Из того, что сказано об искренности

Игнорирование взоров созданий с неотрывным взглядом на Создателя.

Совершая поклонение, человек должен иметь намерение совершить его исключительно ради Аллаха.

Равновесие тайных и явных поступков.

Приукрашивание перед людьми тем, что не принадлежит человеку по праву, влечет за собой падение перед Господом.

Это секрет между Аллахом и рабом, его не видит ангел, чтобы записать его, и не чувствует Сатана, чтобы испортить. Аллах открывает ангелам лишь то, что захочет, из состояния Своих рабов.

Искренность – это желание не иметь свидетеля своим благим поступкам, кроме Аллаха. И если человек утвердится на этом, Аллах одарит его мудростью. Как сказал Макхуль: «Если человек сорок дней будет держать искренность в своих намерениях, из его сердца начнет бить родник мудрости, выходящий через его язык». Абу Сулейман Ад-Дарани говорил: «Если раб очистил свое намерение, прекратятся его постоянные наущения и признаки лицемерия». Некоторые говорят: «Праведные предки предпочитали, чтобы были у них добрые дела, о которых не знают жена и близкие».

Самое драгоценное в этом мире –это искренность. Юсуф ибн Аль-Хусейн говорил: «Сколько бы я не старался избавиться от показухи, все равно она проявлялась в моем сердце в другом цвете».

Мутраф ибн Абдуллах говорил в своей молитве: «О Господь! Я прошу прощения за поступки, в которых покаялся, затем вновь совершил. И за те дела, что взял на себя и не исполнил. И прошу прощения за дела, в которых стремился к Твоему Лику, затем смешалось в сердце то, что известно Тебе».

Заметки и вопросы, связанные с искренностью

Когда выставление поступков напоказ становится необходимым?

Ибн Кудама говорил в разделе «Разрешение выставления дел напоказ»: «В проявлении дел есть польза подражания примеру и побуждения людей к добру. Существуют поступки, которые невозможно скрыть, такие как паломничество и джихад. Тот, кто показывает свои поступки, должен следить за своим сердцем, чтобы не проникло в него тщеславие, и должен постоянно иметь намерение быть примером для подражания».

Итак, нам необходимо исправить намерение в явных поступках, чтобы уберечь себя от признаков лицемерия, и намереваться быть примером в тех делах, которые невозможно скрыть, чтобы достичь максимальной награды. Также было сказано: «Слабый не должен испытывать себя этим. Он подобен человеку, не умеющему хорошо плавать, который, видя толпу тонущих людей, из жалости бросается на помощь, в результате чего тонет вместе с ними».

В этом вопросе необходимо обратить внимание на некоторые детали:

1. Поступки, которые по преданию (Сунне) необходимо скрывать, не стоит выносить напоказ.

2. Поступки, которые по преданию (Сунне) необходимо выставлять напоказ, не стоит скрывать.

3. Поступки, которые допускают оба варианта. В этих случаях человек должен учитывать свое состояние. Если он силен и способен выдержать восторг или критику, то ему стоит совершать дела, не скрывая их, поскольку побуждение к благу и есть благо. А в том случае, если человек морально слаб и подвержен влиянию народа, ему следует скрывать свои поступки.

От праведных предков пришло немало случаев проявления благих поступков для подражания. Один из них, находясь на смертном одре, сказал родным: «Не скорбите по мне, поистине, с тех пор как принял Ислам, я не произнес ни одного порочного слова».

Абу Бакр ибн Аийаш сказал своему сыну: «О сынок! Не смей ослушаться Аллаха в этой комнате, поистине, я в ней полностью прочитал Коран двенадцать тысяч раз!» Сказав это, он дал наставление сыну. Поэтому нет ничего страшного в выявлении своих поступков определенным лицам с благим намерением, как мы видели это в вышеуказанных случаях.

Необходимость отказа от совершения поступков из-за боязни лицемерия.

Это очень трудное и опасное положение: некоторые люди, уже привыкшие к благим поступкам, вдруг оставляют их из-за боязни впасть в показуху. Нет сомнения в том, что это неправильно, и Фудейль ибн Ияд объясняет: «Оставление добрых дел из-за общественного мнения – это показуха; совершение поступков из-за кого-то – это многобожие (ширк), а искренность – это когда Аллах избавляет от всего этого».

Ан-Навави говорил: «Кто вознамерился совершить поступок, затем оставил его, боясь людского взора, тот занимается показухой, потому что оставляет дела из-за людей. В подобных ситуациях необходимо оставлять поступки, чтобы затем совершить их в тайне». Человек, отказавшийся от совершения всех поступков, впал в лицемерие. Также и тот, чьи поступки необходимо видеть людям, должен обнародовать их. Например ученые, чьим поступкам подражает народ, или совершение дел, основой которых является публичность.

