Определение высокомерия (кибр)
Посланник Аллаха r дал определение этому понятию, сказав: «Не войдёт в Рай человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку». Один человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» Пророк r сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, что же касается высокомерия, то это неприятие истины и презрительное отношение к людям» [Муслим, 91].
В этом определении содержится упоминание о двух важных составляющих высокомерия.
Первая — неприятие истины, то есть отрицание истины, сопровождаемое пренебрежительным отношением к ней и гордыней, мешающей принять эту истину.
Мы видим, что многие люди, когда кто-то уступающий им по своему положению и возрасту предлагает их вниманию то, что является не вызывающей сомнения истиной, но противоречит мнению, утверждениям или поступкам этих людей, отвергают эту истину, отказываются принимать её, смотрят свысока на тех, кто познакомил их с этой истиной, и упрямо противоречат этим людям. И это случается, даже когда в их личных интересах следовать истине, а не ложному, которому они так упорно следуют.
Этот тип людей встречается часто, особенно в небольших обществах: в семье, в школе, в рабочем коллективе. Высокомерный человек боится, что если он примет истину, исходящую от другого человека, то этот другой обретёт славу, и поднимется в глазах людей, и станет для него соперником, претендуя на то место и положение, которое он сам желает обрести. Он боится следовать за кем-то. А если бы этот человек разумел, то он понял бы, что истинное достоинство и обретение высокого положения заключается в следовании истине, а не в упорстве в приверженности ложному.
Праведный халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб d написал Абу Мусе аль-Аш‘ари d: «Если ты вынес судебное решение, а потом, подумав, понял, что допустил ошибку, и изменил своё мнение, ты должен вернуться к истине, потому что истина изначальна и возвращение к ней лучше, чем дальнейшее продвижение по дороге лжи» [Даракутни].
‘Абд-ар-Рахман ибн Махди[51] сказал: «Однажды мы участвовали в похоронах, на которых присутствовал и ‘Убайдаллах ибн аль-Хасан, судья. Я задал ему вопрос, и он ошибся в своём ответе, и я сказал: “Да дарует тебе Аллах благополучие… Ответ на этот вопрос такой-то и такой-то”. Он наклонил голову, а спустя некоторое время снова поднял её и сказал: “Значит, я возвращаюсь [к истине] смиренно, значит, я возвращаюсь [к истине] смиренно, потому что быть последователем в истине желаннее для меня, чем быть предводителем в ложном”» [Тарих Багдад].
Вторая составляющая высокомерия — презрительное, пренебрежительное отношение к людям.
Подразумевается, что высокомерный человек смотрит на людей свысока, его отношение к ним унизительно, уничижительно, он издевается и насмехается над ними, считает ниже своего достоинства хорошо отзываться о них и хвалить их достижения и благородные качества, он не признаёт их права и благие черты, присущие им.
При этом высокомерие может довести своего обладателя до того, что он начнёт отрицать, опровергать достоинства и заслуги других людей и относиться к ним как к существам неполноценным и несовершенным по сравнению с ним, унижать их и стараться преуменьшить их значимость и достоинства посредством лжи и клеветы, желая сохранить своё высокое положение и «сбросить с пьедестала» всех остальных.
Высокомерный человек, не способный достичь высокого положения с помощью личных достоинств и заслуг, старается возвыситься за счёт принижения других.
Различие между высокомерием и самолюбованием
Абу Вахб аль-Марвази сказал: «Я спросил Ибн аль-Мубарака: “Что такое высокомерие?” Он ответил: “Когда ты презрительно относишься к людям”. И я спросил его о самолюбовании, и он сказал: “Это когда ты считаешь, что у тебя есть то, чего нет у других. Я не знаю ничего хуже для молящихся, чем самолюбование”» [Сийар].
Причины высокомерия
Высокомерный человек ощущает своё превосходство над остальными людьми. Ему кажется, что он не такой, как все, особенный, и он испытывает непреодолимое желание не подчиняться никому.
Причины этого явления таковы.
1. Стремление никому не подчиняться. Это стремление может разрастись до таких размеров, что человек перестанет подчиняться даже Аллаху, в руке Которого ключи к небесам и земле и Который может всё.
