Глава 9. К чему это приводит
Доктор Джерри Бергман в своей работе «Jehovah's Witnesses and the Problem of Mental Illness» сообщает, что многие «свидетели Иеговы» страдают шизофренией, тяжелой депрессией, алкоголизмом и другими болезнями. Уровень заболевания психики среди «свидетелей Иеговы» по данным различных зарубежных ученых, превышает средний[88] в 1,5 – 10 раз[89].
Также и число самоубийств среди «свидетелей Иеговы» в два, три раза превышает уровень среди не членов секты[90].
Доктор Бергман приводит мнение Рене Грутмана, убежденного «свидетеля Иеговы». Ради своих убеждений он перенес тюремное заключение из-за отказа служить в швейцарской армии, а также бросил работу, связанную с переливанием крови. После двадцати двух лет пребывания в «Обществе» совесть заставила Грутмана написать руководству организации о том, что многие из самых добросовестных «братьев и сестер» страдают тяжелыми депрессиями, приводящими к самоубийствам. Он также обвинил руководство секты в том, что оно пытается промывать мозги и управлять мыслями своих членов. Его собственная жена Кларисса также окончила жизнь самоубийством[91]. Грутман был немедленно лишен общения.
«Лишение общения» – то есть абсолютный бойкот как-либо провинившихся членов секты – часто приводит наиболее добросовестных «свидетелей» к мысли покончить счеты с жизнью. Бывший член Правящей корпорации Реймонд Франц сообщает, что у него имеется большой список случаев суицида, происшедших в Вефиле. Один сотрудник бросился с крыши производственного здания «Общества», другой – с третьего этажа общежития и т.д. Данные о таких событиях тщательно скрываются[92].
Пресса многих стран рассказывала о самоубийствах среди детей «Свидетелей Иеговы», причина которых кроется в их трагических убеждениях и особенно в страхе перед надвигающимся концом света[93].
Бывшая «свидетельница» Ронда Пенланд пишет: «"Свидетели Иеговы" утверждают, что они способствуют укреплению семейных связей. Из-за них мой брат убил себя, моя мать пробовала покончить с собой. Остальные члены семьи прервали со мной общение. "Свидетели" не объединили мою семью, они разрушили ее»[94].
Что же касается утверждения, что среди «свидетелей Иеговы» нет места таким делам, как насилие, убийство, нарушение закона, то стоит упомянуть о следующем факте. В Государственном научном центре им. В.П. Сербского на экспертизе находилась последовательница «свидетелей Иеговы», пытавшаяся убить на религиозной почве своего малолетнего ребенка. Подобная трагедия в России не единственная.
А вот случаи, происшедшие уже в Соединенных Штатах. Согласно информации, опубликованной в Winnipeg Free Press, 10.02.1987 г., Джим Костелнюк, покинув «Общество» в 1978 г., был «лишен общения». Его жена, оставшаяся в секте, препятствовала ему видеться с детьми и позже вышла замуж за другого члена секты. В 1985 году она и оба ребенка были убиты новым мужем, членом организации [95].
24 ноября 1982 г. в газете «Watertown Daily Times», на с. 21, было опубликовано сообщение о том, как член организации «Свидетели Иеговы» Холмс, заподозрив, что страдает болезнью крови, застрелил свою спящую жену и шестилетнего сына, а затем покончил с собой. Основной причиной его действий, как считают американские психологи, был запрет на переливание крови, существующий в организации иеговистов[96].
В конце 2001 г. чета «Свидетелей Иеговы» из Чикаго до смерти забила 12-летнюю дочь. Глава семьи Лэрри Слак, уже будучи под арестом, заявил, что применил к дочери библейскую меру наказания: нанес ей 40 ударов без одного тростью (на самом деле это был полутораметровый кусок дюймового кабеля) три раза подряд[97].
Многие американские ученые считают, что криминальные случаи в деятельности иеговистов основаны на учении самой организации. Например, исследователь Вернер Кохн в своей работе «Jehovah's Witnesses as a Proletarian Sect» («"Свидетели Иеговы" как пролетарская секта») пишет, что высокие криминальные показатели являются следствием теологических учений «Общества сторожевой башни». При этом он анализирует литературу организации, которая изобилует кровожадными изображениями и сценами насилия[98]. По мнению Кохна, эта постоянная озабоченность темой насилия у людей, которые настаивают на мирном характере своей организации, свидетельствует о том, что у членов секты то «насилие, которое они изображают как совершаемое другими, в большей степени является проекцией их собственных внутренних импульсов»[99].
