Марта 1987 г. Джаядвайта Свами, «Несколько удручающих мыслей о членах Джи-би-си».

…К этому времени большинство старших преданных стали думать, что падения и нарушения со стороны гуру не прекратятся, и что Джи-би-си не способны контролировать их. Это растущее беспокойство, наконец, нашло официальное выражение на очередном собрании президентов храмов и санньяси Северной Америки в сентябре 1984 года. 94 % членов собрания, имевших право голоса, согласились с тем, что «есть основополагающие и требующие решения проблемы с существующим институтом гуру в ИСККОН».

«Используя как косвенные пути, вплоть до аморальных поступков, так и непосредственно конфронтацией и силой Джи-би-си выдворили множество учеников Шрилы Прабхупады с их служения, из их собственных домов и из ИСККОН… Позволяя, поддерживая, участвуя, сохраняя и защищая эти и другие формы разрушения и духовного разложения, члены Джи-би-си принесли высшей управляющей инстанции Международного общества сознания Кришны позор и осквернение».

1993 год. Признание Хамсадуты дасаИзвинения преданным

Приведенное ниже письмо,… в скромной попытке обратиться ко всем преданным во всем мире с искренней и смиренной просьбой простить меня. – Хамсадута дас

Дорогой Урдхвага прабху!

Пожалуйста, прими мои самые смиренные поклоны. Я получил твое письмо от 22 марта 1993 года. Я не написал ответ раньше потому, что хотел сначала осознать истинную глубину и причину моей полной деградации и постыдного поведения после ухода Шрилы Прабхупады, особенно в отношении незаконных действий системы инициирующих зональных гуру-ачарьев, в которой я сыграл столь разрушительную роль.

Хотя сейчас я способен трезво смотреть на вещи в смиренном настроении, мне потребовалось для этого больше десяти лет мучительных духовных поисков и расскаивания, чтобы осознать мою проблему – проблему, которая тебе и многим другим искренним ученикам Прабхупады была очевидна с того момента (и даже раньше), когда Прабхупада покинул этот смертный мир в 1977 году. Охваченный лихорадкой пратиштхи (желания славы и почестей), одержимый амбициями стать гуру, короче говоря быть господином и хозяином преданных, я впоследствии стал полностью глух к указанию Шрилы Прабхупады, которое он ясно выразил в своем письме GBC и президентам храмов от 9 июля 1977 года. В этом письме он назвал 11 преданных и дал ясно понять, что они должны действовать в качестве его ритвиков (представителей) для инициирования новых преданных от имени основателя-ачарьи А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Шрила Прабхупада никогда после этого не издавал никакой другой директивы, бюллетеня или какого-либо другого письменного документа, указывающего, что его ученики должны становиться ачарьями или гуру каким бы то ни было способом. Его письмо от 9 июля 1977 года, назначающее 11 старших учеников ритвиками-представителями, является единственным приказом, который Прабхупада издал незадолго (за 4 месяца) до своего ухода в ноябре того же 1977 года.

С тех пор прошло много лет, я пал со стандарта преданного служения и все это время невыносимо страдал, зная, что я привел к духовной катастрофе жизни сотен и тысяч искренних, стремящихся к Абсолютной Истине преданных, которых я бесстыдно крал (похищал) у Шрилы Прабхупады (основателя-ачарьи), выставляя себя истинным ачарьей, духовным учителем, тогда как в действительности я был неспособен контролировать свои чувства даже хуже, чем обычные карми.

Почему мне потребовалось столько времени, чтобы открыто и честно написать об этом? Потому что ненасытная жажда почестей и славы положения гуру, ачарьи и святого человека настолько сильна в моем сердце, что лишь в прошлом году по милости Прабхупады и благодаря внимательному воспеванию Святого Имени жар пратиштхи спал настолько, что я могу ясно понимать, что произошло, и честно говорить об этом.

Я в смирении падаю ниц перед тобой, Урдхвага, и всеми остальными преданными, особенно теми, кто, к несчастью, стали моими учениками и в результате полностью лишились веры и энтузиазма совершать преданное служение.

Я знаю, что просто написать письмо с извинениями недостаточно. Я проведу остаток своей жизни, делая все, что в моих силах, чтобы восстановить Шрилу Прабхупаду в положении Основателя-ачарьи и современного Вьясадевы Брахма-Гаудия-Вайшнава сампрадаи, как описано в приложенной статье «Прабхупада, Его Движение и Вы».

