Седьмой регион Движение Сознания Кришны в СССР
Это был обычный день, когда мы впервые увидели Карена на квартире Садананды в Москве у Курского вокзала, навещая с Анандой Шанти один из открытых им московских нелегальных центров, где он регулярно проводил лекции. Наш армянский друг был не первый человек закавказской национальности, заинтересовавшийся нашей миссией, и, как все наши гости, тогда записывал для себя на аудиомагнитофон лекции, книги и музыку Харе Кришна из наших архивов. Среди наших московских знакомых уже были армяне, а его семья несколько лет жила в Москве. Он был, кажется, из Ливана и говорили, что он приехал по делам бизнеса. И иногда (сейчас это уже можно сказать) мы пользовались его услугами для связи с братьями на Западе.
Серьезными исследователями-практикантами, присоединявшимися к проповеди главы нашей российской миссии, были люди не только разных национальностей, но и разных религий. Московский мастер ушу, азербайджанец из Баку-был мусульманином. Он, часто навещая своих многочисленных родственников, активно представлял древнее учение Вед у себя в Азербайджане. Иногда показывал фото встреч там. Мне, как и нашим нескольким монахам, полностью отрёкшихся от мира и служивших в головном нелегальном офисе нашей всероссийской миссии, сансей Мамед оказывал особое внимание. Он был человек незаурядных способностей и сил, как и все мастера ушу. Но к удивлению, сам же восторгался нашей вегетарианской диетой и духовным самопожертвованием. Его пятилетняя дочь не смогла устоять перед шармом отца, и иногда мы видели, как она делилась некоторыми блоками ушу перед своей маленькой собачкой. Часто семья Мамеда, его русская жена позволяли останавливаться у себя в московской квартире нашей миссионерской компании из троих монахов, когда у нас были проблемы с крышей над головой.
Также в самой Грузии у нас были друзья из Тбилисского кружка йоги. А наш последователь из Латвии художник Бессо периодически навещал свою родню в Тбилиси и представлял нашу миссию своим богемным друзьям. Проводить лекции в Тбилиси ездили из Москвы Ананда Шанти вместе со всей нашей московской компанией. А Вишвамитра даже пытался поменять свою московскую квартиру на Тбилиси и меня А.Шанти отправлял ему в помощь.
Квартира музыканта и художника Садананды в Москве на несколько лет с 1980 по 1982 г.г., до объявления Харе Кришна вне закона, среди десятка наших нелегальных центров в Москве превратилась в самый популярный из них. Там можно было встретить даже иностранцев и людей с разных концов Союза и света. Так мы следовали Прабхупаде, подверждая его слова о нашей миссии: "Это образовательное учреждение, которое учит людей тому, что они не являются материальным телом". ("Бхактиведанта менор", 1975г., интервью с Шрилой Прабхупадой).
Когда парень по имени Карен посетил наш главный московский центр, всё же это оказался важный для русской миссии визит. Это был исторический юбилей, ведь увидеть на 10-ый год нелегальной проповеди нашей миссии по СССР «ходака» из солнечной Армении было не просто приятным сюрпризом и плодом наших усилий, а в конечном счёте -Милостью Высшей Воли. Сам Карен каким бы скромным он тогда не был, всё же уже занимался неслыханным для атеистического СССР: дзен-будизмом, поклонением Господу Будде. А это было нетолько смерти подобно, но и показателем не случайной и не простой идущей на риск души, ради своих убеждений. С точки зрения Вед, придти к поклонению Богу в своей жизни, означало путь многих прошлых жизней. Родители Карена очень переживали за своих мальчиков ведь и старший его брат тоже был увлечён Востоком. Когда друзья Карена сообщили, что в Москве есть бхакти-йоги, и предложили ему их навестить, то он от своего брата который ходил на их лекции летом этого года в Ереване уже знал о них, но эту новость воспринял, как знак, надо ехать.
В последствии Карен основал общину бхакти-йоги в Ереване и стал лидером Движения Харе Кришна в Армении. Брат Карена станет учеником миссии Атманандой дасом, а он сам Камаламалой дасом(слугой). Атмананда начал свой путь в бхакти йоге с чтения английских книг Прабхупады - основателя мирового движения бхакти йоги, из своей республиканской Библиотеки. Туда книги попали из запада присланные учениками Прабхупады выполняя его волю. А окончательно определили его выбор лекция всероссийского головы нашей миссии Ананда Шанти в его родном институте в Ереване. «След Ананда Шанти» в Ереване подтверждал, как силу влияния слов основателя русской миссии, Прабхупады на СССР, так и связь его с Всесильным Верховным Господом. Армения стала седьмым регионом после России, Прибалтики, Украины, Азербайджана, Сибири и Грузии, в котором слуги Прабхупады начали вводить Его Движение для осознание Кришны или бхакти-йогу которая докатилась и до Карена.