Джерри Бергман, в качестве иллюстрации теории Кохна, приводит следующий пример из жизни американских «Свидетелей Иеговы». В 1985 году пятнадцатилетняя миссионерка «Общества сторожевой башни» Кристина Сэвбридж со своим приятелем совершили зверское убийство 84-летней вдовы Этел Кэвуд. Преступление было совершено во время посещения ее с целью распространения изданий «Свидетелей Иеговы». Молодые люди нанесли жертве 19 ударов разделочным ножом и разбили ей голову бутылкой. Причиной убийства стали наличные деньги, которыми миссионеры хотели завладеть. Тело они уничтожить не успели, так как торопились на встречу, а утром были заняты на собрании «Свидетелей Иеговы» в «Зале Царства». Вся семья Кристины – убежденные члены «Общества сторожевой башни». Выяснилось, что до этого она воровала деньги у пожилых людей, когда помогала отцу в распространении журналов секты. Лидеры секты отказываются комментировать этот случай[100].
Еще один случай, который позволяет американским специалистам сделать вывод, что молодые люди, воспитывающиеся в семьях «свидетелей Иеговы», предрасположены к насильственным действиям и не контролируют себя. В газете «The Daily Sentinel Tribune» сообщается о семнадцатилетнем Джэйсоне Карре, застрелившем свою мачеху, младшую сестру и брата. Единственное, о чем он сожалел, что ему не удалось убить и отца, также активного члена организации «Свидетели Иеговы», критиковавшего сына за низкую «духовную» активность[101].
Многочисленность подобных случаев, по мнению американских исследователей, позволяет сделать вывод о тяжелых душевных расстройствах членов «Общества сторожевой башни», полученных в результате пребывания в организации. То же, в еще большей степени, относится к детям, выросшим в семьях «свидетелей Иеговы».
Точку зрения иностранных исследователей разделяют и отечественные специалисты. Руководитель клинического отделения НИИ психиатрии Минздравмедрома РФ доктор медицинских наук профессор Ю.И. Полищук утверждает, что «анализ имеющихся данных не оставляет сомнения в том, что деятельность секты "Свидетели Иеговы" часто сопровождается нанесением ущерба психическому и физическому здоровью человека. Этот ущерб проявляется в расстройствах личности под влиянием сектантской практики с ее регрессом, деформацией, формированием жесткой зависимости от секты, снижением способности к критическому мышлению, отчуждением от родителей. Часто формируются патологические сверхценные идеи религиозного содержания. Тем самым ограничивается и ущемляется свобода и права личности. У лиц, предрасположенных к психическим заболеваниям, нередко возникает манифест, или обострение психического заболевания. Наблюдаются обострения кожных и иных заболеваний из-за жесткого контроля за сознанием сектантов со стороны "надзирателей" и "старейшин", которые прибегают к угрозам и запугиванию»[102].
А пока нам необходимо помнить, что «Свидетели Иеговы» – одна из самых многочисленных и самых быстрорастущих тоталитарных сект в большинстве стран Восточной Европы. Секта, в основе вероучения которой лежит грубое материалистическое язычество. Однако именно ей чрезвычайно успешно удается маскироваться под вполне традиционную и общепризнанную христианскую деноминацию. Именно так чаще всего воспринимается эта тоталитарная секта в массовом сознании – как на Западе, так и на постсоветском пространстве.
Мы должны хорошо знать, что ответить иеговистам и как возразить им по всем основным пунктам их лжеучения. От нашего ответа и от нашего знания Писания зависит, сможем ли мы отстоять для Церкви многих ее чад, соблазняемых пропагандистами этой тоталитарной секты.
Приложение 1.
История отношения «Свидетелей Иеговы» к переливанию крови
(дается в цитатах из иеговистских изданий)
(Подборка переводится из The Free Minds Journal. Vol. 17, № 4, Fall 1998.)[103]
1892 г. Первое упоминание проблемы крови. По мнению Рассела, запрет в 12-й главе в книге Деяний апостольских был временной мерой для развития единства в переходный период от иудейской эры к христианской эре (WT[104]. 11/15/1892, с. 349-352).
1923 г. Статьей под заглавием «Вакцинационное мошенничество» положено начало выступлений «Сторожевой башни» против вакцинации (Golden Age[105]. 1/ 3/1923, с. 211). «Таким образом было убедительно доказано, что такой болезни, как бешенство, не существует» (Golden Age. 1/3/1923, с. 214).
1925 г. Вакцинации осуждены и запрещены (Golden Age. 4/8/1925, с. 424).
Через две недели вакцинация превозносится как «Одно из величайших достижений современной медицины» (Golden Age. 4/22/1925, с. 455).
