Степени довольства, его уровни и законоположение
Дорогие братья! Довольство имеет большую значимость, это очень важный элемент, занимающий высокое положение в религии. С ним связанно множество различных богоугодных дел. Это пункт назначения для тех, кто развивается и движется вперед. Однако, каково его законоположение? Является ли оно обязательным или это желательное действие? Шейх аль-Ислам Ибн Таймия (Д) говорил: «Что касается довольства, то ученые и шейхи как ханбалийской, так и других школ, разошлись во мнениях, является ли довольство решением (Аллаха) обязательным или желательным поступком…В своей основе довольство обязательно, а его высшие степени проявления желательны».
Существует основа, началом которой являются высшие проявления данного качества, и человек обязан иметь эту основу: «Кто не доволен Аллахом, Посланником, религией, шариатом, законоположениями, тот не является мусульманином». Каждый мусульманин, уверовавший в Аллаха и в Последний день, должен иметь какую-либо степень довольства, не говоря об основе, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ощутил вкус веры тот человек, который доволен Аллахом, как Господом, Исламом, как религией и Мухаммадом, как Пророком».
Аллах говорит:
«Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока не изберут тебя судьей во всем, что запутано между ними, пока не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (сура «Женщины», аят 65).
Это и есть довольство.Аллах говорит:
«Лучше бы они довольствовались тем, что дали им Аллах и Его Посланник, и сказали: „Нам достаточно Аллаха. Аллах одарит нас из Своей милости, а также Его Посланник. Воистину, мы устремляемся к Аллаху!“»(сура «Покаяние», аят 59).
Также Аллах говорит:
«Это за то, что они последовали за тем, что вызвало гнев Аллаха, и возненавидели то, чем Он доволен, и поэтому Он сделал тщетными их деяния»(сура «Мухаммад», аят 28).
Итак,первая степень довольства необходима, как и его основа. Существует довольство уделом, помимо этого мы имеем довольство шариатом – это полная удовлетворенность приказами Аллаха. Даже относительно запретов мы должны понимать, что это означает оставаться довольными ими. Естественно, довольство запретами не оговорено в шариате, как и симпатия к ним, поскольку Аллах не любит их и недоволен ими….
Аллах не любит разврат и крайне недоволен неверием людей. Лицемеры носят в душе ненавистные Аллаху слова, они последовали тому, что гневит Его и вызывает недовольство, испортив этим все свои поступки.
Довольство, подтвержденное текстами, заключается в довольстве Аллахом, как Господом, Исламом как религией, Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, как Пророком, полное согласие с законами Аллаха, запретами, приказами, обязанностями. А также довольство Аллахом, Свят Он и Велик, и Его предопределением, обращение с похвалой всякий раз, чтобы ни случилось, понимая, что все происходит согласно Его мудрости, даже если предопределенное приносит горе и страдания.
Довольство в горе и радости
Если кто-то спросит, возможно ли быть довольным в горе, ответим на вопрос с двух сторон. Во-первых, надо понимать, что Аллах все сотворил в наилучшем виде, поэтому необходимо быть довольным Его действиями, поскольку это в любом случае одно из Его творений. Если человека постигло горе, неприятность или беда, следует довольствоваться этим, поскольку это произошло по мудрости Всевышнего. Во-вторых, Аллаху известно то, что исправит человека и пойдет ему на пользу, и это решение для человека намного лучше, чем его личный выбор.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя! Чего бы не предписал Аллах для верующего – в этом благо для него». Также в другом великом хадисе сказано: «Ощутил вкус веры тот человек, который доволен Аллахом как Господом».
Каждый должен поминать Аллаха утром и вечером, а также во время призыва на молитву, словами: «Я доволен Аллахом как Господом, Исламом как религией, Мухаммадом как Пророком».
Довольство Господом
Довольство господством Аллаха, Его Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, подчинение и покорность. Правдивейшим человеком является тот раб, который собрал в себе эти качества, а именно: довольство господством и божественностью Аллаха, согласие с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и следование ему, довольство религией Аллаха и покорность Ему. Эти качества легки на языке, однако непосильны на практике.
Довольство Аллахом включает в себя любовь к Нему одному, согласие со всеми приказами, боязнь Его одного, надежда, посвящение себя Ему, унижение перед Ним, и это результат веры в Его управление Вселенной. Также необходимо уповать лишь на Него, ждать помощи и быть довольным Им и Его действиями. Это и есть довольство Аллахом, и выражение «Доволен Аллахом как Господом» означает, что верующий доволен Его господством и божественностью, тем, что Он предопределил и решил. Аллах постановил, что прелюбодеяние запретно, расточительство запретно, молитва обязательна, закят обязателен, благочестие к родителям обязательно; каждый должен оставаться довольным законами Аллаха. Если Аллах предопределит болезнь, бедность, проблемы, необходимо оставаться довольным этим уделом.