Очередная встреча в следующем 1982 году в Грузии на Северном Кавказе с нашими знакомыми армянскими последователями обрадовала нас всех. В Цане, грузинской деревне возле Ельбруса, Карен с братом после встречи с нашими московскими кришнаитами организовал армянскую общину Харе Кришна, состоящей из полутора десятка человек. Несколько семей друзей Карена перебрались из Еревана в горную деревню Цану. Переезд одновременно решал сразу две задачи: жить вдали от цивилизации для лучшей духовной практики и последовать совету западного представителя миссии, избежать преследования КГБ в городе. Карен с братом были астрофизиками, и все их друзья тоже были людьми разного профиля высшего образования. Но теперь они добровольно лишили себя благ цивилизации и жили среди нетронутой природы. Их вкусам и месту обитанию можно было позавидовать, особенно нам слугам из первого московского ашрама, которые ни свет, ни заря выполняли рутинную обычную административную работу по организации запрещённой миссии в городах среди пропитанной безбожием публики.
С несколькими молодыми бхактами из московской общины, каждому из которых было чуть больше двадцати: Юрой, мастером по малоизвестному ещё в СССР ушу, и Сергеем (Радха Дамодаром), который работал в закрытом для всего мира КБ, занимавшимся ракетно-космической техникой и руководившим молодёжной комсомольской организацией – мы привезли тогда для хранения созданный миниархив московской общины в 1982 году, хотя Движение Харе Кришна в СССР официально не было запрещено законом, но начались повальные обыски. Архив состоял из нескольких английских книг и копий книг Прабхупады и различных их записей на аудиокатушках. Опасаясь, что в Москве КГБ может у нас отобрать все, что связано с миссией Прабхупады, мы надеялись, что будем восполнять недостающие книги, копируя их отсюда.
Мне кардинально не нравилась такая база для хранения, где избежать глаз при подъезде к ней было просто невозможно. Но мы были не спецподразделение с подобным опытом работы и строгим командованием, а разношерстной монашеской публикой. И в отсутствии нашего главы миссии Ананды Шанти, который находился под арестом и был самым старшим по возврату, советы его молодого секретаря уже никто не хотел слушать.
Получив общинные деньги на дорогу, я пытался хоть как-то помочь моим младшим московским братьям защитить то, что ещё у них осталось, но надежда о защите с каждым шагом к армянской общине в Цане терялась. Неприятным проколом выглядела история ещё за день до места назначения. Как на грех, мы встретили на попутной последней машине среди гор, за несколько километров от места нашего назначения, слугу фемиды, как раз того, кого встречать не следовало – местного участкового милиционера. Увидев нас троих с новенькими огромными набитыми рюкзаками, он сидя плечом к плечу с нами лукаво улыбался, но ни слова претензий не сказал. Участковый, как и ехавшие с нами местные жители с радостью расспрашивали нас, где и как живут приезжие студенты из Москвы, какими мы представились. В этих местах редко встречали гостей, но запоминали надолго, т. к. единственная дорога, вокруг которой они жили, никуда не вела. Она была тупиком в горах Сванетии перед всемирно известной горной вершиной Эльбрусом. Радостное сообщение участкового забежать на днях в гости к Карену, к которому мы ехали, и поговорить о Москве, в которой участковый никогда не был, прошло морозом по моему позвоночнику. Слово участковый сдержал и с сотоварищами в гражданском через некоторое время подмёл не только скарбы московской общины, но и все вещи, связанные с миссией Прабхупады, у всей общины собравшихся там армян, и община была выдворена из Цаны.
Впоследствии, по рассказам членов общины из Цаны, милиционеры долго не могли понять, как в протоколе фиксировать большие формы каких-то трёх подозрительных кукол, которых они хотели конфисковать. Наконец, не иначе как сами «куклы», которых арестанты называли Джаганнатхи, разрешили ситуацию. В момент спора чья-то маленькая дочь армян, в доме которых вся экзекуция происходила, оставила свой угол с игрушками и подошла к Джаганатхам, выставленных среди комнаты. И ни говоря никому ни слова, обхватив их обеими маленькими ручонками, при гробовой тишине десятка свидетелей, по очереди перенесла их в свой угол с игрушками. Вооруженные стражи порядка открыли рты на непредвиденные обстоятельства, а последователи Кришны, наоборот, закрыли свои рты в безмолвии от увиденного. Но инцидент был исчерпан просто классической «немой сценой». Убедительную жирную точку в споре, поставленную очень юной леди, словно волшебной Феей или Золушкой из сказки, не решился опровергать никто из присутствующих. Но уже уходя, силовики замялись и передумали, вернулись к углу с игрушками и отобрали у «Золушки» её трёх «друзей с большими улыбающимися лицами и глазами ».
