Духовные землетрясения по всему миру
Параллельно тому, что происходит в природе, существенные духовные землетрясения скоро начнут происходить в Церкви по всему миру. Нарастает напряжение в некоторых точках заложенного фундамента, становятся возможными сдвиги, которые могут вызвать сильные колебания. Эти подвижки могут нарушить весь существующий порядок вещей и вызвать серьезные «структурные повреждения» видимой части Церкви. Но потрясено будет лишь то, что может быть потрясено; служения и служители, крепко стоящие на истинных основах веры, не потерпят урона. Когда пройдут эти великие духовные землетрясения, значительная часть Церкви окажется в большей гармонии с Господом. Церковь в целом станет намного стабильнее.
Великие перемены неминуемо надвигаются в практическом применении нашего служения в качестве посланцев Царства Божьего.
МЫ - ПОСЛЫ
Когда Павел сказал: «Мы — посланники от имени Христова» (2 Кор. 5:20), — это было таким неожиданным заявлением, что многие из читавших его наверняка были шокированы. Во времена Римской империи положение посла требовало глубокого уважения. Сообщения между Римом и его послами шли иногда по несколько месяцев лишь в одну сторону. Поэтому только наиболее верных единомышленников назначали на такой пост, требовавший порой быстрого принятия очень важных решений от имени римского правительства.
Несмотря на особое доверие к людям в этой должности, послы могли находиться в чужой стране не более трех лет. Правители знали, что даже кратковременное пребывание посла за рубежом может привести к восприятию некоторых черт чужой культуры, а это может вызвать недопустимые симпатии. Когда такое случалось, у посла могла возникнуть склонность служить интересам чужой державы больше, чем своей родине.
Есть смысл в том, чтобы пытаться приспособиться к тем, к кому мы посланы, хотя бы для того, чтобы не выглядеть излишне агрессивными. Апостол Павел сказал: «Для Иудеев я был как Иудей» (1 Кор. 9:20). Однако почти всегда христиане, церкви и даже миссионеры идут на компромисс и теряют свою эффективность для Царства Божьего, потому что проникаются излишними симпатиями к духу культуры, в которой живут. Мы посланы представлять Царство Божье и быть эффективными свидетелями. А это зачастую требует, чтобы мы двигались в духе, противоположном преобладающему духу данного народа.
СИЛА РАЗЛИЧИЯ
Одним из наиболее разрушительных заблуждений, которое ослабляет свидетельство Церкви, является то, что мы можем более эффективно свидетельствовать о Христе людям нашего круга. Если мы бизнесмены, нам легче разговаривать с деловыми людьми. Это вполне резонно, но противоречит стратегии Господа, следуя которой Он послал Петра к евреям, а Павла к язычникам.
В соответствии с нашей преобладающей философией миссионерства Ему следовало бы направить Павла к евреям; им был гораздо ближе «фарисей из фарисеев», чем Петр. А Петра, обычного рыбака, гораздо лучше встретили бы язычники. Но Господь не хотел, чтобы Его ученики приспосабливались, — Он хотел, чтобы Его ученики выделялись!
Как Петр, так и Павел, скорее стали преткновением для тех, к кому они были посланы. Только одно могло им помочь выполнить свою миссию — помазание! Они оба были поставлены в такое положение, что лишь глубокая зависимость от Святого Духа могла спасти дело, а это именно та ситуация, когда Дух Святой лучше всего может совершить Свою работу.
Когда Петр покинул место своего помазания и направился к язычникам в Антиохию, то оказался в такой острой ситуации, что Павлу пришлось публично упрекнуть его, потому что «он подвергался нареканию» (см. Гал. 2:11-14). Точно так же Павел столкнулся с серьезными неприятностями, когда отправился к евреям в Иерусалим. Я смею утверждать, что Павел мог найти другой способ добраться до Рима. Часто наши служения испытывают трудности, потому что выходят за рамки тех мест, где действует Божье помазание, но только там мы имеем настоящую духовную власть. Так, например, полицейский из города Шарлотт, штат Северная Каролина, не имеет власти в Торонто (Канада). Нам следует научиться оставаться в очерченных нам границах, если мы хотим быть эффективными.
