Спор похвальный и спор порицаемый

Спор бывает как похвальный, так и порицаемый. Порой спор представляет собой диалог, обмен доводами, дискуссию. В этом случае он похвален. Но бывает и спор, представляющий собой пустые пререкания и нанесение друг другу обид и оскорблений.

Аллах повелел вести похвальные споры. Всевышний Аллах сказал: «И веди спор с ними наилучшим образом» (сура 16 «Пчёлы», аят 125). То есть мягко, вежливо, деликатно.

Всевышний Аллах сказал: «Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо» (сура 29 «Паук», аят 46).

Слова «ведите его наилучшим образом» означают: спорить следует посредством Корана, или посредством свидетельства «Нет божества, кроме Аллаха», или просто мягко, деликатно, без грубости и жёсткости.

Слова «Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо» означают: это не относится к тем, которые отказываются признавать истину, отказываются выплачивать джизью и сражаются с вами — в этом случае спор посредством слов невозможен.

Порицаемый спор

Это спор, имеющий целью явить и распространить ложное или отвлекающий от разъяснения истинного и правильного. Аз-Захаби сказал: «Если спор ведётся с целью обнаружить и утвердить истину, то он похвален, а если он ведётся ради того, чтобы дать отпор истине, или же это спор без знания, то он порицаем».

Похвальный спор

Это спор, который ведётся с искренним намерением и приводит к благу. Это относится к обязанностям мусульманина, которые он должен исполнять ради своей религии. Ибн Таймийя сказал: «Каждый, кто не вступает в спор с безбожниками и сторонниками нововведений, дабы покончить [с их безбожием и нововведениями], не отдаёт исламу должное, и не исполняет свои обязанности перед знанием и верой, и не принесёт он своими словами успокоение сердцам и душам, и слова его не приносят знания и глубокую убеждённость» [Фатава].

Спор ради истины — великое поклонение. Соплеменники Нуха u сказали своему пророку: «Они сказали: “О Нух! Ты пререкался с нами и пререкался долго. Так яви же нам то, чем ты угрожаешь нам, если ты один из тех, кто говорит правду”» (сура 11 «Худ», аят 32). Он спорил с ними для того, чтобы донести до них истину: «Он сказал: “Поистине, это явит вам сам Аллах, если пожелает, и не в ваших силах предотвратить это. Даже если я хочу дать вам добрый совет, мои наставления не принесут вам пользы, коли Аллах пожелал ввести вас в заблуждение. Он — ваш Господь, и к Нему вы будете возвращены”» (сура 11 «Худ», аяты 33–34).

В коранических аятах множество историй, в которых упоминаются споры — спор Мусы и фараона, спор Нуха со своими соплеменниками, спор Ибрахима и Нимрода, спор Ибрахима с отцом, спор Ибрахима со своими соплеменниками, спор Пророка r с курайшитами, спор сподвижников с многобожниками и так далее. Это спор приверженцев истины с приверженцами ложного с целью убедить их принять истину. Это похвальный спор. То же самое можно сказать и о женщине, которая пришла к Пророку r с вопросом; её история упоминается в словах Всевышнего: «Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш спор, ведь Аллах — Слышащий, Видящий» (сура 58 «Препирательство», аят 1). Эта женщина хотела знать, что ей теперь делать с мужем, как вести себя с ним: запретна она для него теперь или нет? Это похвальный спор.

Если же говорить о порицаемом споре, то это всякий спор, способствующий утверждению и распространению ложного или приводящий к ложному. Всевышний Аллах сказал: «Мы отправляем посланников только добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями. Однако неверующие препираются посредством лживых доводов, чтобы опровергнуть ими истину» (сура 18 «Пещера», аят 56). Это очень важный аят, указывающий на то, что неверующие постоянно ведут споры ради того, чтобы опровергнуть и уничтожить истину.

Всевышний Аллах сказал: «До них сочли лжецами посланников народ Нуха и соумышленники после них. Каждый народ намеревался схватить своего посланника. Они спорили, прибегая ко лжи, чтобы опровергнуть ею истину. Но Я схватил их, и каким же было Моё наказание!» (сура 40 «Прощающий», аят 5). Они спорили ради того, чтобы прогнать, уничтожить истину. Всевышний Аллах сказал: «Доводы тех, которые препираются относительно Аллаха после того, как Ему ответили верующие, бесполезны перед их Господом. На них падёт гнев, и им уготованы тяжкие мучения» (сура 42 «Совет», аят 16). Это угроза Всевышнего тем, кто препирается относительно Аллаха после того, как верующие вняли Его призыву, и пытаются отвратить верующих от Аллаха и от Его пути.

