Порицание лицемерия и лицемеров
Аллах порицает лицемеров, определив им наказание:
«Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они – те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня»(сура «Худ», аяты 15–16);
«Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем. А потом Мы предоставим ему Геенну, где он будет гореть презренным и отверженным»(сура «Перенес ночью», аят 18);
«Тому, кто пожелал нивы Последней жизни, Мы увеличим его ниву. Тому же, кто пожелал нивы мирской жизни, Мы дадим из нее, но ему не будет доли в Последней жизни»(сура «Совет», аят 20);
«Не уподобляйтесь тем, которые горделиво вышли из своих домов, показывая себя перед людьми, и сбивали других с пути Аллаха. Аллах объемлет все, что они совершают»(сура «Добыча», аят 47).
Восхваление искренности и тех, кто этим качеством обладает
Как уже было сказано, Аллах восхваляет искренних людей, и, описывая обитателей Рая, Он говорит, что они при жизни кормили бедняков, стремясь к Святому Лику Аллаха:
«Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!»(сура «Человек», аят 9);
«Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает таким образом, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду»(сура «Женщины», аят 114);
«Тому, кто пожелал нивы Последней жизни, Мы увеличим его ниву»(сура «Совет», аят 20).
Аллах очистил верующих испытанием в битве при горе Ухуд, а также преподал важные уроки, цена которым кровь, раны и смерть:
«Среди вас есть такие, которые желают этот мир, и такие, которые желают Последнюю жизнь»(сура «Семейства Имрана», аят 152);
«Вы желаете мирских благ, но Аллах желает Последней жизни»(сура «Добыча», аят 67).
Главным хадисом в вопросе, касающимся намерения, является следующее высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, дела связаны с намерениями и, поистине, каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался (обрести)». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, научил нас руководствоваться этим хадисом во всех делах: в молитвах, при посте, во время паломничества, в пожертвованиях и других поступках.
Люди будут воскрешены по своим намерениям, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, люди будут воскрешены на своих намерениях».
Важность искренности
• Искренность – одна из причин успеха в следующей жизни.
• Искренность определяет склонность сердца к мирскому или к грядущему, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Тому, кого волнует грядущая жизнь, Аллах поселит в сердце достаток и облегчит быт, и все мирское припадет перед ним в доступном виде. Тому же, кого волнует этот мир, Аллах представит бедность перед глазами и усложнит быт, и не получит он от мирского ничего, кроме того, что предопределено ему».
• Искренность – великий источник пропитания и вознаграждений, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Какая бы милостыня не была, если цель ее – стремление к Лику Аллаха, за нее непременно будет награда, даже если это кусочек еды, вложенный в рот супруги».
4. Искренность спасает от мук в День Страшного Суда. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам, что первыми, кем будет разожжен огонь Ада, станут трое, дела которых, на первый взгляд, благие: подающий милостыню, чтец Корана и воин. Однако первый подавал милостыню, чтобы люди говорили: «щедрый», чтец Корана изучал знания для достижения ярлыка «ученый», а воин стремился лишь к геройству. Передается от Абу Хурайры: «Я слышал как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил „Первым из людей, чья судьба будет решена в День воскресения, окажется человек, павший за веру на поле битвы. Его приведут, и Аллах напомнит ему о Своих милостях, и он признает их, а потом (Аллах) спросит: ‘И что же ты сделал в благодарность за них?‘ Он ответит: ‘Я сражался ради Тебя, пока не погиб!‘ (Аллах) скажет: ‘Ты лжешь, ибо сражался ты (только) ради того, чтобы (люди) говорили: <смельчак!>, – и они говорили так!‘ После чего относительно (этого человека) будет отдано повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в Ад. Затем приведут человека, который приобретал знания, передавал его другим и читал Коран, и (Аллах) напомнит ему о своих благодеяниях, и он признает их, а потом (Аллах) спросит: ‘И что же ты сделал в благодарность за них?‘ Он ответит: ‘Я приобретал знание, и передавал его другим и читал Коран ради Тебя‘. (Аллах) скажет: ‘Ты лжешь, ибо учился ты (только) ради того, чтобы (люди) говорили: <знающий>. И читал Коран (только) ради того, чтобы (люди) говорили: <чтец!>,и они говорили так!‘ После чего относительно этого (человека) будет отдано повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в Ад. А потом приведут человека, которому Аллах даровал обширный удел и которого наделил разными видами богатств, и (Аллах) напомнит ему о Своих милостях, и тот признает их, а потом (Аллах) спросит: ‘И что же ты сделал в благодарность за них?‘ Он ответит: ‘Не упускал я ни одной возможности потратить деньги так, как это угодно Тебе‘. (Аллах) скажет: ‘Ты лжешь, ибо ты делал это (только) для того, чтобы (люди) говорили: <щедрый!>,и они говорили так!‘ После чего относительно этого (человека) будет отдано повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в Ад“».
Каждый раз, когда Абу Хурайра рассказывал этот хадис, он терял сознание от страха, после, прихода в себя, он протирал лицо водой и продолжал, пока снова не терял сознание, и так до завершения хадиса. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему о троих: «О Абу Хурайра! Эти трое – первые из творений Аллаха, которыми будет разожжено пламя Ада в День Суда».
Первыми, кем разожгут огонь Ада, будет не убийца, не прелюбодей, не вор, не гей и не любитель распивать спиртные напитки, ими будут эти трое: чтец Корана, подающий милостыню и воин, и все это из-за отсутствия искренности.
Отсутствие наличия искренности в требовании знаний также ведет к опасным последствиям, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто изучал знание, посредством которого достигается Лик Аллаха, с намерением заполучить какую-либо мирскую выгоду, тот не ощутит запаха Рая в День Воскресения». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Кто изучил знания, для того чтобы спорить с безумцами, или блистать среди ученых, или чтобы притягивать взоры людей, тот – в огне».
Искренность спасает человека в ответственный момент в День Страшного Суда, когда Аллах скажет лицемерам: «Ступайте к тем, кому вы показывали свои дела при жизни, найдете ли вы у них награду?».
Искренность не дает человеку остаться без награды за свои поступки. Однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел человек и спросил: «Что если человек сражается ради оплаты или славы?», он трижды сказал: «Нет ему ничего!» Затем добавил: «Поистине, Аллах не принимает из поступков ничего, кроме совершенного с искренностью, со стремлением к Лику Аллаха».
Ибн Микраз, житель Аш-Шама, передал от Абу Хурейры, что однажды человек спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха! Что если человек желает сражаться на пути Аллаха, имея при этом желание получить земную выгоду?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Не будет ему за это вознаграждения». Люди удивились этому и сказали: «Вернись к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, возможно, ты его неправильно понял». Человек вернулся и спросил: «О Посланник Аллаха! Что если человек желает сражаться на пути Аллаха, имея при этом желание получить земную выгоду?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Не будет ему за это вознаграждения». Люди еще раз попросили человека вернуться с вопросом к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он снова ответил: «Не будет ему за это вознаграждения».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передает слова Аллаха Всевышнего: «Я превыше того, чтобы придавали мне сотоварищей. Кто совершил какой-либо поступок, придав в нем Мне сотоварища, того Я оставлю с его многобожием».