Размышления над творениями Аллаха
Одной из сфер для размышлений являются мысли о творениях Аллаха. Тут мы встречаем много удивительного и чудесного, что указывает на безграничную мудрость и мощь Всевышнего. Все, что окружает нас, делится на исследованное и неизученное. Второе является областью интересов мирских ученых, они изучают, хотя и существующие, но незнакомые вещи, сотворенные Аллахом:
«Он творит также то, о чем вы не ведаете»(сура «Пчелы», аят 8).
Аллах Всевышний творит в океанах, в воздухе, в небе то, о чем мы не знаем:
«Пречист Тот, Кто сотворил парами то, что растит земля, их самих и то, чего они не знают»(сура «Йа Син», аят 36).
Аллах говорит:
«…создать вас такими, какими вы себе и не представляете»(сура «Падающее», аят 61).
В самом человеке есть вещи, которые до сих пор наука не может объяснить. С исламской точки зрения, не допускается потеря времени и средств на то, что невозможно изучить. Это отличает нас от западных исследовательских институтов. Например, есть ли польза от проекта «Исследование души»? Любой ученый-мусульманин знает, что исследование души не добавит нам ничего, кроме того что уже известно из Корана и Сунны. Так стоит ли на это тратить время, когда Аллах уже сказал:
«Они станут спрашивать тебя о душе. Скажи: „Душа возникла по повелению моего Господа“»(сура «Перенос ночью», аят 85).
Что касается ученых-немусульман, то у них нет такой твердой базы. В результате они могут годами ставить бесполезные эксперименты.
Из этого мы понимаем, что область наших размышлений не должна выходить за рамки исследованного. Существует много вещей, которые мы в состоянии познать, опираясь лишь на слова Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, к примеру, мир ангелов, бесов, загробный мир.
Мирские знания, такие как эмбриональное развитие плода, астрономия и др., берут начало в размышлениях. К примеру, центр «NASA» предоставляет нам точную информацию о ландшафте, переданном со спутника. У нас есть уникальная возможность смотреть и размышлять над глубиной океанов, над безупречностью творений Всевышнего. Около тысячи лет назад некоторые мусульманские ученые говорили: «Одним из чудес Аллаха является сотворение человека из капли. Самое близкое для человека – это он сам, где он может найти для себя много удивительного, указывающего на Величие Господа, однако многие люди на протяжении многих лет не замечают этого. О те, кто пребывает в невежестве относительно себя, почему вы пытаетесь изучить других? Аллах же говорит:
«…а также в вас самих. Неужели вы не видите?» (сура «Рассеивающие», аят 21).
Необходимо помнить, что мы сотворены из капли:
«Да сгинет человек! Как же он неблагодарен! Из чего Он сотворил его? Он сотворил его из капли и соразмерил»(сура «Нахмурился», аяты 17–20).
Аллах также сказал:
«Среди Его знамений – то, что Он сотворил вас из земли. После этого вы стали родом человеческим и расселяетесь» (сура «Румы», аят 20).
Всевышний сказал:
«Разве он не был каплей из семени источаемого? Потом он превратился в сгусток крови, после чего Он создал его и придал ему соразмерный облик»(сура «Воскресение, аяты 37–38).
Также из слов Всевышнего Аллаха:
«Разве Мы не сотворили вас из презренной жидкости и не поместили ее в надежном месте до известного срока?»(сура «Посылаемые», аяты 20–22);
«Неужели человек не видит, что Мы сотворили его из капли? И вот он открыто препирается!»(сура «Йа Син», аят 77);
«Мы создали человека из смешанной капли»(сура «Человек», аят 2).
После чего Всевышний напоминает о том, как капля превращается в сгусток, который постепенно принимает вид кусочка надкусанного мяса:
«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей в надежном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови (будто) разжеванный кусочек плоти, потом создали из этого кусочка кости, и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении. Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!»(сура «Верующие», аяты 12–14).
Аллах не просто так упоминает процесс сотворения человека в утробе матери, а для того чтобы мы размышляли. Обратим наше внимание на сперматозоиды. Это вызывающие отвращение капли жидкости. Если оставить их на воздухе, не пройдет и часа, как они погибнут. Подумаем, как они вышли из человека? Как сошлись два любящих сердца? И как любовь и страсть, послужила причиной выхода семени? Затем стоит поразмышлять над зачатием плода, его развитием по стадиям: сначала сгусток крови, затем кусочек (будто) надкусанного мяса, затем ровно соразмеренный рост костей, суставов, нервных окончаний и внутренних органов. А также поразмышлять над тем, как происходит подпитка нового организма в животе у женщины. Каким образом развиваются глаза, а именно семь слоев, каждый из которых отличается своей уникальностью: стоит одному слою изменить структуру, как это негативно повлияет на зрение будущего ребенка.
Когда человек создает что-либо, он применяет физический труд. Аллах же в этом не нуждается, и мы видим это на примере с развитием эмбриона. Посмотрим на кости человека, какими они были вначале хрупкими, гибкими, и какими крепкими опорами стали для своего хозяина. Все кости отличаются друг от друга, есть маленькие и большие, есть длинные и короткие, есть полые и сплошные. Когда человек желает совершить движение, он использует множество частей своего тела. Суставы связаны с костями жилками, которые сжимаются и разжимаются, приводя части тела в движения. Положение костей по отношению друг к другу уникально, выступы и впадины расположены так соразмеренно, что части тела не могут совершить лишних движений. Голова человека состоит из пятидесяти пяти различных косточек, ровно состыковавшись, они придают округлую форму голове. Дело не в количестве составных частей черепа, дело в их точном сочетании, поскольку недостаток или излишек потребует хирургического вмешательства.