Всевышний Аллах сказал: «Знамения Аллаха оспаривают только неверующие. Пусть не обольщает тебя свобода их действий на земле» (сура 40 «Прощающий», аят 4). Всевышний Аллах сказал: «Среди них есть такие, которые слушают тебя, но Мы накинули на их сердца покрывала, чтобы они не могли понять его, и поразили их уши глухотой. Какое бы знамение они ни увидели, они всё равно не уверуют в него, и поэтому, приходя к тебе, чтобы препираться с тобой, неверующие говорят: “Это — всего лишь сказки древних народов”» (сура 6 «Скот», аят 25). То есть ты взял это от древних и передал из их книг и с их слов.

Всевышний Аллах сказал: «Они говорят: “Наши боги лучше или он?” Они приводят его тебе в пример только для того, чтобы поспорить. Они являются людьми препирающимися!» (сура 43 «Украшения», аят 58). Они спорят ради ложного, и часто вступают в споры и пререкания.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что ‘Абдаллах ибн аз-Зи‘бара пришёл к Пророку r и сказал: «Ты утверждаешь, что Аллах ниспослал тебе этот аят: “Вы и те, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, являетесь растопкой для Геенны, в которую вы войдёте” (сура 21 “Пророки”, аят 98). А я поклонялся солнцу, луне, ангелам, ‘Узайру и ‘Исе ибн Марьям. Все они, значит, в Огне?» Тогда было ниспослано: «А когда приводят в пример сына Марьям, твой народ радостно восклицает. Они говорят: “Наши боги лучше или он?” Они приводят его тебе в пример только для того, чтобы поспорить. Они являются людьми препирающимися!» (сура 43 «Украшения», аяты 57–58). А потом было ниспослано: «А те, кому Мы изначально определили наилучшее, будут отдалены от неё [Геенны]» (сура 21 «Пророки», аят 101) [Ибн Касир. Тафсир].

‘Узайр и ‘Иса ибн Марьям будут отдалены от Огня, тогда как лжебоги, даже солнце, луна и идолы окажутся в Огне, причиняя мучения тем, кто поклонялся им. И будет сказано: это то, чему вы поклонялись, оно сейчас является причиной вашего сожжения, и вы стали растопкой для Ада, вкусите же мучения!

Многобожники предпринимали попытки спорить ради утверждения ложного при жизни Пророка r. И они спорили со сподвижниками, желая утвердить ложное. Всевышний Аллах сказал: «Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это есть нечестие. Поистине, шайтаны внушают своим помощникам препираться с вами. Если вы станете повиноваться им, то окажетесь многобожниками» (сура 6 «Скот», аят 121). Под помощниками подразумеваются неверующие. Шайтаны внушают им препираться с верующими посредством этого довода ради того, чтобы уничтожить истину, то есть установления Шариата. Они говорят мусульманам: «Неужели вы едите то, что зарезали своими руками и при этом не едите то, что убил Аллах?!» — то есть то, что умерло или погибло само, без заклания. Посмотрите на рассуждения приверженцев невежества! Аллах ответил им, обращаясь к мусульманам: «Если вы станете повиноваться им, то окажетесь многобожниками». Всё это предопределение Аллаха: закалывая животное, человек делает это по предопределению Аллаха, и когда животное умирает своей смертью, это тоже происходит по предопределению Всевышнего. Однако Всевышний Аллах разрешил употреблять в пищу лишь то, что зарезано рукой с произнесением имени Аллаха и запретил употреблять в пищу то, что умерло или погибло само.

Посмотрите на этот спор. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что некие люди пришли к Пророку r и сказали: «О Посланник Аллаха! Неужели мы можем есть то, что убиваем мы и при этом не можем есть то, что убивает Аллах?» Тогда Аллах ниспослал: «Ешьте же из того, над чем произнесено имя Аллаха, если вы веруете в Его знамения…» до слов: «Если вы станете повиноваться им, то окажетесь многобожниками» (сура 6 «Скот», аяты 118–121) [Тирмизи, 3069].

Всевышний Аллах сказал, описывая то, как многобожники спорили с Мухаммадом r из-за того, что он видел во время своего ночного путешествия и вознесения на небо: «И сердце не солгало о том, что он увидел. Неужели вы будете спорить с ним о том, что он увидел?» (сура 53 «Звезда», аяты 11–12). То есть неужели вы, о многобожники, спорите с Мухаммадом r из-за знамений, которые показал ему Аллах и обвиняете его во лжи и ставите под сомнение его утверждения?!

