Размышление о загробной жизни

Размышление о загробной жизни очень важно, поскольку мы ее не видели и не ощущали на себе. Нам трудно представить райские яства и адские оковы, поскольку их нет на этой земле. Мы имеем лишь Священные тексты, точно описывающие нам Судный День. Для нас это милость от Аллаха, поскольку это почва для размышлений. Чем больше подробностей загробной жизни мы узнаем, тем сильнее наше сердце движется в направлении размышления. Именно поэтому на вопрос Ибн Мубарака «куда ты дошел»Сахль ибн Али ответил: «До моста ас-Сырат».

Размышление занимало львиную долю времени известных ученых Ислама, зачастую они предпочитали его ночным молитвам. Йусуф ибн Асбат говорил, что однажды после ночной молитвы Суфъян попросил у него сосуд с водой для совершения омовения. Йусуф выполнил просьбу друга и лег спать. Утром, проснувшись, он увидел Суфьяна в той же позе с кувшином в руках. С удивлением Йусуф спросил: «Что с тобой? Уже утренняя молитва!» Он ответил: «С момента как ты дал мне кувшин, я все время размышлял о Судном Дне».

С какой целью Всевышний Аллах поведал нам о признаках Судного Дня? Для того чтобы нам было над чем размышлять. Нам необходимо постоянно думать об этом, к сожалению, многие пребывают в беспечности, забивая свой разум другими вещами: любовью, страстями, бытовыми проблемами.

Однажды ночью Суфъян Ас-Саури вел беседу с друзьями, и вдруг лампа, освещающая комнату, потухла. Когда свет удалось восстановить, все увидели заплаканные глаза Суфъяна. Свое поведение он объяснил словами: «Я просто представил темноту своей могилы!»

Именно живое сердце может с легкостью сравнить любой бытовой момент с картинкой грядущей жизни.

Однажды один праведник проходил мимо хлебной печи, его взгляд упал на пылающий огонь. Он становился и принялся громко рыдать, его спросили: «Что с тобой?» Он ответил: «Я представил огонь Ада».

Ибн Аббас говорил: «Короткая молитва с размышлением намного лучше целой ночи молитв, совершенных без присутствия сердца».

Умар ибн Абдулазиз говорил: «Задумываться о благах Аллаха считается наилучшим поклонением». Однажды Умар сильно зарыдал. Когда его спросили о причине этого поступка, он ответил: «Когда я подумал о жизни, о ее сладостях и страстях, я пришел к выводу, что как только сладости заканчиваются, мы понимаем горечь их быстротечности. Разве нет в этом урока для людей размышляющих?»

В нашей жизни, каковым бы ни было благо, оно все равно может перекрыться горем, случившимся либо с ребенком, либо с супругой, либо с чем-то другим. И это одна из милостей Всевышнего Аллаха, поскольку это нас отрывает от сладостей мира бренного.

Когда у жены Абу Дарды спросили о самом любимом поклонении мужа, она ответила: «Размышление и думы».

Аль-Хасан Аль-Басри говорил: «Размышление – это свет веры. Лучшие поступки –богобоязненность и размышление. Час размышлений лучше целой ночи, проведенной в молитвах».

Аль-Хасан в письме Умару ибн Абдулазизу: «Знай, что размышление приводит к добру и поступкам, а отчаяние приводит к злу и к ослушаниям».

Мухаммад ибн Кааб Аль-Карзы говорил: «Для меня читать до утра суры „Аз-Зальзаля“ и “Аль-Кария“, размышляя над аятами, лучше, чем всю ночь просто прочитать или переписать весь Коран».

Вахб говорил: «Размышление прибавляет человеку знания, а знания прибавляют человеку поступки».

Фудейль ибн Ыяд говорил: «Размышление – это зеркало, показывающее твои хорошие и плохие качества».

Слова Абу Сулеймана Ад-Дарани: «Приучайте свои глаза к слезам, а сердце к размышлению».

Я увидел мучения в жизни,

И оставил то, что хочу.

Я подумал о жизни и мире ,

И понял, что все уйдут.

Обратил внимание на каждого,

Все свою жизнь ведут

Однажды я прошел по кладбищу,

Все равны там: и царь, и раб.

Сколько людей я видел в жизни,

Мимо которых иду сейчас.

Человек должен часто размышлять, поскольку это ведет к довольству Всевышнего, распахивает грудь к добру, способствует спокойствию и жизни сердца, порождает страх и боязнь перед Аллахом, прибавляет знаний и мудрости. Появляются навыки учиться и брать уроки из жизни праведных предшественников. Размышление – это великий поступок сердца. Просим Аллаха, чтобы Он наделил нас этим качеством и определил нас среди Своих размышляющих рабов.

