Глава 3. В чем ущербность психологии

Многие читатели этой книги захотят поближе ознакомиться с позицией психологии, так как именно здесь мы находим ту точку различия между естественным, не допускающим Бога, и духовным, дающим Ему должное место. Ибо здесь мы находим, что библейское описание человека полностью идёт вразрез с выводами «научной» психологии.

Мы заметили, что психолог не признаёт троичную характеристику человека - дух, душа и тело, - но делит человека только на душу, или сознание, и тело.

Но всё-таки, психолог должен признаться в существовании третьего элемента. Он признаёт его, занимается им, как своим главным интересом, строит целую систему экспериментов вокруг него, и часто приближается вплотную к его верному названию.

Но последнее было бы уже слишком; и сатана, который держит ум естественного человека на коротком поводке, следит за тем, чтобы в этом, как и в других вопросах, нужное слово не использовалось. Психолог, поэтому, отступает и называет сверх-фактор «подсознанием», или «субъективным сознанием», или «подсознательным я», или «диссоциированной структурой личности» и т.д.

Послушайте некоторые высказывания, которые указывают предел, до которого доходят учителя-психологи:

«Душа состоит из двух частей, одна из которых тяготеет к истине, любит честность и разум; другая - грубая, лживая, чувственная».

Или ещё:

«В душе существует раскол».

«Существование раскола в душе - не просто догма богословия, но факт науки».

«Человек наделен двумя сознаниями, каждое из которых способно к самостоятельным действиям, и оба они способны к одновременным действиям; но, в основном, они обладают независимыми силами и исполняют самостоятельные функции. Отличительные способности одного относятся к этой жизни; другого - специально приспособлены к более высокому уровню существования. Я различаю их, определяя одно как объективное, а другое - как субъективное сознание».

«Любые обнаруженные способности, существующие в субъективном сознании любого живого существа, обязательно существовали потенциально в предках этого существа, ближних или дальних. Из этого следует, что любая из способностей, которые мы можем обнаружить в субъективном сознании человека, обязательно должна существовать, в её потенциале, в сознании Бога Отца».

Когда мы читаем вещи, подобные этим, из уст вырываются два возгласа: во-первых: «О, почему бы не называть вещи своими именами?!» И во-вторых: «Какая трагедия, что сегодня психологи изучают труды языческих философов, а Библия отставлена в сторону!»

Можно подумать, что не имеет особого значения, как называть предмет, если сам предмет выявлен. Но мы считаем жизненно важным разъяснить, что мы имеем дело с двумя совершенно различными и раздельными органами, а не с двумя сторонами одного органа.

Говорить о душевном единении или душевном общении с Богом является ошибкой, ибо ничего подобного нет. Божественное единение - с духом.

«Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6:17), и как ни высоко развита душевная жизнь, нет никакого «Божественного единства», пока дух не восстановлен в его должное состояние и на своё место.

Это открывает дальнейший большой вопрос: Что же именно рождается свыше?

Христос говорит, что это рождение должно быть обязательно пережито (Иоанна 3:3,5 и т.д.). Никодим преткнулся, истолковав вопрос материалистически, но вскоре услышал, что «рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух». Во-первых, очевидно, что рождается свыше не тело. Но и не душа!

«Тело греховное упразднено» (Рим. 6:6), и «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Отрывков, подобных этим слишком много, чтобы их цитировать, но посмотрите на термины «плоть», «ветхий человек», «естественный (душевный) человек», и т.д. Ответ на вопрос однозначен: рождение свыше является возрождением человеческого духа Духом Бога и наделение его Божественной жизнью, и, таким образом, воссоединением человека с Богом в одну общую жизнь во внутреннем человеке.

Это, конечно, исключительно на основании воскресения Христа, и это единство верующего с Ним и в Нём; оно подразумевает, что всеобъемлющее значение Его смерти, как искупительной, заместительной и представительной, было принято верой, хотя, возможно, ещё не понято.

С этого времени он находится «в обновлении духа» (Рим. 7:6). Душа всё ещё может поддаваться былым страхам, сомнениям, исканиям, чувствам и т.д., показывая, что это та же прежняя душа; но есть что-то глубже, чем всё это, и Бог выше, чем наша душа.

То, что представляет сущность новорождённого, намного глубже, чем сознание; и, хотя душа, и даже тело, могут получать блага и наслаждаться благословением, Бог будет стремиться отучить нас, как младенцев, от ощущений (чувств) и приучить к фактам, и Себе Самому. Те, кто добиваются и требуют чувственных доказательств своей новой жизни, не будут расти духовно, но останутся младенцами. Подробнее поговорим об этом позже.