Всевышний Аллах сказал: «Если же они станут препираться с тобой, то скажи: “Аллаху лучше знать о том, что вы совершаете. Аллах рассудит между вами в День воскресения в том, в чём вы препирались между собой”» (сура 22 «Хадж», аяты 68–69). Эти аяты были ниспосланы Пророку r, когда многобожники спорили с ним, приводя ложные доводы. Он ответил им словами: «Аллаху лучше знать о том, что вы совершаете» — то есть о вашем неверии и объявлении истины ложью. Он велел ему отвернуться от их пререканий и не тратить время на этих упрямцев, потому что споры с подобными людьми бесполезны.

Они спорили, приводя ложные доводы, и относительно Корана. Всевышний Аллах сказал: «Знамения Аллаха оспаривают только неверующие» (сура 40 «Прощающий», аят 4). ‘Абдаллах ибн ‘Амр (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Пророк r сказал: «Не спорьте о Коране, ибо поистине, споры о нём — неверие» [Байхакы, 2257].

Люди со слабой верой тоже спорили. Всевышний Аллах сказал: «Таким же образом твой Господь побудил тебя выйти из дома ради истины, хотя некоторые из верующих не хотели этого. Они препирались с тобой относительно истины после того, как она стала очевидна, словно их вели на смерть, и они наблюдали за этим» (сура 8 «Добыча», аяты 5–6). То есть когда они поняли, что сражение грядёт, то почувствовали отвращение к этому и стали говорить: мол, почему ты не предупредил нас, что нам предстоит встреча с врагом, дабы мы подготовились как следует? Мы вышли ради каравана, а не ради сражения с войском… Так они спорили.

Неверующие спорили с пророками во все времена. Соплеменники Худа спорили и препирались с ним относительно идолов. Всевышний Аллах сказал: «Он сказал: “Наказание и гнев вашего Господа уже поразили вас. Неужели вы станете пререкаться со мной относительно имён, которые придумали вы и ваши отцы? Аллах не ниспосылал о них никакого доказательства. Ждите, и я подожду вместе с вами”» (сура 7 «Преграды», аят 71). То есть: неужели вы станете пререкаться со мной из-за идолов, которым дали имена вы сами и ваши отцы и которые не способны отвести вред или принести пользу?

Всевышний Аллах сказал: «Препирательство тех, которые оспаривают знамения Аллаха безо всякого довода, явившегося к ним, весьма ненавистно Аллаху и верующим. Так Аллах накладывает печать на сердце каждого возгордившегося тирана» (сура 40 «Прощающий», аят 35). Кто же произнёс эти слова, которые Всевышний Аллах привёл в Коране? Они принадлежат уверовавшему из семейства Фараона, который защищал Мусу u.

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, в сердцах тех, которые препираются относительно знамений Аллаха безо всякого довода, явившегося к ним, нет ничего, кроме высокомерия. Они не достигнут этого [своей цели]» (сура 40 «Прощающий», аят 56). Это связь между высокомерием, спорами и препирательством. Посмотрите, как высокомерие побуждает людей спорить и пререкаться без права — не ради истины, а наоборот, ради уничтожения её и утверждения ложного из высокомерия и упрямства.

Всевышний Аллах сказал: «Разве ты не видел тех, которые препираются относительно знамений Аллаха? До чего же они отвращены от истины!» (сура 40 «Прощающий», аят 69).

Порицаемый спор бывает двух видов.

Вид первый — спор без знания. Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые спорят об Аллахе, не имея знаний, и следуют за всяким мятежным шайтаном» (сура 22 «Хадж», аят 3). И Всевышний Аллах сказал, обращаясь к людям Писания: «Вы были людьми, которые препирались относительно того, что им известно. Почему же теперь вы препираетесь относительно того, что вам неизвестно? Аллах знает, а вы не знаете» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 66).

Спор относительно Аллаха относится к спорам без знания. Всевышний Аллах сказал: «Гром прославляет Его хвалой, а также ангелы от страха перед Ним. Он мечет молнии и поражает ими, кого пожелает. Они спорят об Аллахе, а ведь Он силён» (сура 13 «Гром», аят 13). И Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые спорят об Аллахе, не имея знаний, и следуют за всяким мятежным дьяволом. Ему было предписано, что любого, кто сочтёт его своим покровителем и помощником, он введёт в заблуждение и приведёт к мучениям в Пламени» (сура 22 «Хадж», аяты 3–4).

Такие люди утверждают, что Аллах не способен оживлять мёртвых. Неверующий приходил к Пророку r с костью и, раскрошив её перед ним, говорил: «И ты утверждаешь, что твой Господь способен оживить это?» Так они спорили с Пророком r и отрицали воскрешение.

Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такой, который спорит об Аллахе, не имея ни знаний, ни верного руководства, ни освещающего Писания. Он надменно поворачивает шею, чтобы сбить других с пути Аллаха» (сура 22 «Хадж», аяты 8–9). То есть он высокомерен и желает ввести людей в заблуждение, отвратить их от пути Аллаха.