Этот принцип действителен не только для различных территорий, но и для духовного призвания. Многие пророки отпали от благодати, потому что пытались стать учителями, а многие учителя потерпели поражение, потому что пытались стать пророками. Многие евангелисты потерпели крах, потому что хотели сделаться пасторами, и наоборот. Это не перечеркивает тот факт, что у некоторых людей бывает два и более призваний, но и в этом случае мы никогда не должны выходить за границы нашего, четко очерченного, призвания.
Когда мы слишком стараемся быть похожими на тех, к кому посланы, мы идем на компромисс с нашей позицией духовной власти. Это не значит, что мы должны из кожи лезть, чтобы отличаться во всем. Наша власть не в том, что мы отличаемся, а в нашем послушании Святому Духу. Мы будем отличаться от толпы, если покоримся Ему и будем верны той работе, которую Он производит в нас. Как сказал Иисус Христос: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лук. 16:15, курсив автора).
Если мы притворяемся, чтобы быть приятными людям, то мы делаем то, что Богу отвратительно. Верно и обратное: вещи, одобряемые Богом, неприемлемы с человеческой точки зрения. В любом случае кому-то очень не понравится то, что мы делаем. Чье мнение для вас важнее?
СТРАХ ГОСПОДЕНЬ
Чтобы представлять Царство Бога подобающим образом, нужно бояться Господа больше, чем людей. Пророк Илия высказал одно из великих библейских утверждений, которое суммирует все, что требуется от настоящего посла. В своем первом библейском пророчестве, высказанном перед царем своего народа, он заявил: «Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17:1, курсив автора). Илия сказал Ахаву, царю Израиля, что Илия стоит не перед Ахавом — он был только царь, всего лишь человек. Илия ходил не перед людьми, хотя бы и высокопоставленными, а перед Богом.
Чтобы Церковь смогла исполнить свое предназначение в двадцать первом веке, ей потребуется власть, в которой ходил Илия, и даже еще большая. Чтобы вести людей к истинному покаянию, вовсе не требуется, чтобы им были приятны наши слова или мы сами. Пусть им станет очень неуютно! Ради истинного обращения люди должны осознать, что пути их противоречат путям Господа. Апостол Павел знал это. Он сказал: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10, курсив автора). Павел осознавал, что его телесное состояние оказалось испытанием для галатов (см. Гал. 4:13, 14). Они были вынуждены либо отвергнуть Павла, либо принять его как «Ангела Божия», что они и сделали. Когда людей привлекает Евангелие, потому что притягиваем их мы, то нам стоит всерьез побеспокоиться как о состоянии своей жизни, так и об истинах, которые мы проповедуем.
Поскольку именно Господь заложил основы Церкви, то она может двигаться в направлении, противоположном движению общества, что приведет к величайшему противостоянию Церкви и общества с начала времен. За спиной у Церкви неиссякаемая мощь Господа, и Церковь победит. Произойдут «землетрясения», которые разрушат здания с неправильно заложенным фундаментом.
Вставайте
Отступление Церкви достигло своего предела. Теперь должно начаться наступление, и его импульс будет нарастать до тех пор, пока весь мир не увидит это. Церковь направится чеканным маршем на поле битвы. Даже природа содрогнется, когда увидит, что небесные и земные основания движутся в разных направлениях. Но наш Бог перевесит, и наша победа обеспечена. Пришло время быть смелее, чем когда бы то ни было. Назад возврата нет. В действительности пришло время сконцентрировать наши силы на главном.
КОНЦЕНТРАЦИЯ СИЛ
В Писаниях часто используются военные термины для описания наших духовных конфликтов, потому что принципы схожи. Одна из древнейших и эффективнейших военных стратегий называется концентрация сил. Эта стратегия использовалась для достижения победы в самых решительных битвах в истории, включая войну в Персидском заливе.
Многие сражения разворачиваются по отдельным фронтам. На этих линиях огневого контакта каждая сторона старается выжать максимум оборонительных возможностей из своей позиции, нащупывая в то же время во вражеских линиях точку, где можно совершить прорыв. Если такой прорыв удается, то распадается вся вражеская линия фронта, потому что противнику приходится стремительно отступать, чтобы не попасть в окружение.
Духовные битвы за сердца людей также проходят по духовным линиям фронта. Большинство войн состоит из отдельных битв на разных фронтах. Нечто подобное происходит и в наших современных духовных конфликтах. Линия фронта пересекает сегодня детские площадки, эстрады, средства массовой информации и наши города. Хотя все мы находимся в одной армии Господа, естественно для отдельных групп христиан объединяться друг с другом для достижения особых специфических целей.
