Глава 7. Мировое господство или владычество?
С течением жизни мы видим новый феномен, или возвращение к старому. Это стремительный взлет популярности диктаторов. Мы вовсе не преувеличиваем, когда говорим, что это было феноменально. В считанные месяцы, из ниоткуда, из ничего, бывшие изгои общества, служившие всеобщим посмешищем, испытывающие чуть ли не всеобщее недоверие, эти люди взлетели к таким высотам, что не только их собственные нации оказались у их ног, но и все народы, затаив дыхание, слушают, когда эти диктаторы говорят. Как это объяснить? На чем зиждется это явление?
Оно восходит к вечным замыслам Бога. В этих замыслах Бог определил объединить этот мир под главенством Его Сына. Адам был «образом будущего (в английском - того, кто должен прийти - прим. пер.)» (Рим. 5:14).
«... Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную ПОСРЕДСТВОМ предопределенного (предназначенного) Им МУЖА ...» (Деяния 17:31).
«И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога судья живых и мертвых» (Деян. 10:42).
«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, ЧЕЛОВЕК Иисус Христос» (1 Тим. 2:5).
(Смотрите также Еф. 1: 9,10; 4:10; Кол. 1: 16 - 19; Евр. 1:8; 2: 6 - 10)
Таким образом, сделалось известным, что владычество над этим миром, и над всем, что за его пределами, относится к Человеку, на Которого оно извечно возложено: к Тому, Кто, как известно, будучи Сыном Божиим, стал Сыном Человеческим. Он является «наследником всего». Наследство - «будущая вселенная» (Евр 2:5). Но есть ещё один, который присвоил себе роль соперника Сына Божиего, и чьими амбициями всегда было владычество над миром. Фон этой мировой истории, то есть духовный и невидимый фон космоса (вселенной), просматривается в нескольких цитатах из Писания.
«... Каин был от лукавого и УБИЛ БРАТА СВОЕГО» (1 Иоанна 3:12).
«Ваш отец - дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был ЧЕЛОВЕКОУБИЙЦА от начала...» (Иоанна 8:44).
«Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они УБИЛИ ПРЕДВОЗВЕСТИВШИХ ПРИШЕСТВИЕ ПРАВЕДНИКА, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы...» (Деяния 7:52).
«Некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестием. И опять иного послал: и того убили, и многих других то били, то убивали. Имея же ещё одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: «постыдятся сына моего». Но виноградари сказали друг другу: «это НАСЛЕДНИК; пойдем, убьем его, и НАСЛЕДСТВО БУДЕТ НАШЕ». И схватив его, УБИЛИ и выбросили вон из виноградника» (Марка 12: 1 - 8).
Мы выделили слова с целью указания связующих мыслей. Основная мысль в том, что наследство завещано Сыну Божиему. Следующим важным моментом является долгая история злобной зависти, выражающейся в убийстве, где бы и как бы Сын ни появлялся: в прообразах, пророчествах или реальности.
Перейдём к средствам, или инструментам, сатаны, которые он применяет для господства. Они также в человеке. Как Сын Божий является человеком, согласно Его уму и по Его сердцу (говоря человеческим языком Бога), так, как мы старались подчеркнуть, и сатана всегда стремился приспособить человека под свои планы, для своих целей. История человека есть затянувшаяся попытка достичь небес независимо от Бога, путем Каина: власть, управление, господство, мирская слава, репутация и т.д. Это история человека, выходящего на первый план и занимающего почётное место. Это гордость сатаны, действующая через жалкое, бесполезное, погибшее человечество (каковым оно является в глазах Бога). Ах, какой же это приговор для множества привнесенного в христианскую работу для её успеха; даже для тех, кто делал всё это с благими намерениями! Подумайте о значении, которое придается степеням, званиям и орденам в пропагандистской инициативе христианских организаций. Мы обнаруживаем лихорадочный поиск людей со степенями, званиями, выдающихся людей, чтобы придать вес, приобрести влияние, привлечь внимание, произвести впечатление; и когда мы видим эти заголовки и звания на афишах, рекламе и программе христианской деятельности, мы можем спросить: «А какое отношение имеет всё это к работе Бога? Какое место имеет всё это в деятельности Святого Духа?» Степени, звания и почести могут иметь место в своей области, если они действительно заслужены и являются результатом подлинной квалификации, по самым строгим меркам почтенных людей; но делать всё это валютой для получения прибытка в деле Бога - это сама сущность антихриста! Это резкие слова, но мы докажем наше утверждение. Было бы хорошо для всех благочестивых людей отставлять и скрывать свои степени, когда они приходят в присутствие святыни, и таким образом святить Бога. Здесь признаются только духовные ценности. Но давайте продолжим.
