Ветхозаветное богослужение и часы

Как мы уже упоминали ранее, многие наши обряды богослужения берут свое начало от ветхозаветного времени. Это не должно нас удивлять или пугать. Нельзя упустить из внимания, что апостолы и другие значимые члены первенствующей Церкви были именно евреи. И если их вера и упование были уже обновлены Искупителем, то молитва и тогдашний обряд не могли измениться мгновенно, и радикально отличаться от тогдашней иудейской традицией. «Религия древних евреев носила узко-национальный характер, основная ее идея сводится к следующему положению: Иегова сделал своим возлюбленным сыном один только еврейский народ, поэтому все остальные народы как отверженные Богом, не могут быть членами общества Господня. Но если принять во внимание высокий идейный смысл, проникающий весь Ветхий Завет, если вникнуть в содержание пророческих писаний, если иметь в виду ту конечную цель к достижению которой была направлена вся еврейская теократия, то мы должны будем согласится, что в основе еврейской религии лежит высокая универсальная идея: Иегова и для того и сделал Израиля своим избранным народом, чтобы сохранить через него религиозную истину и сделать ее достоянием всех народов». Как мы знаем из курса «Истории религий» и «Библейской истории»: самую главную часть богослужения и евреев составляли жертвы как кровавые, так и бескровные; но идейное значение им предавалось более высокое, чем в языческих религиях. Если языческие религии смотрели на жертвы богам в первую очередь как на пищу для них, без которых они не могут даже существовать, то у евреев жертва имела, прежде всего, искупительное значение (Лев. 17,11). А жертвоприношение сопровождали музыка и пение (Пс. 150; 149, 1-3). Пели, конечно, в первую очередь псалмы. Вот как описывает одну из частей ветхозаветно - еврейского богослужения: «Псалом при пении разделялся на три части довольно продолжительными паузами; на этих паузах замолкали пение и музыка и раздавался только звук трубы. Заканчивая третью часть псалма, левиты поднимали тон, и это было знаком для священников трубить. На этих торжественных перерывах псалма народ падал ниц поклоняясь Господу. По исполнении псалма народ исполнял «Амин. Алилуия»» Такое деление на три части мы можем наблюдать во многих наших богослужениях, например: на три части (Славы) делятся наши кафизмы, из трех частей состоит Великое повечерие, сами часы состоят из трех псалмов. Мы, конечно, не можем утверждать, что это напрямую возникло из ветхозаветного богослужение, но влияние на наш взгляд очевидно. Далее мы не будем подробно разбирать богослужение ветхого завета, а лишь приведем еще некоторые примеры из ветхозаветной церкви, которые оказали влияние на развитие нашего христианского богослужения и уклада в общем. Одно из таких очевидных влияний - это устройство Ветхозаветного храма. Он разделялся на три части: ««Улом» - передняя (притвор), «Микдош» - святилище и «Кодшей кодошим» - Святая святых (алтарь). В православной Церкви издревле храмы разделялись так же на три части: притвор, среднюю часть храма и алтарь». Как мы уже упоминали ранние, и по мнению профессора М. Скабаллановича «не могло не оказать некоторого внимания на развитие христианского богослужения и синагогальное богослужение. Синагогальное богослужение было близко к храмовому. В самом храме на внешнем дворе была синагога, в которой совершавшееся в храме богослужение только дополнялось. Лишенное кровавых жертв и всей сложной обрядности Моисеева закона, синагогальное богослужение более храмового отличалось характером духовным, словесным, а потому стояло ближе к христианскому. Кроме утреннего и вечернего богослужения, соответствующего утренней и вечерней жертве, синагога рано ввела у себя еще и дневное, полуденное богослужение. При этом могли иметь в виду древний обычай у евреев молиться три раза в день, упоминаемый Давидом и соблюдавшийся Даниилом и его друзьями в плену (Пс. 54, 18; Дан. 6, 10; 9, 21.).» Мы видим, что уже в Ветхом Завете у евреев за конкретным часом было закреплено определенное молитвословие и хвала Богу, которое совершалось ежедневно и носило свое значение. Теперь скажем несколько слов о основной идеи ветхозаветного богослужения. «По учению св. апостола (Павла), все значение ветхозаветного священнослужения обусловливалось его преобразовательным смыслом, оно имело подготовительный характер, служа руководством для ветхозаветного человечества, с верою и надеждою ожидавшего пришествия Искупителя. Жертвы прообразовали искупительную жертву Христа спасителя, а священнослужители, приносившие жертвы и ходатайствовавшие за грехи народа, были предуказанием новозаветного первосвященника Иисуса Христа, совершившего вечное искупление всего человечества (Евр. 5, 26-28; 8, 1-2; 9, 11-12, 23-28; 10, 1-21)». Вот мы имеем представление о ветхозаветном богослужении, знаем в общих чертах его состав и некоторые священнодействия, попробуем найти в нем происхождение часов, а точнее найти то, что повлияло на установления последования часов в ранней Христианской Церкви, а затем и отложилось, и развились в последования часов православной церкви.