БИТВА ЗА НАШИХ ДЕТЕЙ
Одной из самых отчаянных битв двадцать первого века будет сражение за сердца наших детей. Эта битва бушевала все двадцатое столетие, а в начале нового тысячелетия даже еще усилится. Если мы не подготовимся к этому усиливающемуся бою за сердца и умы наших детей, то начнем терять их, оставляя врагу в беспрецедентных количествах. Мы не можем просто защищаться, отстаивая свою территорию, — мы должны устремиться в атаку. Враг совращает наших детей подделками, тогда как истинное желание их сердец — искренние взаимоотношения с могучим и мудрым Богом, который любит их.
Созданные для дружбы
С нарастанием напряженности борьбы за наших детей их не удержит в Церкви даже хорошее молодежное служение. Не удовлетворят их и замечательные проповеди или прекрасные уроки в воскресной школе. Бог, который есть Дух, сотворил человечество с тягой к сверхъестественному, и эта тяга наиболее остро ощущается подростками. Если подросткам отказано в отношениях со сверхъестественной силой Бога, то они становятся чрезвычайно податливыми к экспериментам со сверхъестественными силами зла. Хотя колдовство бурно расцвело в двадцатом столетии, в двадцать первом веке оно будет набирать силу еще быстрее, если Церковь не усилит свое сверхъестественное влияние. Истинное христианство — это хождение в сверхъестественном, что исчерпывающе показано в Библии.
Нам надо быть гораздо более бдительными, если мы хотим уберечь своих детей.
Необходимость бдительности
В битве за сердца наших детей враг вовсе не намерен вести честную игру. Он будет использовать все наиболее ужасные и жестокие приемы, какими только владеет. Он уже гуляет по книгам, фильмам, телепрограммам и музыке с такой демонической силой, что незащищенные души становятся предметом духовного давления и объектом захвата. К несчастью, многие христиане не замечают врага, когда тот разгуливает по их лагерю и закладывает свои укрепления. Если Церковь не откроет глаза на такое положение вещей, произойдет удивительный взрыв жестокости детей по отношению к своим родителям и другим детям.
Один подобный инцидент случился в апреле 1999 года в маленьком южном городке Киттрелл, штат Северная Каролина. Дебби Боукам, мать двоих сыновей-близнецов, вошла в их спальню около половины десятого вечера и увидела, что они сидят на кровати с охотничьим ружьем. Дебби уже просила мужа, заядлого охотника, не хранить оружие дома. Она решила быстренько забрать оружие у мальчиков.
И тут они начали стрелять. Первый выстрел ранил Дебби в руку. Второй уложил ее мужа, когда тот поднимался по лестнице на помощь жене. Выстрелы поразили и дочь Дебби, Робин.
Мальчикам-двойняшкам, убившим своего отца, было одиннадцать лет. Дебби Боукам сказала: «У них было странное выражение лица. Это были не мои мальчики. У них были такие пустые глаза. Несколько минут они не были моими сыновьями».
Я привел этот пример не для того, чтобы посеять страх, а чтобы извлечь урок. Мы не можем отдавать наших детей этому миру и ожидать, что они будут расти как христиане. Мы на самом деле живем на вражеской территории, но, независимо от нашей теологии и эсхатологии, мы должны не прятаться, но атаковать врага при первой же возможности.
Родители, которые не дисциплинируют своих детей в соответствии с библейскими заветами, сами попадут под их контроль — или еще того хуже. Тот, кто не удосуживается контролировать, какие книги читает их ребенок, какую музыку слушает, какие фильмы и телепередачи смотрит, скоро обнаружит процветающие в ребенке силы зла предельно демонического типа.
Пришло время молиться, как никогда ранее, за христиан- родителей, христиан, работающих с молодежью и авторов детских книг. (Также мы должны молиться за всех учителей, директоров и всех сотрудников школ.) Церковь должна, наконец, осознать, что детские и молодежные служения важны не меньше, чем все остальные. Детские и молодежные служители должны быть не сиделками и нянечками, а теми, кто формирует новое поколение, которое призвано от сотворения мира противостоять врагу в самые мрачные времена. Господь особенным образом благословит и даст помазание тем церквям, которые отдадут свои ресурсы детским и молодежным служениям.