Я предлагаю, чтобы все новые преданные, которые были неавторитетно иницииированы гуру ИСККОН, которые так же как и я пали или еще представлют себя чем-то большим, чем ритвиками-представителями Основателя, Шрилы Прабхупады, могли быть должным образом инициированы, просто приняв Шрилу Прабхупаду своим гуру и сампрадая-ачарьей и пройдя церемонию инициации, проводимую ритвиком – преданным, который должным образом следует наставлениям Шрилы Прабухпады, согласно письму от 9 июля 1977 года, уполномочившему ритвиков-представителей инициировать от его имени.

Мой вывод прост: после ухода Шрилы Прабхупады старшие ученики должны были продолжать делать то, что они уже делали годами еще во время пристутствия Прабхупады, а именно действовать как смиренные слуги Шрилы Прабхупады в отношении инициаций. Они были ритвиками в то время, когда он присутствовал, и они должны были оставаться ритвиками после его ухода. Все, что выше этого, - не более чем амбиции занять положение гуру, одна из двух последних ловушек майи, вторая из которых – желание стать Кришной.

То, что ты написал мне такое сердечное, искреннее и честное письмо, очень сильно помогло мне. Я уже наладил связь с Яшодананданой и другими преданными, которое очень помогли мне в моем падшем состоянии. Их общение придает мне силы и надежду выполнить хоть какое-то служение в будущем, чтобы помочь исправить то плачевное состояние, в котором оказалось Движение Прабхупады.

Я знаю, что ты всегда был моим настоящим другом, и я горько сожалею о том, что причинял тебе боль все эти годы. Пожалуйста, прости меня. Я надеюсь, что вскоре мы сможем встретиться и начать новую главу нашей дружбы и совместного служения Прабхупаде. Пожалуйста, прости меня. Мне потребовалось слишком много времени, чтобы спуститься на землю.

Твой смиренный слуга и друг, Хамсадута дас. (Письмо Урдхваге дасу).

http://hansadutta.com/ART_NAMHATTA/SPMAY04.html

Дорогой Ведагухья дас прабху!

Пожалуйста, прими мои самые смиренные поклоны. Вся слава Шриле Прабхупаде. [...]

О беседе, состоявшейся 28 мая 1977 г. между Шрилой Прабхупадой и некоторыми членами GBC относительно проведения инициаций в будущем, мне не было известно еще несколько лет после ухода Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада много раз обсуждал различные вопросы, но если конкретный порядок действий или политика не были закреплены в виде письма или другого официального документа, такие обсуждения не принимались как окончательные. Прабхупада часто говорил, что вы можете говорить много всего, но не не делайте этого в письменном виде. Потому что в письменном виде ваши утверждения становятся официальными. [...]

Я отчетливо помню, что когда я получил письмо от 9 июля 1977 г. в Шри-Ланке, мне стало ясно, что это письмо – выражение воли Шрилы Прабхупады относительно проведения инициаций в будущем. Я также помню чувство некоторого разочарования из-за явного ограничения полномочий, которое предполагало назначение «ритвиком – представителем Ачарьи», поскольку на самом деле у меня было сильное желание стать таким же гуру, каким был Шрила Прабхупада, и я думаю, многие лидеры имели такое желание.

10 июля я получил (ещё) письмо от Шрилы Прабхупады:

Ты подходящая личность, и ты можешь давать инициации тем, кто готовы к этому. Я избрал тебя одним из 11 “ритвиков”, представителей Ачарьи, которые должны давать инициации от моего имени, первую и вторую”. Соответствующий бюллетень рассылается всем президентам храмов и GBC, в котором перечислены одиннадцать представителей, выбранные Его Божественной Милостью. Те, кто получают инициацию, являются учениками Шрилы Прабхупады. Имена всех, кого ты сочтешь достойными и инициируешь таким образом, ты должен прислать для включения в книгу “Инициированные ученики” Шрилы Прабхупады».

… Иначе говоря, мне было ясно, что назначение в этом письме «ритвиков-представителей», которые будут инициировать новых учеников от имени Шрилы Прабхупады, было окончательным указанием в преддверии надвигавшегося ухода Шрилы Прабхупады из этого мира.

Шрила Прабхупада прислал мне письмо, датированное 31 июля 1977 года:

«… ДЕЛАЙ СВОЕ ДЕЛО И ПРОДОЛЖАЙ ДЕЙСТВОВАТЬ В КАЧЕСТВЕ РИТВИКА ОТ МОЕГО ИМЕНИ».

Было ясно, что Шрила Прабхупада официально вводит концепцию «ритвиков – представителей Ачарьи» для проведения будущих инициаций в ИСККОН. Если бы было еще что-то, что он хотел пояснить или дополнить, Шрила Прабхупада, несомненно, написал бы…».

Эти одиннадцать человек, как и многие другие, уже несколько лет инициировали преданных от имени Шрилы Прабхупады...

