Глава седьмая. Страстная влюблённость
Введение
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословения благороднейшему из посланников, нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.
Здравое сердце находит совершенное наслаждение и истинную радость только в любви к Всевышнему Аллаху, приближении к Нему посредством того, что Он любит, и отдалении от всякого объекта любви, кроме Него.
Эта любовь — суть свидетельства единобожия «нет божества, кроме Аллаха», и это религия пророка Ибрахима (мир ему) и сунна последнего из посланников Мухаммада r.
К явлениям, которые сильнее всего портят сердце и отдаляют его от Всевышнего Аллаха, относится такой недуг, как страстная влюблённость. Этот недуг губит человека и отдаляет его от пути блага, ввергает его в заблуждение и уводит от истинного пути. Это унижение для души, завеса для сердца, позор в этом мире и мучения в мире вечном. Это недуг, в котором растворяется дух, и человек не может найти покоя. Это бушующее море, и кто решится плыть по нему, тот утонет, потому что оно безбрежно.
Что же такое страстная влюблённость? И каковы её виды? И по воле ли человека возникает это явление или помимо его воли? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в этой главе.
Прошу Аллаха помочь нам в том, в чём благо и благополучие для нас, и направить на путь истины и преуспеяния. Поистине, Он всё может.
Определение страстной влюблённости (‘ишк)
В арабском языке корень, от которого образовано это слово, указывает на чрезмерность и переход границ в любви. Ибн Манзур сказал: «Страстная влюблённость — это чрезмерная любовь или же тот случай, когда любящий совершенно очарован объектом своей любви» [Лисан аль-‘араб]. Это состояние получило название «‘ишк — عشق», потому что сильная страсть иссушает сердце подобно тому, как засыхает плющ (‘ашака), когда его обрезают.
Ибн Таймийя сказал: «Известно, что это слово используется для обозначения плотской любви, то есть любви человека к другому человеку из тех, от кого можно получить наслаждение… И это слово не используется, когда речь идёт о любви человека к своему ребёнку, близким, родине, имуществу, религии и т. д. или когда речь идёт о любви человека не к себе подобным, то есть его любви к знанию, религии, смелости, щедрости, благодеянию и т. д. Известно, что этим словом обозначают именно тягу к половому сношению и предшествующим ему действиям. Страстно влюблённый в кого-то ищет наслаждения, глядя на объект своей любви, слушая его слова или стремясь к телесной близости с ним посредством поцелуя, прикосновения, объятий или полового сношения».
Из этих слов мы можем сделать два вывода.
Вывод первый: связь между рабом и Господом ни в коем случае нельзя обозначать этим словом, как поступают некоторые отклонившиеся от истинного пути безбожники — Ибн ‘Араби, Ибн Саб‘ин и другие, использующие это слово, когда речь идёт о Всевышнем Аллахе. Они говорят: «Влюблённость, влюблённый и объект влюблённости — одно». И они утверждают, что Всевышний Аллах соединился со Своими творениями и они стали единым целым… Превыше Аллах того, что они говорят о Нём!
Вывод второй: нельзя сказать: «Такой-то влюблён в учёного», как нельзя сказать: «Я страстно влюблён в знание такого-то, его нрав и религию. Подобные выражения не употребляются в языке, потому что это слово связано с плотской, страстной любовью.
Виды страстной влюблённости
Влюблённость связывает два объекта — это влюблённый и возлюбленный. Влюблённость может быть взаимной, а может быть односторонней, то есть безответной. В истории можно найти множество примеров взаимной влюблённости. Например, Кайс и Лейля, Антара и Абля… Это те случаи, когда страстная любовь имела место с обеих сторон.
Как сказал поэт:
Глаза твои мне говорят о том,
Что ту же страсть испытываешь ты.
Ты ощущаешь то же, что и я,
Но терпишь, а у нас нет сил терпеть…
Если же говорить о влюблённости односторонней, то такой пример мы обнаруживаем в Сунне Пророка r, а именно — в истории Бариры g. Барира была рабыней, а когда она получила свободу, Пророк r предоставил ей выбор: остаться с мужем или освободиться от него — и она выбрала освобождение. А Шариат предоставляет рабыне, которая получила свободу, право выбора, если на момент её освобождения её муж остаётся рабом. Мугис, её муж, очень сильно любил Бариру и, когда она выбрала освобождение, сильно страдал из-за разлуки с ней.