Причина, по которой многие наши дети и молодежь отвергают Церковь, в том, что они еще не видели настоящую Церковь. Когда они столкнутся с истинным христианством, то возжаждут его, потому что хождение в вере — это то, ради чего люди были созданы. Церковь — это двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю. Мы должны освободиться от своей привязанности к зданиям и программам, если хотим стать частью могучей силы, которую сейчас собирает Господь.
И наконец, главное, что мы можем сделать для наших детей, — это самим держаться ближе к Господу. Церковная культура тоже может привлекать молодежь, но ничто во вселенной не может притягивать так, как Сын Божий. Когда Он поднимается, все люди тянутся к нему.
БИТВА ЗА МУЗЫКУ
Музыка — еще одно поле битвы в двадцать первом веке. Конец века будет похож на шестидесятые годы двадцатого века, но будет еще более напряженным. Музыка окажет решающую роль в формировании духовного климата конца двадцать первого века точно так же, как в свое время музыка «Битлз» и других групп задала направление великим социальным переменам века двадцатого.
Универсальный язык
Музыку называют «универсальным языком» за возможность пересекать любые социальные или политические барьеры. Музыка еще и духовный язык, который трогает сердце, минуя разум. Музыканты обладают мощным оружием в войне за наши сердца. Господь выдвигает вперед армию музыкальных воинов в качестве духовной артиллерии, чтобы бомбардировать самые мощные крепости врага, например, расизм, наркотики, порнографию и спиритизм.
Многогранные музыканты. Некоторые из менестрелей Бога будут исполнять самые разные песни, воздействуя на светскую публику. Господь намерен предоставить молодежи альтернативу популярным, но морально дегенерировавшим звездам поп-музыки. Важно, что эти менестрели не будут религиозного вида, не будут говорить «по-религиозному». Они не будут копировать и общепринятый мирской стиль. Такие певцы и музыканты будут истинными евангелистами, призванными только сеять, — а урожай пожнут другие.
Музыка в стиле кантри. Музыка кантри необычайно популярна. Зародилась она в Церкви, и Господь намерен вернуть ее Себе. Он призывает многих популярных кантри-музыкантов, и если они ответят на Его призыв, Он будет мощно действовать через их творчество. В этом случае музыка кантри, которая всегда считалась музыкой простонародья, приобретет более высокий статус и уважение, чем любая другая форма музыки. Если же они откажутся от призвания Божьего, то музыка кантри канет в безвестность.
Музыка поклонения. Возникнет новая музыка поклонения со свежим звучанием. Эта музыка овладеет поколениями и будет популярна и у молодых, и у старых. Многие музыкальные служители будут взяты на Небеса, чтобы услышать музыку небесных сфер. Некоторые будут получать музыку и духовные песни в снах и видениях. Мощь этой небесной музыки радикально переменит повседневную жизнь христиан, наполняя их жизни истинным духом поклонения и восхищения перед Богом. Эта музыка также приведет к вере множество неверующих.
Музыкальный евангелизм. Церковь должна признать своих менестрелей солдатами переднего края в битве за нашу молодежь. Должно появиться новое видение музыкального евангелизма. Служение многих певцов будет признано как настоящее миссионерство, а не простое развлечение. Такие служения и миссии требуют поддержки духовной и материальной, как и другие служения. Музыка станет одним из главных полей сражений в новом столетии, потому что обладает мощным потенциалом для осуществления величайшего духовного прорыва в войне с силами тьмы.
БИТВА ЗА СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Не надо считать средства массовой информации нашими врагами. Да, там есть враги веры, и некоторые из них занимают важные посты, но мы должны уважать свободу слова и прессы как наше величайшее благословение. Было бы непродуктивным для нас тратить время на жалобы по поводу слишком либеральных агентств новостей, проблем в правительстве или прочих проблем, если то же самое время и энергию можно потратить на молитвы за них. Одна из наиболее революционизирующих истин, которую многим из нас еще предстоит осознать, — это то, что Господь действительно слышит наши молитвы. Он передал нам внушительную власть, поэтому все, что мы свяжем на Небесах, будет связано и на земле, а все, что мы развяжем на Небесах, будет развязано и на земле. Христианам следует молиться за каждую радиостанцию, газету или другой источник информации в своем регионе, пока те не придут к стандартам информационного освещения, предполагающим правдивость, полноту и честность.