Что там для советского КГБ, для всей Европы мало кому было известно, что это за «Куклы». Тогда только для Индии это были изваяния Джаганнатхи, в переводе с санскрита Властелина Вселенной, который пять тысяч лет назад, как аналогично Христос две тысячи лет назад, приходил на Землю и оставил свой след в Индии. Простые конусообразные формы из папье-маше с вытянутыми округлыми руками и большими глазами были копиями незаконченных изваяний трёх членов Божественной семьи. Это был Сам Всевышний, Его старший брат Баларама и сестра Субхадра. (Историю о том, почему зодчий с высших планет не закончил свою работу по заказу земного царя и почему всё же даже незаконченной ей поклоняется Индия, можно прочесть в приложении № 7 нашей книги). Сами божества изначально пришли из Индии в Москву к Ананда Шанти, и были отданы на хранение аспиранту МГУ физико-математического факультета Владимиру Крицкому, единственному сыну известного профессора из МГУ. Однако из-за Джаганатх родители вынудили его объясниться и признаться, что он стал слугою Бога, Вишвамитра дасом, что чуть не лишило жизни его безбожного отца.
После ареста Ананда Шанти божества лишились своего великого покровителя, и только сын профессора, казалось, решал их судьбу и вёз их спрятать в Цане. Но на самом деле, сами Божества занимали всех нас служением, следуя только Им известному сценарию. Была ещё не одна история ими проделанная, где Господь подтверждал, как свою любовь к Его бхактам в СССР, так и своё присутствие в русской миссии для блага его последователей. Но это будет в будущем, о котором знал только Бог.
Был и второй ненадёжный знак для хранения: им был дом, закопченный внутри, без окон, без дверей и без пола - полом была сама земля. Мы пробирались к дому по коридору, вырубленному в полутораметровом слое снега, где жили уже полгода Карен с братом. Омовения здесь были не приняты, как и не было места для них, и мне пришлось обливаться утром водой, выйдя из дома, в узком снежном коридорчике, где трудно было поднять даже руку. О чистоте духовной и телесной, как принято в бхакти-йоге, тут среди начинающих ребят в миссии явно было говорить неуместно, хотя я и напомнил об этом. Обычно все в начале своего духовного пути живут в каком-то своём розовом измерении. В общем, выполнив свою миссию, на следующее утро я уехал. Прощаясь, меня провожали немногочисленные жители армянской общины и её глава Карен, который учительствовал в школе, преподавая русский язык для грузинских детей. Мне на всю жизнь запомнились не только аскетизм ребят и многоязычное сочетание наций, но и одеяние сельского учителя, в которое он был облачён и учительствовал, проповедуя скромную жизнь. На нём была перемятая, видавшая виды солдатская гимнастёрка с огромным жирным пятном на всю грудь.
Конечно, невозможно было забыть и другие Божественные проявления – это сама дорога к горной деревне Цане. Цана была последней деревней из десятка домов, зацепившихся на склоне одной из гор, за несколько сот метров от вечных вершин всемирно известного Эльбруса. Серпантином от Цаны шла тропинка, а затем старинная дорога вниз. И любой путник, как и тысячи лет назад, идя по серпантину, куда бы не бросил взгляд, был в изумлении от увиденного сказочно-фантастического пространства. Словно в кресле у огромного до небес телевизора с суперэкраном, открывались необыкновенные горные просторы. Пространство переливалось цветистыми картинами пейзажей нетронутой горной природы на десятки и десятки километров вокруг. Внизу шла долина меж гор с еле видимой нитью русла реки, тянущейся до самого горизонта. Горы, обвитые лесами, и их явно древние, покрытые дымкой тумана, вершины окружали взгляд путника. Здесь могущество самой природы и её Создателя открывалось во всей своей божественной красе. А состояние дороги к Цане, этой «забытой Богом» деревне на северном Кавказе, за пару десятков километров от Кутаиси, не зависело от вида самого современного транспорта, которого в изобилии было на извилистой, часто засыпанной завалами, трассе. Только от капризов погоды зависел путь к природному эльдорадо возле Эльбруса. И было точно, как в песне Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы - на которых ещё не бывал».