Вместе с тем письмо от 9 июля давало полномочия и ответственность, которых мы не имели до этого. 11 человек, утвержденных в качестве «ритвиков – представителей Ачарьи», получили свободу проводить инициации…без предварительной консультации со Шрилой Прабхупадой через письма… Это было новым… в то же время из описания их обязанностей было ясно, что их полномочия ОГРАНИЧЕННЫ…

Хотя Шрила Прабхупада говорил, что все его ученики должны стать гуру, он никогда не приказывал кому-либо конкретно «становиться гуру», вместо этого он дал ограниченные полномочия и ответственность некоторым ведущим ученикам «действовать в качестве ритвиков – представителей Ачарьи». Мы злоупотребили возложенной на нас ответственностью, заключив, что автоматически после ухода Шрилы Прабхупады ритвики должны превратиться в гуру, и мы видим, что в результате все постепенно сошло на нет, и весь ИСККОН сотрясают проблемы. Но все равно лучше поздно, чем никогда. Все еще можно исправить, если мы просто вновь повинуемся приказу духовного учителя действовать в качестве «ритвиков – представителей ачарьи».

Не думаю, что мои слова на что-то повлияют, но для собственного прояснения и очищения я изложил свои мысли в письменном виде. Возможно, они смогут пригодиться тебе. [...]

Твой смиренный слуга, Хамсадута дас. (Из письма Ведагухье дасу).

1994 год. Доклад.Висбаден. «Почти все до одного президенты храмов Северной Америки к 1987 были убеждены в очень серьезных упущениях, связанных с установившимся статусом гуру в ИСККОН, но что это за упущения и какова их причина, точно не мог определить никто…

На мой взгляд, ответственность за все допущенные ИСККОН ошибки лежали на всех учениках Шрилы Прабхупады». Равиндра Сварупа, член GBC.

1996 г. Джаядвайта Свами:«ФАКТ: Джи-би-си ИСККОН поддерживали падших гуру и пытались письменно оправдать их падения.

ФАКТ: Гуру ИСККОН враждебно относились, притесняли и выгоняли многих искренних духовных братьев и сестер.

ФАКТ: Гуру ИСККОН узурпировали право распоряжаться и неправильно распоряжались деньгами, и использовали другие ресурсы ИСККОН для собственного престижа и чувственных удовольствий.

ФАКТ: Гуру ИСККОН имели запрещенные сексуальные связи и с женщинами, и с мужчинами, и, возможно, с детьми. … (… и т.д. … и т.д. … и т.д. …)».

***

29 января 1999 г. «Тем не менее я рискну назвать основные причины, из-за которых ИСККОН испытывает такие трудные времена. Первая и главная из них – я хочу это подчеркнуть – у ИСККОН отсутствует разум».

(ЕМ Равиндра Сварупа дас, председатель GBC, «ИСККОН и варнашрама-дхарма: неоконченная миссия»).

5 октября 2000 г. «Я, не колеблясь, говорю, что в нашем Обществе царит хаос».

(ЕС Бхакти Чару Свами, лекция по Шримад Бхагаватам, Вриндаван, Индия).

31 октября 2000 года (ЕС Бхакти Чару Свами, речь на день ухода Шрилы Прабхупады).

«Почему мы не решаемся сказать тем, кто приходит к нам в поисках духовного учителя, что Шрила Прабхупада, самый лучший гуру в мире, какого только можно найти, по-прежнему здесь, и они могут предаться ему и очень легко вернуться обратно к Богу?».

январь-июнь 2000 г. ISKCON Communication Journal, #8.1.

«Сейчас GBC стал очень, очень слабым. Главные причины этого: падения духовных учителей и упадок духовного авторитета в целом. Это относится к санньяси, гуру и членам GBC. Эти три категории тесно переплетаются между собой, и все они имеют сомнительную репутацию. Отреченный уклад жизни, санньясу, теперь называют сексъясой – мы слышим это постоянно. Люди крайне подозрительно относятся к гуру – все ждут, когда падет следующий. GBC, похоже, пребывает в растерянности и ничего не может поделать с этим. В ИСККОН витает ощущение, что мы сами не знаем, в каком направлении двигаться дальше». (ЕМ Равиндра Сварупа дас, председатель GBC).

«Все это на самом деле было очень печально, и жизнь новых ачариев в откровенном обмане начала брать суровую расплату. Череда их падений, сопровождавшихся страшными скандалами, привела к тому, что к середине 80-х г.г. ИСККОН оказался на грани полного распада, а имиджу Общества был нанесен серьезный урон. Многие разочарованные преданные, вынужденные по 3-4 раза принимать очередное нововведение - «реинициацию» - стали покидать ИСККОН, и часть из них уходили в различные матхи. Очевидность ошибочности установленной системы становилась все более ясной.