За последние сорок лет английский стал для многих вторым языком после родного. Английский язык изучается в школах практически во всем мире, включая и бывший Советский Союз. Сегодня новости, распространяемые по планете через CNN и по другим международным каналам, понятны благодаря этому всемирному языку. Отдельные сообщения, сделанные на светских станциях и озвученные дикторами-язычниками, могут сделать больше для распространения Евангелия, чем некоторые христианские сети вещания за все время своей работы. Это не значит, что сети христианского вещания бесполезны. Но когда светский, духовно нейтральный журналист передает новости о пробуждении и великих чудесах Бога, то это оказывает особо мощное влияние на аудиторию.
БИТВА ЗА НАШИ ГОРОДА
Каждое сражение за каждую истину проходит на особом духовном ландшафте с применением особых стратегий. Ключ к победе в каждой битве — решительное наступление. За последние годы произошли некоторые перемены в духовной атмосфере многих городов вроде Лос-Анджелеса, но в лучшем случае удается лишь слегка, по некоторым направлениям, потеснить врага. Мы до сих пор не добились решительного наступления на этом фронте. Когда мы видим, что какой-то город удалось освободить для Господа, христиане всего мира поднимаются на захват собственных городов и многим удается превратить свои города в духовные крепости истины и праведности.
Успехи, достигнутые в сражениях за наши города, мотивируют все большее число христиан духовно сражаться за свои города. Это заметно мобилизует силы. Главное условие прорыва — сосредоточение сил в одной точке линии вражеской обороны. Фронт этой битвы проходит через каждый город и каждый поселок, но ключевые точки встречаются только там, где церкви идут к пробуждению и изменению духовной атмосферы своих городов плечом к плечу. Если захвачен один город мирового уровня, то враг побежит и из многих других крупнейших городов мира. Этот фронт требует усиления и максимального продвижения вперед.
СТРОИМ ОДНУ И ТУ ЖЕ СТЕНУ
Во времена Неемии каждая семья была обязана отстроить некоторую часть городской стены. Но и каждый из нас должен поработать на той же стене, чтобы мы оставались вместе как единый народ. Те, кто Посвятил себя познанию исцеляющей силы Бога, должны быть не просто терпимы к тем, кто посвятил себя изучению Писаний, но должен полагаться на них в обучении, наставлении и исправлении. Когда же посвятившим себя изучению Писаний и обучению потребуется исцеление, они будут знать, к кому обратиться. Именно из- за того, что мы можем специализироваться на отдельных служениях, свет, данный нам, можно сфокусировать. А когда свет собирается в пучок, получается лазер.
Когда мы достаточно созреем для охвата взглядом всей битвы в целом и для понимания своего места в ней, а также будем различать тех, кто сражается на нашей стороне, хотя они и будут выполнять совершенно разные функции, то Господь может дать нам духовное лазерное оружие, способное проникнуть в сердцевину вражеских твердынь.
Глава 10
Дух религиозности
Во сне, который явился мне 16 февраля 1995 года и который описан в «Последнем походе», я видел Господа Иисуса стоящим под деревом жизни в саду Божьем. Казалось, собралась вся Божья армия и стояла на коленях перед Господом Иисусом. Он только что отдал нам приказ возвратиться на поле битвы во имя наших братьев, остающихся в рабстве.
Господь не был как-то особенно удивительно красив, Он выглядел достаточно обыкновенно. Однако достоинство и стать, с какой Он двигался и говорил, делали Его самой привлекательной личностью из всех, кого я когда-либо видел. Он был выше человеческих представлений о достоинстве или знатности. Ни одной картине, пытавшейся передать Его черты, это не удалось, но многие из них что-то все же уловили. Глядя на Него, я понял, как Он мог быть всем, что Отец любил и почитал.
Господь продолжал Свой призыв: «Я дал вам духовные дары и силу, постоянно возрастающее понимание Моего Слова и Моего Царства, но вам доверено и величайшее оружие — любовь Отца. Пока вы ходите в любви Моего Отца, вы никогда не упадете. Плод этого дерева — любовь Отца, которая проявляется во Мне. Эта любовь во Мне — ваш ежедневный хлеб».
Я пробыл в саду Бога какое-то время, затем ангел подошел ко мне и повел меня назад к воротам. Я оттягивал время,
сказав, что не хочу уходить. Ангел очень удивился, взял меня за плечи и посмотрел мне прямо в глаза. Тут я узнал в нем ангела Мудрости. Он сказал: «Тебе не нужно покидать этот сад: он в твоем сердце, потому что Сам Творец в тебе. Ты пожелал лучшей участи — вечно пребывать в Его присутствии и поклоняться Ему — и это не отнимется у тебя».