***
Мои предчувствия о Цане оправдались. Посещение Цаны не прошли даром и для меня. Через месяц, не только грузинский, но и московский след застал меня в Киеве, и избежать очередного ареста, как и впервые моим братьям армянам в Цане, мне уже не удалось.
Через год с небольшим в 1983-м, после освобождения из психиатрической больницы, куда меня пытались навечно определить слуги фемиды, чтоб забыть Бога и дать понять людям, кто в безбожном СССР хозяин, всё же страна и её охрана ошиблись. В очередной раз простая молитва к Всевышнему Шри Кришне оказалась волшебной. И кто Хозяин, не только в СССР, убеждаться пришлось на собственной жизни и её плодах. Получив два в одном - освобождение, и факт наличия здесь и сейчас сверхъестественного мистического могущества Создателя, давало мне карт-бланш на продолжение служения своему любимому делу: продвигать дальше миссию Прабхупады по СССР.
И вот теперь, навещая оставшихся на свободе своих братьев по «духовному оружию», после первой волны арестов по стране в 1982 г. и объявления миссии вне закона, я посетил только начавшую развиваться общину в Ереване, о которую не так жёстко коснулась рука Москвы. Во второй раз встреча с Кареном была обусловлена не выполнением поручения одного из московских духовных центров нама - хатт*[2], лидеры которой уже второй год «повышали свою квалификацию» в разных тюрьмах СССР, а личной инициативой. В отсутствие нашего главы русской миссии и других секретарей после их арестов всю ответственность за функции нелегального головного ашрама миссии, о котором мало кто знал и любую информацию о котором приходилось ещё скрывать, пришлось взять на себя и поддерживать самостоятельно. Нежданное благословенное свыше – моё освобождение – не оставило мне продвигать «тихую жизнь кабинетного мыслителя в белых покоях». А привело меня к открытию другого не менее важного благословения, но уже от самого Прабхупады из Его биографии: «Печатай книги, деньги будут всегда», которое самому Прабхупаде дал его духовный учитель Бхактисиддханта Сарасвати Махараджа. Таков был спасительный путь ачарьи определивший окончательно мою судьбу.
В этот раз пришлось продвигать не просто идеи и философию, а вести среди всех наших последователей поиски мест для переводов, издания и распространения книг Прабхупады внутри СССР. Поэтому объезжая Союз в поисках мест для издания книг, я навещал и Карена в Армении, где уже было несколько десятков последователей миссии Прабхупады. Заговорив, как бы случайно, вскользь, о ситуации с проблемой больших тиражей, я добавил, что ситуация в самой миссии, как была полтора года назад, до моей психушки, когда каждый не знал, что делать после ареста нашего всероссийского лидера миссии, так и осталась существовать и сейчас, осенью в 1983 году. Прошло уже полтора года, но никто не берёт на себя ответственность за проповедь по СССР и не проталкивает миссию дальше по стране, как это было прежде. Более того, никому нет дела до издания и распространения книг Прабхупады по всему СССР. Каждый из оставшихся бхакт затих в своём городе и спрятался подальше от общения и проповеди даже в своём городе. Почему только я один внутри страны должен пытаться выполнить волю Прабхупады, искать места для издания тысячных тиражей его книг для всего СССР, которые нужны, как воздух.
Разумеется, у меня язык не поворачивался сказать этим спокойным интелегентным парням только начавшим свой путь в миссии Прабхупады, о другой стороне медали. Что просто поклоняться Кришне для себя, чтоб никто не видел, – это одно, хотя тоже противозаконно. Но организовывать нелегальное издание и распространение запрещенной в стране религиозной литературы будет стоить ему жизни и притом втройне. И пойдёт ли он на этот риск, эту жертву: став рядом со мной – изгоем и камикадзе в собственной стране воинственного атеизма, было в руках Кришны. Согласие было не из лёгких, в стране, где были расстреляны десятки тысяч священников и разрушены тысячи храмов, где продолжали работу десятки институтов научного атеизма и сотни психиатрических больниц для инакомыслящих по всей стране. И вряд ли только мои слова о помощи, как издавать тысячи книг Прабхупады, над задачей, которую я вынашиваю несколько лет, и мой полушутливый, полуироничный смиренный тон о счастливой участи их команды, которая делает хотя бы несколько книг для себя, стал причиной выхода на тысячные тиражи. Но кто его знает… что-то подействовало.