Побуждение к сокрытию всех праведных поступков от людей

Человек, который побуждает к скрытию всех праведных поступков от взоров людей, является отвратительным поработителем Ислама. Лицемеры, когда видели человека выплачивающего огромные суммы на пожертвования, говорили, что это ханжество, а когда видели человека, жертвующего малым, говорили, что Аллах не нуждается в нем. Их миссия – испортить цели людей и искоренить наличие благих дел в обществе. Они порицают хороших религиозных людей, чьи поступки видны людям. Поэтому пока праведники совершают поступки ради Аллаха, то пусть они выставляют их на всеобщее видение, если есть от этого польза, и пусть распространяется добро в обществе. Аллах говорит:

«Они поносят тех, кто раздает добровольные пожертвования, и тех, кто с трудом находит средства для пожертвований. Они глумятся над ними…»(сура «Покаяние», аят 79).

Разница между лицемерием и смешанными поступками

Необходимо чувствовать разницу между лицемерием и смешанными поступками.

Вопрос:

Когда дела аннулируются? Каково положение, если с религиозным поступком смешалась какая-либо мирская выгода? В каком случае человек удостоен греха? И в каком случае он этого не удостаивается?

Ответ:

Все это распределяется по частям, степеням и уровням:

• Совершение поступка ради Аллаха, не имея мирской выгоды. Это наивысшая степень.

• Совершение поступка ради Аллаха, имея мирскую выгоду, разрешенную шариатом. К примеру, человек постится ради Аллаха, желая этим поправить свое здоровье, или человек совершает паломничество, занимаясь торговлей между обрядами, или идет в мечеть на молитву пешком, желая получить пользу от ходьбы. Присутствие на молитве с намерением поддержать свою репутацию. Влияют ли подобные намерения на сами поступки? Преследование подобных целей не портит дела, однако уменьшает достоинство, поэтому лучше избегать этого.

• Совершение поступка ради Аллаха, имея мирскую выгоду, неразрешенную шариатом. То есть совершение благого поступка с целью, запрещенной в религии, такой как ханжество, лицемерие, желание отличиться:

а) если подобное намерение исходит из основы поступка, то это определяет человека, как молящегося ради людского взора;

б) если подобные мысли приходят во время поступка, и человек борется с ними, чтобы все было ради Аллаха, то, несомненно, этот поступок принимается, и человек получает дополнительную награду за свое упорство;

в) если подобные мысли приходят во время поступка, и человек не проявляет усилий для борьбы с ними, в таком случае дело аннулируется.

4. Совершение благих поступков, ради мирской выгоды: пост ради

поддержания здоровья, паломничество для торговли, выплата закята для

роста личного капитала, посещение мечети для спортивной формы.

Совершение всех этих дел, оставляя намерение ради Аллаха, приводит к их аннулированию. Аллах Всевышний говорит:

«Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем. А потом Мы предоставим ему Геенну, где он будет гореть презренным и отверженным»(сура «Перенос ночью», аят 18);

«Они – те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния»(сура «Худ», аят 16).

5. Выставление благих дел напоказ.

Вопрос:

Показуха аннулирует поступок или просто вводит в грех?

Ответ:

Показуха портит дела и является грехом. Бывают ситуации, когда портится поступок, но совершивший его не зарабатывает греха, к примеру, как человек, случайно испустивший газы во время молитвы.

Некоторые проявляют показуху, отвечая на серьезные религиозные вопросы. Перед богатыми и знатными людьми они говорят одно, а бедным, неимущим людям говорят другое из-за своей слабости. Знающие люди говорят: «Если увидишь ученого, ошивающегося вокруг дверей правителей, знай, что это вор. А если увидишь ученого, ошивающегося вокруг богатых, знай, он лицемер». Другое дело, если ученый ходит к ним с благим намерением исправить их и направить на истину.

Некоторые вещи, кажущиеся показухой, на самом деле таковыми не являющиеся:

Если за благие поступки слышна похвала от верующих, то это радостная весть о содеянном, и никак не показуха.

Человек, увидевший поклоняющихся людей, а затем проявивший наибольшую активность в поклонении, стал причиной того, что усерднее стал поклоняться тот, кто проявлял меньшую активность раньше, и это не показуха. И верующий, стремящийся к Лику Аллаха, получит вознаграждение за это.

Украшение одежды и обуви, умащение благовониями – все это далеко от показухи.

Сокрытие грехов и оставление разговоров о них. Некоторые считают, что для подтверждения своей искренности необходимо сообщить о содеянных грехах, однако шариатом от нас требуется умалчивание их. Скрывание грехов не показуха, а напротив, то, чем доволен Всевышний, а мысли об обратном – заблуждение от Сатаны для распространения нечестия и скверны.

Обретение известности, не желая ее. К примеру, как ученый, заслуживший известность, имея намерение принести пользу людям, растолковать истину, противостоять лжи, рассеять всякие сомнения, и распространять религию Аллаха. Если в результате этого пришла известность, то это не является показухой. Показуха – это не факт приобретения известности, однако сама известность может привести к ханжеству.