Любить Господа — это величайшее повеление и, одновременно, величайший дар, какой только может получить человек. Джек Диер, бывший профессор Технологического института в Далласе и автор книги «Удивленный силой Бога», однажды сказал: «Страстная любовь к Сыну Божьему победит тысячи грехов в наших сердцах, это самое сильное оружие против зла в нашей жизни». Вот поэтому одна из самых сокрушительных и смертоносных атак врага на церковь направлена на то, чтобы отвратить нас от этого предельного поиска любви Божьей. Стратегия врага в том, чтобы заставить нас зациклиться на наших грехах: ведь мы становимся тем, на что смотрим (см. 2 Кор. 3:18). Эта тактика проявляется в форме религиозного духа, приманки, отвлекающей нас от истинной любви к Богу и истинного поклонения.
Позвольте мне дать определение этому смертельному врагу истинной веры: религиозный дух — это злой дух, главная цель которого вытеснить силу Святого Духа из жизни верующего. Этот дух хочет, чтобы христиане имели только вид благочестия, отрекаясь от Божьей силы (см. 2 Тим. 3:5). Этот религиозный дух и есть «закваска фарисейская и саддукейская» (см. Мат. 16:6), о которой предупреждал своих учеников Господь.
Иисус называл эти неправильные учения «закваской», потому что дух религиозности действует, как дрожжи в тесте. Не добавляя веса и питательности, они только раздувают хлеб. Дух религиозности тоже не прибавляет церкви ни жизни, ни силы; напротив, он питает людскую гордость, которая и вызвала первое грехопадение, как и все последующие. Сатана знает, что Господь не будет участвовать в деле, которым движет гордость. Бог даже выступит противником такого дела. Поэтому основная стратегия дьявола против нас — это разжигание гордыни, а религиозная гордыня — крайнее проявление этого смертоносного зла.
Сатана знает также, что стоит только закваске попасть в тесто, как ее практически невозможно будет оттуда удалить. Гордыня по самой своей природе — это самый трудновыводимый грех, самое прочное укрепление врага. Дух религиозности усыпляет нас, и мы перестаем вслушиваться в голос Господа; он внушает нам: вы уже все знаете, что Он скажет и что Ему угодно. Это заблуждение исходит от веры в то, что Господь такой же, как мы, и что наше мнение — это Его мнение. Мы заблуждаемся, полагая, что упреки, увещевания и слова исправления в Писаниях предназначены для других людей, но никак не для нас.
Главной отличительной чертой фарисеев была их склонность подмечать чужие грехи и не видеть собственных. Если вас коснулось это опаснейшее заблуждение, то вы уже начали соображать, кому было бы полезно прочитать эти строки. Вы, возможно, и не догадываетесь, но Бог раскрыл эту страницу именно для вас. На самом деле каждый из нас нуждается в этом предостережении. Очень важно, чтобы мы освободились от этой разрушительной лжи и оставались свободными. В противном случае мы не сможем полностью отдаться служению Господу в Духе и истине.
Сражение Церкви против религиозного духа станет одним из великих, даже эпических сражений последних дней. Все будут участвовать в этой битве. Осталось только решить: на чьей стороне?
Великий обман
Одна из наиболее лживых черт религиозного духа — это то, что он якобы основывается на усердии Божьем. Мы привыкли думать, что усердие в Боге не может исходить от зла, но многое зависит от того, почему мы испытываем такое рвение. Никто на земле не молился больше, не постился дольme, не вчитывался в Библию глубже, не имел более страстной надежды на приход Мессии, чем фарисеи. И они же были сильнейшими оппонентами Богу и Его Мессии. Молодой Савл из Тарса служил Богу со всем рвением, когда убивал христиан или бросал их в темницу, пока сам не обратился и не покаялся. Видимо, поэтому он так хорошо понимал эту твердыню зла. Павел писал своим братьям-евреям: «Я свидетель их ревности о Боге, но ревность их не основана на знании» (Рим. 10:2, Современный перевод).