Хотя мой вопрос отозвался удивлённым взглядом и безответным молчанием Карена, на последнем предложении в гости, как бы случайно, забежал Сурен, как мне пояснили, надёжный член общины. Уловив тут же суть разговора, лицо гостя выразило заинтересованность. И через минуту в тишине прервавшегося разговора он спросил, кто эти тысячи купит и где они нужны в этом 1983 году, когда вокруг безбожная власть – Советская атеистическая действительность.
Услышав необычно серьёзнейший вывод среди армянской братии на высказанную проблему, я интуитивно почувствовал, что с этим парнем можно рискнуть. Я кратко перечислил имеющуюся только у нашей штаб-квартиры информацию о десятках городов и сотнях преданных, поддерживающих миссию, но минимально участвующих в издании. А учитывая, что у каждого из них есть знакомые, а у них свои знакомые, интересующиеся Востоком, – это уже приличная аудитория для большого тиража. В защиту всему сказанному, напомнил о самих сокровенных словах нашего главы миссии Прабхупады: «нести его книги в каждый город и деревню на планете». И о приказе для самого Прабхупады от его гуру – «если у тебя будут деньги, печатай книги». На этих словах я решил не испытывать судьбу дальше, покинул своих братьев, оставив одного из них, гостя Сурена, с глубоко задумавшимся лицом.
А самому тоже пришлось ещё раз обдумывать свою просьбу к своим братьям и вспоминать о святом писании:
«Шримад-Бхагаватам" - вершина теологии, поэтому он может воздействовать на мирских людей как лекарство. В нем содержатся повествования о трансцендентных деяниях Господа, и потому между ним и Самим Господом нет разницы. Это произведение - подлинное литературное воплощение Господа. Благодаря ему мирские люди могут услышать повествование о деяниях Господа и, соприкоснувшись с Ним, постепенно излечиться от всех материальных недугов. Опытные преданные могут открывать новые пути и изобретать новые средства, чтобы обращать неверующих в соответствии со временем и обстоятельствами. Преданное служение - это динамичная деятельность». (Шрила Прабхупада, ШБ 1.5.16).
Как узнал я позже, Сурен оказался непростым гостем, он носил в своём сердце желание сделать весь мир счастливым, а не только Ереван. На то время Сурен увлекался духовными вопросами, и иногда ему удавалось сделать десяток копий некоторых книг Прабхупады для своих братьев. После моего разговора с Кареном новость о моей просьбе дошла до его брата Атмананды, и тот, в свою очередь, зная возможности Сурена, поддержал идею, и также начал обсуждать с ним попытку издания тысячных тиражей.
Вскоре на следующий 1984 год, в конце лета, мне с юга пришло ошеломляющее известие – в Ереване Сурен, вроде, нашёл вариант для издания. Это была большая удача, объезд Союза не прошел даром, мои скромные попытки сделать шаг к Богу давали плоды. Но, как оказалось, это были ещё не все шаги от Бога. Как будто специально к этой новости, в это же время, на Украину в Киев мистически с Запада прислали главную книгу нашей миссии «Бхагавад-гиту», её только что издали на русском языке.
Обрадованный и напуганный таким количеством «случайностей», или шагов от Бога, за попытку нелегально издавать книги Прабхупады, я всё больше терял страх перед мощью КГБ, пытавшегося нас уничтожить.
На тот момент для распространения у нас уже был сокращённый перевод «Бхагавад-гиты» брата Шалаграма из Питера, напечатанный на простой печатной машинке. Но теперь Гита с Запада давала нам и шрифт, и макет настоящей типографической книги. Срочно я отправил через матушку Атапарупу с Киева в Ереван нашим братьям полученную книгу для больших тиражей самиздата.
Все важные новости, пришедшие со всех сторон в этом году, давали понять, что чья-то невидимая рука всех нас, связаных с изданием книг Прабхупады в Союзе и на Западе, подталкивает играть в одну игру.
***
Но к моему очередному недоумению, мои новые братья из Еревана опять, как в Цане, не замечали уже имеющуюся, как администрацию, так и субординацию в русской миссии. И не пытались учесть тех, кто уже нёс ответственность за миссию в России и кто предложил и вдохновил их самих в Армении на новое служение. Как ни печально, эти пристрастия никто из армянских лидеров не думал исправлять даже через 14 лет после начала их служения и сотрудничества в русской миссии, сформированной ещё до них первыми слугами Прабхупады.