…В результате истинное положение Прабхупады оказалось сокрытым… из-за этой системы в 1981 году мы впервые столкнулись с кризисом. Из одиннадцати гуру шесть пали один за другим, и это стало настоящей катастрофой для нашего общества». (19/5/2003, Бхакти Чару Свами, Конференция учеников, РАМНО текст 6829041).

«Так ИСККОН, который должен был освободить мир от ложных религий, сам деградировал в дешевый культ, апа-сампрадаю и настоящее посмешище, дискредитировав Шрилу Прабхупаду и всю парампару».

(ЕС Бхакти Викаш Свами о поддержке теорий инопланетного происхождения со стороны гуру Бхакти Тиртхи Свами, РАМНО текст 7160564, 23 августа 2003 года).

«Тех, кто не поддерживал гуру, их систематически выдворяли из Движения. И лично я чувствовал, что Движение распадалось на части потому, что положение Прабхупады не было должным образом установлено.

Например, как 1987 году. Хотя мы провели реформу, после того как столько гуру пали, мы сформировали комитет из 50 человек и провели реформу; но на самом деле, по крайней мере, я так считаю, никакой настоящей реформы не было. Это было что-то вроде смягчения первоначальной системы и продолжение в том же духе. Все, что мы сделали, это назначили еще несколько гуру и открыли для всех возможность инициировать в любом уголке мира, кто где пожелает. А до этого была система зональных ачарьев. Поэтому я считаю, что это главная ошибка, которую мы совершили сразу после ухода Шрилы Прабхупады и которая так и не была никогда должным образом исправлена. [...] Да, я согласен, начинать нужно с этого, как я говорил, наша главная проблема началась с введения неправильной системы инициаций. И эта порочная система, пусть и разбавленная до некоторой степени, по-прежнему практикуется в ИСККОН. После того, как в 1998 году пал Харикеша, в 1999-м я сказал, что очевидно мы движемся не в том направлении. А когда идешь не в том направлении, когда ты знаешь, что идешь не в том направлении, что ты должен сделать? Ты должен остановиться и найти правильный путь. Поэтому давайте прекратим на некоторое время инициировать и постараемся найти истинный корень проблемы и ее решение, если мы сможем найти это решение, а до тех пор давайте остановимся».

(Бхакти Чару Свами, собрание в Торонто, 20.07.2003).

***

«Всего лишь треть храмов распространяют книги; две трети храмов практически ничего не делают. [...] В этом году на фестивале Гаура Пурнимы в Майяпуре две трети зарегистрированных гостей приехали из России».

(Отчет GBC, понедельник 5 февраля 2007 года)

«По сравнению с временами Шрилы Прабхупады ИСККОН находится в застое. Когда вы приезжаете в западные храмы, вы встречаете там практически одних индийцев. Это значит, что местные люди не приходят в ИСККОН, а индийцы, поскольку это им близко, присоединяются, несмотря на недостаточную проповедь с нашей стороны».

(«Откровения Бхакти Чару Свами», Кришна Крипа дас, 24 марта 2007 года).

«В Ваше отсутствие мы превратились в беспомощных сирот. Хотя дом, который Вы построили для нас, сохранился, мы лишились богатства и изобилия, которые Вы оставили нам в наследство. Мы стали подобны тем старым аристократам, которые все еще гордятся своей великой родословной, но сами живут уже на пособия по бедности. Шрила Прабхупада, пожалуйста, благословите меня, чтобы я мог сделать что-нибудь, чтобы вернуть нашу утраченную славу, объединить нашу семью и возродить тот дух, который Вы так эффективно распространяли для борьбы с влиянием Кали и утверждения миссии Санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху».

(ЕС Бхакти Чару Свами, «Подношение Шриле Прабхупаде», 1 янв. 2008 г.).

6.а) Из архива сайта Хансадутты, опекуна ББТ.

После покаяния в 1993 г. Хансадутта живёт сам по себе в Америке. Наше предложение в 2008 г. от храма Нрисимхи о сотрудничестве было им одобрено, но тесным контактам противостояло его здоровье.

Хансадутта Прабху был членом Руководящего Совета миссии и после ухода Прабхупады состоял в первом списке 11 гуру ИСККОН, утверждённых не Прабхупадой, а самими самопровозглашонными этими гуру в марте 1978 г.. Через десятки лет после его взлётов, падений и исключений из миссии наконец в 1993 году Хансадутта Прабху покаялся. На своём сайте он публично перед всем миром представил книгу, как он стал гуру: «Прабхупада и мы». В своём покаянии Хансадутта Прабху указал, что «основанием в его падении было участие в списке новых гуру, несанкционированном Прабхупадой». Идея «11 гуру» была чистой выдумкой его самого и тогдашних лидеров ИСККОН. Список гуру, которых утвердили голосованием сами ученики Прабхупады, был рукой кали-юги. Хансадутта, как в книге, так и на своём сайте со своими последователями просит не повторять подобных ошибок и устранять любые отклонения, не дожидаясь реакций в миссии Прабхупады.