Христа мало заботили демоны во время Его хождения по земле. Они вынуждены были склоняться перед Ним и просить пощады. Напротив, именно консервативные фанатичные религиозные люди распяли Слово, когда Оно пришло, чтобы пребывать с ними. Подобное происходит и сейчас. Всяческие культы и ложные религии нанесли меньше вреда истинному движению Бога, чем проникновение в Церковь религиозного духа. Настоящие христиане легко замечают культы и ложные религии, но религиозный дух угасил или увел в сторону, возможно, каждое пробуждение или движение Святого Духа, и он по-прежнему занимает почетное место во многих известных церквях. В конце времен порождение этого религиозного духа займет свое место в самом храме Господа (то есть в Церкви), объявит себя Богом и поведет за собой почти весь мир.
Два основания
Как и многие духовные крепости врага, дух религиозности строит свои укрепления на двух основаниях: страхе и гордости. Дух религиозности старается заставить нас служить Господу ради одобрения с Его стороны вместо понимания того, что Он принимает нас только через крест Иисуса Христа. Таким образом, дух религиозности основывает свои отношения с Богом на личной дисциплине, а не на умилостивительной жертве Христа.
Страх и гордость — два главных последствия грехопадения, и наше освобождение от них — это, как правило, долгий процесс. Именно поэтому Господь даже Иезавели дал «время покаяться» (Отк. 2:20, 21), но несмотря на то, что Господь дал время Иезавели, Он строго обличил Фиатирскую церковь за потворство ей (см. ст. 20). Мы можем терпеливо относиться к людям, пораженным духом религиозности, оставляя им время на раскаяние, но мы не можем позволить им служить в Церкви! Необходимо немедленно останавливать дух религиозности, иначе он разъест нашу Церковь, наши служения, наши семьи и нашу жизнь сильнее, чем любая другая атака врага.
Теперь посмотрим, каким образом религиозный страх появляется из чувства вины.
СТРАХ ИЗ-ЗА ЧУВСТВА ВИНЫ
Илий, священник, который воспитывал Самуила, — хороший библейский пример служения в духе религиозности, основанной на чувстве вины. Илий имел такое рвение к Богу, что, услышав о том, что филистимляне захватили ковчег, упал замертво. Всю свою жизнь он старался служить Господу как первосвященник, но первое же слово, которое Бог дал Самуилу, оказалось одним из страшных приговоров в Писаниях — для Илия!
«Я объявил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их; и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек» (1 Цар. 3:13, 14).
Рвение Илия в служении Богу основывалось на жертвах и приношениях, которые должны были загладить его безответственность как отца. Чувство вины часто заставляет нас проявлять повышенное рвение к Господу, что обычно заканчивается попытками использовать жертвы и приношения во искупление своих слабостей. Это оскорбление кресту, ведь только благодаря кресту мы получаем искупление от вины перед Богом. Подобное рвение неприемлемо для Господа всегда, даже если мы пожертвуем всем. Здесь нам следует отметить: Господь не сказал Илию, что его грех не может быть прощен. Он сказал лишь, что попытки Илия искупить свой грех жертвами и приношениями никогда не будут иметь успеха.
Это вовсе не значит, что мы не должны делать вещи, которые угождают Богу. Просто нашими мотивами всегда должно быть желание обрадовать Господа, а не покрыть чувство вины из-за наших недостатков. Первый подход ставит в центр мира Бога, второй — себя; подобная эгоцентричность — это попытка обойти крест.
Примечательно, что одним из грехов сыновей Илия было то, что «они отвращали от жертвоприношений Господу» (1 Цар. 2:17). Они забирали себе жертвы и приношения, предназначенные Господу. Обычно люди, охваченные такой формой духа религиозности, рьяно проповедуют крест, но это извращение, поскольку они больше внимания уделяют своему кресту, а не кресту Иисуса. Они упиваются самоуничижением, забывая унижение Христа на кресте, который и делает нас праведными и достойными Бога.
В основании страха лежит чувство вины. А в основании гордости — идеализм.
ГОРДОСТЬ НА ОСНОВЕ ИДЕАЛИЗМА
Идеализм как форма гуманизма — одна из наиболее лживых и разрушительных личин духа религиозности. Идеализм пытается навязать стандарты, выходящие за рамки того, что Господь требует и для чего Он дает свою благодать. Например, пораженные такой формой духа религиозности считают тех, кто молится меньше двух часов в день, недуховными. Бог может захотеть, чтобы мы молились два часа в день, но сначала Бог призовет нас молиться десять минут в день. Уже потом, когда мы будем благословлены Его присутствием, нам захочется проводить с Ним все больше и больше времени, нам уже не будет хватать десяти минут, потом часа, а потом и двух часов. Наше желание будет возрастать через любовь к Нему и Его присутствию, а не через давление или укоры.