Эти люди спорили и относительно Часа: «Торопят с ним те, которые не веруют в него. А верующие трепещут перед ним и знают, что он — истина. Поистине, те, которые спорят о Часе, находятся в далёком заблуждении» (сура 42 «Совет», аят 18).

Они спорят относительно Судного дня, несмотря на то что он относится к области сокровенного, о котором ни у кого нет знания.

К спорам без знания относится и спор относительно предопределения. ‘Абдаллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «В один из дней Посланник Аллаха r вышел к людям, когда они рассуждали о предопределении. Тогда лицо его стало красным от гнева, словно сок из гранатовых зёрен, и он сказал им: “Вам это велено было делать? Вы для этого были созданы? Отчего вы сталкиваете между собой части Книги Аллаха? Ведь из-за этого погибли жившие до вас!”» ‘Абдаллах ибн ‘Амр говорил: «Я никогда не радовался тому, что не присутствовал на каком-нибудь из собраний Посланника Аллаха r, кроме этого собрания» [Ибн Маджа, хадис № 85] — имея в виду этот порицаемый спор о предопределении. «Тогда лицо его стало красным от гнева, словно сок из гранатовых зёрен» — из этих слов можно понять, как силён был гнев Посланника Аллаха r.

Он разгневался потому, что предопределение — одна из тайн Всевышнего Аллаха, и тот, кто углубляется в эту тему без знания, в конце концов впадает в заблуждение и становится либо кадаритом, либо джабритом[48]. В этом причина запрета.

Споры о предопределении порождают сомнения и расшатывают веру человека. И если о предопределении начинают спорить и дискутировать без знания или же эти споры приводят к возникновению сомнений, которые потом не опровергаются, то такой спор порицаем. Поэтому Посланник Аллаха r сказал: «Община пребудет в согласии до тех пор, пока они не начнут рассуждать о детях [многобожников] и предопределении» [Ибн Хиббан, 6724] — то есть пока они не начнут рассуждать о том, какая участь уготована детям многобожников. Ибн аль-Каййим сказал: «Если этот хадис достоверен, то он указывает на порицание того, кто рассуждает о них без знания или сталкивает тексты между собой».

Второй вид порицаемого спора — спор ради поддержки ложного и отвращения людей от истины, после того как она стала ясной. Всевышний Аллах сказал: «Они спорили, прибегая ко лжи, чтобы опровергнуть ею истину» (сура 40 «Прощающий», аят 5).

Ибн Батта сказал о порицаемом споре: «Поистине, это пустое развлечение и забава, доставляющая удовольствие, баталия разумов и движение языком ради уничтожения религии, яростное желание победить, наслаждение разбиванием довода противника, стремление победить оппонента, неправильность выводов, ложь и злословие при сопротивлении, осмеяние кротких и благочестивых, высокомерное нежелание принимать ниспосланный [Коран], пренебрежительное отношение к словам Посланника, противоречие согласному мнению, нарушение единства и взаимной симпатии, разобщение исповедующих одну религию, внушение сомнений членам общины, жестокость и властность, озлобление сердца и порождение злобы в душе. Да убережёт Аллах от этого и нас, и вас, и да убережёт Он нас от общения с подобными людьми!»

Если говорить о похвальном споре, то Пророк d побуждал нас к нему. Более того, это одна из разновидностей усердия на пути Аллаха. Анас d передаёт, что Пророк r сказал: «Усердствуйте против многобожников своим имуществом, своими жизнями и своими языками» [Абу Давуд, 2504]. Как же усердствовать с помощью языка? Подразумевается спор, который ведётся наилучшим образом. Ибн Хазм сказал, что благой спор так же обязателен, как и усердие на пути Аллаха. Ас-Сан‘ани сказал: «В этом хадисе содержится доказательство… обязательности усердия на пути Аллаха, осуществляемого языком посредством получения довода против [неверующих] и призыва их к вере во Всевышнего Аллаха».

Спор ради истины в некоторых случаях обязателен, а в других желателен. А порицаемый спор порицаем всегда, потому что он представляет собой попытку выдать истину за ложь или поддержать ложное.

Спор может быть одновременно похвальным и порицаемым.

Всевышний Аллах сказал о хадже: «Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа» (сура 2 «Корова», аят 197). Какой же спор запрещён в хадже? Спор, который становится причиной ссор, злобы и ненависти, спор без знания, в котором каждый из участников желает одолеть другого и никто из них не стремится к познанию и утверждению истины — они только хотят увидеть, кто окажется искуснее в споре и одержит победу, заставив замолчать своего оппонента. Это спор, который ведётся не ради Аллаха. Это может быть спор о нормах Шариата, касающихся хаджа, без знания. Такой спор тоже порицаем.