Человек, который часто сдает кровь для переливания, заслуживает похвалу (Golden Age. 7/29/1925, с. 683).
1931 г. «Вакцинация является прямым нарушением Вечного завета, который Бог заключил с Ноем по завершении Потопа в книге Бытия (9:1-17)...» (Golden Age . 2/4/1931, с. 293).
«Любой человек, обладающий разумом, должен понять, что Бог возражал совсем не против поедания крови, но против соединения крови животного с кровью человека» (Golden Age. 2/4/1931, с. 294).
1936 г. Статья с нападками на открытие Пастера: «Водобоязнь (бешенство) является более душевным мошенничеством, чем реальностью... Пастер не лечит водобоязнь, он заражает ею» (Golden Age. 9/23/1936, с. 814).
1940 г. Рассказ о докторе, который в ситуации угрозы жизни пациента пожертвовал литр своей крови. Доктор изображается героем (Consolation[106]. 12/25/ 1940, с. 19).
1945 г. Появляется первая статья, осуждающая переливание крови от человека к человеку. Однако переливание не запрещается (WT. 7/1/1945, с. 198 - 203).
1951 г. Судебное «дело Лабренца» впервые привлекает внимание американских средств массовой информации к позиции «Сторожевой башни», осуждающей переливание крови (Awake![107] 5/22/1951, с. 5).
1952 г. «Сторожевая башня» отменяет свой давний запрет и начинает позволять вакцинации (WT. 12/15/ 1952, с. 764).
1958 г. В статье пишется, что хотя переливание крови и осуждается, но человек, прибегнувший к нему, не заслуживает изгнания из общины (WT. 8/1/1958, с. 478).
1958 г. Позволяется в виде исключения переливать кровяные сыворотки и изготовленные из крови препараты (WT. 9/15/1958, с. 575).
1961 г. Происходит коренная перемена: переливание крови объявляется нарушением, влекущим за собой немедленное «отлучение» от общения (WT. 1/15/ 961, с. 63-64).
Пожертвование своих органов после смерти объявляется личным делом совести каждого человека (WT. /1/1961, с. 480).
«Если это кровь или любая составная часть крови, о этого нельзя... Но божественный закон применяется независимо от того, цельная это кровь или составная ее часть. Бог не дал кровь человеку, чтобы тот ее использовал» (WT. 9/15/1961, с. 557, 559).
1964 г. «Свидетелям Иеговы» запрещается позволять ветеринару переливать кровь своим домашним животным, а также запрещается кормить домашних животных пищей, в которой содержится кровь (WT. 2/ 15/1964, с. 67).
Запрещается использование удобрений, в которых содержится кровь (WT. 2/15/1964, с. 127 - 128).
Пояснение относительно использования удобрений, содержащих кровь: хотя это не позволяется для личного использования, «свидетели» могут использовать эти удобрения, если это является приказом не входящего в секту начальника (WT. 11/15/1964, с. 681).
Врачам - «Свидетелям Иеговы» позволяется переливать кровь не входящим в секту пациентам, так же как мясники и бакалейщики могут продавать кровяную колбасу не «Свидетелям Иеговы» (WT. 11/15/ 1964, с. 682-683).
1965 г. «Свидетелям Иеговы», страдающим гемофилией, сообщается, что их болезнь излечивается употреблением арахиса (Awake! 11/22/1965, с. 19).
1966 г. Переливание крови называется людоедством (WT. 7/11/1966, с. 401).
1967 г. Поворот на 360 градусов в отношении пересадки органов: теперь она запрещена и приравнена к людоедству (WT. 11/15/1967, с. 702; Awake! 6/6/ 1968, с. 21).
1971 г. Опубликована статья, в которой буквально заявляется, что плотское физическое человеческое сердце является вместилищем и производящим органом наших человеческих чувств и эмоций (WT. 3/1/1971, с. 134-137).
1975 г. Относительно лечения гемофилии кровяной плазмой «Общество сторожевой башни заявило»: «Конечно, настоящие христиане не прибегают к этому лечению, ибо они повинуются библейской заповеди воздерживаться от крови» (Awake! 2/22/1975, с. 30).
Докторам - «Свидетелям Иеговы» более не позволяется переливать кровь пациентам - не членам секты, кроме как в случае, когда им приказано сделать это, также, как и владельцам магазинов запрещено торговать табаком и кровяной колбасой. Но «Свидетели Иеговы» могут делать это, повинуясь служебному приказу начальника (WT. 4/1/1975, с. 215).
« Многие люди могут отказаться от переливания крови хотя бы на основании того, что оно является пересадкой органа» (Jehovah's Witness and the Question of Blood[108], с. 41).