Из Ветхого Завета, мы видим, что у евреев не сразу появилось деление дня на часы. В библейской энциклопедии есть предположение, что «измерение времени по часам, именно по солнечной тени на часах, издавна употреблялось в Вавилоне (Дан. 4, 16), и отсюда, вероятно были заимствованы Ахазом солнечные часы (IV Цар. 20, 9-12). О подразделении дня на часы в первый раз упоминается у пророка Даниила (Дан. 3, 15; 4, 16; 5, 5)». Со временем мы видим, что у евреев входит в практику деления дня на двенадцать часов, об этом мы знаем от Самого Господа: «Не двенадцать ли часов во дне… »(Ин. 11,9), сказал Господь шествую в Иудею, чтобы воскресить Лазаря. «Применительно к этому счету дня у евреев на двенадцать часов, прежние выражения - утро, полдень, вечер и т. под. - постепенно заменяются названиями - час первый, третий, шестой, девятый и т.д., - правда в довольно широких и прежних выражений. Таким образом обычай молится в определенное время дня естественно перешел в обычные «часы молитвы» (Деян. 3,1), сделавшиеся потом известным и в христианском употреблении» Нам известны следующие молитвы израильского народа: «Берехоты трапезные - одна Бераха над чашей и другая над хлебом в начале ужина. Три длинных берахи над чашей после ужина. Так же утреннее и вечернее чтение текста Второзакония, и две берехи о свете и о Законе читались лично. Некоторые берехоты сопровождают утрение и вечерние жертвы в храме. Присутствие на жертвоприношении в храме обязательно только три раза в год. В синагоге же до разрушения храма читалось только священное писание, и не отправлялась никакая другая служба». Подведем итог нашего исследования ветхозаветной традиции богослужения. Храмовое богослужение со всесожжением обязательно совершалось ветхозаветными евреями только два раза в день - утром и вечером. Но частная молитва должна была совершаться еще и в полдень, следовательно получается уже трижды в день. «Пример Давида показывает, что благочестивые евреи молились также и в другие часы дня и ночи, до семи раз в сутки Пс. 118, 164); царь Давид и «в полночь вставал славословить» Бога (-62), молитвой «предворял» он «разсвет» (-147) и «утреннюю» стражу (-148). Седмеричному молитвословий могут, в частности, соответствовать следующие молитвы: две шемы (утренняя и вечерняя), три тефиллы - утренняя (до полудня), тефила манхи (до вечера) и вечерняя (до поздней ночи); наконец два жертвоприношения в храме. Так же талмуд указывает еще «добавочные» молитвы, которые можно было совершать в любое время дня и ночи». Из нашего исследования ветхозаветных молитв можно сделать вывод, что многие часы дня, а при желании и ночи были посвящены благочестивыми евреями молитве, и славословию Господа. Некоторые богослужения были обязательны для всего народа и происходили в храме, позже в синагоге, а некоторые были оставлены на совесть каждого. Так же видим, что определенные богослужения были привязаны ко времени (восход или заход солнца, полдень), а другие могли совершаться в любое время по желанию и необходимости каждого еврея. Многое из этого мы видим и в нашем сегодняшнем богослужении. И конечно же влияние (например привязанности ко времени, пении псалмов, освящение молитвой какого-либо времени суток), того или иного богослужения иудеев, чувствуется и в часах православной церкви. Это влияние мы не можем на прямую связать с сегодняшним временем, но проследить его развитие через века возможно. И поэтому перейдем к следующему историческому этапу развития православного богослужения - к временам апостолов.

Наши рекомендации