Также и сами западные лидеры не очень заботились о субординации по отношению к изначальным лидерам миссии в России и положении Прабхупады в ней после его ухода. После легализации миссии в России они оказали моим армянским братьям медвежью услугу, предоставив им неограниченные права в миссии. И трагедией отразилась, как странная «помощь» западных лидеров, так и длительная праздность вольнодумства нового руководства русской миссии. Через 10 лет после нашей регистрации, в злополучный 1998 год, двое наших армянских лидеров и сотни их последователей вместе с их западным протеже уже не были способны различать, что истинно, а что ложно. И очередной посланный Богом экзамен для проверки преданности всех членов миссии законам главы миссии Прабхупады показал действительное положение вещей.
От главного гуру миссии на Западе и в России Хар. Пр. его личный массажист и экстрасенс, Моника получила предложение выйти за него замуж. Свами объявил об отказе от своих обетов отречённого от мира монаха и пожелал вернуться в мир к семейной жизни. (Подробности в Приложении № 4).
Такой шаг для санньяси признан в писаниях падением, но что касается падения представителя Бога – гуру – это исключено в принципе. Подобное явление с гуру не все в русской миссии приняли, как того требовал кодекс миссии Прабхупады, его книги и его слова:
«Гуру не вправе изменять ни одно слово своего предшественника. Таков принцип Гуру. Вы не имеете права не повиноваться предыдущему Ачарье или Гуру. Нет. Вы должны повторять то же самое. Никаких исследований… Бог и гуру находятся на абсолютном уровне. Как Бог, так и гуру, он или есть, или его нет. А если гуру пал, он никогда не был гуру. Гуру не падает». (Лекц 1974.08.22, ITV-17).
Только единицы последователей Прабхупады твёрдо верили в суть его слов выше – никто в миссии Прабхупады не может изменить ни одного его слова, как и слова выше: «если гуру пал, он им и не был».
Очередное серьезное разочарование возникло тогда в рядах всей миссии, ставших свидетелями противоречий в положении и квалификации новых гуру после Прабхупады. Притом сам «Адам, попавший под влияние Евы», был уже двадцатым павшим гуру миссии, которого братья-гуру при голосовании на признание его статуса опять не угадали, назначив его «Божественной Милостью».
«Садху санга - это общение и связь с чистым, божественным, а асат-санга, наоборот, противоположность совершенному, разумному. Как, например, реклама сигарет везде и всюду, и негодяи ловятся на неё. Это называется узел, и люди всевозможным образом связаны им по рукам и ногам. Но на самом деле, когда человек является коведа, значит разумный, видя противоречивую рекламу, он понимает, что это глупость. Сегодня мы находим противоречия везде, потому что люди неразумны. Всё что мы выдумываем, так называемые Империи, эти материальные цивилизации, всему этому придёт конец. Это всего лишь ещё один узел, на который мы ловимся, который нас опутывает. Это обман, ловушка. (Лекция 18 авг. 1972 г. Шрила Прабхупада).
Так уж получилось, что никто из членов миссии в России и мире очередному узлу противоречий с падением «известной персоны» не попытался найти разумное пояснение и отвергнуть причину этой «ловушки и обмана». А садху-санга из оригиналов Прабхупады о «чистом и божественном» никого не привлекла. Как и советы самых старших русских братьев из семидесятых, которые несли представительство Прабхупады ещё с тех времён, тоже остались безответны. Смущённая русская братия, наоборот, искала советы у старших братьев падшего гуру с Запада, которые уже не раз ошибались в признании многих «божественными» и явно относились к асат-санге.
Падение очередного гуру привело к разделению русской миссии. Тысячи учеников падшего гуру покинули миссию Прабхупады и создали просто не упоминаемые проблемы внутри миссии. При странных обстоятельствах, доселе не известных публично, Руководящий Совет всей миссии почему-то отдал имущество Прабхупады, его храм в Санкт-Петербурге, ушедшей из миссии братии. А сам Прабхупада, изваянию которого ранее поклонялись как послу Бога, был снят с алтаря, объявлен ложным гуру и убран из храма. Даже несколько лет застенок, пройденные братьями армянами в КГБ за участие в миссии Прабхупады, и полученные от западных лидеров посты руководителей миссии Прабхупады в СССР оказались просто затянувшимся экзаменом судьбы, который они всё же провалили. Они не заметили главного в миссии, кому миссия и всё имущество в ней принадлежит, у кого высшие права в ней и кто её законодатель. Наши разочаровавшиеся братья во главе с ушедшим из миссии гуру не выдержали проверку властью и деньгами.