1978 г. Теперь «Сторожевая башня» позволила использовать полученные из плазмы белки в качестве «восьмого фактора», который используется для лечения гемофилии (WT. 6/15/1978, с. 30).
1980 г. Возвращение первоначальной позиции относительно пересадки органов. Теперь она вновь считается личным выбором каждого человека (WT. 3/15/ 1980, с. 31).
1984 г. Отмена заявления 1971 г. о том, что физическое сердце является вместилищем человеческих чувств и эмоций. Теперь об этом говорится лишь как о символе (WT. 9/1/1984, с. 6 - 7).
Приложение 2.
Стоит ли, по мнению «Свидетелей Иеговы», всегда говорить правду
(цитаты из иеговистских изданий)[109]
«Свидетели Иеговы» считают, что находятся в состоянии духовной войны со всем обществом, в котором существует их организация. Этот мир лежит под властью сатаны, соответственно, любые уловки и любая ложь для прикрытия своих действий всегда будут оправданы для «Свидетелей Иеговы».
В «Сторожевой Башне» от 1 февраля 1956 г. говорилось о том, как «Свидетели Иеговы» должны относиться к своим врагам:
«Враги не заслужили того, чтобы им сообщалась правда, ибо они используют ее против слуг Иеговы. В военное время правильно и дозволительно вводить в заблуждение волков-врагов» (с. 80).
«Так как нехристианские волки объявили войну против овец и решили превратить себя в борцов против самого Бога, для безобидных овец правильно и позволительно использовать по отношению к волкам стратегию войны в интересах Божьего дела... Бог не обязывает нас выказывать глупость овец и самим отдавать себя в руки врага, который борется против нас...
Правильно и позволительно маскировать те приготовления, которые мы делаем для работы, исполняемой по Божьему повелению. Если волки-враги сделают неправильные выводы благодаря нашему маневрированию, направленному на то, чтобы их перехитрить, то безвредные овцы, невинные в своих целях как голуби, не нанесут им никакого вреда» (с. 86).
В «Руководстве для местных отделений» (Branch Office Procedure Manual) содержатся советы по сокрытию некоторой информации: в параграфе 11 гл. 24 среди прочего говорится следующее: «Также не забывай о возможном эффекте, который может оказать статья на людей, живущих на твоей территории. Иногда лучше не говорить определенных вещей, хотя они являются правдой. Обращай особое внимание на то, чтобы в публикацию не попали материалы, которые могут причинить вред братьям или работе, которую ты проводишь в своей стране».
«Слово Божье повелевает: "Говорите истину каждый ближнему своему" (Еф. 4, 25). Это повеление, однако, не значит, что мы должны говорить каждому, кто задает нам вопросы, все, что он хочет узнать. Мы должны говорить правду только тому, кто имеет право ее знать, но если у человека нет такого права, то мы можем быть уклончивыми...
Однако есть одно исключение, которое каждый христианин должен всегда помнить. Будучи воином Христовым, он находится в состоянии теократической войны и поэтому должен с особенной осторожностью подходить к отношениям с врагами Бога. Таким образом, Писание показывает, что, тот, кто стремится к защите интересов дела Божьего, имеет полное право скрывать правду от врагов Бога...
Это также будет относиться к нашему понятию "военной стратегии", которое было подробно разобрано в "Сторожевой Башне" от 1 февраля 1956 г. Это понятие вполне соответствует совету Иисуса, что, находясь среди волков, мы должны быть "мудры как змеи"... Если христианин в суде будет поставлен перед альтернативой: сказать правду и предать своих братьев или не сказать правду и нарушить присягу, зрелый христианин всегда поставит благополучие своих братьев выше собственного благополучия» («Сторожевая Башня». 1 сентября 1960 г., с. 351 - 352).
Приложение 3.
В чем учение «Свидетелей Иеговы»
противоречит Священному Писанию?
Мы не станем приводить богословские аргументы против заблуждений, общих для многих протестантских деноминаций и евангелических сект и разделяемых «Свидетелями Иеговы» (отрицание установленной апостолами церковной иерархии и апостольского Предания, отвержение почитания святых, иконоборчество и т. д.), но сосредоточимся на тех положениях иеговистской доктрины, которые отделяют «Общество сторожевой башни» от христианства. Правда, необходимо отметить, что некоторые еретические воззрения позаимствованы «Свидетелями» у «Адвентистов седьмого дня» (отрицание сознательного существования души после смерти тела, вечности адских мук, ожидание тысячелетнего Царства Христа на земле и др.).
