Набожность Умара ибн аль-Хаттаба да будет доволен им Аллах
Умар ибн аль-Хаттаб выделил первым мухаджирам определенную сумму, а своему сыну он уменьшил долю. Когда его спросили о причине такого поступка, он ответил: «Он переселился со своими родителями, потому что был мал, поэтому я не могу сравнить его с остальными».
Ибн Шихаб передавал слова Сааляба ибн Аби Малика: «Когда Умар, Р, распределял плащи между женщинами Медины, у него остался один хороший плащ. Кто-то из его окружения предложил: „О правитель правоверных! Отдай его дочери Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которая живет с тобой». Он имел в виду Умм Кульсум, дочь Али, внучку Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Умар сказал: «Умм Салит имеет на него больше прав, она шила нам бурдюки в день битвы при горе Ухуд».
Польза набожности
Набожность возникает в результате страха перед Аллахом, Свят Он и Велик. Плодом страха перед Аллахом является набожность, а плодом набожности является аскетизм, и это очень важная тема.
Ниже перечислим пользу набожности:
1. Защита от наказания Аллаха. Успокоение мыслей и души верующего.
2. Воздержание от запретного.
3. Понимание цены времени, отдаление от бесполезных вещей.
4. Достижение любви Аллаха, поскольку Он любит набожных.
5. Причина ответа на мольбы. Всевышний принимает просьбы набожных рабов.
6. Достижение довольства Аллаха.
7. Люди по степени своей набожности обретают высокие степени в Раю.
Некоторые вопросы, касающиеся набожности
Мусульманин в полной мере может считать себя набожным, когда извлечет свое сердце из этого мира и поселит его в следующем, и полностью примкнет к Корану.
Существуют дозволенные и запретные вещи, а между ними таятся сомнительные дела.
Одежда из хлопка, сватовство, получение наследства, подарки из дозволенного имущества – все это разрешенные вещи, и в этом нет ни капли сомнения. Мертвечина, кровь, свинина, спиртное, шелк для мужчин, обман и мошенничество – на все это имеется явный запрет. Что же касается сомнительных вещей, то именно к ним применима набожность. Сомнительное – это то, в дозволенности и запретности чего разошлись мнения ученых. К примеру, употребление мяса мула или использование шкур хищных животных. Также из этого ряда кредитование, то есть покупка товара в кредит и продажа его же за наличный расчет. Этот вопрос спорный среди ученых, и, несмотря на то, что подавляющее большинство склоняется к дозволенности данной операции, для набожности тут самое место. Итак, сомнение начинается в разногласиях ученых, у каждого из которых имеется свое доказательство. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещая и разрешая вещи, объяснял причину, однако для некоторых людей истина остается скрытой. Причиной тому может стать то, что по одному поводу могут быть приведены два текста, смысл одного из которых будет противоречить другому. Один текст может иметь достоверный статус, другой же может быть не совсем точным, так же первый текст может нести в себе аннулирующий характер для второго. В подобных случаях каждый ученый занимает для себя определенную позицию, в результате чего возникает разногласие. Иногда в тексте мы встречаем повеление или запрет. Сомнение возникает тогда, когда ученые вступают в прения, рассуждая, носит ли текст обязательный характер или лишь побуждающий.
Когда ученые сталкиваются с сомнительными вещами, они не спешат выносить определенное решение, и оставляют вопрос в подвешенном состоянии. Например, когда ученый не знает хронологию двух текстов, каждый из которых несет в себе аннулирующий контекст для второго, когда человек находит в своем доме вещь и не знает, принадлежит ли она ему. На первый взгляд все, что находится в доме человека, принадлежит только ему, однако малейшее сомнение должно пробуждать набожность. И отказ от этой вещи в данном случае приветствуется. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Когда я нахожу в своей постели финик, то поднимаю его, для того что бы скушать, в этот момент я боюсь, что он является частью милостыни, тогда я оставляю его».
Также отказываться нужно от тех вещей, вероятность запретности и дозволенности которых вызывают сомнения. Например, когда охотник находит подстреленную дичь в воде, сомнение вызывает причина ее смерти. Если она умерла от дроби, то ее мясо дозволено, а если она умерла, захлебнувшись в воде, то ее мясо запретно. В данном случае необходимо воздержаться и проявить набожность, посчитав мясо этой птицы запретным.
Иногда мы являемся свидетелями неуместной набожности, например, когда человек отказывается совершить молитву на коврике, сомневаясь в том, что, он чист: возможно, на него попала моча ребенка. Если данный факт не был зафиксирован, то подобным утверждениям нет места, потому что основой в вещах является их чистота.
Имам Ахмад, Р, охарактеризовал сомнительное, как нечто, находящееся между запретным и дозволенным, пояснив, что тот, кто оставил сомнительное, обезопасил свою религию. Иногда он утверждал, что сомнительное – это смесь запретного с дозволенным.
В пример можно привести и человека, часть имущества которого приобретено запретным путем. Имам Ахмад, Р, говорил, что если доля запретного подавляюща, то этого человека необходимо оставить, а если она незначительна, то общение с ним допустимо, но будет лучше и ближе к набожности, если отказаться от общения с ним. Аз-Зухри говорил: «Нет ничего страшного в том, если отведать с его стола, когда доля запретного неочевидна».
Суфъян Ас-Саури ответил на этот вопрос так: «Я лучше воздержусь». Имам Ахмад, р, по поводу того имущества, которое перемешано с запретным, говорил так: «Если сумма велика, то необходимо извлечь из нее долю запретного и пользоваться. Если же сумма мала, то необходимо избавиться от нее полностью, поскольку вероятность попасть в греховное очень велика». Некоторые ученые разрешают кушать угощения людей, в имуществе которых скрыта доля греховного, но тем не менее, они призывают к набожности.
Сохранение и очищение религии очень важно, поскольку человек не насытится сомнительным, пока не попадет в запретное. Суфъян Ас-Саури относительно найденных в доме монет говорил так: «Для меня лучше избавиться от монет, если я не знаю причину их появления». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил в одном из хадисов, в достоверности которого много сомнений: «Человеку не суждено познать суть богобоязненности, до тех пор, пока он не станет отказываться от дозволенных вещей из боязни попасть в грех».