Но ведь можно вести дискуссию на тему: какой вид хаджа лучше — таматту‘, ифрад? И какой вид хаджа совершал Посланник Аллаха r — ифрад, кыран или таматту‘? Это полезное, плодотворное обсуждение с целью познания Сунны, выяснения истины и последующего действия в соответствии с этой истиной.

То же самое можно сказать о споре, касающемся поста. Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Пост — защита, и [постящийся] не должен вести себя непристойно или подобно невеждам, а если кто-то попытается завязать с ним ссору, пусть он дважды скажет: “Поистине, я пощусь!”» [Бухари, 1894]. А в версии Сухайля ибн Абу Салиха говорится: «…не должен вести себя непристойно или спорить» [Фатх Аль-Бари].

Мусульманину следует отказаться от споров, даже если он прав, потому что пререкания и споры ожесточают сердце и становятся причиной возникновения злобы и ненависти между мусульманами. В препирательствах и пререканиях — отвержение истины и утверждение ложного. К тому же в этих спорах человек желает опровергнуть слова своего оппонента таким образом, чтобы они выглядели ошибкой, даже если в действительности правда на его стороне. Поэтому ислам побуждает людей отказаться от споров… Пророк r сказал: «Я гарантирую дом в окрестностях Рая тому, кто отказался от споров, даже будучи правым» [Абу Давуд, 4800]. Подразумевается спор, в котором каждый из участников стремится сломить своего оппонента, даже если тот прав, то есть пререкания, препирательства, спор, утверждающий ложное.

‘Аиша g передаёт, что Пророк r сказал: «Поистине, самый ненавистный для Аллаха человек — непримиримый спорщик» [Бухари, 2457; Муслим, 2668]. В данном случае подразумевается спор с теми, кто придерживается истины. Если же говорить о споре с приверженцами ложного и нововведений, то необходимо дискутировать и полемизировать с ними, дабы они стали на истинный путь или с целью опровержения их лжи.

Примеры похвального спора

В качестве примера можно привести споры, которые вели пророки (мир им) и наши праведные предшественники с приверженцами ложного, а также научные споры.

Ибрахим u спорил с Нимродом, дабы опровергнуть его ложь: «Не знаешь ли ты о том, кто спорил с Ибрахимом относительно его Господа, поскольку Аллах даровал ему царство? Ибрахим сказал ему: “Мой Господь — Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет”. Он сказал: “Я дарую жизнь и умерщвляю”. Ибрахим сказал: “Аллах заставляет солнце восходить на востоке. Заставь же его взойти на западе”. И тогда тот, кто не уверовал, пришёл в замешательство. Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей» (сура 2 «Корова», аят 258).

Когда начался спор на тему единственности Аллаха в Господстве, неверующий сказал: «Я дарую жизнь и умерщвляю». То есть: этот приговорён к смерти, но я милую его, а этот невиновен, но я казню его. Это спор посредством ложных, несостоятельных доводов, поскольку вовсе не такое оживление и умерщвление подразумевается в утверждении о единственности Аллаха в Господстве. Подразумевается, что Аллах создаёт живое после небытия… То есть если ты правдив, то оживи что-нибудь после небытия.

И когда Нимрод стал использовать в споре несостоятельные доводы, Ибрахим перевёл спор на следующий этап, на котором оспаривание истины уже не представлялось возможным. Он сказал: «Аллах заставляет солнце восходить на востоке. Заставь же его взойти на западе». Что он скажет на это? «И тогда тот, кто не уверовал, пришёл в замешательство». И замолчал.

Ещё один пример — разговор обладателя двух садов с праведным человеком. Как он ответил ему? Праведник побуждал его исполнить его обязанность перед Господом, вместо того чтобы обольщаться благами, которые есть у него, после чего продемонстрировал, что связывает свои надежды с Господом: «А ведь мой Господь может даровать мне то, что лучше твоего сада» (сура 18 «Пещера», аят 40). Он также упомянул о вероятности того, что с садами может случиться какое-нибудь несчастье: вода может уйти глубоко под землю, сад может не принести плодов и так далее.

Известно также, что мусульманские учёные вступали в споры с неверующими. Так, Абу Ханифа как-то дискутировал с неверующими, которые утверждали, что мир создала природа, и что нет никакого Творца, и она появилась сама по себе, и что один и тот же цикл событий повторяется каждые 36 тысяч лет: Адам возвращается снова и все люди возвращаются снова, а потом опять умирают и снова возвращаются, потом опять умирают и так далее. Абу Ханифа спросил: «Как вы думаете, вот если бы корабль плавал по Тигру сам по себе, без капитана и сам приходил в порт и перевозил грузы без чьего-либо посредства, сам расправлял паруса, сам выходил в море, искусно лавируя между скалами, дабы бросить якорь в порту и сам разгружался без посторонней помощи — что вы об этом скажете?» Они ответили: «Допустить такое может только сумасшедший». Он сказал: «Вот вы говорите, что этот корабль не может без капитана. Так что говорить об этом мире, в котором вы живёте?!» И они заплакали и признали истину.

