Орос Седьмого Вселенского собора
ДОГМАТ о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора, Никейского.
Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве, (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие.
(псевдо)Афанасиевский Символ Веры
Символ галльской церкви QUICUMQUE неизвестного автора, впервые опубликованный в приложении к сочинениям св. Кесария Арльского. Приписывается св. Афанасию Великому.
Каждый, желающий быть блаженным, должен прежде всего иметь общую христианскую веру. Тот же, кто не сохраняет ее неизменной и неподдельной, несомненно останется навеки потерянным. Наша общая христианская вера в том, что мы поклоняемся единому Богу в Трех Лицах и Трем Лицам в одном Божестве, и при этом не смешиваем лица и не разрываем Божественной Сущности. Первое из них - Личность Отца, второе - Личность Сына и третье - Личность Святого Духа. Но Отец, и Сын, и Святой Дух - одно Единое Божество, равноценное в славе и в вечном величии. Таков Отец, таков Сын, и таков Святой Дух. Не сотворен Отец, не сотворен Сын, и не сотворен Святой Дух. Бесконечен Отец, бесконечен Сын, и бесконечен Святой Дух. Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен, И не три вечных, а Один Вечный, Также и не три несотворенных, и не три бесконечных, А Один Несотворенный, и Один Бесконечный. Также и Отец Всемогущий, Сын Всемогущий, и Святой Дух Всемогущий, И так же не три всемогущих, а Один Всемогущий. Так и Отец Бог, Сын Бог, и Святой Дух Бог, не три Бога, а Один Бог. Так и Отец Господь, Сын Господь, и Святой Дух Господь, не три Господа, но Один Господь. Ибо как требует того христианская истина, признаем каждое Лицо и Богом и Господом. Также общая христианская вера препятствует нам называть трех Богами или трех Господами. Отец не создан, не сотворен и не рожден. Сын есть от Отца и только от Отца - не создан и не сотворен, но рожден. Святой Дух есть от Отца [и Сына]- не создан, и не сотворен или рожден, но послан. Поэтому один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа. И из всех трех Лиц ни один не первый, и ни один не последний, ни один не меньший, и ни один не больший, но все три Лица одинаково вечны и одинаково велики, Чтобы во всем этом, как сказано, всем трем Лицам поклонялись как единому Божеству и в одном Божестве - всем трем Лицам. Итак, кто хочет быть блажен, должен разуметь о трех Лицах Божества. Но для вечного блаженства необходимо твердо верить, что Господь наш Иисус Христос стал плотью. В том истинная вера, чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так и Человек. Бог Он, как рожденный от Отца прежде начала времен, и Человек, как рожденный от матери в свое время. Совершенный Бог и совершенный Человек с душою разумной в теле человеческом. Равен Богу по Божественной природе и меньший Бога по человеческой природе. И хотя Он Бог и Человек, но не два, а Один Христос. Но как Он Один, то не Божественная природа изменилась на человеческую, но человеческая природа принята Богом. Один Он есть, но не так, чтобы природы смешивались, но чтобы они образовали единство. Ибо как разумная душа и тело образуют одного человека, так и человек и Бог образуют Одного Христа, Который пострадал за наше спасение, сошел в царство смерти, воскрес из мертвых, вознесся на Небо, воссел одесную Отца и вернется судить живых и мертвых. В пришествие Его все люди воскреснут в своих телах и дадут отчет в делах своих: кто добро творил, пойдут в жизнь вечную, кто зло творил, пойдут в огонь вечный. Это наша общая христианская вера; кто не верит этому верно и твердо, не может быть блажен.
Вариант перевода текста
Если кто желает спасенным быть, тот должен, прежде всего, придерживаться кафолической веры. Тот же, кто непоколебимо не разделит этой веры во всем объеме, тот вне всякого сомнения будет проклят на веки. Вот в чем суть кафоличества: Мы поклоняемся Богу в Троице, а Троице в Единстве. Обличья (personas) не смешиваются, а сущность (substantia) не разделяется. Есть специфическое обличье Отца, специфическое Сына, специфическое Духа Святого. Но Отец, Сын и Святой Дух – это одна Божественность; им – одинаковая слава и извечное величество. Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой. Не создан Отец, не создан Сын, не создан и Дух Святой. Бесконечный Отец, бесконечный Сын, бесконечный Дух Святой. Вечный Отец, вечный Сын и вечный Дух святой. Но имеется не три Вечных, но один Вечный. Таким образом имеется не три несозданных, не три безграничных, но один Несозданный и один Бесконечный. Как всемогущ Отец, так всемогущ Сын, так всемогущ и Святой Дух. Но имеется не три Всемогущих, но один всемогущий. Как Отец – Бог, так и Сын – Бог, так и Дух Святой – Бог. Но Богов не три, но есть один Бог. Как Отец – Господь, так и Сын – Господь, так и Дух Святой – Господь. Но Господов не три, а один Господь. Насколько кафолическая вера обязывает нас признавать каждое Божественное обличье Богом и Господом, настолько же она запрещает нам говорить, что есть три Бога и три Господа. Отец не создан, не сотворен и ни от кого не происходит. Сын Отцом не создан, не сотворен, но рожден. Дух Святой не создан, не сотворен, не рожден, но исходит от Отца и Сына. Следовательно, имеется только один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Дух Святой, а не три Духа Святых. В этой Троице ничего нет прежде или потом, ничего большего или меньшего. Все три обличья совечны и равны друг другу. Как следует из всего сказанного выше, Единого мы славим в Троичности, а Троичность в Единстве. А тот, кто хочет спастись, именно так, как сказано, должен Троицу понимать. Для достижения вечного спасения надо также твердо верить в воплощение Господа нашего Иисуса Христа. Правая вера в том, чтобы мы верили и исповедовали что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, есть Бог и Человек. Как Бог, Он рожден из сущности Отца прежде всех веков, а как Человек, Он был рожден в определенное время из сущности Своей Матери. Он – совершенный Бог и Он – совершенный Человек, с разумной душой и человеческим телом. Он равен Отцу по Его Божеству, но меньше Отца по Своему человечеству. Хотя Он является Богом и Человеком, но Его не два, а один Христос. Он один не потому, что его Божество превратилось в телесность, но потому, что его человечество воспринято в его Божестве. Он один не в результате смешения природ (substantiae)*, но в результате единства в лице (personae). Подобно тому, как разумная душа и тело образуют одного человека, так Божество и человечество образуют одного Христа. Он страдал ради нашего спасения, сошел в ад, а третьего дня воскрес из мертвых. Он взошел на небо, сидит одесную Всемогущего Бога Отца, оттуда Он придет судить живых и мертвых. При его Пришествии все люди воскреснут в своих телах и каждый даст отчет за свои собственные дела. Кто совершал добрые дела, войдет в вечную жизнь; кто совершал дела греховные, будет брошен в огонь вечный. Вот суть кафолической веры. Каждый должен твердо верить всему изложенному, ибо в противном случае он не добьется спасения. Аминь.