Он просит предаться словам, только исходящим от самого Прабхупады, в которых нет места новым самозваным дикша-гуру в ИСККОН.

Соглашение ББТ – это юридический правовой инструмент, посредством которого Шрила Прабхупада учредил ББТ в Калифорнии в Мае 1972 года. ББТ было самостоятельной организацией и связанное с ИСККОН только духовными отношениями, юридически ни ИСККОН, ни ББТ не имели власти друг над другом. Таково было правило от Прабхупады.

В ноябре 1974 г. Шрила Прабхупада назначил Hansaduttу опекуном BBT на всю жизнь, вместо Karandhar Prabhu, который оставил движение. Это – письменная резолюция BBT, изданная среди писем Шрилы Прабхупады. Есть много копий этого документа.

В 1996 г. ИСККОН / ББТИ начало судебный процесс против Хансадутты (Ганса Карего, защищавшего интересы ББТ по оригиналам резолюций Прабхупады), прося суд объявить, что ББТ, созданный Шрилой Прабхупадой, никогда не имел юридической силы и что Прабхупаде не принадлежали авторские права, или, если он имел юридическую силу, то Хансадутта никогда не был опекуном и что он должен быть уволен. ББТИ и ИСККОН начали судебное дело против Хансадутты, покаявшегося и признавшегося в грехах новых гуру. К сожалению, де-юре это дело было против правил как ББТ, так и ИСККОН, утверждённых Шрилой Прабхупадой.

Материал взят из судебного письменного опроса свидетелей сторон Plaintiffs (BBTI and ISKCON).

ББТИ и ИСККОН заявляют, что Шрила Прабхупада никогда не был собственником авторских прав на свои книги. Используя юридический довод, что книги были "works for hire" – "работой по найму", ИСККОН поэтому был собственником авторских прав. Если Шрила Прабхупада был нанят ИСККОН, все, что Шрила Прабхупада написал – принадлежало ИСККОН. Таким образом был довод, что Шрила Прабхупада не мог закрепить за ББТ авторские права на свои книги, которое он создал, поскольку с самого начала эти книги никогда не принадлежали ему. ИСККОН и ББТИ заявили в суде, что ИСККОН, исходя из своих авторских прав, в 1988 г. объединил ББТ в ББТИ в Штате Калифорния, закрепив свои авторские права только за ББТИ.

Это часть из документов и юридических бумаг Сингапурского и Калифорнийского судебных дел.

-------------------

В то время, когда Прабхупада назначил Hansaduttу, было только три опекуна: Шрила Прабхупада, Bali-Mardan и Hansadutta. И был большой беспорядок по опекунам. Учитывая, что Бали-Мардан и Bhagavan покинули миссию, это означало, что Hansadutta был последним оставшимся опекуном на 1990 год.

Есть три причины для путаницы:

(1) Srila Prabhupada сделал два треста, один в Индии (Bhakti Vedanta Book Trust, которое было только трестом для публикации и никогда не держало авторские права к его книгам) и один в Америке (Bhaktivedanta Book Trust, которому были переданы все авторские права к его книгам). Так, хотя американский BBT допускал максимум 5 опекунов, был также индийский BBT, который также допускал максимум приблизительно 5 опекунов.

(2) преданные, как Ramesvar, которые были назначены секретарями BBT, но действовали как менеджеры, называли себя опекунами; и региональные офисы BBT также звали своих местных менеджеров опекунами. Очень многих людей называли опекунами BBT, но юридически Прабхупада оформил опекунами только единицы.

(3) в 1988 г. ISKCON GBC решило изменить статус BBT Прабхупады и узаконить новый как корпорации. Таким образом был зарегистрирован "Bhaktivedanta Book Trust International, Inc" в штате Калифорния. Поскольку это корпорация, а не трест, то она имеет директоров, а не опекунов. Но в ISKCON директоров ББТИ по-прежнему называют по-старому, как опекунов.

Ещё больше все запуталось с опекунами, когда ББТ однажды "ISKCON of California, Inc" зарегистрировал фиктивное коммерческое имя в штате Калифорния, так называемое "DBA" ("занимающийся коммерцией"). И название, которое они использовали, было "Bhaktivedanta Book Trust". Это наподобие торговой марки. Например, Гостиницы Hilton – торговая марка, но корпорация юридически регистрируется под другим названием повсюду в мире, где она основывает свой бизнес.

