Некоторые высказывания относительно набожности
Аль-Хасан Аль-Басри, р, говорил: «Богобоязненность богобоязненных – заслуга оставления дозволенного из-за боязни попасть в запретное». Ас-Саури говорил: «Богобоязненные были названы так, потому что они боятся совершить то, на что многие не обращают внимание». Ибн Умар говорил: «Я предпочитаю возводить между собой и грехами преграду из дозволенного, которую я никогда не переступлю». Суфъян ибн Уейна говорил: «Человек не постигнет сущность веры, пока не возведет между собой и грехами преграду из дозволенного, и пока не оставит все грехи и все подступы к ним».
Правила набожности
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Грех – это то, что томит душу и вызывает смущение перед людьми». Данный хадис указывает на то, что любой поступок, вызывающий стеснение в душе, беспокойство и определенный дискомфорт, можно назвать грехом. А также, когда человек колеблется над сомнительным поступком, то пусть спросит себя, желает ли он выполнить его на глазах у людей? Если нет, пусть знает, что этот поступок греховен! Однако иногда человек сомневается в дозволенном, в таком случае он должен обращаться к ученым и совершать поступки лишь после их убедительных ответов. Этим подтверждается важность обращения к ученым.
Также необходимо помнить слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который завещал нам: «Оставь то, что внушает тебе сомнение, и стремись к тому, что сомнения не вызывает».«Если ты не чувствуешь стыда, можешь делать что захочешь».
Грехи оставляют глубокие раны на сердце. Правда придает спокойствие душе, в то время как ложь приносит беспокойства. Раньше ученые сердцем понимали достоверность или слабость изречений Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, это было свойственно великим приверженцам Ислама.
Поиск дозволенного вменен в обязанность каждому мусульманину. Некоторые невежды утверждают, что на земле не осталось дозволенных вещей. Другие говорят, что для людей дозволена лишь трава, растущая на незанятых территориях, и вода из реки Евфрат. Это затруднение для рабов Аллаха и признак ничтожества познаний. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сформулировал изумительное правило: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними сомнительные вещи».
Человек, познав дозволенное для себя, пусть не подвергает себя сомнениям, пока ищет явное доказательство. И так же относительно грехов: узнав их сущность, не стоит менять свое представление о них без явных решений ученых. Часто люди начинают сомневаться в дозволенных в основе вещах. Многие приводят пример, подчеркивающий неграмотность некоторых людей. Однажды двое, увидев птицу, поспорили. Первый сказал: «Я развожусь со своей женой, если это не ворон». Второй сказал: «Я развожусь со своей женой, если это ворон». Когда они приблизились к птице, чтобы убедиться, кто прав, она улетела. Возник следующий вопрос: чья же жена разведена? В таких случаях ученые говорят, что в основе брак остается у обоих, поскольку в данном случае развод имеет сомнительный характер. Люди должны избегать подобных выходок, чтобы в итоге не загнать себя в неловкую ситуацию.
Некоторые люди начинают сомневаться во всем. И когда они бывают в гостях у мусульман, спрашивают о чистоте доходов, на которые была приобретена еда для ужина. Является ли это набожностью? Ответ: нет! Это причинение вреда мусульманам, недопустимо вводить людей в сомнение без оснований. Это плохое представление о верующих, это грех.
Набожность проявляется тогда, когда есть основания. Например, когда известно о сомнительности доходов хозяина, в таком случае нужно без комментариев отказаться от приглашения. Или когда есть вероятность того, что мясо было заколото безбожником или язычником. Вопросы мяса очень принципиальны, поэтому набожность становится наиболее актуальной.
Тонкости набожности
В некоторых делах набожность могут проявлять не все. Ибн Раджаб, р, говорил: «Необходимо обратить внимание на следующий факт: оставление сомнительного в тонких моментах к лицу лишь тем, чьи дела налажены полностью. Что же касается того, кто, будучи известным своими грехами, начинает проявлять набожность в тонкостях, то его поступок подвержен критике». Когда к Ибн Умару, р, пришли иракцы с вопросом: «Что скажешь о человеке, который, будучи в ихраме, убьет комара?» Он ответил: «Спрашиваете меня о крови комара, когда среди вас убийца Аль-Хусейна, о котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Они два райских райхана“!?» Когда имаму Ахмаду сообщили о человеке, который при покупке товара обговаривает стоимость обертки, он сильно удивился. Но когда ему сказали, что это Ибрахим ибн Аби Наым, он, зная об аскетизме этого человека, признал этот факт.
Итак, набожность в тонких моментах применима для тех, кто известен своей богобоязненностью во всем. Набожность, не смотря ни на что, великий вид поклонения. И тому, кто его проявляет, уготовлена большая награда в День Суда.
Человек должен занимать подходящую для себя позицию относительно набожности, как сказал имам Аузаи, Р: «Было время, когда мы шутили и смеялись, но когда на нас стали равняться люди, я начал бояться лишних улыбок».
Набожности можно научиться. Даххак ибн Мазахим, р, говорил: «Раньше люди учились набожности, но настанут времена, когда люди начнут учиться разговаривать».
Человек, проявляющий набожность, всегда будет пребывать в дозволенном, и неверно думают те, кто считает, что это излишнее самоограничение.
Просим Аллаха, Свят Он и Велик, чтобы мы были причиной наставления людей на путь истинный и не были причиной их заблуждения. И просим, чтобы Он нам всем простил грехи.