Но ещё до конца Золотого века, а это 9 500 лет, ведёт всех в своей миссии, предоставляет экзамены в ней и принимает их, даёт всему миру осознание Кришны один и тот же настоящий гуру, ученик Бхактисиддханты Сарасвати – А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, благословлённый для этого самим Господом Чайтанией как сена-пати-бхакта (полководец слуг Бога) и он уж точно знает, как помочь даже таким запутавшимся его последователям. Души докатившиеся до кали-юги имеют глубокие пристрастия к ложным приоритетам ещё с прошлых жизней, и эта привязанность приводит их к общению с ложными авторитетами в миссии и даже отсрочку Божию для исправления длиною в 14 лет такие души могут и незаметить. "В этом Движении сознания Кришны есть много завистливых людей, скрывающихся под личиной вайшнава, и от них нужно держаться как можно дальше. Завистнику, выдающему себя за вайшнава, служить не следует". ("Ч.-ч. М-л 1.218, ком.).
Как-то я прочел, что имя Сурен было у одного из последователей святого Вамшидаса Бабаджи. Это был торговец Сурен Кунда. Так и наш брат Санньяса дас, в миру Сурен из Еревана, тоже стал последователем святого Прабхупады, и будем надеяться, его спасёт эта связь.
Разглядеть и держаться твёрдо за победоносную защитную божественную лотосную пыль, единственного источника осознания Кришны, которыми являются стопы Прабхупады в миссии, оказалось не дешёвой вещью. Стопы Прабхупады оказались трудно постижимыми даже для такого орешка, кем был западный гуру вышедший из итальянской семьи торговцев алмазами в Америке. Ставший членом международного совета миссии Хар.Пр., прославленный на всю миссию своей эрудицией и энтузиастичностью, потерял Божественную защиту главы миссии. Как говорит русская пословица: сколько бы клубку ниток ни крутиться, конец его неизбежен. Так и наша общая судьба в миссии в конечном итоге, открыла нам обман о «великом» новом гуру России, что не по просьбе Прабхупады он заменил его в России, а по своей собственной. (Подробности в Приложении № 4).
В первый же приезд в Россию он не захотел строго последовать Воле Прабхупады и признать уже существующую, оставленную и благословленную Прабхупадой, ещё до него администрацию русской миссии. А через время своим падением в 1998 году этот «новый» только подтвердил, как ложность своего Божественного законодательного безгрешного духовного статуса, так и превышение данных ему полномочий – только исполнителя указаний Прабхупады. Конечно, такая казуистика в миссии среди лидеров, кто есть гуру, тянется уже десятилетия, но с 2001 года проблему начали исправлять не только на Западе, но и в русской миссии. Хотя ещё встречаются некоторые последователи миссии Прабхупады, продолжающие учить тому, чего не было от Прабхупады, что гуру парампары может пасть и т. д. Но теперь мы тверды, как никогда в вере слову Прабхупады, ибо знаем, что такое падшие гуру они «относятся к третьему классу преданных» не обладающих верой и, что есть защита Прабхупады. «Кто не обладает верой, относятся к третьему классу преданных. Даже если они формально заняты в служении Господу. Скорее всего, они сойдут с этого пути через некоторое время. Кто обрёл твердую веру, называется преданным первого класса. И для него возможность падения исключена». (БГ 9.3).
Прабхупада учит, что духовно бедные или слепые лидеры приводят только к беспокойству в обществе. И только от нашей преданности Кришне зависит, какую Его взаимность мы получаем: «память, знание или забвение» (Бхагавад-гита).
Для меня ситуация с моими армянскими братьями и новым гуру, как чужая душа, оказалась потемками, а Бог не придержал их в миссии, выбравших неверный путь.
Как показывает история, не ошибаются только посланцы небес, но даже ближайшие их ученики, как у Иисуса и Прабхупады -ошибались, и это дорого обходилось для всего общества. Но таковы Божественные экзамены и Его Милость, она абсолютна и непостижима, всегда поучительна и всегда оставляет шанс на покаяние и помилование.
***
Приход святого писания Бхагаватам и русской Гиты в 1984 году в Киев, как знамение Свыше, подталкивал к служению дальше и заставлял ещё больше доверять Богу и Прабхупаде, главе нашей миссии, видя их духовную отзывчивость и их всеобъемлющее присутствие рядом.
«Царство Бога – это не выдумки, …кто искренне хочет познать Бога, Кришна открывает Себя изнутри. Искренняя душа получает помощь от Кришны и духовного учителя». («Легкое путешествие на другие планеты», стр. 58).
