Этапы осуществления упования

Упование на Аллаха должно проходить следующие этапы:

1. Познание Господа и Его атрибутов, в частности, Его мощь, силу и достаток. Иными словами, уповая на Аллаха, нам необходимо осознавать Его силу и возможности. Те, кто заблуждается в именах и атрибутах Аллаха, не могут полноценно проявлять упование на Него.

2. Создание причин и условий. Это одна из значимых деталей всех поступков. Лишь глупые люди игнорируют обстоятельства. Мы заводим семью для продолжения рода, мы сеем поля для сбора урожая.

Один человек пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: «О Посланник Аллаха! Привязать ли мне (верблюдицу) перед тем как полагаться на Аллаха, или же оставить ее без привязи, уповая на Аллаха»? Он ответил: «Привяжи её, затем полагайся на Аллаха»

Иногда человек ничего не может предпринять, кроме молитвы, и это прекрасная причина. Всевышний Аллах научил нас поиску причин:

«Он – Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела, и к Нему вы явитесь после воскрешения» (сура «Власть», аят 15).

Аллах сказал:

«Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете»(сура «Собрание», аят 10).

Те, кто говорят, что не пошевелят пальцем, пока к ним не придет пропитание, проявляют свое невежество по отношению к Аллаху и Его предопределению. Аллах говорит в Коране:

«…что одни странствуют по земле в поисках милости Аллаха»(сура «Закутавшийся», аят 20).

Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, занимались торговлей на воде и на суше, ухаживали за пальмовыми рощами. Не зря был приказ совершать полное омовение перед пятничной молитвой. Люди работали под палящим солнцем, их шерстяная одежда пропитывалась потом, в результате чего в мечети стоял ужасный запах, тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О, если бы вы все искупались».Имама Ахмада однажды спросили по поводу тех, кто, считая себя уповающими, говорили: «Мы будем сидеть, все равно мы получим то, что нам определено свыше». Он ответил: «Это скверные слова, поскольку Всевышний сказал:

„О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали. Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете“»(сура «Собрание», аяты 9, 10).

Салих ибн Ахмад ибн Ханбал говорил: «Когда мой отец был спрошен по поводу тех, кто не работает, он сказал: „Они занимаются тем, чего нет в религии!“»

3. Также одним из этапов является стойкость в единобожии. Тому, кто искренне придерживается этого, не составляет труда проявлять упование.

Всевышний говорит:

«А если они отвернутся, то скажи:„Мне достаточно Аллаха! Нет божества, кроме Него. Я уповаю только на Него, ибо Он – Господь великого Трона“»(сура «Покаяние», аят 129).

4. Полагаться на Аллаха во всех делах.

5. Иметь хорошее представление об Аллахе, вручив дела в Его руки, понимая надежность этого. В результате сердце верующего охватывает покой и перестают волновать повороты судьбы. В этом случае состояние человека подобно состоянию бедняка, которому король подарил монету, сказав, что если у него ее отберут или украдут, он подарит ему другую. Поэтому тот, кто понимает, что Аллах –Хозяин всего, перестает волноваться по всяким мелочам.

Что же касается благого представления об Аллахе, то стоит вспомнить священный хадис, в котором Аллах сказал: «Я такой, каким представляет Меня Мой раб».

Благое представление ведет к искреннему упованию на Аллаха. Если человек уверен в силе и богатстве Всевышнего, его упование будет совершенным.

6. Абсолютная покорность Аллаху. Если человек покорится Аллаху, как покоряются рабы своим хозяевам, именно тогда достигается совершенство в уповании.

7. Доверие Аллаху в делах, как сказано в Коране в истории о человеке, сказавшем:

«Вы вспомните то, о чем я вам говорю. Я вверяю свое дело Аллаху» (сура «Верующий)», аят 44).

Тут приведены слова верующего в диалоге с неверующими. Он сообщил, что в случае обмана все отношения будут порваны, а у него останется упование и помощь от Аллаха.

Ибн Аль-Кайим, передавая слова своего учителя Ибн Таймии, говорил: «Предопределенное требует две вещи: упования перед совершением действия и довольствия после него. Это с точки зрения религии и убеждения. По-настоящему исполняет суть поклонения тот, кто уповает на Аллаха перед совершением поступка и остается довольным после него».

Обратим наше внимание на слова из молитвы аль-Истихара: «…и суди мне благо, где бы оно ни было, и пусть я буду доволен исходом дела». Итак, истинным упованием является полное доверие Аллаху при совершении поступков, а по завершении их –удовлетворенность исходом, каковым бы он ни был.

Наши рекомендации