Как Пробуждение повлияло на Церковь
Самым значительным результатом воздействия пробуждения на Церковь было то, что все предрассудки и различия в вероисповеданиях были полностью сломаны, так как верующие и пастыря всех деноминаций исповедовали Господа вместе. Ссоры между местными Христианами были или позабыты или немедленно прекращались, так как казались непонятными и мелкими, освещенные сиянием Господней славы.
Одна из замечательных черт пробуждения — это признание собственной греховности, и это шло по нарастающей от не явленных к спасённым, которые были смиренны перед откровением креста Господнего. Горечь и чувство обиды казались немыслимыми, так как все подчинялось пристальному взгляду на великую Милость и Любовь Господа. Единство достигалось не наказанием, а славой и присутствием Господа. Это был яркий исторический пример того, как все наши человеческие венцы будут повержены к ногам Агнца, когда Он войдёт в Свою Церковь.
Церкви, которые раньше боролись, чтобы их службы посетили несколько святых, теперь столкнулись с проблемой, как сдержать толпы, которые превращали молитвенные собрания в льющиеся через край потоки. Ни одна паства в Уэльсе не была подготовлена к размаху этого пробуждения. Некоторые пастыри старались, чтобы все верующие были должным образом объединены в поместные Церкви, но большинство пробудившихся оставались «чудесным образом вне контроля».
Некоторые пастыря быстро сожгли себя, стараясь сделать слишком многое. В действительности, пробуждение могло бы продлиться намного дольше, если бы лидеры его рассчитывали лучше свои силы (если бы они слушали Господа и поступали по Его водительству. Доп.С.Т.). Как сказал Чарльз Финней: «Ни одно пробуждение не продлится долго, если его труженики не научатся отдыхать». Истинные пробуждения создают большое напряжение в пастве и среди Христианских работников, не многие из которых готовы к этому. Почти каждая Церковь или миссия в стране невероятно разрасталась, часто удваивалась, а иногда даже увеличивалась вчетверо, и многие Церкви сохраняли это количество членов в течение многих лет после окончания пробуждения. Но даже несмотря на это, множество людей, затронутых пробуждением и имевших контакты с Господом,были вновь потеряны, так как было недостаточно работников, могущих позаботиться о них, помочь им поднять свой духовный уровень. Трудно найти время, чтобы подготовить новых лидеров и пастырей в пылу пробуждения (Без Господа трудно, НО не с Ним. Нам нужно всё больше и больше учиться слушать наставления Господа. Доп.С.Т.). Будь это сделано до пробуждения, почти наверняка большинство из тех, кто отдал себя Господу во время пробуждения, смогло бы утвердиться в вере и на самом деле присоединиться к Церкви.
Пламя распространяется
Истинное пробуждение нельзя удержать на одном месте. Пробуждение подобно огню, который разносится ветром, искры костра зажгут сухое дерево и траву в каждом направлении, куда он подует. Искры не могут разноситься письмами, телефонными звонками или газетами — они распространяются людьми. В местностях, отдаленных от центра Уэльского Пробуждения, возрождение начиналось лишь от получения известий о том, что происходило в Уэльсе. Во многих из таких мест пробуждение казалось столь же интенсивным, как и в Уэльсе и, возможно, «духовная температура» всего мира была поднята на несколько градусов бьющим через край Духом Святым.
8 апреля 1905 года почти за 10 тысяч миль, в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, молодой человек по имени Фрэнк Бартлман услышал проповедь Ф.Б. Мейера о пробуждении, проходившем в Уэльсе, и его встрече с Эваном Робертсом. Потом Бартлман писал: «Моя душа была потрясена до самой глубины, когда незадолго до этого прочёл о пробуждении. Я всё время обещал Господу, что предоставляю Ему полное право выбирать мне путь, если Он только может меня использовать» (Новая волна пробуждения, Фрэнк Бартлман, стр. 8). Позже Бартлман, Джеймс Сэймор и пастор Смейл прочли книгу «Великое Пробуждение в Уэльсе» С.В.Шо и брошюру Дж. Кэмбелла Моргана «Пробуждение в Уэльсе». Они были потрясены и молили Бога о пробуждении в Лос-Анджелесе. В мае им прислали 5000 буклетов под названием «Пробуждение в Уэльсе», которые они раздали в Церквах. Потом они обменялись несколькими письмами с самим Эваном Робертсом. Вскоре после этого Пробуждение на Азуса Стрит превратилось в пробуждение Пятидесятницы, которому было суждено напрямую потрясти сотни миллионов жизней и которое горит и по сей день.
Бартлман, Сэймор и Смейл были пасторами в крошечной, никому неизвестной миссии на отдаленной улочке в Лос-Анджелесе. Эван Робертс не мог знать неизбежную духовную судьбу этих людей. Он не жалел времени для общения с этими никому не известными проповедниками, и это послужило причиной значительных исторических перемен в современной Церкви. Эти три великих духовных первопроходца постоянно упоминали о той поддержке, которую они получили от Эвана Робертса в то время как они неустанно старались достичь в своей жизни полноты Божественного Духа.