Низошедшая Бхагаватам в Киеве ещё больше продвинула нас в нашей новой исторической и Божественной задаче на Руси, формировании русского отдела переводчиков, что Прабхупада расписывал как функцию издательства ББТ*[3]. Приход святых писаний сделал нас ближе к Прабхупаде, ведь это была его помощь, за которой в его миссии стоит только он и Господь Чайтанья.
Теперь проблема отсутствия книг Прабхупады могла быть решена. Мы могли обеспечить копией оригинала книг Прабхупады любого переводчика для нашей новой задачи. И наши инициативы в будущем увенчались успехом.
В декабре 1984 г., после побега из Украины в Ригу, я уже брошюровал первые десятки русских Гит, сделанные типографической печатью, привезенные из Еревана. Это был ещё один из очередных успехов нашей инициативы, к которой присоединились наши братья с Армении, и Грузии. И до ноября 1985 г. интенсивность распространения и издания книг Прабхупады всего за один год поднялась до невиданных высот за всю 14-летнюю историю миссии в России. Хотя, по сути, год назад, оставшись в одиночестве на свободе, представитель головного центра русской миссии всего лишь попытался рискнуть самостоятельно, продолжить выполнять только свои функции, служа воле главы своей миссии, Прабхупаде. Четырнадцатый год русской миссии Прабхупады на Руси был триумфом. Успехи миссии граничили с чудесами.
Но Комитет Госбезопасности не дремал на чудеса, и очередная годовщина вооруженного переворота в России в 1917 г. добавила нам «торжеств» в нашу миссию. В ноябре 1985 года опять началась новая волна повальны арестов, и теперь погоня была уже не за вегетарианцами, что портят здоровье нации и наносят ей вред своим дурным примером – не едят котлет. Таковы были приговоры, вынесенные судами того времени: нанесён вред здоровью за отказ от мяса. На одном из судов судья не выдержал: « ну как же то без котлет, то жить можно»? Прошел почти год, как мы уже печатали и распространяли тысячные тиражи в месяц и теперь ловили не за «котлеты», причина была уже серьёзней, хотя и не менее странной – судили тех, кто был связан с нелегальным изданием и распространением святых книг святого из Индии.
Видя масштабы очередной трагедии в миссии, гарантия на то, что мы сохраним наши книги и нас самих, терялась с каждым днем. Обыски и аресты КГБ, которые немного затихли после их первой волны в 1982-1983 годах, остановившись на нескольких десятках активистов Движения втянутых в судебные процессы, теперь, в конце 1985 г., возобновились ещё с большим размахом и с новой публикой.
В то время даже говорить о Кришне было опасно – Московская прокуратура установила за это уголовную ответственность. А что уж говорить за книги о Кришне, оставленные в собственной квартире, запрещенные и изданные нелегально. У преданных Кришны в России жизнь горела со всех сторон, особенно у издателей и ещё более у распространителей этой литературы, а ещё более у того, кто это всё организовывал и сам же участвовал во всём этом. Все эти духовные воины невидимого духовного фронта в СССР, рискующие своими жизнями ради возрождения духовности в стране, остаются пока ещё непризнанными, но настоящими духовными Героями славян на Руси.
Тогда любое служение для миссии было равносильно идти ва-банк с судьбой, ведь оно считалось нелегальным, а вездесущий КГБ в СССР везде имел свои глаза и уши и мог в считанные часы вас вычислить и арестовать. И что вас ожидало, приводило в ужас весь мир, который узнавал о КГБ из книг перебежчиков из СССР.
***
Мы с Суреном, занося новую партию книг в аэропорт, понимали опасность своего положения, но оставлять книги даже на конспиративных складах тоже было не менее опасно. Раскрыть склад могли в любой момент. Для нас горело всё, впереди и сзади. Наконец, отогнав все мысли прочь, я взял билет на глазах у испуганной толпы из рук кассира с ледяными глазами. Чисто машинально для страховки, как говорится береженного Бог бережет, нацепил бирочки авиа-багажа на все свои кульки ручной клади, в которых нёс по несколько книг в салон самолёта. Зайдя в салон самолета, было чувство, словно клетка окончательно захлопнулась. Состояние было, как на жаровне, дороги уже не было никуда. Перед глазами начали мерещиться картины прошедших тюрем и психбольниц и омут нейролептиков в голове. За дверью зала ожиданий в фойе аэропорта оставался Сурен, и я молил Бога, чтоб ему не пришло