Курс «світова культура у просторі та часі»

Курс «Світова культура у просторі та часі»

Религия Древнего Рима

Ранняя римская религия была анимистической, т. е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема. Постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм — храм Юпитера на Капитолийском холме (тут собирался сенат) — был построен этрусскими мастерами.

Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. Расположенными к людям считались маны — души умерших, гении — духи — покровители мужчин, юноны – духи-покровители женщин, лары — хранители домашнего очага и семьи, пенаты — покровители дома и всего города. Злыми духами считались ларвы — души непогребенных покойников или злых людей, лемуры — призраки мертвецов, преследующие людей, и др.

Почитались также «мгновенные» боги, которые отвечали за разные события человеческой жизни. Для каждого из таких событий существовало отдельное божество, например, для первого крика ребенка. Если речь заходила о чем-то более важном, скажем, о периоде, когда ребенок учится говорить, или о его физическом созревании, то за этим надзирали сразу несколько богов. Особая богиня водила ребенка в школу, а другая возвращала его домой.

Существовали также боги, олицетворявшие отдельные добродетели и понятия, например, Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость, Счастье. Когда в наши дни мы говорим о богине Фортуне, то имеем в виду именно одно из таких божеств. Легенд про этих божеств почти нет. В сознании древних римлян они, скорее, олицетворенные понятия, нежели боги, каких мы привыкли видеть в других религиях — с яркими характерами, интересными судьбами и т. д.

Важную роль в ту эпоху играл также культ огня. Богиня Веста изображалась в виде пламени, никогда не представала в человеческом образе. Ее огонь должен был вечно гореть в посвященном ей храме – который обслуживали жрицы весталки. Весталки никогда не выходили замуж, в случае нарушения девственности им грозила смертная кара – виновную верховный жрец отводил к заранее выкопанной гробнице, в этой гробнице весталке оставляли светильник, воду и еду, вход засыпали. Таким образом, весталка была погребена заживо. Кроме того, древние римляне уже в раннюю эпоху верили в загробную жизнь и в загробное воздаяние. Существует подземный мир, где правит жестокий Орк, там оказываются души всех умерших. Праведники попадают в рай (Элизиум). После курс «світова культура у просторі та часі» - student2.ru смерти душа человека во многом зависит от того, как к ней относятся живые.

Земледельческий культ был, в основном, распространен среди плебеев, простого народа. Многие божества, которые потом стали играть важную роль в общеримском пантеоне, первоначально были связаны с культом плодородия — Юпитер, Венера, Сатурн, даже Марс. Кроме них, земледельцы почитали также Фавна, Либера, Цереру, Терминуса, Консуса, Палесу и др.

Им посвящались религиозные праздники: луперкалии — 17 февраля — в честь Фавна; сатурналии — декабрь — в честь Сатурна; цереалии — апрель — в честь Цереры; виналии — апрель и август — в честь Юпитера; консуалии — август, терминалии — февраль. Все они были приурочены к тем или иным событиям в жизни земледельца: посеву, сбору урожая и т. д.

Познакомившись с греческой культурой, римляне стали приписывать своим богам качества и приключения, которыми славились боги Древней Греции. Таким образом, римляне заимствовали не сам пантеон (римские боги, как мы видели, первоначально были связаны с культом плодородия), а содержание древнегреческих легенд и мифов.

курс «світова культура у просторі та часі» - student2.ru Начиная с III в. до н. э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Происходит отождествление римских богов с греческими:

Курс «Світова культура у просторі та часі»

Религия Древнего Рима

Ранняя римская религия была анимистической, т. е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема. Постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм — храм Юпитера на Капитолийском холме (тут собирался сенат) — был построен этрусскими мастерами.

Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. Расположенными к людям считались маны — души умерших, гении — духи — покровители мужчин, юноны – духи-покровители женщин, лары — хранители домашнего очага и семьи, пенаты — покровители дома и всего города. Злыми духами считались ларвы — души непогребенных покойников или злых людей, лемуры — призраки мертвецов, преследующие людей, и др.

Почитались также «мгновенные» боги, которые отвечали за разные события человеческой жизни. Для каждого из таких событий существовало отдельное божество, например, для первого крика ребенка. Если речь заходила о чем-то более важном, скажем, о периоде, когда ребенок учится говорить, или о его физическом созревании, то за этим надзирали сразу несколько богов. Особая богиня водила ребенка в школу, а другая возвращала его домой.

Существовали также боги, олицетворявшие отдельные добродетели и понятия, например, Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость, Счастье. Когда в наши дни мы говорим о богине Фортуне, то имеем в виду именно одно из таких божеств. Легенд про этих божеств почти нет. В сознании древних римлян они, скорее, олицетворенные понятия, нежели боги, каких мы привыкли видеть в других религиях — с яркими характерами, интересными судьбами и т. д.

Важную роль в ту эпоху играл также культ огня. Богиня Веста изображалась в виде пламени, никогда не представала в человеческом образе. Ее огонь должен был вечно гореть в посвященном ей храме – который обслуживали жрицы весталки. Весталки никогда не выходили замуж, в случае нарушения девственности им грозила смертная кара – виновную верховный жрец отводил к заранее выкопанной гробнице, в этой гробнице весталке оставляли светильник, воду и еду, вход засыпали. Таким образом, весталка была погребена заживо. Кроме того, древние римляне уже в раннюю эпоху верили в загробную жизнь и в загробное воздаяние. Существует подземный мир, где правит жестокий Орк, там оказываются души всех умерших. Праведники попадают в рай (Элизиум). После курс «світова культура у просторі та часі» - student2.ru смерти душа человека во многом зависит от того, как к ней относятся живые.

Земледельческий культ был, в основном, распространен среди плебеев, простого народа. Многие божества, которые потом стали играть важную роль в общеримском пантеоне, первоначально были связаны с культом плодородия — Юпитер, Венера, Сатурн, даже Марс. Кроме них, земледельцы почитали также Фавна, Либера, Цереру, Терминуса, Консуса, Палесу и др.

Им посвящались религиозные праздники: луперкалии — 17 февраля — в честь Фавна; сатурналии — декабрь — в честь Сатурна; цереалии — апрель — в честь Цереры; виналии — апрель и август — в честь Юпитера; консуалии — август, терминалии — февраль. Все они были приурочены к тем или иным событиям в жизни земледельца: посеву, сбору урожая и т. д.

Познакомившись с греческой культурой, римляне стали приписывать своим богам качества и приключения, которыми славились боги Древней Греции. Таким образом, римляне заимствовали не сам пантеон (римские боги, как мы видели, первоначально были связаны с культом плодородия), а содержание древнегреческих легенд и мифов.

курс «світова культура у просторі та часі» - student2.ru Начиная с III в. до н. э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Происходит отождествление римских богов с греческими:

Наши рекомендации