Для большинства в ИСККОН, BBTI и BBT одно и то же. Но остаётся фактом, что Prabhupada учредил только ВВТ, и как трест, а не корпорацию. И он написал документ треста с инструкциями, что BBT должен был быть отдельным юридическим лицом от ISKCON. И что BBT не должен управляться GBC. И что BBT должен управляться только опекунами, которых он назначил. И в завещании указано: никаких изменений в управлении миссии. Но, увы!

Но чести ради мы должны признать в ИСККОН высшей инстанцией только слово Прабхупады, а не кого-либо из членов ИСККОН или ББТ. И если Srila Прабхупада учредил ББТ как трест, а ISKCON как бенефициарий, т. е. лицо, пользующееся пожертвованиями, никто не может это менять.

Но сегодня бенефициарий ISKCON обошел права треста и все активы или имущество треста взял под свой контроль. Это то, чего больше всего не хотел Прабхупада. А то, что произошло – не отвечает законам международного права, это форма скрытого нарушения авторского права Шрилы Прабхупады.

При использовании того же самого слова, как ББТ и опекун, в ещё одной организации как ББТИ произошла путаница с волей Прабхупады, через которую трудно для не специалиста видеть истинную проблему: изменена воля Прабхупады.

***

Возможно, для кого-то через несколько лет эта упомянутая проблема статуса ББТ и опекунов отпадёт, т. к. по мирским законам закончится срок авторского права Прабхупады на издание его книг и их может печатать каждый. Но для истинных учеников Прабхупады искажение воли или слов духовного учителя есть дисквалификацией ученика. Ведь слова гуру – это абсолютная природа и вечная истина, как он сам, и не имеет срока давности и коррозии.

После этого суда прежняя организаци ВВТ, преобразилась в две, кроме ББТ есть Кришна Бук, они получили права печатать книги Прабхупады до 1972, до внесёных учениками поправок. Каждый желающий может зделать заказ в любой из этих издательств на любом языке, контакты доступны в Интернете.

7 История Божеств Джаганнатхи.

Джаганна́тха (санскр. jagannātha, — одна из форм Кришны и имён Кришны, которое означает «Господь Вселенной» или «Властелин Вселенной».

Будучи абсолютным, Господь Джаганнатха неотличен от Своего мурти, изображения, киртана в Его честь или любых других проявлений. Тот, кто видит в Господе Джаганнатхе только деревянную статую, обрекает себя на страдания. Чистый преданный, сведущий в науке осознания Кришны, не делает различий между Господом Джаганнатхой и Его телом. Он знает, что они тождественны друг другу, поскольку Господь Кришна и Его душа - суть одно. Между Господом Джаганнатхой и Кришной разницы не существует, однако в облике Джаганнатхи Абсолютная Истина воплощена в дереве. А потому Он неподвижен. Таким образом, Господь Джаганнатха и Шри Чайтанйа, хотя и предстают как двое, в действительности являются одним, поскольку они оба Кришна, который неделим. (Ант5/146-52)

Поклонение Кришне, как Джаганнатхе распространено по всей Индии, но особой популярностью пользуется в Западной Бенгалии и Ориссе. Раз в год их вывозят из храмов на улицу в больших разукрашенных колесницах, и множество людей получают возможность получить даршан божеств. Этот фестиваль носит название Ратха-ятры и ежегодно празднуется во многих городах Индии. А после открытия Прабхупадой в 70-ых храмов по всему миру этот фестиваль проводится во многих столицах мира.

Полная история появления Джаганнатхи содержится в «Сканда-пуране», где описывается праведный царь Индрадьюмна, который был великим преданным Вишну. Несмотря на всё богатство и славу, которыми он обладал, царь был неудовлетворён — он стремился к высшему совершенству жизни — увидеть Бога лицом к лицу.

Однажды глас с небес повелел царю построить храм на вершине холма Нилачала и установить там деревянное мурти Дару-Брахмана.

Царь заложил город Пури и построил там храм. Великолепный храм уходил в землю на шесть локтей и возвышался над землей на сто двадцать локтей. Верхушку храма венчала круглая остроконечная башенка, на которой была установлена чакра. Царь отделал храм золотом и, когда всё было готово, отправился в обитель Брахмы — планету Брахмалоку — с целью пригласить Брахму освятить храм. Но так как каждое мгновение на Брахмалоке (высшей планеты солнечной системы) равно шести земным месяцам, когда царь Индрадьюмна вернулся на Землю, — прошли уже многие годы. Храм, стоявший недалеко от океана, занесло прибрежным песком, а на престоле сменилось несколько царей.

Индрадьюмна вознёс молитвы Брахме и попросил освятить храм и окружавшие его земли, после чего Брахма поместил флаг на верхушку храма и провозгласил, что в будущем, всякий, кто издали увидит этот флаг и в почтении падёт ниц, непременно обретёт мокшу.