Сатана всегда вынашивал план мирового господства через человека, и апогеем этого замысла будет антихрист. Теперь давайте просмотрим несколько цитат, в которых упоминается антихрист.
«Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов...» «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист» (1 Иоанна 2: 18,22).
«Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Иоанна 4:3).
«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придёт прежде отступление, и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога...» «...Того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными ...» (2 Фес 2: 3,4,9).
Из этих отрывков мы узнаём четыре вещи:
(1) Антихрист, прежде всего - дух.
(2) Антихрист является выражением принципа (сатанинского закона правления).
(3) Антихрист является представителем человечества.
(4) В планах антихриста - царство или мировое господство.
№ 1 относит антихриста непосредственно к силам зла, которые «не от Бога».
№ 2 означает, что руководящим фактором всегда является слава человеческая.
№ 3 означает, что этот дух и принцип действует через доминирующее эго, и интенсивные силы души.
№ 4 показывает, кем станет антихрист впоследствии.
Теперь мы можем понять времена и мировые события. Мир неуклонно движется под власть горстки диктаторов. Вероятно, они будут терпеть друг друга до тех пор, пока другие формы мирового правительства не будут ослаблены. Но со временем они будут вынуждены устранить друг друга, пока не останется один верховный. (То есть один представитель человеческой системы). Оставив в стороне это пророчество, не являющееся нашим нынешним предметом обсуждения, упомянем два или три момента, подытоживая всю тему.
Во-первых, разве это не знаменательно, что в среде проповедников Божиих сегодня нет выдающихся гигантов духовного руководства? Некоторые из нас начали своё служение только в конце поколения таких людей. Мы не будем называть имена, но учителя Библии, руководители миссий и могучие проповедники не были на земле редкостью на протяжении прошлого поколения и ранее. Их было целое созвездие, и их труды не теряют значимости сегодня. Но мы видим, что последние из них уже покидают сцену, и есть лишь немногие (если таковые вообще имеются) преемники. Иногда мы почти вопиём, чтобы Бог воздвиг человека, соответствующего настоящей (современной) духовной нужде. Почему дела обстоят таким образом? Не может ли быть, что в то время, как сатана готовит выход своего антихриста во всей помпезности и славе человека, Бог, в Свою очередь, сохраняет человека как такового, в основном, в безызвестности и тени, потому что Он собирается увенчать Своего Человека небесной славой? Так не может ли диктатура быть одним из самых сильных знамений времён?
Но тогда что же насчет этого феномена? Мы не можем полностью объяснить эту власть, влияние и господство только лишь человеческими факторами. Есть гораздо более значительные силы, действующие вопреки воле народа. Это сверхъестественно. И всё же, разве это не совершенно верно, что связующим звеном между орудием и сверхъестественными силами является интенсивная и огромная сила души? Утверждается воля, которая не потерпит никакого сопротивления. Выпячивается ум, который крайне проворен, изощрен и неутомим. Эмоциональная сила извергается как приливная волна, сносящая всё на своём пути, и доводящая людей до безудержного умоисступления. Да, это является наглядной демонстрацией той самости, эго, которая, ещё с самого начала, присвоила себе Божественные блага и изгнала Сына Божиего из Его собственного мира. И всё это в сопровождении фанфар, которые делают человека объектом славы, и почти поклонения. Разве этого не достаточно, чтобы побудить христиан избегать всего, что ведёт к возвеличиванию в глазах людей?
Но, «Се Человек!» Каким же образом мировое владычество достигнуто Им? (Ибо оно достигнуто). Ответ находится в Писании:
«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением, быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его, и дал ему имя, выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что ИИСУС ХРИСТОС ЕСТЬ ГОСПОДЬ во славу Бога Отца» (Филипп. 2: 5 - 11).
Так что то, что ценится Богом в Его работе, - не заслуги человека, достижения или способности, но только мера Христа. Какой же, бесконечно более высокий, уровень духовной жизни был бы представлен Божиим народом, если бы единственным критерием в вопросе их руководства и служения была эта мера Христа!