1
«Свидетели Иеговы» утверждают, что Христос – это как бы первородный сын Божий (Радуйся жизни на земле вечно! Германия, 1993. Подпись к иллюстрации № 29), первое создание Божие, подчиненное Богу, через которое Бог создал все остальное творение (Свидетели Иеговы в двадцатом веке. 1994. С.13). Христос был воплощением архангела Михаила и вновь принял это имя, взойдя на небеса. (Your Will Be Done On Earth. Р. 316-317; New Heavens And A New Earth. Р. 30; Сторожевая Башня. 01.10.1993. С. 23).
Для обоснования своего ложного учения «Свидетели Иеговы» используют прежде всего библейские тексты. Кроме того, они пытаются оперировать фактами из истории христианства. Рассмотрим вначале те места Священного Писания, на которые обычно ссылаются «Свидетели Иеговы».
В Ин. 8:42 говорится, что Иисус не Сам от Себя пришел, но что Бог послал Его. Здесь, так же, как и во многих других местах Нового Завета, речь идет о том, что Сын ничего не делает без Отца (ср.: Ин. 5:19), также и Отец без Сына. Имея одну Божественную природу, Отец и Сын имеют и одну Божественную волю. Об этом же идет речь в 1 Кор. 15:28.
Во время последней беседы с учениками Христос говорит: «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что я сказал "иду ко Отцу"; ибо Отец Мой более Меня» (Ин. 14:28). Иисус Христос, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:6-8). А в первых же стихах Евангелия от Иоанна читаем: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. <...> Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. <...> И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:1, 3, 14). Сопоставив только три этих отрывка, мы приходим к выводу, что Бог умалил, смирил Себя, став человеком, своим творением. Как человек, Иисус Христос менее Отца. Так же нужно понимать и 1 Кор. 11:3, где апостол Павел пишет, что «Христу глава – Бог».
Иисус, явившись Марии Магдалине после Своего Воскресения, говорит ей: «...восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). Здесь Господь называет Бога Своим Отцом по Своей Божественной природе и Своим Богом по Своей человеческой природе; называет Бога Богом Своих учеников, ибо Тот в действительности – их Бог, а их Отцом – по благодати. Если бы Господь Иисус не делал разницы в отношении к Богу между Собой и Своими учениками, Он бы сказал: «К Отцу и Богу нашему».
«Свидетели Иеговы» часто приводят слова Писания о том, что Христос был началом создания Божия (Кол. 1:15; Откр. 3:14). Слово «начало» – по-гречески «arhe» – имеет несколько значений: собственно начало во времени, происхождение, основание; первопричина, основа; предел; господство, начальство, власть, царство и, наконец, принцип1[110] (как, например, во фразе «второе начало термодинамики»). Если рассматривать это место в контексте всего Священного Писания (ср.: Откр. 22:13; Ис. 44:6; Ин. 1:3), то следует признать, что в данном случае Христос именуется «началом» как Первопричина и Господь (Начальник) творения.
Вообще, все приведенные выше цитаты нужно истолковывать, не вырывая их из целостного текста Священного Писания, в котором истина о Божественности Иисуса Христа и Его единстве с Богом Отцом засвидетельствована со всей очевидностью. Нигде в Священном Писании не говорится, что архангел Михаил стал человеком; напротив, говорится, что Иисус есть Сын Божий (напр., Мф. 3:17), а в первой главе Послания к евреям ясно утверждается, что Сын Божий есть Бог и потому несравнимо превосходит ангелов.
В Библии словосочетание «сын Божий» имеет много значений. Сынами Божиими называют ангелов в книге Иова: «Был день, когда пришли сыны Божий предстать пред Господа...» (Иов. 1:6, 2:1) и людей в книге Второзакония: «Вы сыны Господа Бога вашего...» (Втор. 14:1). По словам апостола Павла: «...все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:14). А вопрос о том, кто называется сынами Божиими в Быт. 6:2, до сих пор вызывает разногласия.
«Свидетели Иеговы», основываясь на приведенных примерах, приравнивают Господа Иисуса к людям или ангелам, забывая о том, что Его Сыновство единственное в своем роде. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного...» (Ин. 3:16). «Единородность» воспринимается «Свидетелями Иеговы» как некая особая форма сотворенности. Между тем Христос указывал на Свое Сыновство в абсолютном, богословском смысле, «Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5:18). Логос (Слово) был прежде творения, так как видел «Отца творящего», поэтому «и Сын творит также» (Ин. 5:19). То, что именно в этом смысле понимали слова Христа иудеи, мы видим, например, по реакции первосвященника, обвинившего Его в богохульстве именно за признание Себя Сыном Божиим (Мк. 14:61-64).