.* В данном контексте это слово употреблено в значении природы.
ВЕРООПРЕДЕЛЕНИЯ “АПОСТОЛЬСКИХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ”
Именем Апостольских Постановлений называется сборник некоторых наставлений касательно благоповедения, богослужения и управления христиан, дошедший до нас от древнейших времен христианства , как это видно из указаний на него святого Иринея (Фрагмент 2), Евсевия (Церковная история. Кн.3. Гл. 25), святого Афанасия, святого Епифания (Панарион. 45.2, 70.10-12, 75.7, 80.7) и других святых отцов и писателей церковных; а в одном из правил апостольских читаем: «Для всех вас, принадлежащих к клиру и мирян, чтимыми и святыми да будут (…) постановления вам, епископам, мною, Климентом, изреченные в восьми книгах, (которые не подобает обнародовать перед всеми ради того, что в них таинственно).» (Правило 85) Сборник этот, сохранившись в нескольких списках, не дошел до нас в том виде, в каком явился первоначально, не сохранился он и относительно содержания своего неповрежденным во всех отношениях. «Прекрасным и крайнего тщания достойным признал сей святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя, и утвержденныя бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а так же и нам преданныя именем святых и славных Апостолов, восемьдесят пять правил. Поелику же в сих правилах повелено нам принимать оных же святых Апостолов постановления, чрез Климента преданные, в которыя некогда иномыслящие, ко вреду Церкви, привнесли нечто подложное и чуждое благочестия, и помрачившее для нас благолепную красоту Божественнаго учения: то мы, ради назидания и ограждения Христианской паствы, оные Климентовы постановления благорассмотрительно отложили, отнюдь не допуская порождений еретическаго лжесловесия, и не вмешивая их в чистое и совершенное Апостольское учение (…)» (VI Вселенского собора правило 2).
Символ веры “Апостольских Постановлений”
Возвещаем, что один только Бог, Господь Закона и пророков, Творец всего, Отец Христа; что Он не Сам Себя произвел или не Сам Себя родил*, как они** думают, но есть Вечный и Безначальный и обитающий в неприступном свете; что Он не второй или третий или один из многих***, но вечно Единый; не неведомый или неизреченный, но возвещенный чрез Закон и пророков, Вседержавный, Всеначальствующий, Всевластный; что Он – Бог и Отец Единородного и Рожденного прежде всякой твари, Единый Бог, Отец Единого Сына, а не многих, Единого Утешителя через Христа, Творец других чинов, единый Создатель различного творения через Христа, Промыслитель и Законодатель через Него же, виновник воскресения и суда и мздовоздаяния, бывающих через Него; что Этот самый Сын благоизволил сделаться человеком, пожил без греха, пострадал, воскрес из мертвых и вознесся к Пославшему Его. <…> Исповедуем также, что воскресение как праведных, так и неправедных, и мздовоздаяние будет. Христа исповедуем не простым человеком, но Богом Словом и человеком, посредником между Богом и людьми, Первосвященником Отца <…>.
* Это не одно и то же с учением монархиан-модалистов о том, что Бог “стал Своим собственным Сыном”.
** Гностики.
Крещальный символ “Апостольских Постановлений”
Верую и крещаюсь в одного Нерожденного, одного истинного Бога Вседержителя, Отца Христа, Творца и Создателя всего, из Которого всё; и в Господа Иисуса Христа, Единородного Сына Его, Перворожденного всей твари, прежде веков по благоволению Отца рожденного, через Которого стало всё, что на небесах и на земле, видимое же и невидимое, в последние дни сшедшего с небес и плоть воспринявшего, и от святой девы Марии родившегося, и пожившего праведно по законам Бога и Отца Своего, и распятого при Понтии Пилате, и умершего за нас, и воскресшего из мертвых по страдании в третий день, и восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и снова грядущего при конце века со славой судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца; крещаюсь и в Духа Святого, то есть Утешителя, действовавшего во всех от века святых, после же посланного и апостолам от Отца по обетованию Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа, и после апостолов всем верующим; во святую и апостольскую Церковь; в плоти воскресение, в оставление грехов, в царство небесное и в жизнь будущего века.