А однажды ‘Амр ибн ‘Убайд, принадлежавший к числу му‘тазилитов, которые утверждали, что совершивший тяжкий грех вечно пребудет в Огне, сказал со всей дерзостью, на которую только был способен: «Меня приведут в Судный день, и я буду поставлен пред Аллахом, и Он скажет: “Почему ты сказал: ‹Поистине, убийца попадёт в Огонь›?” А я отвечу: “Это же Ты сказал: ‹Если же кто-либо убьёт верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно›”». Курайш ибн Анас, младше которого в доме никого не было, сказал ему: «А что если Он скажет тебе: “Ведь Я сказал: ‹Поистине, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает›. Так откуда ты знаешь, что Я не пожелал простить?”» И тот не нашёл, что ответить.

А ‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз отправил ‘Ауна ибн ‘Абдаллаха к хариджитам, чтобы он вёл полемику с ними, и ‘Аун сказал хариджитам, которые считали правителей неверующими, потому что те были несправедливыми: «Вы требовали правителя, который поступал бы так, как поступал ‘Умар ибн аль-Хаттаб, а когда к вам пришёл ‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз, вы были первыми, кто отвернулся от него?!» Они ответили: «Но ведь он не отрёкся от своих предшественников и не стал проклинать их, а мы поставили условие о том, что он должен проклясть всех правителей и халифов, которые были до него». Он сказал: «А Хаман? Когда вы последний раз проклинали его?» Они ответили: «Мы никогда не проклинали его». Он сказал: «Значит, вы имеете право оставить в покое главного помощника фараона, исполнителя его приказов, который построил для него дворец, а ‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз не имеет права поступать в соответствии с истиной и не проклинать приверженцев его киблы, если они ошибались в чём-то или были нерадивы?!» Узнав об этом, ‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз обрадовался и сказал: «Я не желаю отправлять к ним никого, кроме тебя». А потом он спросил его: «А почему ты догадался упомянуть о Хамане, но не стал упоминать о фараоне?» Тот ответил: «Я боялся, что, если упомяну о фараоне, они скажут: мол, мы проклинаем его».

Также передают, что ад-Даххак аш-Шари из числа хариджитов пришёл к Абу Ханифе и сказал: «Покайся». Тот спросил: «В чём же мне каяться?» Он сказал: «В том, что ты разрешил [деятельность] третейских судей». (Дело в том, что хариджиты не считают дозволенным для кого-либо выступать в качестве третейского судьи между двумя и говорят, что нет судьи, кроме Аллаха, и выносит решения только Он.) Абу Ханифа сказал: «Ты собираешься убить меня или дискутировать со мной?» Он ответил: «Дискутировать». Он спросил: «А если мы разойдёмся во мнениях, то кто рассудит нас?» Он ответил: «Назначь кого пожелаешь». Абу Ханифа сказал одному человеку из числа товарищей ад-Даххака аш-Шари: «Сядь и суди нас в том, в чём мы разойдёмся во мнениях». Потом он сказал ад-Даххаку: «Ты доволен этим человеком в качестве третейского судьи между нами?» Тот сказал: «Да». Абу Ханифа сказал: «Вот, ты допустил третейский суд». Тот смешался и не нашёл, что ответить.

Однажды приверженец Сунны вёл спор с кадаритом. (Кадариты утверждают, что Аллах не знает о зле, пока оно не случится, и грешники создают свои деяния сами, а Аллах не создаёт зло.) Приверженец Сунны сказал кадариту во время дискуссии: «Мне рассказывали о том, что во времена Посланника r люди, которых называли кадаритами, воровали сандалии сподвижников!» Кадарит сказал: «А кто вообще говорил о кадаризме во времена Пророка r? Ты не знаешь историю! Кадариты появились только после Пророка r». Он сказал ему: «Если ваши утверждения не существовали во времена Пророка r, то откуда вы вообще их взяли?!»