Сам Отец Господа Иисуса Христа желает, чтобы «все чтили Сына, как чтут Отца», то есть почитали Сына как Бога. И Христос добавляет: «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:23).
Сын был рожден, а не сотворен Отцом, и притом рожден «прежде всякой твари» (Кол. 1:15), то есть прежде сотворения времени, ибо время – одно из творений Божиих. Следовательно, Сын рожден Богом-Отцом в вечности, то есть совечен Отцу. Таким образом, Священное Писание называет Иисуса Сыном Божиим не в переносном, а в прямом смысле.
В Откр. 22:8-9 ангел запрещает Иоанну поклоняться ему. Однако Библия ясно говорит, что Первородный Сын Божий достоин поклонения: «Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: "и да поклонятся Ему все Ангелы Божии"» (Евр. 1:6; ср.: Пс. 96:7); «...Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:10-11). После Воскресения Господа Иисуса апостолы, «увидев Его, поклонились Ему» (Мф. 28:17). Значит, Иисус Христос – воплотившийся Бог, а не ангел.
Для апостолов, самовидцев Слова, Христос, несомненно, был Богом. Об этом свидетельствуют слова: «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). То же самое пишет и святой апостол Иоанн Богослов и в соборном послании: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20).
В Деяниях святых апостолов мы также встречаем упоминание о Божественности Христа: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Так как Кровью стяжал Церковь именно Господь Иисус Христос, то, разумеется, Богом назван тоже Он. Кроме того, во многих древнейших рукописях стоит просто «Церковь Бога», что также однозначно указывает на Божественность Христа.
В посланиях апостола Павла также всячески подчеркивается полнота Божественности Господа: «...их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим. 9:5). В своем переводе иеговисты искажают это место, вопреки правилам древнегреческого языка выделяя в отдельное предложение вторую часть стиха (ставя точку после слов «во плоти»).
Отвергая возможность явления Бога во плоти, «Свидетели Иеговы» игнорируют и другие слова апостола Павла о Христе: «...в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).
В послании к Титу святой апостол Павел учит своего «истинного сына», как должны жить христиане, «...ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13). В греческом оригинале этой фразы определенный артикль стоит перед первым существительным («Бог») и не стоит перед вторым («Спаситель»). В такой конструкции, согласно правилам греческого языка, второе существительное играет лишь описательную роль при первом. Таким образом, в этом новозаветном стихе прямо говорится, что Иисус Христос – Бог.
Из послания к Евреям мы видим также, что псалмы Давида были для апостола свидетельством Божества Христа: «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты» (Евр. 1:8).
Мы знаем также, что Господь Иисус Христос как и Его Отец во всей полноте обладает Божественными свойствами. Он вечен: «Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22:13). Имеет жизнь в Себе: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26). Присутствует везде: «...ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Христос не изменяется: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Он всеведущ, о чем свидетельствуют апостолы: «Ты знаешь все...» (Ин. 16:30), и властвует над всем: «...силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Флп. 3:21). Для человека, пребывающего в библейское традиции, очевидно, что эти перечисленные свойства относятся только к истинному Богу.
Имя «Иегова» в Священном Писании относится не только к Богу Отцу, но и к Сыну. Причем доказать это можно даже используя искаженный иеговистский «Перевод нового мира» (далее «Н.М.») – единственный перевод, который «Свидетели Иеговы» признают полностью адекватным, либо аналогичный русский перевод. Вот соответствующие места из Священного Писания.
1. Пророчество пророка Исаии, которое относится к Иоанну Крестителю, в переводе «Н.М.» звучит следующим образом: «Глас вопиющего в пустыне: приготовляйте путь Иегове, равняйте в степи стезю Богу нашему» (Ис. 40:3)[111]. Мы знаем, что Иоанн Креститель относил эти слова к себе (см.: Ин. 1:23). И путь он уготовлял именно Христу, о котором и засвидетельствовал, «что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:34). Таким образом, Иегова и Сын Божий были для Крестителя одним Лицом.
2. В этой же главе пророка Исаии находятся и следующие стихи, звучащие в переводе «Н.М.» таким образом: «Се, Господь Иегова грядет величественно, и мышца Его владычествует сама собою... Как пастырь Он пасет стадо Свое, агнцев берет Себе на руки, и носит у груди Своей; тихо ведет беременных» (Ис. 40:10-II)[112]. Из текста следует, что Иегова должен был прийти в образе доброго пастыря, и действительно, Господь Иисус Христос говорит о Себе: «Я есмь пастырь добрый» (Ин. 10:11,14) во время беседы с иудеями после исцеления слепорожденного.