Вены, артерии, нервные окончания…Их число и функции приводят нас в удивление. И все это сотворено Аллахом из капли, вызывающей отвращение. Что же тогда можно сказать о сотворении Вселенной? Каков смысл расположения планет и галактик, количество и размер звезд? Нет сомнения в том, что это целая система, отражающая бесконечную мудрость Всевышнего Аллаха:
«Вас ли труднее создать или небо? Он воздвиг его…»(сура «Вырывающие», аят 27);
«Воистину, сотворение небес и земли есть нечто более великое, чем сотворение людей, но большинство людей не знает этого»(сура «Прощающий», аят 57).
Давайте вернемся к капле, какой она была и во что может превратиться. Если все люди и джины соберутся чтобы придать капле слух, зрение, разум, возможности, кости, волосы, смогут ли они это сделать? Многие, увидев изображение человека на картине, удивляются творческому мастерству художника. Почему же все забывают о сотворении человека из капли, со всеми его сложными механизмами: пищеварением, кровообращением, чувствами, обонянием, осязанием и т.д.? Только голос человека чего стоит! Звук берет начало изнутри, и с помощью голосовых связок, языка, губ и зубов произносятся слова уникальным для каждого человека голосом.
Развитие эмбриона происходит за тремя преградами, это можно увидеть современными приборами. Аллах не нуждается в этом, Он Создатель, и поэтому в точности передает нам детали процесса так, как есть.
Совершенство милосердия Всевышнего подтверждается тем, что когда утроба матери становится максимально тесной для малыша, он находит путь наружу, он начинает совершать определенные движения, облегчающие выход. Родившись, ребенок хватает грудь матери и питается молоком, подходящим для его рациона. Грудь матери устроена так, что соски ровно подходят для маленьких губ малыша, а отверстия на них настолько малы, что молоко выходит лишь через некоторое время после начала вскармливания. Зубы у ребенка выходят не сразу, это также из милости и из расчета Аллаха, поскольку на начальных порах он в них не нуждается, а когда его тело начинает чувствовать потребность в тяжелой пище, его рот наполняется молочными зубками. Слава Тому, по Чьей воле вырастают такие твердые кости в такой мягкой полости рта. Слава Тому, Кто внушил родителям любовь и заботу к детям, в противном случае они были бы самыми уязвимыми созданиями на этой земле. Тому, по Чьей воле человек растет, переходя из одной стадии в другую: сначала ребенок, затем юноша, затем зрелый мужчина и в итоге старик , либо благодарный Аллаху, либо нет:
«Неужели не прошло то время, когда человек был безвестен? Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим. Мы повели его путем либо благодарным, либо неблагодарным»(сура «Человек», аяты 1–3).
Необходимо задумываться и размышлять над Величием Господа. Мы рассмотрели лишь некоторые удивительные моменты в самом человеке, и существует еще масса неизученного. Что же можно сказать относительно земли, рек, гор, морей, о том, как Всевышний распростер землю, вывел из нее реки и долины, в которых собирается вода:
«…потом низвели с неба воду и напоили вас ею, но не вам ее сберегать»(сура «Аль-Хиджр», аят 22).
Животный мир не менее удивителен, в нем мы наблюдаем совершенство и инженерную точность. Возьмем, к примеру, паука. Он строит свой дом на краю реки, вначале он связывает своими нитями два наиболее близких предмета. Затем он постепенно узлами сплетает абсолютно симметричную сеть. Завершив строительство, он занимает позицию с краю и замирает в ожидании добычи. Когда клоп или муха попадают в сети, он мгновенно бросается на жертву и, парализовав укусом, начинает окутывать добычу своими нитями, превращая ее в кокон.
Вокруг любого живого существа наблюдается много удивительного и интересного. Человек размышляющий видит в этих мизерных существах величие Создателя, Его совершенную мощь и мудрость. Поэтому, даже увидев маленького червяка, необходимо прославлять Аллаха. Человек намного удивительней всех животных, несмотря на это, многие удивляются животным, забывая о чудесах, сокрытых в себе.
Также не стоит забывать о размышлении над созданиями Аллаха в глубинах океана, над процессом образования воды в облаках и над всем, что находится на земле и на небесах.
Побуждение к размышлению
Аллах с восхищением отзывается о размышляющих людях:
«…и размышляют о сотворении небес и земли»(сура «Семейство Имрана», аят 191).
Всевышний приказывает размышлять над собой:
«Неужели они не размышляли о самих себе?»(сура «Румы», аят 8).
Для чего необходимо размышлять над созданием небес и земли? На данный вопрос шейх Абдуррахман Ас-Саади дал следующий ответ: «Необходимо осознать суть существования. Это означает, что размышление –это поклонение, являющееся качеством приближенных к Аллаху людей. Они размышляют над этим, и понимают, что Аллах не создает просто так, и они повторяют:
«Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты!»(сура «Семейство Имрана», аят 191).