Мы подошли к следующей части нашей темы. К «Пробуждению» ревностно стремятся, с некоторыми великими именами истории пробуждений на устах и в памяти - с именами, часто используемыми, чтобы способствовать воспитанию пробужденческого сознания, или мышления. Но может быть, Бог именно потому и не собирается совершать сегодня Своё великое дело, что это дело отождествляется с человеческими именами? Как бы мы ни пытались, как бы ни хотели и ни могли, мы не произведём ничего достойного и живого, если этого не произведёт Бог. Это должно быть Его работой, и определенно Его одного. Пятидесятница, в её значении и ценности для любого времени, находится в тени Креста - Креста, на котором христианские апостолы и ученики потеряли всё в этом мире. Они потеряли Христа по плоти; они потеряли царство Божие по плоти. Они потеряли свои жизни, репутации, надежды, веру и ожидания, связывающие царство Божие с этой землей. Они все были восстановлены, только в небесном и духовном качестве. Их собственные души были распяты, когда умер Христос. Но какая могучая компенсация в духе!
Может быть, вокруг слишком много душевности, чтобы Бог проявил Себя; и он не будет действовать до тех пор, пока не наступит ещё большая пустота и отчаяние.
Есть ещё одна мысль, которая тесно связана с тем, о чем мы говорили. Приведем ещё одну подборку цитат из Писания:
«И всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, ПОЛНОТА НАПОЛНЯЮЩЕГО ВСЁ ВО ВСЁМ» (Еф. 1: 22,23).
«Упразднив вражду плотию Своею.., дабы из двух создать в Себе Самом ОДНОГО НОВОГО ЧЕЛОВЕКА... и в одном теле примирить их обоих...» (Еф. 2: 15,16).
«Ему (Богу) СЛАВА В ЦЕРКВИ во Христе Иисусе во все роды, от века до века» (Еф. 3:21).
Эти и другие подобные места Писания, проясняют, что «Церковь, которая есть Тело Его» является «одним новым человеком», который предназначен быть инструментом мирового владычества Христа.
Этот «человек» является плодом Его Креста. Эта Церковь родилась в Его родовых муках. Это распятая, погребенная и воскресшая Церковь в союзе и отождествлении со Христом. Какую славу она может знать, кроме славы своей Главы? В этой Церкви нет места для антихриста в принципе. Именно в Церкви и через Церковь, которая есть Тело Его, будет отображаться полнота Христа, и Бог вступит в свои права. «Ему слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века».
В связи с этим, в Писании много говорится об измерении по отношению к Церкви. В прообразе мы видим его в храме Соломона, а особенно у Иезекииля. Там каждый аспект и деталь строго выверены по небесному эталону. То, что представлено в прообразах, становится духовной действительностью Церкви в Послании Ефесянам. Там мы имеем:
«Широта, и долгота, и глубина, и высота» (3:18).
«Мера полного возраста Христова» (4:13).
«Мера дара Христова» (4:7).
«Действие в свою меру каждого члена» (4:16).
Итак, определяющей в этой духовной Церкви, или Теле, является мера Христа. Нам сказано, что в этом Теле земные факторы не имеют никакого места. Там «нет ни иудея, ни эллина» (нет, есть и иудей, и эллин); нет национализма или национального различия; нет деноминаций, меж-деноминационных или неденоминационных объединений. Всё это представляет собой только человеческие разделения и отличия друг от друга. Христос выше всего этого, и когда Христос преобладает, природные элементы и особенности - будь то особенности темперамента, социальные, культурные, национальные, или особенности любого другого порядка - отходят на задний план. Господство Христа является единственным путём к единству и духовной силе. Именно в этом «одном (едином) новом человеке», «преизобильное богатство благодати Божией» будет явлено «в грядущих веках» (Еф. 2:7).
Мы были последовательны в нашем использовании слов «владычество» и «господство». Последнее говорит о силе, дерзости, деспотизме и тому подобных особенностях. Они относятся к антихристу. Первое же выражает Божественное право на всю вселенную, которая будет, в конце концов, приведена в согласие и сотрудничество.
«Владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» (Зах. 9:10).
«Ему...слава и держава (владычество) во веки веков, аминь» (Откр. 1:6).
Духовная сила и сила души (в английском для слова «сила» используются два разных слова, для духовной и душевной сил соответственно - прим. пер.) - совершенно различные вещи, принадлежащие к разным царствам - царству небес и царству человеческому. Судьба человека, в соответствии с замыслом Бога, требует, чтобы он был рожден от Духа, ходил по Духу (или в Духе) и достиг духовной зрелости.
Глава 8. Крест и новый человек