3. В уста Иеговы переводчиками «Н.М.» вложены и следующие слова: «Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено» (Ис. 45:23). И такие же слова мы встречаем у апостола Павла: «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних...» (Флп. 2:10). Сказанное пророком Исаией за 750 лет до Боговоплощения исполнилось, по свидетельству апостола Павла, в Иисусе Христе.
4. «И будет, всякий, кто призовет имя Иеговы, спасется...» (Иоил. 2:32)[113], – читаем мы в переводе «Общества сторожевой башни». Таким же образом переводятся эти слова и в книге Деяний святых апостолов (Деян. 2:21), хотя в этой книге приводятся слова апостола Петра, что «нет другого имени под небом..., которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12), кроме имени Господа Иисуса Христа. Отсюда следует вывод, что в обоих случаях речь идет о Сыне Божием, так как Он является Спасителем. Интересно, что стих из книги Исаии (43:11) звучит в переводе «Н.М.» следующим образом: «Я – я Иегова, и нет Спасителя кроме Меня»[114].
5. Слова «Я, Иегова, проникаю сердце и испытываю внутренности...» (Иер. 17:10) в Откровении Иоанна вложены в уста Сына Божия: «Я есмь испытующий сердца и внутренности...» (Откр. 2: 23).
6. Знаменитое пророчество Захарии в переводе «Н.М.» также является впечатляющим свидетельством о том, что Иегова и Господь Иисус Христос – одно Лицо: «И они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Иегова: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня!» (Зах. 11:12-13)[115]. В тридцать сребреников была оценена жизнь Господа Иисуса первосвященниками и Иудой Искариотом (см.: Мф. 26:15; Мф. 27:3-10; Деян. 1:18).
7. Наконец, в переводе «Н.М.» присутствуют места, говорящие о единственности Иеговы: «...говорит Иегова... это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не Будет» (Ис. 43:10)[116]. «Так говорит Иегова, Царь Израиля и Искупитель его, Иегова воинств: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис. 44:6)[117]. Бог, открываясь в этих образах перед пророком Исаией под именем Иеговы, много позже говорил апостолу и евангелисту Иоанну Богослову от Лица Сына Божия: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22:13).
Сам Господь Иисус свидетельствовал о Себе, что Он – Сущий, Иегова: «...ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий (Яхве, или Иегова. – Ред.), как и говорю вам» (Ин. 8:24-25). Возможен другой перевод этого места, не меняющий, впрочем, его смысла: «...ибо если не уверуете, что Я – Сущий, умрете во грехах ваших. Говорили Ему тогда: Ты кто? Сказал им Иисус: о чем мне вообще говорить с вами?»
Исследовав приведенные выше тексты Священного Писания, мы делаем однозначный вывод: Господь и Бог, открывавшийся в Ветхом Завете под именем Иеговы, в Своем воплощении явился с именем Иисуса Христа.
Авторы книг Нового Завета не сомневаются, что Христос, Сын Божий, есть вечный несотворенный Бог, такой же, как Отец (то есть единосущный Отцу), но не тот же, что Отец. В Священном Писании нет слова «единосущный», однако сама мысль о том, что Отец и Сын имеют одну, Божественную, природу, выражена достаточно ясно – прежде всего в Евангелии от Иоанна: «Я и Отец – одно» (10:30), «Видевший Меня видел Отца» (14:9), «Я в Отце и Отец во Мне» (14:10).
Если теперь мы обратимся к ранней истории христианства, то обнаружим, что преемники и ученики апостолов также верили во Христа как Единого Бога.
Священномученик Игнатий Богоносец (+ 107), второй епископ Антиохии, ученик апостола Иоанна Богослова, возможно, еще при жизни своего богодухновенного учителя написал семь посланий христианам разных Церквей. Послания были написаны по пути в Рим, куда Игнатия везли, чтобы за веру во Христа отдать на растерзание Львам в римском цирке. Игнатий говорит об Иисусе Христе как о Самом Боге, явившемся во плоти, называет Его вечным Словом Божиим, а кровь Его называет кровью Бога[118]. Например, в послании к Смирнской Церкви (гл. 1) святой Игнатий пишет: «Славлю Христа Иисуса – Бога моего, ... происходящего от племени Давидова по плоти, Сына Божия по Божеству». В его же послании к Ефесянам читаем:
«Для них есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос» (гл. 7);
«Ибо Бог наш Иисус Христос, по устроению, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого» (гл.18);
«Так как Бог явился по-человечески для обновления вечной жизни» (гл. 19).