Видя, что мы, казалось бы, отвели душе совершенно второстепенное место, поспешим к третьему вопросу.

Каково место Души?

Что было сказано и какой вывод можно сделать относительно души? Мы указали, что именно посредством души Адам согрешил. В результате этого, силы зла вступили в союз с душой. Кроме того, вследствие этого, человек стал преимущественно существом душевным в противовес духовному; то есть, душа в нём преобладает.

Таким образом, человек находится в разбитом состоянии и представляет собой нарушение Божественного порядка. Это только часть гораздо более масштабного расстройства, причинённого через грех Адама.

В новом творении во Христе принципы верного Божественного порядка устанавливаются заново. Дух, оживлённый, возвышенный, объединённый со Христом, пребывающим в Нём, установлен в качестве органа Божественного управления над остальным человеком - душой и телом. В истинно духовном, или рождённом свыше человеке, душа и тело не будут иметь преобладающего положения, но будут весьма плодотворными и полезными слугами и инструментами, занимая должное им место.

Душа человека функционирует в двух направлениях - изнутри наружу, и снаружи вовнутрь. Душа - это сфера и орган человеческой жизни и общения. Даже Божественные истины, которые не могут сразу быть восприняты или познаны душой, для того, пока они не станут практикой в жизни человека, должны восприниматься органом, приспособленным для интерпретации, преобразования этих истин, делая их понятными для людей.

Таким образом, то, что получено от духа, исключительно благодаря его уникальным способностям (см. ниже), преобразовывается с помощью души посредством практики, во-первых, для самого получателя, а затем и для других людей.

Это производится с помощью просветлённого ума, способного познавать истину (разум); сердца, исполненного радостью и любовью и т.д., для утешения или ободрения (чувства); или напряжением воли для действия или исполнения (воля).

Но следует всегда иметь в виду: чтобы мы по-настоящему могли служить Божественным целям и чтобы наша работа имела вечную ценность, это должно исходить в первую очередь не от наших собственных душ, но от Бога, и через наш дух. Истина должна быть получена через откровение (Еф. 1:17,18), а не через наши собственные рассуждения; радость и любовь - от Святого Духа, а не от наших собственных эмоций; энергия и сила - во Христе, а не в наших собственных инициативе и силе воли.

Когда этот принцип нарушается, Божественный порядок снова расстраивается, человек пребывает на ложной позиции, и плод погибает, хотя всё это может казаться очень хорошим на данный момент.

Теперь о противоположном направлении (снаружи вовнутрь). Душа может осознавать, оценивать, запечатлевать и стяжать (накапливать) всё в этом мире в меру своих природных или приобретённых способностей. Всё это может остановиться в пределах земных интересов и будет издержано на себя, или это может быть привлечено к горнему и урегулировано таким образом, чтобы превратится в духовную ценность (которая вечна); сделаться полностью содействующим в жизни, или быть растраченным впустую.

Дух посредством связи с Богом, таким образом сообщает, что добро и что зло, а что только кажется добром. Душа не знает этого сама по себе. Она должна иметь духовный орган с духовным интеллектом, который сообщает Божественные стандарты.

Почему многие из самых артистичных, поэтичных и душевных людей (как в прошлом, так и теперь) так морально неполноценны, разложены, похотливы, ревнивы и тщеславны? Почему диктаторы, чьи души - потёмки, так безбожны и богопротивны? Почему так много великих интеллектуалов, которые так горды, высокомерны и часто атеистичны? Ответ очевиден. Всё это душа!

Они ничего не знают о дающем равновесие судьбоносном духовном единении с Богом, и, следовательно, в каждом вопросе управляются своею собственной душой.

Не то, чтобы все они исключили Бога из вселенной, ведь они иногда даже ссылаются на Него; но между ними и Богом нет никакой связи, в практическом нравственном аспекте Бог для них не существует.

Но пока оставим этот вопрос.

Мы стремились показать, что душа, как слуга - не как хозяин - может и должна быть очень плодотворной и полезной по отношению к вышестоящему органу.

И поэтому, когда мы говорим о людях, являющихся «душевными», мы только лишь имеем в виду, что душа преобладает, а не то, что душа - это обязательно что-то неправильное или злое. Божественный порядок - это всегда закон Божественной полноты.*

СНОСКА:

См. Приложение-примечание на тему «естественный человек» и «ветхий человек» (в самом конце книги).

В то же время, мы обязаны указать, что душа является очень ответственным слугой. В самом деле, человеческое эго - я - как сознательная и разумная личность, должно отвечать перед Богом за собственное смирение или превозношение; «потерю (отдачу) своей жизни», или её чрезмерное самовозвышение и самоутверждение. Поэтому принцип «душа согрешающая, та умрёт» (Иез. 18:4) был и остается Божиим приговором.