‘Абдаллах ибн ‘Аббас передаёт: «Мужем Бариры был один раб по имени Мугис, и я будто сейчас вижу, как он, плача, идёт за ней и слёзы текут по его бороде. Посланник Аллаха r сказал ‘Аббасу: “О ‘Аббас, разве тебя не удивляет, что Мугис так любит Бариру, а Барира так ненавидит Мугиса?” А потом Пророк r сказал: “Вернулась бы ты к нему”. Барира спросила: “О Посланник Аллаха, ты приказываешь мне?” Он сказал: “Я только ходатайствую”. Тогда она сказала: “Не нужен он мне!”» [Бухари, 5283].
Эта влюблённость мужчины в женщину, которая дозволена для него, поскольку они состояли в браке. Однако она может возникнуть и между мужчиной и женщиной, которые не дозволены друг для друга, как бывает в бесконечном множестве запретных любовных связей.
Существует четыре вида влюблённости в зависимости от её участников.
Вид первый: влюблённость мужчин в женщину. Это самый распространённый вид. Внутри этого вида существуют разрешённые подвиды — например, между мужем и женой… До тех пор, пока этот вид не мешает человеку быть истинным рабом Аллаха и не заставляет его совершать запретное или отказываться от того, что является покорностью Аллаху, он остаётся разрешённым.
Вид второй: влюблённость женщин в мужчину. Этот вид так же распространён, как и предыдущий, и внутри него также существуют подвиды разрешённые и запрещённые. К запретным относится, например, упомянутая в Коране история жены вельможи и Юсуфа u. С его стороны имели место целомудрие, терпение и богобоязненность, а с её — страсть, преследования и стремление склонить его к греху. Искушение было велико, однако Всевышний Аллах укрепил его. В нём, как и во всяком мужчине, было заложенное Всевышним влечение к женщинам, и он был молодым, холостым, находился в чужих краях, а женщина была влиятельная и красивая и не только не сопротивлялась и не отвергала его, но и сама звала его к греху и сама сломала все психологические барьеры между ними. Он был в её доме и в её распоряжении и не боялся, что его в чём-то заподозрят. Он беспрепятственно входил и выходил из её дома, поскольку работал у неё. Она позвала на помощь других женщин, живших в том же городе, и угрожала ему темницей и унижением, если он не исполнит её желание. Несмотря на всё это, Юсуф предпочёл довольство Всевышнего Аллаха и предпочёл темницу прелюбодеянию. Всевышний Аллах сказал: «Он сказал: “Господи! Темница мне милее того, к чему меня призывают. Если Ты не отвратишь от меня их козни, то я уступлю им и окажусь в числе невежд”» (сура 12 «Юсуф», аят 33). И Всевышний Аллах отвратил от него её козни и козни других женщин. Эта история — очень важный урок и назидание.
Вид третий: влюблённость мужчин в мужчин. Этот вид влюблённости ненавистен Аллаху и навлекает на человека Его гнев и недовольство. Такая влюблённость наносит огромный вред человеку в его религии и мирских делах и влечёт за сбой наказание в мире вечном. Сюда же относится любовь мужчины к мальчикам-подросткам и деяние народа Люта (мужеложство), которые навлекли на себя кару Аллаха за то, что совершали это ужасное преступление, вступая в однополую связь. Всевышний Аллах даже охарактеризовал их состояние как опьянение, сказав: «Клянусь твоей жизнью! Они слепо блуждали, опьянённые» (сура 15 «Хиджр», аят 72). Это извращение, противное человеческой природе.
Вид четвёртый: влюблённость женщин в женщин. Этот вид, как и предыдущий, является преступлением и омерзительным, скверным и низким деянием, и основной причиной его распространения становится чрезмерная привязанность и восхищение друг другом. Это явление ведёт к распространению нечестия и отвратительному моральному разложению.
Влюблённость можно распознать по нескольким характерным признакам.
— Попытка скрыть связь с данным человеком.
— Долгое времяпрепровождение с данным человеком.
— Обмен секретами.
— Произнесение фраз, свидетельствующих о любви и существовании связи между двумя.
— Проявления ревности в отношении данного человека.
— Безропотное принятие от данного человека всего, даже наносимых обид и совершаемых грехов.
— Частое общение и стремление остаться наедине.