В послании святого Игнатия к Римлянам находим:
«Бог наш Иисус Христос является в большей славе, когда во Отце» (гл. 3);
«Дайте мне быть подражателем страданий Бога Моего» (гл. 6).
Святой мученик Иустин (+ 156) был учеником мученика Поликарпа, епископа Смирнского (ср. Откр. 2:8-11), который в свою очередь был наставлен и получил рукоположение от апостола Иоанна. Иустин также исповедовал Божество Христово: «Ибо так называемые демоны о том только и стараются, чтобы отвести людей от Бога и Творца и Его Первородного Христа Бога» (1 Апология LVIII, 89);
«Дабы вы признали Его и Богом, пришедшим свыше, и человеком, бывшим среди человеков и имеющем опять придти, когда воззрят на Него и восплачут пронзившие Его» (Разговор с Трифоном LXIV, 239).
Богом называют Господа Иисуса Христа Тертулиан («Против иудеев», гл. 7; «Апология», гл. 21; «Против Маркиона» II, 16; III, 12 и др.), св. Мелитон Сардийский («О пасхе»), Климент Александрийский («Строматы» II, 9; «Педагог» I, 8 и др.), Ориген («Против Цельса» V, 51, 66 и др.), св. Ипполит Римский и другие церковные авторы первых трех веков христианства. Исповедание веры, принятое на Соборе в Антиохии (269 г.), называет Христа Сыном Божиим «по существу»[119]. Аппарат ложных доказательств того, что Христос не есть Бог, был разработан ересиархом Арием только в IV веке. При поддержке государства, столь не любимого «Свидетелями Иеговы», арианство стало на некоторое время господствующим исповеданием Восточной Римской империи, но все же было побеждено православной апостольской верой.
2
По мнению «Свидетелей Иеговы» Святой Дух – не Бог и не Личность, а безличная неодушевленная Божественная сила или энергия, которая наполняет людей и приводит их в движение (Let God Be True. 2-th ed. Р. 108; Watchtower. 01.06.1952. Р. 24; Сторожевая Башня. 15.10.1993. С. 30.).
«Свидетели Иеговы» любят представлять Святого Духа как некую естественную силу, вроде электричества или радиоизлучения. Способствует такому неверному пониманию и многозначность самого слова «дух» (евр. ruakh, греч. pneuma), которое в Священном Писании имеет много значений: ветер, дух человеческий и пр. Но в таком случае слово «дух» употребляется без артикля (pneuma, а не to pneuma) и без определения. Если же рассмотреть те места Писания, где упоминается Дух Святой, мы видим наличие артикля to во всех случаях: Дух Божий (Быт. 1:2; Мф. 12:28; 1 Кор. 2:11), Дух Мой (Быт. 6:3; Иоил. 2:28; Зах. 1:6), Дух Свой (Чис. 11:29), Дух Господень (Суд. 3:10, 11:29, 13:25, 15:14; Ис. 61:1; Мих. 2:7), Дух Святый (Пс. 50:13, 142:10; Лк. 3:22; Ин. 20:22, 14:26; Деян. 2:4, 21:11, 20:28), Дух Истины (Ин. 15:26), Дух Отца (Мф. 10:20), Отца, и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19), Дух Христа (1 Пет. 1:11) и т.д.
В тех случаях, когда в Священном Писании слово «дух» используется без артикля, оно никогда не означает личностного Духа Святого, но относится к чему-либо сотворенному: «навел Бог ветер на землю» (Быт. 8:1), «иной дух» (Чис. 14:24), «новый дух» (Иез. 18:31), «не буквы, но духа» (2 Кор. 3:6), «бурный ветер» (Пс. 106:25, 148:7), «крепкий ветер (pneuma)» (Иона 1:4), «дух мой испытывает» (Пс. 76:7), «колеблются от ветра» (Ис. 7:2), «унылый дух» (Вар. 3:1), «духи и души праведных» (Дан. 3:86), «свидетельствует духу нашему» (Рим. 8:16), «кроме духа человеческого» (1 Кор. 2:11), «дух и душа и тело» (1 Фес. 5:23) и т.д.
Но Священное Писание как раз и утверждает, что Дух Святой есть прежде всего именно Личность. Как Личность Он свидетельствует (Ин. 15:26), наставляет (Ин. 16:13), говорит (Деян. 13:2), предсказывает (Деян. 21:10-11), огорчается (Ис. 63:10), разделяет каждому христианину дары, как Ему Самому угодно (1 Кор. 12:11). Святому Духу присущи Божественные свойства: Он Вездесущ (Ин. 14:26; Рим.