Разница между довольством и терпением
Существует разница между довольством и терпением. Кроме того, довольство предопределением степенью выше терпения.
Довольство –нелегкий поступок, поэтому берется во внимание мнение тех ученых, которые считают, что довольство предопределенным не является обязанностью. Аллах не обязывает людей довольствоваться постигшими их неприятностями, поскольку это под силу не каждому, однако Он приказал проявлять терпение. Человек, несмотря на трудность, проявляет терпение в критических ситуациях. Он сдерживает себя от греховных высказываний, он не рвет на себе одежду и не дергает от горя свои волосы, одним словом, он терпит. Однако, можно ли сказать что он доволен своей участью? Нет! Не всем дано постичь это.
Если произошло несчастье, к примеру, смерть близкого человека, необходимо проявлять терпение, и особенно надо следить за выражениями, чтобы не произнести слова недовольства, кроме того, необходимо держать себя в руках, чтобы не совершить поступки, противоречащие терпению. В подобных случаях терпение обязательно, и, соответственно, поступки, совершенные на почве отчаянья и скорби, –запретны.
Итак, если человек проявляет терпение и не теряет субординацию, можно ли сказать, что он принял горечь случившегося и остался доволен предопределением? Ответ: нет. Поскольку многим не постичь этого, именно поэтому Аллах не вменил это в обязанность, но тот, кто чувствует это, воистину является необыкновенным.
Виды довольства предопределением
Шейх аль-Ислам Ибн Таймия, Д, говорил: «Существует три вида довольства предопределением:
1. Довольство поклонениями. Каково же законоположение этого? Довольство поклонением – это и есть поклонение.
2. Довольство неприятностями. Нам приказано соблюдать это в обязательном порядке, либо это желательно. Обязательное соблюдение–это довольство тем, в чем требуется терпение. Это и есть наивысшая степень данного вида поклонения. В минуты трагедии человек чувствует полное успокоение души, это свойственно далеко не каждому, Аллах из Своей милости не обязал нас этому.
3. Довольство грехом: когда человек видит грехи в своей семье и соглашается с ними, оставаясь довольным ими. Например, соглашается с тем, что его дочь не покрывается, свободно выходит из дома и общается с молодыми парнями. Он доволен своей женой, которая не скрывает от других свои прелести. Он положительно реагирует на заигрывание сыновей со служанками-сверстницами. Он доволен этим, а довольство порочным – грех, довольство неверием – неверие.
Итак, довольство порочным запрещено, более того, нам приказано далеко держаться от грехов. Аллах не любит разврат, Он не доволен теми рабами, что совершают неверие и грехи. Ему не любо зло и злодеи.
Это то, что касается степеней и разновидностей довольства, после разъяснения которых мы переходим к плодам этого великого вида поклонения.
Плоды довольства
Довольство имеет много плодов:
1. Восторг, радость и довольство Господом, Свят Он и Велик. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, для нас наилучший пример в этом. Довольство –составная часть поклонения, которого не будет без терпения, надежды, довольства, кротости, повиновения и зависимости от Аллаха.
2. Довольство человека ведет к довольству Господа им. Это прибавляет счастья человеку и радость, он чувствует вкус поклонения. Аллах доволен теми, которые поклоняются Ему. И если человек, покорно умоляя, станет просить, Аллах пойдет ему на встречу.
3. Довольство помогает бороться с печалью, грустью, неопределенностью, помутнением разума и плохим состоянием. Именно поэтому говорят, что дверь земного рая открывается довольством. Спокойствие сердца, уверенность, хладнокровие и устойчивость –результатом всего этого является довольство, противоположностью которого считается негодование, которое ведет к волнению сердца, его замешательству и различным колебаниям.
Довольство выражается в сердце человека спокойствием, которое не может прийти иным способом, потому что спокойствие помогает человеку уверено держаться прямого пути, исправлять дела и мысли, способствует безопасной и приятной жизни.
4. Довольство помогает человеку не ввязываться в перепалки с Господом в Его законах, положениях и решениях. К примеру, почему ослушался проклятый Иблис, когда было приказано совершить поклон? Из-за чего воспротивился? Иблис был недоволен! Он возразил: «Как я стану кланяться перед человеком, созданным из глины?» Негодование Иблиса привело к ослушанию Великого Аллаха. Сегодня лицемеры нашего времени, которые не согласны с решением Аллаха относительно расточительства, хиджаба, многоженства, во всех своих высказываниях и заметках ведут противоборство с Аллахом. Своими поступками они как бы говорят: «Зачем Ты вменил нам в обязанность это? Почему Ты заставляешь нас соблюдать то?» Довольство избавляет людей от подобного поведения и оставляет их в мире и согласии с Господом.
5. Довольство показывает человеку справедливость Господа. По этому поводу Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Справедливость в Твоем предопределении». Кто не доволен справедливостью Аллаха, тот злодей и преступник, воистину, Аллах – Самый Справедливый из справедливейших даже в наказаниях. Почему отсекается рука вора? В качестве наказания. Аллах справедлив в Своих решениях и в наказаниях, и запрещено выступать против этого.
6. Негодование происходит либо по причине упущения желаемого, либо из-за постижения неприятности. Человек, лишенный довольства, в подобных случаях начинает испытывать волнение и колебания, подтверждающие несчастие души. Кто же остается довольным в подобных ситуациях, тот обходит несчастье и боли:
«…чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал»(сура «Железо», аят 23).