Признаки искренности

Закончим тему, перечислив ряд признаков искренности:

• Желание служить религии.

• Перевес тайных поступков над явными.

• Рвение к благим поступкам и стремление получить награду.

• Терпение, выносливость и избегание жалоб.

• Стремление к сокрытию поступков.

• Тщательное совершение тайных благих поступков.

• Большое количество тайных благих дел.

Это все признаки искренности.

Все вышесказанное – это только часть, которую мы смогли затронуть в теме искренности, по воле Всевышнего Аллаха. Просим Его, чтобы Он одарил нас и вас искренностью в делах, и чтобы очистил наши сердца и поступки от показухи и лицемерия, от скверных убеждений и дел.

Хвала Аллаху, Господу Миров! И достойное вознаграждение богобоязненным. Свидетельствую, что Аллах – Покровитель праведников, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и верный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, а также всех его сподвижников. Он предводитель верующих и господин всего человечества, он был образцом подражания, он совершал поклонение в наилучшей форме, а так же проявлял страх перед Аллахом надлежащим образом.

Страх– наша очередная тема в данной серии лекций. Просим Аллаха, чтобы наделил нас страхом перед Ним.

Определение страха. В арабском языке خوف(хауф) означает страх, боязнь, ужас, панику.

Аллах говорит в Коране:

«Это всего лишь Сатана пугает вас своими помощниками»(сура «Семейство Имрана», аят 175).

Страх – это опасение вреда от какого либо явного, либо предположительного признака, антоним безопасности. Это слово используется как в мирских, так и в духовных делах, это боязнь ощутить вред или потерять желаемое, колебание сердца и его беспокойство из-за боязни попасть под вред или остаться без пользы.

Ибн Кудама, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Знай, что страх, это боль и огонь в сердце по причине угрозы вероятного вреда». Пример тому:если человек совершит преступление против правителя, затем будет пойман им, и, будучи в цепях, он ощущает страх смерти, хотя и не исключает прощения. Его сердце разрывается от боли, потому что вероятность смертной казни велика. И по степени вероятности смертной казни определяется и степень страха. Иногда причиной страха является не преступление, а тот, кого ослушаются, который своим величием внушает боязнь. Если Аллах пожелает уничтожить все миры, это не составит для Него труда, и никто не сможет помешать Ему. Взяв во внимание нашу слабость и величие Господа, о делах Которого никто не имеет права спрашивать, можно прийти к этому страху. Итак, страх перед Аллахом – это результат осознания Могущества и Величия Аллаха. Зарождается страх в сердцах, которые чувствуют это Величие и Могущество.

Боязнь

Боязнь – понятие менее обширное, чем страх. Боязнь присуща лишь ученым в религии Аллаха, Он говорит:

«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (сура «Ангелы», аят 28).

Боязнь это страх, которому сопутствуют знания.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я самый богобоязненный среди вас, и сильнее всех страшусь Его».

Страх присущ всем верующим мусульманам, а боязнь – удел знающих ученых. И от уровня знания зависит степень боязни и страха. Страх приводит к бегству, а боязнь заставляет руководствоваться знаниями.

Шейх Ибн Усаймйин, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Боязнь – это страх, основанный на знании величия и мощи объекта опасения. Если ты опасаешься человека и не знаешь его возможности, то это страх, а если известны возможности, то это боязнь».

Ибн Аль-Кайим, да смилуется над ним Аллах, говорил относительно разницы между страхом и боязнью: «Это подобно человеку, у которого нет представления о медицине, и искусному доктору. Первый прибегает к диетам или отказывается от лечения из-за недостатка познаний, а второй использует лекарства». Боязнь – это страх, основанный на знании.

Страх, упомянутый в Коране

Страх представлен в Коране с разных сторон:

1. Смерть или опасность. Аллах говорит в Коране:

«Когда до них доходит известие о безопасности или опасности…»(сура «Женщины», аят 83);

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом…»(сура «Корова», аят 155).

2. Войны и сражения. Аллах говорит в Коране:

«Когда же страх проходит, они обижают вас острыми языками»(сура «Сомны», аят 19), то есть когда заканчивается сражение. Аллах говорит:

«Когда ими овладевает страх, ты видишь, как они смотрят на тебя. Их глаза вращаются, словно у того, кто теряет сознание перед смертью»(сура «Сомны», аят 19).

3. Знание и осведомленность. Аллах говорит:

«Если же кто-либо опасается, что завещатель поступит несправедливо…»(сура «Корова», аят 182), то есть вы знаете, что это возможно.

«…если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха»(сура «Корова», аят 229), или нет знания: то есть вы не знаете.

«Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам…»(сура«Женщины», аят 3), то есть, если вы знаете.

• Ужас и страх из-за наказания и мучений. Аллах говорит в Коране:

«…взывая к своему Господу со страхом…»(сура «Поклон», аят 16).

Наши рекомендации