Ибн ‘Асакир передаёт: «Однажды несправедливый византийский правитель поспорил с кади Абу Бакром аль-Бакыляни, которого послали к нему для дискуссии. Правитель затронул хадис о клевете, желая оскорбить ‘Аишу g, супругу Пророка r. Он сказал ему: “В Коране упоминается женщина, о которой Аллах сообщил, что она не совершала прелюбодеяния. Кто она?” Кади ответил: “Их две, и о них обеих сказано то, что сказано. Это жена нашего Пророка и Марьям, дочь ‘Имрана. Если говорить о супруге нашего Пророка, то она никогда не рожала, а Марьям пришла со своим ребёнком, которого несла на плече. И каждую Аллах оправдал после того, как их обвинили в прелюбодеянии. Аллах оправдал Марьям и оправдал ‘Аишу. Кого же из них ты имеешь в виду?” Тот замолчал и не смог ничего ответить. А что он мог сказать после этого?..»

В общем, спор с целью заставить замолчать приверженцев ложного, ответить неверующему — одна из обязанностей мусульман, и нельзя мусульманину молчать, когда в его присутствии излагают неверие…

Вред порицаемых споров

Поистине, Мудрый Законодатель не запрещает ничего, кроме того, в чём вред для Его рабов в этом мире и в мире вечном. Сюда же относятся споры и пререкания во имя ложного, которые являются причиной многих зол и бед. Ниже перечислены главные из них.

1. Лишение великого блага. Аль-Ауза‘и сказал: «Когда Аллах желает каким-то людям зла, Он внушает им склонность к спорам и отвращение к делам» [Лялякаи. И‘тикад ахль ас-Сунна]. Му‘авия ибн Карра сказал: «Остерегайтесь этих споров, ибо они делают тщетными деяния» [Лялякаи. И‘тикад ахль ас-Сунна].

2. Упущение возможностей совершать благие дела. Разве вы не знаете, что знание о Ночи предопределения[49] было отобрано у людей из-за споров и препирательств? ‘Убада ибн ас-Самит передаёт, что Посланник Аллаха r вышел, чтобы сообщить людям о Ночи предопределения, а два человека из числа мусульман в это время спорили, и он сказал: «Поистине, я вышел, чтобы сообщить вам о Ночи предопределения, но такой-то и такой-то спорили, и [это знание] было отобрано [у меня]. Может быть, так лучше для вас… Ищите же её седьмого, девятого или пятого числа [последней декады рамадана]» [Бухари, 49]. Причиной стали спор и препирательства, и сегодня мы не знаем точно, когда именно наступает ночь предопределения. Эти два человека спорили и препирались, и с ними был шайтан, и у Пророка r было отобрано знание о том, на какую из ночей приходится Ночь предопределения. Этот хадис указывает на то, что споры и конфликты порицаемы и становятся причиной наказания и лишения блага. Этот спор и препирательства, сопровождающиеся повышением голоса, имели место в мечети, в присутствии Пророка r.

Юнус передаёт: «Маймун ибн Михран написал мне: “Остерегайся препирательств и споров в религии, не вступай в спор ни с учёным, ни с невеждой, поскольку учёный удержит от тебя своё знание и не обратит внимания на твой поступок, а невежда только заденет тебя и не станет подчиняться тебе”» [Дарими, 302]. От одного из них передаётся, что один человек не смог приобрести знание от учёных, потому что спорил и препирался с ними, и позже он пожалел об этом и говорил: «Ах, если бы я не делал этого!»

3. Гибель общин. Абу Хурайра d передаёт, что Пророк r сказал: «Оставьте меня в покое до тех пор, пока я оставляю в покое вас. Поистине, живших до вас погубило множество вопросов, которые они задавали своим пророкам, и их разногласия с ними» [Бухари, 7288; Муслим, 1337].

‘Умар сказал Зияду ибн Худайру: «Знаешь ли ты, что разрушает ислам?» Он ответил: «Нет». Он сказал: «Его разрушает ошибка учёного, спор лицемера посредством Корана и правление правителей, вводящих в заблуждение» [Дарими, 214].

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Поистине, живших до вас погубили препирательства и споры о религии» [Табари].

4. Споры порождают злобу и ожесточают сердца. Аш-Шафи‘и сказал: «Спор относительно известного ожесточает сердце и порождает злобу» [Шу‘аб аль-иман].

Многие люди рвут отношения друг с другом по причине спора, не разговаривают друг с другом, не навещают друг друга, а всё из-за споров и ссор, которые имели место на каком-то собрании и закончились для этих людей разрывом отношений, поскольку сердца их отдалились друг от друга. Поэтому наши праведные предшественники предостерегали от споров. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Достаточно несправедливости совершаешь ты, если не перестаёшь спорить, и достаточно греха берёшь ты на себя, если постоянно препираешься» [Тарих Димашк]. Мухаммад ибн ‘Али ибн аль-Хусайн сказал: «Споры стирают религию и взращивают злобу в груди мужей». ‘Абдаллах ибн аль-Хасан сказал: «Спор портит давнюю дружбу, развязывает прочно завязанный узел, и самое малое [из скверного], что есть в нём — это попытки одолеть друг друга, а это одна из главных причин разрыва отношений» [Тарих Димашк].