Через некоторое время царю Индрадьюмне явился во сне Джаганнатха и сообщил, что царь может найти его в море около местечка Банкимухан в форме Дару-Брахмана, — бревна калпа-врикши — древа желаний из духовного мира. Царь в сопровождении своих воинов отправился в указанное место и увидел на берегу моря бревно, отмеченное знаками раковины, диска, палицы и лотоса.

Тогда Индрадьюмна попросил Вишвакарму выполнить эту работу, на что тот согласился с одним условием — никто не должен видеть мурти до тех пор, пока он полностью его не закончит.

По прошествии четырнадцати дней, жену царя по имени Гундича охватило беспокойство по причине того, что из мастерской Вишвакармы вот уже много часов подряд не раздавалось ни единого звука. Она убедила царя в том, что должно быть что-то случилось со стариком-скульптором. По настоянию жены, царь приоткрыл дверь мастерской Вишвакармы и, к своему ужасу, обнаружил, что старый скульптор исчез, как и обещал, а вместо Дару-Брахмана стояли три незаконченные мурти: Джаганнатха, Баладева и Субхадра. Осознав все последствия неисполнения своего обещания, царь решил поститься до смерти. Но по прошествии какого-то времени, к нему во сне явился Джаганнатха и сказал: «Я вечно нахожусь в Нилачале, на берегу океана, в форме Джаганнатхи. У меня нет материальных рук и ног, но своими духовными чувствами я принимаю всё, что предлагают мне мои преданные. Ты нарушил своё обещание, но это было частью моего плана, который состоял в том, чтобы проявиться в облике Джаганнатхи для того, чтобы все люди в Кали-югу поклонялись мне в этой форме».

Считается, что Джаганнатха, Субхадра и Баладева появились в этом материальном мире, чтобы даровать всем живым существам мокшу «Нарада-пурана».

Однажды перед царем Индрадьюмной появился Нарада Муни. Нарада рассказал Индрадьюмне, как ему посчастливилось увидеть Кришну в этом удивительном облике — без рук и без ног, с огромными круглыми глазами и широкой улыбкой. Он узрел эту форму во время посещения дворца Кришны в Двараке, в котором тот обитал вместе со своими жёнами. Однажды жёны Кришны начали обсуждать между собой беспричинную любовь, которую гопи Вриндавана испытывали к Кришне. Не желая, чтобы их кто-то подслушал, они поставили на стражу перед дверью своих покоев сестру Кришны Субхадру. По прошествии какого-то времени, слушая беседу цариц, Субхадра настолько увлеклась, что не заметила, как братья Кришна и Баларама, подошли и тоже начали слушать повествования цариц. От таких историй все трое впали в такой экстаз, что их волосы встали дыбом, их руки и ноги вошли в тело, их глаза округлились и увеличились в размерах — они приняли форму Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры.

После рассказа Нарады Муни привязанность царя Индрадьюмны к Джаганнатхе стала еще сильнее. Царь понял, что необычный облик Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры не случаен: Бог проявил его, потому что царь переживал сильнейшее чувство разлуки с Ним, а также потому, что Сам чувствовал такую же острую разлуку с царем. До конца своих дней Индрадьюмна с любовью в сердце служил Джаганнатхе.

Мурти, сделанное из бревна, выловленного в океане, упоминается как «Пурушоттама» в «Риг-веде» — самом раннем памятнике ведической литературы.

ГЛОССАРИЙ

Пояснение к словам книги, термины Ведийской цивилизации, и краткий список первых последователей русской миссии Прабхупады

1971 - 1988

Аватара– воплощения Бога в материальный мир двух категорий. Иногда это Сам Господь – вишну-таттва, а иногда это Его сыновья и ближайшие спутники джива-таттва. Все они и их миссии – особые полномочия, перечислены в Ведах ещё до их прихода и все самозваные гуру и аватары легко разоблачаются.

А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада– Ачарья и основатель Международного Общества для осознания Кришны (ИСККОН) в 1966 г..

Ачарья – термин и титул, характеризующий самую высокую степень духовного единения с Богом.

Арати – ритуальная служба алтарю.

Арджуна – друг Кришны, которому Тот поведал Бхагавад-гиту.

Бхава – духовный экстаз.

Бхакти-йога – осознание Кришны или процесс любовного поклонения Богу.

Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадая –древнейшый орден мира идущий от сотворения мира, первый его гуру Всевышний Господь Шри Кришна.
32 ачарья этой школы А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада он руководит 10 000 лет. Завершит существование миссии 33 гуру Калки аватар, Сам Господь.

