обращается Она к Сыну, веруя в то, что Он силён исправить положение. Как тверда была вера Марии в Мессианское достоинство Её Сына! Видя, что на брачном пиру кончилось вино, Она просит Сына продлить им веселие. Ответ Иисуса таинственный. Он сказал, что Он на то и пришёл, чтобы дать людям это веселие, однако ещё не пришёл час Его.
Св. Игнатий Кавказский:«Божия Матерь милосердствует и желает исправить недостаток. Иисус Христос от недостатка пищи и пития духовных, принес Себя как пищу и питие. Прошение БМ не заключало в себе ничего не предосудительного и было исполнено». Святитель Игнатий видит в словах Господа указание на Его Страсти.
Но ответ Спасителя Своей Матери вынуждает многих толкователей задуматься.
Св. Филарет пишет, что это упрёк.
Св. Игнатий Кавказский:«Как человечество пало в связи с ходатайством первозаветной Евы, так и здесь сейчас ходатайство Евой Новозаветной». Сначала слышится отвержение просьбы, а затем снисхождение и исполнение.
Св. Филарет: «Чудо в Кане Галилейской было не первым, до него были еще чудеса, иначе бы БМ не просила так».
Знамение в Кане заключается в том, что ученикам дается предвкушение страстей. Вино есть образ крови. И знамение, совершенное Иисусом Христом в Кане, наводит на мысль о пролитии крови. Чудо находится в очень тесной связи со свидетельством Иоанна Крестителя об Иисусе Христе. «…Сей есть Агнец Божий…», – учил Иоанн, агнец же есть животное жертвенное, предназначенное для заклания.
В этом контексте мы можем толковать выражение третий день. Новозаветное откровение может знать только третий день. Рассматривая именно в этом ключе сам брак, Отцы увидели здесь торжество жизни. Брачная трапеза для Отцов есть образ Царства Божия. Участие в трапезе брачной – это участие в полноте Царства Божия.
Описав чудо, Евангелист добавляет (Ин 1, 19); (Ин 2, 22): «уверовали в Него ученики Его». Сначала ученики веруют в Него как в Мессию. «Камнем наречешься» - свидетельствует Спаситель о вере Петра, Нафанаила и Андрея, которые так же веровали.
Однако Евангелиста Иоанна нельзя понимать буквально. Если уверовали, то куда же делась их вера ко времени бури на озере? Почему они удивились, видя Иисуса ходящим по воде, хотя и Иисус Навин, и Моисей не только море иссушали, но и солнце останавливали? Значит ли это, что они всё же не считали Его Мессией?
Вероятнее всего, Иисус имел в виду, что еще не все вино, припасенное на свадьбу, вышло полностью. Во всяком случае, из дальнейших слов Его Матери можно видеть, что Она никак не приняла ответ Своего Сына за отказ. «Что скажет Он вам, то и сделайте,» — обращается Она к слугам.
Там находилось шесть каменных водоносов, служивших для частых омовений, установленных иудейскими законами, например, для омовения рук перед принятием пищи. Вместимость этих водоносов была огромна, поскольку «мера,» или «бат,» равнялся, по нашим мерам, полутора ведрам; так что там могло быть от 18 до 27 ведер по общей вместимости, и тем разительнее чудо, совершенное Господом.
Иисус велел слугам наполнить водоносы водой, «и наполнили их до верха.» Далее Иисус приказывает зачерпнуть из сосудов и поднести распорядителю пира, чтобы тот убедился в истине совершенного чуда. Чудо это, как видим, совершено Господом даже без прикосновения, на расстоянии, что особенно ярко свидетельствует о всемогуществе Его Божественной силы. «Дабы показать, — говорит св. Златоуст, — что Он Сам Тот, Кто превращает воду в виноград и обращает дождь в вино через корень винограда; и то, что в растении происходит в течение долгого времени, Он совершает в одно мгновение на браке.» Не знавший, откуда появилось вино, распорядитель зовет жениха, свидетельствуя своими словами истинность совершенного чуда и даже подчеркивая, что чудесное вино много лучшего качества, чем то, что было у них. Из слов «Когда напьются» не нужно делать вывод, будто на этой свадьбе все были пьяны, речь здесь идет об общем обычае, а не в применении к данному случаю. Известно, что евреи отличались умеренностью в употреблении вина, которое в Палестине считалось обычным напитком, и разбавлялось водой. Напиваться допьяна считалось крайне непристойным. Конечно же, Господь Иисус Христос не принял бы участия в пиршестве, где многие могли быть пьяны. Цель чуда — доставить радость бедным людям, справлявшим свое семейное торжество. В этом и сказалась благость Господа.