Ибрахим ан-Наха‘и сказал, толкуя слова Всевышнего: «Мы посеяли между ними вражду и ненависть вплоть до Дня воскресения» (сура 5 «Трапеза», аят 64): «Подразумеваются споры и препирательства, связанные с религией» [Ибн Касир. Тафсир].

5. Лишение помощи. Всевышний Аллах не помогает участникам собраний, на которых ведутся споры не из стремления к Лику Аллаха.

6. Отвлечённость сердца от Господа. Самое малое, что можно сказать о спорах, которые ведутся не ради Аллаха, — что они отвлекают человека даже во время молитвы, поскольку мысли человека остаются занятыми им.

Один из наших праведных предшественников сказал: «Я не видел ничего более губительного для религии и уменьшающего благородство, лишающего удовольствия и занимающего сердце, чем спор» [Тарих Димашк].

7. Причина ошибок. Муслим ибн Ясар сказал: «Остерегайтесь споров, ибо они — время беспечности знающего и именно в это время шайтан стремится заставить его ошибиться» [Дарими, 396].

8. Потеря достоинства. Один бедуин сказал: «Кто спорит и препирается с достойными людьми, тот теряет своё достоинство, поскольку часто делающий что-то становится известен этим».

Аш-Шафи‘и сказал:

Они сказали: ты смолчал, а с тобою спорили!

Я сказал им: ответ мой — ключ к вратам зла.

Промолчать в ответ невежде и глупцу — достоинство

И способ честь сберечь и сохранить.

Не видишь разве: льва боятся и тогда, когда молчит он,

А собаку с презрением гонят прочь и когда она лает…

9. Появление нововведений и следование. ‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз сказал: «Кто сделал религию свою объектом споров, тот много переходит» [Дарими, 304] — имеется в виду переход от нововведения к нововведению, от ошибки к ошибке и так далее.

Аль-Хакаму ибн ‘Утайбе аль-Куфи сказали: «Что вынудило людей войти в эти страсти?» — то есть нововведения. Он ответил: «Споры» [Лялякаи. И‘тикад ахль ас-Сунна].

Халид ибн Бармак сказал: «Кто способен удержать себя от четырёх вещей, тот вправе рассчитывать, что его не постигнет большое зло. Это спешка, надоедливость, самолюбование и нерадивость. Плод спешки — сожаление, плод надоедливости — растерянность, плод самолюбования — ненависть, а плод нерадивости — унижение» [Раудат аль-‘укаля].

Сахля ибн ‘Абдаллаха спросили: «Как человеку узнать, что он придерживается Сунны и общины?» Он ответил: «Он должен обнаружить в себе десять качеств[50]: он не должен оставлять общину, не должен ругать сподвижников Пророка r, не должен выходить против этой общины с мечом, не должен отрицать предопределение, не должен сомневаться в вере, не должен спорить о религии, не должен отказываться от совершения молитвы по умершим грешникам из числа людей киблы, не должен отказываться от протирания кожаной обуви, не должен отказываться совершать молитву за любым правителем — как несправедливым, так и справедливым» [Лялякаи. И‘тикад ахль ас-Сунна].

Споры с учёными

Некоторые люди устраивают споры на религиозные темы на собраниях учёных и искателей знания, чтобы продемонстрировать свои знания, красноречие и искусность в споре. Подобные действия порицаются Шариатом. Джабир ибн ‘Абдаллах (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Пророк r сказал: «Не приобретайте знание ради того, чтобы похваляться им перед учёными, и не спорьте посредством него с глупцами, и не используйте его, чтобы привлечь к себе внимание на собраниях, а кто поступает так, пусть остерегается Огня!» [Ибн Маджа, 254].

А в другом хадисе от Ка‘ба ибн Малика d говорится: «Я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: “Того, кто приобретает знание ради того, чтобы соперничать с учёными, или спорить с глупцами, или заставлять людей обращать лица в свою сторону, Аллах введёт в Огонь”» [Тирмизи, 2654].

Необходимо остерегаться приобретения знаний ради ведения споров и необходимо остерегаться препирательств с учёными.

Главной заботой некоторых людей являются споры с учёными и искателями знания. Такой человек как будто говорит: «Я знаю такое-то правило, и такое-то доказательство, и слова такого-то учёного…» Он задаёт вопрос шейху, и тот отвечает ему, а он говорит: «Шейх, такой-то сказал об этом то-то, а такой-то сказал то-то, а такой-то сказал то-то…» Если он знал всё это, зачем он тогда спраши

Наши рекомендации