Бхагавад-гита – Песнь Бога (санскрит). Главное лицо книги её рассказчик, Сам Всевышний. Главная тема Гиты высшая честь и мораль. Это главное произведение Ведической цивилизации является частью «Махабхараты». Самое известное и популярное произведение за всю историю человечества, написаное на санскрите. Язык Гиты санскрит, признан пра-языком всех индо-европейских языков, на которых написаны и Библия и Коран.

Бхаджан – 1. внутреннее сосредоточение на Кришне. 2. песни о Кришне или Его слугах вайшнавах.

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур – духовный учитель Шрилы Прабхупады, основатель 64 Гаудия-матхов (храмов Кришны по Индии).

«Бэк Ту Годхед» – журнал, основанный в 1944 г. Шрилой Прабхупадой.

Вайкунтха – духовный мир, Обитель Бога.

Вринда-деви – царица Вриндавана, возвышенная спутница Господа Кришны.

Врадж – место игр Господа Кришны.

вьясасана – кресло для чтения Вед. Названо в честь Вьясы, изначального автора и составителя Ведийских текстов.

Ганеша – Сын Господа Шивы, полубог с головой слона.

«Гаудия-матх» – ведийская организация, созданная Бхактисиддхантой Сарасвати в 1918 году в Индии.

Гауранга – имя Господа Чайтанья, буквально «золотистый».

Говинда – защитник коров, одно из Имен Кришны.

Грихастха-ашрам – положение семьи в ведической общественной системе.

Гуру – многофункциональный термин не относящийся к телу. Основное понятие – передающий знание только о Боге. По правилам Вед, изначальный гуру Сам Бог. Следующее по значению положение гуру – это шакти-авеша-аватара, его занимает только уполномоченный Богом слуга. Он есть прозрачная среда помогающая всем во всей Вселенной приблизиться к Богу и выполняет функции, как дикша, шикша, саньяса – гуру. Не следуя указаниям Вед по выбору гуру, мы выберем менее квалифицированный уровень гуру, который не приведёт нас к духовному прогрессу. (НН стр55). Назначение самих себя гуру, как представителей Бога без полномочий от Бога карается попаданием в ад.

данда – буквально «палка», посох или жезл монаха-санньяси, обладает волшебными свйствами.

GBC – коммисия или исполнительный управляющий совет Гаудия-сампрадаи. Утвержден словесным завещанием Бхактисиддханта Сарасвати, духовным учителем Шрилы Прабхупады, в ночь ухода в 1936 г., для всех старших учеников в их присутствии: «Совет GBC должен продолжить поддерживать проповедь в 64 центрах миссии, основанные мною, и ждать прихода самопроявленного следующего ачарью…». (Шрила Прабхупада, письмо Рупануге, 28 апреля 1974 г.).

Из 60 000 братьев Прабхупады никто не повиновался воле их гуру ждать одного ачарью и продолжать проповедь под руководством GBC. Ученики ослушались своего гуру и сами себя начали назначать ачарьями и образовали отдельные центры. Через 34 года Совет GBC был применён только самопроявленным ачарьей в основанной им по всему миру миссии ИСККОН, но его оставшиеся братья в Индии опять отказались участвовать в нём, продолжив неповиновение, как своему гуру, так и его преемнику - самопроявленному ачарье, Шриле Прабхупаде, Ачарье-основателю ИСККОН.

джива – живое существо.

дикша-гуру – инициирующий духовный учитель.

ИСККОН – «Международное Общество сознания Кришны», зарегистрировано Шрилой Прабхупадой в 1966 году в Нью-Йорке.

«Кавказские пленники» – повесть Ананты Ачарьи Даса (писатель А. Козлов) о самом активном периоде деятельности членов миссии Прабхупады в Грузии и Армении в 1984-1985 годах.

Котовский Григорий Григорьевич – советский индолог из Отдела Индии и Южной Азии ИВ АН СССР. Встречался с Шрилой Прабхупадой в Москве в 1971 году. Один из немногих учёных в СССР признавал миссию Прабхупады истиной древней традицией Вед. (Беседа Прабхупады с Котовским в сборнике "Наука самосознания"). Сын героя Гражданской войны комбрига Григория Котовского в жизни которого присутствовали элементы йоги: брил голову и обливался холодной водой.

Караталы – музыкальный инструмент, ручные цимбалы.

Карма – закон действия и его последствий (судьба).

Кришна– Всепривлекающий (санскрит). Одно из самых упоминаемых в Ведах имён Верховной Личности Бога.

Майапур – город в Бенгалии, место рождения Господа Чайтаньи в Индии.

мантра – звуковая вибрация, молитва, буквально «очищение ума».

матаджи – мать (санскрит), обращение к женщине в ведийском обществе.

Матхура – место рождения Господа Кришны, древняя столица

Наши рекомендации