III.3
Первая Пасха
Общественного служения
Господа Иисуса Христа
Изгнание торгующих из Храма
(Ин 2:13-25)
Некоторые толкователи утверждают, что Спаситель два раза очищал Храм.
Еп. Михаил (Лузин): «Частные черты разнятся, но предшествующие и последующие совсем различны. Они как раз и позволяют видеть разность событий».
Возражения:
Почему ни один синоптик не пишет о первом очищении Храма? Недоумение вызывает молчание об этом скрупулёзного историка Луки, тем более, что образ очищения накануне Страстей как повторного усилил бы желанный для Евангелиста акцент. Очищение Храма – это свидетельство мессианского достоинства Спасителя, это событие исключительной важности. Казалось бы, Иоанн восполняет недостающее в первых Евангелиях, и упомянул об этом для полноты.
Пасха в Иерусалиме – это прежде миллионная толпа, на глазах у которой Спаситель должен был очистить Храм. По свидетельству Иосифа Флавия, в 63 г. (и это после обращения значительной части Иудеев!!!) на Пасху совершено было 250000 закланий, то есть жертвы принесли 250 тыс. семей. Если бы Иисус Христос заявил о Себе как о Сыне Божием, то толпа побила бы Его камнями за богохульство.
Архиеп. Аверкий (Таушев): “Возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли.” Таким образом, называя Бога Своим Отцом, Иисус впервые всенародно объявил Себя Сыном Божьим. “Возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли.” Таким образом, называя Бога Своим Отцом, Иисус впервые всенародно объявил Себя Сыном Божьим.»
Одно-единственное знамение может ещё и не быть достаточно убедительным. При очищении Храма Христу не оказывается никакого противодействия, если не считать вопроса со стороны властей. Христа не раз хотели убить и при куда более спокойных обстоятельствах, а сейчас как-бы просто подходят и интересуются, чьей властью он это делает. Если принять, что очищение Храма совершается накануне Страстей, то всё становится на свои места – весь народ вводит Христа в Иерусалим как Мессию. Если кто-то попытался бы противоречить Спасителю, то его тотчас убили бы. Начальство не конфликтует с Мессией, только интересуется как-бы вскользь: «Что, теперь каждый раз будет так? Это новый порядок?»
(Ин 2:17): Ревность по доме Твоем снедает Меня (Пс 66:10). В греческом тексте сказуемое имеет форму будущего времени, то есть уничтожит Меня. Опять же, это уместно понимать в контексте Страстей. Через три дня после этого ответа Его и распнут. Ответ разрушьте Храм сей и Я в три дня воздвигну его тоже уместен именно при наступлении часа Христова.
Разрушить Храм Спаситель предлагает иудеям, а воздвигнуть предоставляет Себе Самому в качестве знамения, которого домогались иудеи. Эти слова впоследствии выкрикивали хулители на крестном пути, эти слова легли в основу клеветнического обвинения в Синедрионе. Применение слова храм в отношении к телу человеческому для нас естественно, потому что мы изначально принимаем Спасителя как Богочеловека. Иудеи же, которые видели в Спасителе прежде всего человека, не поняли этих слов. Спаситель объединил в своём служении все известные в Ветхом Завете чудеса и совершил их именно как Бог, это не могло быть непонятно иудеям. Однако именно их слепота к Его Личности не позволила им вместить учение о храме Тела Его.
Первые три Евангелиста не совсем ясно говорят нам о пребывании Господа в Иерусалиме, подробно повествуют они только о той Пасхе, перед которой Он пострадал. Лишь св. Иоанн рассказывает нам с достаточными подробностями о каждом посещении Господом Иерусалима на Пасху в течении всех трех лет Его общественного служения, а также о посещениях Им Иерусалима на некоторые другие праздники. Вполне естественно для Господа было появляться в Иерусалиме на все большие праздники, так как там была сосредоточена духовноя жизнь всего иудейского народа, в эти дни там собирались люди со всей Палестины, а также и из других стран, и именно там было важно Господу явить Себя как Мессию.