Представим, что человек потратил много усилий для подписания выгодного контракта, затем в последний момент конкурент перехватывает инициативу и срывает сделку. Если человек обладает чувством довольства, то он скажет: «Хорошо! Если сегодня у меня ничего не получилось, то, возможно, завтра увижу результат. Хвала Аллаху, чтобы ни произошло». Если же человек не обладает довольством, его охватывает тревога, он не может заснуть, его не покидают мысли об упущенном, пропадает аппетит, даже разговор с супругой становится сухим и бесчувственным, одним словом, его постигает трудный момент жизни.
На самом деле довольствие приносит с собой огромную пользу. Казалось бы, человек упускает, теряет желаемое, что остается взамен? Не стоит огорчаться потерям и горевать о неприятностях, поскольку все уже предопределено и записано.
7. Довольство распахивает дверь безопасности от обмана, ненависти и зависти. Человек, будучи недовольным своей участью, начинает заглядываться на чужой удел, его глаза наполняются ненавистью и черной завистью. Он радуется уменьшению блага других. Именно негодование способствует проникновению подобных вещей в сердце.
8. Довольство не дает сомневаться в предопределениях и решениях Аллаха, в Его мудрости и знании. Человек соглашается со всем, убежденно веруя в мудрость Аллаха. Что же касается того, кто недоволен предопределением Аллаха, тот погружен в сомнения, и его легко обманывает Сатана. Именно поэтому довольство и уверенность считаются неразлучными братьями, а негодование и сомнение можно назвать сиамскими близнецами.
Если есть возможность совместить довольство с уверенностью, то необходимо практиковать это, если же нет такой возможности, то в терпении много блага.
9. Одним из основных плодов довольства является благодарность. Недовольные люди никогда не благодарят других, они видят себя обманутыми и обделенными, и изначально считают себя злополучными. Негодование приводит к пренебрежению благами перед Тем, Кто их дарует.
Довольство же ведет к благодарности за блага Тому, Кто их дарует.
10. Довольство помогает человеку говорить лишь то, что угодно Господу. Негодование вынуждает человека говорить слова противоречия Аллаху, а иногда и слова поношения. Довольный человек, в отличие от негодующего, не следует своим страстям. Довольство не сочетается со страстями, именно поэтому согласие с решениями Аллаха отталкивает человека от следования своим похотям. Довольный человек находится под решением Аллаха, чувствуя в себе клад, и если Всевышний остается довольный им, это лучше для него, чем сам Рай. Аллах, упоминая прелести Рая, сказал:
«Но довольство Аллаха будет превыше этого»(сура «Покаяние», аят 72).
Довольство Аллаха, достигнутое верующим, лучше самого Рая и того, что находится в нем. Довольство –один из атрибутов Всевышнего Аллаха, а Рай –одно из Его творений. Атрибуты Аллаха лучше и выше всего сущего:
«Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема. Но довольство Аллаха будет превыше этого. Это и есть великое преуспеяние» (сура «Покаяние», аят 72).
11. Довольство защищает человека от негодования людей. Если Аллах будет доволен человеком, Он внушит это чувство окружающим людям. Человек, заботой которого является мнение Аллаха, не обращает внимания на слова людей. А если целью человека становится довольство народа, то в результате он устает и выдыхается, поскольку обществу невозможно угодить. Кто стремился к довольству Господа, оставляя мнения окружающих, того не постигнет усталость, даже если слова людей дойдут до него, он не воспримет их близко к сердцу, пока Аллах доволен им.
12. Аллах дарует довольному человеку то, что он даже не просит. Дары Аллаха не всегда являются результатом просьб, все дело в выгоде для самого человека.
13. Довольство очищает сердце человека для поклонения, в своих молитвах он не подвергается наущениям Сатаны, его разум чист в богослужениях, он действительно получает пользу. Довольствие очищает и концентрирует разум, делая молитвы более продуктивными.
14. Положение довольства весьма удивительно относительно остальных видов поклонения сердцем. Его вознаграждение не имеет конца, в отличие от поступков, совершенных частями тела, награда за которые заканчивается в определенное время. Поступки телом ограничены, а поклонение сердцем не имеет границ. Поступки частями тела умножаются, однако определенное количество раз, а что касается поступков сердец, то тут умножение не знает границ, даже если им уже не придается значение. Назревает вопрос: как это?
Отвечаем. Если человек думает, признавая разумом и сердцем свое довольство Аллахом и предопределением, как неожиданно ему предоставляется математическая задача, которая, несомненно, отвлекает его от всех мыслей. Ученые по этому поводу говорят, что награда за довольство не останавливается, даже если мысли заняты чем-то другим, поскольку основа остается основой.
Второй пример. Человек, ощущающий страх перед Аллахом, чувство, которое доводит его до слез, иногда отвлекается из-за проблем. Например, если его сын поранил руку, он занимается обработкой раны и его мысли заняты именно этим, в данный момент он не думает о страхе, однако награда не перестает идти. Этим и удивительно поклонение сердцем! Это доказывает важность поступков сердец относительно телесных поклонений. Естественно, это не говорит о незначительности поступков телом, поскольку их отсутствие разрушает сердце.
Противоречит ли довольство мольбам?
Ответ: нет, поскольку Аллах доволен молитвами, более того, Он приказывает к ним прибегать.