В общем, невозрожденные люди также несут ответственность за Слово Божие. В связи с этим, необходимо уточнить некоторые вещи. Хотя невозрождённый человек не способен исполнить волю Божию, потому что для этого необходимо содействие Святого Духа, тем не менее, к нему, как и ко всем людям, звучит призыв и предъявляются требования.

Ответственность человека заключается в том, чтобы занять позицию готовности получить это желание и способность. Но, всякий раз, когда слово Божие представлено нам, на нас, как на морально ответственных созданиях, лежит ответственность.

В отношении тех, кто является народом Господа, нет такого понятия, как сверхдуховность или откровение, оставляющее Божие Слово в стороне или же превосходящее Его. Если Бог говорит истину в Писании, то она стоит, и мы стоим в ней или падаем, претыкаясь через Неё. Через духовное откровение мы можем проникнуть гораздо глубже в истину Священного Писания и видеть в нём Божии мысли и намерения. Но это не отменяет обязательность его практического применения на уровне понимания, на котором мы в данный момент находимся.

Существует определённый тип христиан, которые, заявляя, что поступают по духу, согласно с волей Божией, виновны в явном нарушении самых очевидных и элементарных обязательств честности, праведности, добросовестности, надёжности и смирения.

Иногда попытку оправдать курс, противоречащий Слову Божиему выдают лукавые мудрствования. Например: «Да, но и дьявол может цитировать Писание». Это звучит неправдоподобно; если бы мы не столкнулись с такого рода вещами, они показались бы слишком невероятными, чтобы о них упоминать. Это, однако, именно то, что непосредственно касается нашей темы.

Позвольте спросить, как часто сатана пытается отвратить невозрождённого человека от Христа, используя Писание? Вы когда-нибудь слышали, чтобы он поступал так? Если слышали, то это, должно быть, исключительный случай. Нет, сатана применяет метод использования Слова Божиего только по отношению к подлинным детям Божиим. Почему это так? Это потому, что он имеет в виду что-то гораздо более глубокое.

Давайте вникнем в это, рассмотрев случай Христа. Когда сатана приступил ко Христу, наш Господь встретил его словом «написано». В сущности, сатана сказал (сам в себе): «О, это твоя почва, не так ли? Очень хорошо; написано: «Ангелам Своим заповедает о тебе»» и т.д. Он немедленно попытался победить Христа на Его собственной почве. Какова была реальная мишень его атаки? Господь Иисус бескомпромиссно и добровольно занял позицию, в которой Он не будет ничего иметь и делать для Себя или от Себя; что всё должно быть в зависимости от Отца, и поэтому только с разрешения Отца; да, всё совершенно и исключительно для Бога; собственные же интересы, самоудовлетворение, совершенно отброшены.

Поэтому, наиболее подходящий приём, чтобы выбить Его с этой позиции полной отдачи Себя Богу, - подкреплять любое предлагаемое движение или курс самим Словом Бога. Было бы бесполезно говорить Сыну Божиему, последнему Адаму: «Подлинно ли сказал Бог?» Но сказать: «Бог подлинно сказал» - намного утонченнее. Это вопрос духа (в единстве с Богом) или души (в самоуправстве), который всегда является мишенью атак сатаны.

Если сатана цитирует Писание, то для того, чтобы расстроить внутреннее единение с Богом. Но Слово Божие, само по себе, никогда не приводит к этому; и никто никогда не оправдывал бы курс вопреки ясному Слову Божиему репликой: «И дьявол может цитировать Писание», и даже не имел бы такой мысли, если бы не желание идти своим собственным путём.

Как наша жизнь души защищает и сохраняет себя! Но как же необходимо для нашего собственного избавления от нашего лукавого сердца полное покорение Богу, чтобы ясно понимать сущность такой ловушки!

Здесь ключ ко всему вопросу о месте души. Два события должны произойти с ней. Во-первых, должен быть нанесен смертельный удар, посредством смерти Христа, по собственным силам и своеволию. Подобно тому, как после прикосновения Бога к сухожилию бедра Иакова, тот до конца жизни ходил, хромая; так в душе навсегда должен быть запечатлён тот факт, что она не может и не должна: Бог сломил её силу.

Затем, в качестве инструмента, она должна быть «завоёвана», взята во владение и направлена в соответствии с высшими и совершенно иными путями Бога.

В Писании часто упоминается нечто такое, что мы должны приобрести и научиться применять. Например:

«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19).

