Терпение, как шариатский термин
Сдерживание себя при выполнении приказов Аллаха и при оставлении запретного. Для тех, кто искренне придерживается этого, Всевышний уготовил великую награду, и люди будут попадать в Рай за проявленное терпение именно ради Святого Лика Аллаха.
Также среди значений терпения – стойкость в религии от воздействия страстей, и это безупречное соблюдение Корана и Сунны. Кто ухватится за эти две основы, тот будет терпеть при неприятностях, при выполнении обязательств и при отказе от запретного.
Итак, мы имеем три вида терпения:
– терпение в подчинении Аллаху;
– терпение в отказе от нарушений запретов Аллаха;
– терпение при горьком предопределении.
Терпение в Коране
Аллах в Коране связал терпение с успехом:
«О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, – быть может, вы преуспеете»(сура «Семейство Имрана», аят 200).
Успех связан со всеми перечисленными качествами. Также Аллах запретил то, что противоречит терпению:
«Терпи же, как терпели твердые духом посланники, и не торопи Меня с наказанием для них»(сура «Пески», аят 35),
а также:
«Не слабейте и не печальтесь» (сура «Семейство Имрана», аят 139).
Аллах оповестил о приумножении награды терпеливым:
«Они получат свою награду в двойном размере за то, что были терпеливы»(сура «Рассказ», аят 54).
Если награда от совершенных поступков определена и ограничена, то награда за терпение неизвестна, и нет ей границ:
«Воистину,терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (сура «Толпы», аят 10).
Сулейман ибн аль-Касим сказал: «Все дела имеют определенную награду, кроме терпения, именно из-за этого аята, :“Воистину, награда терпеливым воздастся полностью безо всякого счета“,подобно льющейся воде».
Как уже было сказано, Аллах связал лидерство в религии с терпением и уверенностью. Всевышний дает победу за терпение, поскольку он завещал быть с терпеливыми:
«Воистину, Аллах – с терпеливыми»(сура «Корова», аят 153).
Аллах выделил терпеливых тем, что определил им три награды: благословение, милость и наставление от Него.
«Обрадуй же терпеливых,
которые, когда их постигает беда, говорят: „Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся“. Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (сура « Корова», аяты 155–157).
Аллах дал терпение как помощь или орудие, приказав пользоваться им:
«Обратитесь за помощью к терпению и намазу» (сура «Корова», аят 45).
Тому, у кого нет терпения, не видать ему помощи. Также Аллах связал победу с терпением и богобоязненностью:
«Конечно! Если же вы будете терпеливы и богобоязненны, и если враги нападут на вас прямо сейчас, то ваш Господь поможет вам пятью тысячами меченых ангелов» (сура «Аль-Имран», аят 125).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Знай, победа вместе с терпением».
По воле Аллаха терпение и богобоязненность являются безупречной защитой от вражеских замыслов:
«Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда» (сура «Аль-Имран», аят 120).
Аллах сообщил нам о том, что ангелы будут приветствовать в Раю терпеливых:
«Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!»(сура «Гром», аят 24).
Терпение преимущественней в том случае, когда существует возможность ответить обидчику той же монетой, в итоге человек получает большую награду и становится более почитаемым:
«Если вы подвергните их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас. Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых»(сура «Пчелы», аят 126).
Прощение и великая награда гарантированы тем, кто терпит и совершает праведные поступки:
«И только тем, которые терпели и творили добрые деяния, уготованы прощение и великая награда» (сура «Худ», аят 11).
Мудрый и праведный Лукман, завещая своему сыну, сказал:
«О сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость»(сура «Лукман», аят 17).
Аллах пообещал победу за проявленное терпение:
«Сбылось прекрасное Слово твоего Господа о сынах Исраила (Израиля), поскольку они проявили терпение. Мы разрушили то, что содеяли Фараон и его народ и что они воздвигали»(сура «Преграды», аят 137).
Аллах связал Свою любовь с терпением, даровав ее терпеливым:
«Сколько было пророков, рядом с которыми сражалось много набожных верующих! Они не пали духом от того, что постигло их на пути Аллаха, не проявили слабости и не смирились. Аллах любит терпеливых» (сура «Аль-Имран», аят 146).
Аллах упоминает степени благ, которые свойственно постичь лишь терпеливым. Это видно в истории с учеными, которые обучали народ, подвергшийся козням Каруна:
«Горе вам! Вознаграждение Аллаха будет лучше для тех, которые уверовали и поступали праведно. Но не обретет этого никто, кроме терпеливых» (сура «Рассказ», аят 80).
Это видно и в случае ответа лучшим из людей:
«Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» (сура «Разъяснены», аят 35).
Аллах дал понять, что никто, кроме обладателей терпения, не получит пользы от Его знамений, и передал это в следующей форме:
«Мы отправили Мусу (Моисея) с Нашими знамениями и повелели: „Выведи свой народ из мраков к свету и напомни им дни Аллаха“. Воистину, в этом – знамения для каждого терпеливого и благодарного» (сура «Ибрахим», аят 5);
а также в суре «Лукман»:
«Разве ты не видишь, что по милости Аллаха корабль плывет по морю, чтобы Он показал вам некоторые из Своих знамений? Воистину, в этом – знамения для каждого, кто терпелив и благодарен» (сура «Лукман», аят 31);
и после истории с Саба:
«Они сказали: „Господь наш! Удлини расстояния между нашими остановками в пути“. Они поступили несправедливо по отношению к себе. Мы сделали их предметом сказаний и рассеяли их. Воистину, в этом – знамение для каждого, кто терпелив и благодарен» (сура «Саба», аят 19);
в упоминании благ, извлекаемых из движения судов, а именно переправа людей и товара по воде на большие расстояния:
«Среди Его знамений – плывущие по морю корабли, подобные горам. Если Он пожелает, то успокоит ветер, и тогда они останутся неподвижными на его (моря) поверхности. Воистину, в этом – знамения для каждого терпеливого, благодарного» (сура «Совет», аяты 32, 33).
В вышеупомянутых четырех аятах, в которых речь идет о знамениях Всевышнего, возможность извлечь пользу предоставлена лишь обладателям терпения и благодарности. Вся религия основана на терпении и благодарности, вера также состоит из этих двух качеств, как и вся жизнь мусульманина. Можно ли вообще представить поклонение без этих двух основ?!
Аллах восхвалил пророка Аюба за проявленное им терпение:
«Мы нашли его терпеливым. Как прекрасен был этот раб!»(сура «Сад», аят 44).
Аллах назвал его прекрасным рабом. Но почему? Потому что он терпел! Всевышний определил убыток и крах тем, кто не проявляет терпение:
«Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (сура «Предвечернее время», аяты 1–3).
Аллах выделил спасшуюся категорию людей, отметив, что они из числа терпеливых и милосердных:
«А после этого надо быть одним из тех, которые уверовали и заповедали друг другу терпение и заповедали друг другу милосердие» (сура «Город», аят 17).
Аллах тесно связал терпение с основами Ислама и веру с молитвой: «Обратитесь за помощью к терпению и намазу» (сура «Корова», аят 45);
c праведными поступками:
«И только тем, которые терпели и творили добрые деяния» (сура «Худ», аят 11) ;
с завещанием истины:
«заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (сура «Предвечернее время», аят 3) ;
с милостью:
«…заповедали друг другу терпение и заповедали друг другу милосердие» (сура «Город», аят 17);
с убежденностью:
«…поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (сура «Поклон», аят 24);
и связал с правдивостью:
«…правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин…» (сура «Сомны», аят 35).