Хвала Аллаху,Господу миров, мир и благословление Мухаммаду,сыну Абдуллы, его семейству и всем сподвижникам.

Упование на Аллаха – это безупречная позиция, ведущая к великим результатам. Это важнейшая обязанность веры, а также лучший поступок, приближающий к Всевышнему. Все достигается посредством упования и за счет помощи Аллаха.

Важность упования не превышает раскаяния, поскольку, уповая, мы стремимся к определенной цели, то есть это средство, а раскаяние – это цель, причем, весьма высокая и ценная.

Важность упования

Ибн аль-Кайим, (р), говорил: «Упование – это половина религии, а вторая ее половина – раскаяние. Религия основана на содействии и поклонении, так вот упование –это и есть содействие, а раскаяние –это поклонение». Упование тесно связанно со всеми видами поклонения: обязательным, желательным и дозволенным. Положение упования очень велико и значительно из-за сильной потребности в нем. Важность положения упования в сердцах зависит от потребности. Истинные рабы Аллаха, если их постигают проблемы, устремляются к Всевышнему, проявляя свою смиренность. Это облегчает сложности и оправдывает надежды, вызывая у человека полное удовлетворение от предопределения.

Ибн аль-Кайим, (р), говорил: «Если человек проявит должное упование на Аллаха для выполнения приказа по смещению горы со своего места, он сделает это».

Мусульманин не должен считать упование в делах только лишь необходимостью, необходимо осознать, что это религиозная обязанность, которая связана и с бытовыми повседневными делами. Это часть вероубеждения, поскольку Всевышний говорит:

«И на Аллаха уповайте, если вы верующие»(сура «Трапеза», аят 23).

Именно поэтому упование можно назвать половиной религии. Помимо того, что это обязанность, это также и основа из основ веры.

Шейх уль-Ислам Ибн Таймия, (р), говорил: «Воистину, упование на Аллаха –одна из важнейших обязанностей, как и искренность в делах. Аллах приказал уповать лишь на Него Одного, Пресвят Он».

Ибн аль-Кайим, (р), говорил: «Упование – это совокупность полной доверенности, нужды и довольства, без него жизнь не имеет представления».

Шейх Сулейман ибн Абдулла говорил: «Основой, от которой отталкиваются дела и поступки, является упование на Аллаха, искренняя опора сердцем. Это предел единения Всевышнего и совершенство единобожия, которое ведет к любви, страху, надежде и довольству Им и Его предопределением. Более того, искреннее упование может доставить человеку наслаждение от проблем, как говорится в изречении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о семидесяти тысячах человек, которые войдут в Рай без мучения и расчета. Свят Тот, Кто дает кому пожелает то, что пожелает».

Упование – это одна из составляющих частей единобожия, на это нам указывают слова Аллаха:

«Тебе Одному мы поклоняемся и Тебя Одного молим о помощи»(сура «Открываящая Книгу», аят 5).

Также Аллах говорит:

«Посему поклоняйся Ему и уповай на Него, ибо Господь твой не находится в неведении о том, что вы совершаете»(сура «Худ», аят 123).

Также из слов Всевышнего:

«А если они отвернутся, то скажи: „Мне достаточно Аллаха! Нет божества, кроме Него. Я уповаю только на Него, ибо Он – Господь великого Трона“»(сура «Покаяние», аят 129).

Подобный вид упования способны проявлять лишь избранные рабы Аллаха, это мы видим из хадиса о семидесяти тысячах человек, которым обещан Рай. Соблюдение абсолютного единобожия свойственно далеко не всем людям, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, о них отозвался так: «Это твоя община, из них семьдесят тысяч войдут в Рай без расчета». Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, удалился, не объяснив подробности. Среди людей возникла куча вопросов, они говорили: «Мы уверовали в Аллаха и последовали Его Посланнику, о нас ли идет речь или о наших детях, родившихся в Исламе!?» Когда эти слова дошли до Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он вышел и пояснил: «Это те, которые не просят, чтобы им прочли заклинания, не суеверны, не делают прижиганий и не просят об этом, и которые уповают на своего Господа». Тогда поднялся Уккаша ибн Михсан и сказал: «Помолись Аллаху, чтобы я стал одним из них». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты будешь среди них». После этого поднялся кто-то ещё и тоже сказал: «Помолись Аллаху, чтобы и я стал одним из них». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «В этом тебя опередил Уккаша».

Уповающие

Сподвижник Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Имран ибн Хусейн, которого можно назвать господином уповающих, страдал от геморроя. Имран долгое время терпел боли, и ангелы приветствовали его, а когда он проделал процедуру прижигания, приветствия прекратились. В итоге он перестал прижигать свой недуг и ограничился терпением, после чего ангелы снова стали приветствовать его.

Наши рекомендации