Дионисий, папа римский (около 260 г.)
Начиная с самых первых формулировок, христианская вера утверждала существование Трех Лиц в Боге. Однако очень рано появился риск заблуждения в объяснении этой веры. Так, Дионисий (ум. ок. 264), ученик Оригена и епископ Александрийский, около середины III в. выступил против ереси Савеллия, который, стремясь к строгому монотеизму, сводил Три Божественных Лица к трем аспектам или разновидностям фундаментального Божественного единства, как бы к "монархии". Выступая против этой ереси, Дионисий Александрийский преувеличил различия между Божественными Лицами настолько, что его противники обвинили его в тритеизме. Это противоречие было представлено на суд в Рим папе Дионисию и вызвало первое важное решение Учительства Церкви относительно Тайны Троицы. В противоположность савеллианству оно настаивает на реальном различии Трех Божественных Лиц, но решительно выступает против того, что Эти Лица - три бога. Исключая, что Слово как бы "создано" - Отец родил, - Учительство ясно засвидетельствовало Божество Сына. ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ
Затем я должен обратиться к тем, кто разрушает, разделяет и разъединяет Монархию, самое почтенное учение Церкви Божией, на три отдельных силы и ипостаси и на три божества. В самом деле, я узнал, что некоторые, кто проповедует и учит у вас Божественному Слову, исповедуют это мнение. Они диаметрально противостоят, я сказал бы, мысли Савеллия. Он богохульствует, говоря, что Сын есть Отец и наоборот. Они же проповедуют в каком-то смысле трех богов, разделяя Святое единство на три Ипостаси, чуждые одна другой и полностью отделенные друг от друга. В самом деле, необходимо, чтобы Божественное Слово было соединено с Богом вселенной, и нужно, чтобы Святой Дух пребывал и обитал в Боге; впрочем, необходимо, чтобы Божественная Троица воссоединилась в Одно как в вершину, то есть во Всемогущего Бога вселенной. Учение безрассудного Маркиона, который разделяет и разрывает Монархию на три начала, есть дьявольское учение, а не учение истинных учеников Христа, которые привержены Учению Спасителя. Ибо эти ученики хорошо знают, что Троица была проповедана в Божественном Писании, но ни Ветхий, ни Новый Завет не исповедуют трех богов. Поэтому нельзя ни разделять восхитительное Божественное единство на три божества, ни посягать на достоинство и высшее величие Бога, используя слово "создавать" (говоря об отношении Отца к Сыну), но следует верить в Бога Отца Всемогущего и в Его Сына Иисуса Христа, и в Святого Духа: Слово соединено с Богом вселенной, ибо Он говорит: "Отец и Я - одно" (Ин 10, 30), а также "Я в Отце и Отец во Мне" (Ин 14, 10). Таким образом, Божественная Троица и святое исповедание Монархии останутся неприкосновенны.
Мартин Турский († ок. 400)
ИСПОВЕДАНИЕ ТРОИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА И ЕДИНОЙ ТРОИЦЫ
Милостивая Троица есть единое Божество, и таким образом познается священнотаинство; Она есть Единица в Том, Кто Свят и Дух; в Том, Кто есть Сущий, являясь единородным причастником Божественной природы, Света, Духа, в Себе Самом, по природе Своей, по сущности величия (per substantiam maiestatis), могущества, силы, Божественного Света. Дух един в Двух, и Оба в Нем: Отец в Сыне, Сын в Отце, в Святом Духе. Так исповедуем в Трех обличьях (persona) единое и общее Предведение, в котором всё заключено, оно же – надо всем. Веруем поэтому в тайну произведения всех вещей из ничего, в тайну, которую ни ум человеческий объять не может, ни уста риторов изложить, ни пространными словами книги в книгохранилищах, хотя бы и заполнили собой весь мир, – неизреченное Божественное познание не может быть высказано: в Несказуемом не может никак быть описуемо или постигнуто ни Слово, ни cобственная cущность Его Божества. Он же есть Сын Божественного Света и светлости по Своей сущности и природе. Да умолкнут же уста риторов, ибо не обретается речь перед Несказуемым, когда же истощится ум человеческий говорить о Божественном величии, тогда же и речь начинается. Сколь же велика Божественная милость никто не знает, кроме Родившего, и никто не проникает в тайны Отца, кроме Того, Кто по природе Своей не имеет начала рождения. Поэтому всякая кротость и смирение погибающих да обратится к пророку, почитая по Божьему повелению его речение: “Я веровал, поэтому и говорил” (Пс. CXV). И да будет эта тайна исповедуема просто, как основание Церкви, укрепленное властью апостолов и полагает с дерзновением идти вслед Предвечному, говоря: “О прочем же да не досаждает мне никто, я верую во Христа и Христа распятого”. Ибо когда исповедуют Сына Человеческого, исповедуют и Святого Духа, потому что от Святого Духа и Марии Девы родился Посредник: когда исповедуют Первородного, необходимо исповедуют и Единородного, свидетельствующего, что Один и Единый безначален, в Котором исповедуется и третье обличье, Отца, Сущего Божественной природы и света. Дух, как сказано мной, один из Двоих, и Оба же в Нем: Отец в Сыне, Сын в Отце, в Святом Духе, в Святой Церкви ныне и в бессмертные веки веков. Аминь!