Люди, пораженные духом религиозности, из-за идеализма будут искать самую совершенную церковь и ни на что прочее не согласны. Они постоянно критикуют свою церковь. Те же, кто ведом Духом Святым, которого называют «Помощник», тоже могут возлагать большие надежды на свою церковь, но они готовы отдать себя служению самым скромным делам, чтобы помочь своей церкви совершенствоваться и развиваться.
Этот гордый религиозный дух можно узнать по перфекционизму, (требование, чтобы все было совершенно), который видит только черное и белое. Подобный экстремизм требует дать любому человеку и любому учению оценку стопроцентной истинности. Только Иисус может соответствовать такому стандарту. Когда же мы пытаемся примерить этот стандарт к другим или к самим себе, возникает серьезное заблуждение. Истинная благодать вкладывает в нас Истину Духом Святым, а Истина делает нас свободными и показывает нам путь выхода из нашего греха или к более высокому уровню духовной зрелости.
Люди с духом религиозности могут очень точно указывать на проблемы, но, как правило, они не предлагают иных решений, кроме разрушения уже построенного. Это же стратегия врага — свести к нулю прогресс и внести разочарование, которое ограничит будущий рост.
Милость Божья ведет нас вверх ступенька за ступенькой. Господь не осуждает нас за то, что нам требуется время, чтобы подняться на высоту. Он только вдохновляет нас, чтобы мы могли взбираться до самой вершины. И мы не можем порицать себя за то, что находимся еще не на вершине, потому что продолжаем взбираться.
Если бы нам надо было ждать, когда мы станем совершенными, чтобы приступить к служению, то никто и никогда не прошел бы квалификационную проверку. Представьте себя в положении апостолов, оставленных с заданием построить
Церковь. Когда Иисус принимал муки на кресте, все, кроме Иоанна, разбежались от Него, отвергли Его и предали. Многие ли пасторы не покинут свою церковь хотя бы на выходные, имея такую ненадежную команду? Но Иисус смог доверить Церковь даже таким людям, потому что Он доверял не им, но Духу Святому. Полное подчинение Богу и понимание Его путей всегда оставались нашими целями, но их никогда и не было в наших рядах. Мы обретем их, лишь полностью подчинившись Самому Совершенству.
Мы глубоко заблуждаемся, думая, что обладаем совершенным пониманием или точным, на сто процентов, восприятием или действием. Это не дает нам расти в понимании и закрывает возможность исправления. Как сказал Павел: «Мы видим как бы сквозь тусклое стекло» (1 Кор. 13:12). Поэтому мы вынуждены всегда сохранять готовность к коррекции наших верований и знаний.
Иисус благословил Петра и вручил ему ключи от Царства Небесного непосредственно перед тем, как Он упрекнул Петра и назвал «сатаной» (см. Мат. 16:23). Прямо после этого великого благословения — получения ключей от Царства — Петр был введен врагом в заблуждение, но Господь не забрал у него ключи назад. Когда Иисус передавал ключи Петру, то уже знал, что тот Его вскоре предаст. Эти два эпизода не единственные случаи, когда Петр спотыкался. Много лет спустя, когда Петр воспользовался ключами, чтобы открыть дверь веры как для евреев, так и для язычников, призванный последним апостол Павел вынужден был публично упрекнуть Петра в лицемерии. Несмотря на это, Петру был обещан один из двенадцати тронов для суда над двенадцатью коленами Израиля.
Стиль руководства у Господа таков, что Его последователи могут ошибаться и извлекать из своих ошибок уроки. Если мы потребуем от своих детей взрослого отношения ко всему и во всем, то это не приведет ни к чему хорошему, только затормозит их взросление. То же самое происходит и в Церкви. Мы должны исправлять ошибки, потому что именно так мы и учимся. Однако эти исправления должны воодушевлять и наставлять, а не осуждать или подавлять инициативу.
Наконец, одна из самых мощных форм духа религиозности основывается как на страхе, так и на гордости.
СТРАХ И ГОРДОСТЬ ОДНОВРЕМЕННО КАК ОСНОВАНИЕ ДУХА РЕЛИГИОЗНОСТИ
Люди, охваченн