«Послушанием истине через Духа очистив души ваши» (1 Петра 1:22).

«Достигая наконец верою спасения душ (ваших)» (1 Петра 1:9).

Мы должны быть осторожны в том, чтобы, признавая тот факт, что душа была совращена, порабощена, помрачена и отравлена своеволием, не рассматривать её как нечто такое, что должно быть упразднено и уничтожено в этой жизни. Это был бы только лишь аскетизм, форма буддизма. Результатом любого такого поведения, как правило, становится только лишь иная форма душевной жизни в преувеличенной степени; возможно, оккультизм.

Вся наша человеческая природа заключается в нашей душе, и если природа ущемляется в одном направлении, она отыграется в другом. Это горе большого количества людей, если бы только они знали это!

Существует разница между жизнью подавления и жизнью служения. Подчинение, покорность и служение Отцу в случае Христа не были жизнью душеубийства, но жизнью покоя и радости. Рабство, в его дурном смысле, это удел тех, кто живет только лишь душевной жизнью. Мы должны пересмотреть наши представления о служении, так как всё более и более всеобщим становится мнение, что служение - это теснота и рабство; тогда как, на самом деле, это Божественное дело.

Духовная жизнь - это не подавление. Подавление отрицательно. Духовная жизнь положительна; это новая чрезвычайная жизнь, а не старая, стремящаяся овладеть собой. Душа должна быть взята на попечение и научена новой и высшей мудрости.

Можем ли мы принять это или нет, дело в том, что если мы идём за Богом всецело, все силы и способности души к знанию, пониманию, чувствам и волевым действиям придут к концу; и мы, с одной стороны, останемся в смущении, ошеломлении, онемении и бессилии. Затем, исключительно новые, другие и Божественные проявления: понимание, удерживание от зла и энергия будут двигать нас вперёд или, наоборот, сдерживать нас в пути.

В таких случаях мы должны сказать своей душе: «Только в Боге успокаивайся душа моя» (Пс. 62:5); «...Душа моя... Уповай на Бога» (Пс. 42:5); и «Моя душа, прилепись к Господу». (Перефразировано с Пс. 63:8 - прим. пер.)

Но какая радость и сила обретаются, когда душа вынуждена уступить духу, и высшая мудрость и слава воспринимаются ею для её восстановления! Как в этой цитате: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе Моём!» (Лк. 1:46). Душа величит, а дух возрадовался, - обратите внимание на времена глаголов.

Так что для полноты радости душа имеет важное значение, но она должна быть проведена через мрак и смерть её собственных способностей, чтобы познать более высокую и глубокую действительность, для которой дух является главным органом и способностью.

Нет, не живите жизнью подавления своей души, и не презирайте её; но будьте сильны духом, и тогда ваша душа может быть побеждена, сохранена и послужит к полноте вашей радости. Господь Иисус хочет, чтобы мы нашли покой душам нашим, и это - говорит Он - приходит через Его иго - символ единства и служения.

Душа, как и многие другие души, найдёт свою величайшую ценность в служении и подчинении, а не в качестве хозяина. Она хочет и стремится быть хозяином, но она слепа по отношению к тем ограничениям, которые Бог наложил на неё. Она думает, что она может управлять, но Бог говорит ей: «Не можешь».

Но, на своём месте, когда эгоизм устранён смертью Христа, она может быть очень полезным слугой.

Глава 4. Природа освящения

Несмотря на то, что мы не можем во всём объёме рассматривать вопрос освящения, мы уверены, что очень много путаницы, порождённой ложными концепциями исчезло бы, если бы освящение рассматривалось во свете различия между душой и духом. Ибо, в самом деле, это является ключом к данному вопросу. Так как освящение является продолжением возрождения, поскольку возрождение является лишь началом освящения, оно должно рассматриваться в той же сфере, что и рождение свыше. Мы уже говорили, что рождение свыше получает не душа, но дух.

Душа остается склонной ко злу до самого конца земной жизни. Этот факт является основой для всей доктрины освящения, ввиду того, что Новый Завет - это единый большой призыв к духовному прогрессу через господство духа. В собственной природе человека всегда присутствует враг святости, и святость в нас не является неизменной и статичной, она является прогрессирующей. Все испытания, проверки, наказания и страдания теряют смысл, если нет никаких оснований бояться падения. Рост всегда происходит в борьбе. Был только Один, в природе Которого не существовало никакого фактического зла или греха.

Вопрос освящения был сильно запутан, потому что для его разбора были взяты за основу некоторые места Писания, которые, на самом деле, непосредственно к вопросу освящения не относятся.

Наши рекомендации