Краткая история православного богослужения
И так, теперь, когда мы дали определение богослужению, можно приступить к рассмотрению его исторического развития. Еще из Библии из книги Бытия известно, о древнейших богослужения, которые состояли из принесения жертв (Быт. 4). Далее в книги Бытия описывается богослужение, во главе которого долгое время стоял глава рода, семейства (Авраам, Исаак, Иаков) (Быт. 22, 25, 32). Затем история Ветхого Завета рассказывает нам о том, что право совершать богослужение перешло к избранной для этого касте священства - Левитам (Чис.1). «Служили они от лица всего народа Израильского. При царе Давиде и Соломоне появляется пение псалмов, а в 959 году до Р.Х. освящен Иерусалимский храм. Таким образом, до 586 года до Р.Х. в храме совершались жертвоприношения при пении псалмов.» В начале VI века до Р.Х. народ израильский входит в эпоху вавилонского плена, в результате которого большая часть народа была переселена из Иерусалима. Приносить жертву Богу вне Иерусалима было запрещено, и поэтому начинают появляться синагоги - собрания. «Они получают широкое распространение среди евреев. В синагогах народ собирался по субботам, и читали отрывки из Торы - Священного Писания, комментировал и толковал его. Мы не можем не заметить, что синагогальное богослужение повлияло на раннехристианское богослужение.» «От синагоги было заимствовано, прежде всего, сам принцип литургического употребления Псалтири с его выделением определенных псалмов и их приурочиванием к тем или иным моментам богослужения» Важно отметить, что после пришествия и воскресения Спасителя, апостолы так же посещали синагоги, в том числе и во время своих миссионерских путешествий (Деян. 9,20; 17,1). Потому вполне естественно, что раннее богослужение имеет сходства, и даже совершалось по образцу синагогального богослужения. После падения Иерусалима в 70 году происходит уже независимое развитие христианского богослужения от синагоги. С середины I до начала IV века христианская церковь переживает эпоху гонений со стороны язычников. И по этой причине христианам приходится переносить свои богослужения в катакомбы. «Катакомбы представляют из себя разветвленную многокилометровую сеть узких коридоров в которых находятся захоронения мучеников». Вот в эти кладбища и перешло на три века христианское богослужение. Главное, что появляется у христиан - это Евхаристия.
В IV веке после Миланского эдикта имп. Константина Великого, христианская религия приобретает статус дозволенной, и со временем начинают появляется христианские храмы. Они обретают примерно такой же вид, какими мы их можем видеть и сейчас. Наконец, «в IV - V веках формируется в своих главных чертах основные виды литургии, а так же появляются последования вечерни и утрени, которые однако существенно отличались от современных.» Огромные усилия были потрачены в эти века на составление богослужения. Здесь мы можем наблюдать целый ряд замечательных церковных песнотворцев, составителей глубоких, проникновенных молитвословий и целых богослужебных чинов, которые принимают теперь, как мы уже сказали, строго определенную форму и единообразное для всех мест содержание. Мы не можем не упомянуть таких авторов, как: «Св. Василий Великий (+ 379 г.) и св. Иоанн Златоуст (+407 г.) на Востоке, и св. Амвросй Медиоланский (+ 397 г.) на Западе. Они оставили каждый для своей Церкви чин Божественной литургии. Св. Кирилл Александрийский (+ 444 г.), некоторые приписывают ему составление песни «Богородице Дево, радуйся…», а так же им составлен и введен чин Царских часов в великий пяток. Преп. Савва Освященный (532 г.) основатель славной палестинской лавры, составил первый богослужебный Устав («Типикон»), известный под именем Иерусалимского и широко распространенным на Востоке. Преподобные Феодор (759-826 гг). и его брат Иосиф (+ 825-30 гг.), архиепископ Солунский, Студиты, оба исповедника за святые иконы. Они собрали все существовавшие до них песнопения Великого Поста и, добавив составленные ими трипеснцы, четверопеснцы, стихиры и тропари, таким образом составили целую книгу, получившую название Триоди постной. Преп. Феодор, кроме того, написал особый богослужебный Устав для своей обители, перешедший в русские церкви и монастыри и получивший столь же широкую известность и употребление как Иерусалимский Устав преп. Саввы Освященного» На Руси богослужение берет свое начало, с перевода греческих богослужебных текстов на славянский язык, миссионерского подвига братьев Константина (Кирилла, + 869) и Мефодия, епископа Паннонского (+ 885). Первою службою, которою наши предки услышали на своем родном языке, и с которой их старались познакомить греческие и южно-славянские миссионеры, это была конечно литургия. В продолжении 40 месяцев Константин перевел для них весь церковный чин, т.е. круг более употребительных служебных книг. До нас дошло весьма небольшое число литургийных списков от этого древнего времени. Между ними первое место занимают два новгородских служебника XII века, из которых один приписывается Антонию Римлянину (+1147), а другой - Варлааму Хутынскому. Более не имеем мы списков от XII - XIV вв. Таким образом древнейшие памятники богослужений у нас на Руси, судя по времени, граничат с эпохой, на которой мы оставили византийское богослужение, и могут, по мнению проф. Голубцова А.П., «служить продолжением ее истории, отражая на себя дальнейшую судьбу греческого обряда и те колебания, которые он испытывал в средневековую эпоху.» Далее мы не будем исследовать историю православного богослужения во всей полноте подробно. Остановимся на том этапе, на котором оно стало развиваться на Руси, и стало неотъемлемой частью жизни русского народа. На следующем этапе исследовательской работы мы рассмотрим, какие есть виды часов в православной церкви.