Вместе с этим стремлением у высокомерного человека появляется ощущение, что он ни в ком не нуждается, и он преступает границы дозволенного: «Но нет! Человек преступает границы дозволенного, когда ему кажется, что он ни в ком не нуждается» (сура 96 «Сгусток», аяты 6–7). Имам аль-Багави, автор известного тафсира, сказал: «То есть человек переходит установленные границы и проявляет высокомерие даже по отношению к Господу, потому что он считает, что ни в ком не нуждается».
2. Непреодолимое желание выделяться на фоне других людей. Высокомерный человек считает, что общество обязано отводить ему особое положение и признавать его превосходство. И если общество не признаёт за ним права на подобное превосходство, то ему начинает казаться, что он может поправить ситуацию и добиться желаемого с помощью своего высокомерия.
3. Стремление человека скрыть ощущение своей неполноценности или неудовлетворённость своими делами. Высокомерный человек стремится быть важным и достойным почитания в глазах людей и старается, чтобы никто не обнаружил его недостатки. Однако своим высокомерием он лишь разоблачает самого себя, привлекая внимание окружающих к своей персоне и заставляя их искать правду о нём. И когда они узнают правду о нём, он становится ничтожным в их глазах и они начинают относиться к нему пренебрежительно. А ведь он мог бы скрыть свои пороки и недостатки посредством скромности, мягкости, приветливости, молчания о том, о чём у него нет знания, извинений за то, чем он не владеет в совершенстве, отдаления от того, чтобы бросать кому-то вызов и утверждать о себе то, что не соответствует действительности.
4. Преувеличенная скромность окружающих. Иногда причиной высокомерия человека становится чрезмерная скромность окружающих, их незаметность и нежелание идти вперёд и брать на себя ответственность. Высокомерному человеку кажется, что подобное поведение окружающих — это, по сути, признание его превосходства над ними. И шайтан продолжает внушать ему это до тех пор, пока человеку не начинает казаться, что он лучше всех. Он начинает презирать тех, кто его окружает, и впадает в высокомерие.
5. Различие ценностей и критериев превосходства. К причинам появления высокомерия относится нарушение критериев превосходства людей друг над другом. Например, люди начинают превозносить богатого и влиятельного человека над остальными, даже если он ослушник и нечестивец, и отодвигают в сторону чистого и богобоязненного только потому, что он беден и не относится к числу влиятельных. Результатом становится продвижение вперёд того, кто этого не заслуживает, и он начинает превозноситься над людьми и смотреть на них свысока.
Посланник Аллаха r разъяснил это с помощью практического примера, объявив сподвижникам, что полностью отвергает подобные критерии.
Сподвижник Сахль ибн Са‘д передаёт: «Как-то раз мимо Посланника Аллаха r прошёл один человек, и Пророк r спросил сидящего рядом с ним: “Что вы скажете об этом человеке?” Они сказали: “Это — знатный человек, достойный того, чтобы выдать за него замуж женщину, если он посватается к ней, и того, чтобы его заступничество было принято, если он станет заступаться за кого-нибудь”. Пророк r промолчал, а потом мимо прошёл другой человек, и он спросил: “А что ты скажешь об этом человеке?” Он сказал: “Человек из числа бедных мусульман. Такой заслуживает того, чтобы не выдавать за него замуж женщину, если он посватается к ней, и того, чтобы не принимать его заступничества, если он станет заступаться за кого-нибудь, и того, чтобы его не слушали, если он станет говорить что-нибудь”. Тогда Посланник Аллаха r сказал: “Этот [бедняк] лучше всей земли, наполненной такими, как тот [богач]!”» [Бухари, 5091].
6. Сравнение своих благ с чужими и забвение Дарителя этих благ. К причинам высокомерия относится и то, что человек смотрит на свои блага, которыми наделил его Всевышний Аллах, и сравнивает своё положение с положением тех людей, которым Аллах не дал этих благ. Ему начинает казаться, что он заслуживает того, что ему даровано, и что он обрёл все эти блага, потому что был достоин их и имел право на них. И он начинает смотреть на других людей свысока, считая их недостойными подобных благ.