Описываемое в начале Евангелия от Иоанна изгнание торгующих из храма отличается от подобного же события, о котором повествуют три первые Евангелиста. Первое изгнание произошло в начале общественного служения Господа, а последнее (поскольку, на самом деле, их могло быть и несколько) в самом конце Его общественного служения, перед четвертой Пасхой.
Из Капернаума, как видно дальше, Господь в сопровождении Своих учеников пошел в Иерусалим, но уже не просто по обязанности перед законом, а чтобы творить волю Пославшего Его, чтобы продолжать начатое в Галилее дело Мессианского служения. На празднике Пасхи в Иерусалиме собиралось до двух миллионов евреев, которые были обязаны заклать пасхальных агнцев и принести в храм жертвы Богу. По свидетельству Иосифа Флавия, в 63-м году по Р.Х. в день еврейской Пасхи было отдано на заклание священниками 256 500 пасхальных агнцев, не считая мелкого скота и птиц. С целью наибольшего удобства продажи всего этого множества животных, евреи превратили так называемый «двор язычников» в базарную площадь: согнали туда жертвенный скот, поставили клетки с птицами, устроили лавки для продажи всего необходимого при жертвоприношениях и открыли разменные кассы. В обращении в то время были римские монеты, а закон требовал, чтобы подати в храм уплачивались еврейскими циклями. Приходившим на Пасху евреям приходилось менять свои деньги, и размен этот приносил большой доход меновщикам. Стремясь к наживе, евреи торговали в храмовом дворе и другими предметами, не имевшими никакого отношения к жертвоприношению, например, волами. Сами первосвященники занимались разведением голубей для продажи их по высоким ценам.
Господь, сделав бич из веревок, которыми, вероятно, привязывали животных, выгнал из храма овец и волов, рассыпал деньги меновщиков, столы их опрокинул, и, подойдя к продавцам голубей, сказал: «Возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли.» Таким образом, называя Бога Своим Отцом, Иисус впервые всенародно объявил Себя Сыном Божьим. Никто не осмелился сопротивляться Божественной власти, с которой Он творил это, так как, очевидно, свидетельство Иоанна о Нем, как о Мессии, уже дошло до
Иерусалима, да, видно, и совесть у продавцов заговорила. Только когда дошел Он до голубей, затронув тем самым интересы самих первосвященников, Ему заметили: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» На это Господь ответил: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.» Причем, как поясняет далее Евангелист, Христос имел в виду «храм Тела Своего,» то есть этим Он хотел сказать иудеям: Вы просите знамения, — оно будет дано вам, но не теперь: когда вы разрушите храм Тела Моего, Я в три дня воздвигну его, и это послужит вам знамением той власти, которой Я творю это.
Первосвященники не поняли, что этими словами Иисус предсказал Свою смерть, разрушение тела Своего и Свое воскресение из мертвых на третий день. Они поняли Его слова буквально, отнеся их к Иерусалимскому храму, и старались восстановить против Него народ.
Между тем греческий глагол «эгэро» переведенный славянским «воздвигну» означает собственно «разбужу» и этот глагол никак нельзя отнести к разрушению здания, он гораздо больше подходит к понятию тела, погруженного в сон. Естественно, Господь говорил о Своем Теле как о храме, ибо в нем вместилось Его Божество; и находясь в храме-здании, Господу Иисусу Христу особенно естественно было говорить о Своем Теле, как о храме. И каждый раз, когда фарисеи требовали от Господа какого-нибудь знамения, Он отвечал, что не будет им никакого другого знамения кроме того, которое Он называл знамением Ионы-пророка — восстания после трехдневного погребения. В виду этого, слова Господа, обращенные к иудеям, можно понимать так: не довольно ли с вас осквернять рукотворный дом Отца Моего, делая его домом торговли? Ваша злоба ведет вас к тому, чтобы распять и умертвить тело Мое; совершите же это, и тогда вы увидите такое знамение, которое поразит ужасом всех врагов моих, — умерщвленное и погребенное тело Мое воздвигну Я в три дня.
Иудеи, однако, ухватились за внешний смысл слов Христа и попытались сделать их нелепыми и неисполнимыми. Они указывали